Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Актуальные вопросы косвенного налогообложения в Таможенном Союзе на примере акцизов

Оксана Леонидовна Курочкина, адвокат коллегии «Таможенный адвокат»
г.

Объединение России, Беларуси и Казахстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, по замыслу создателей, в первую очередь направлено на увеличение благосостояния населения этих стран посредством расширения возможностей торговли товарами и услугами и роста конкурентоспособности экономик этих стран. На сегодняшний день подобные возможности ограничены значительным количеством барьеров, связанных как с организацией экономической деятельности внутри стран, так и с препятствиями торговле, возникающими на границах между странами. Безусловно, прогресс в деле дальнейшей интеграции экономик стран-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства заключается в том, чтобы минимизировать и устранять влияние подобных факторов и барьеров.

Один из таких барьеров, препятствующий нормальному функционированию Единого экономического пространства, лежит в сфере косвенного налогообложения и связан с акцизами.

В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе” и принятым в соответствии со статьей 4 указанного Соглашения Протоколом от 11 декабря 2009 г. (далее – Протокол) о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе предусмотрено, что при импорте товаров на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза налоговыми органами государства-импортера взимаются косвенные налоги (пункт 1 статьи 2 указанного Протокола). При этом для целей Соглашения под косвенными налогами понимается налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор).

Пунктом 11 статьи 2 Протокола предусмотрено, что суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.

В Республике Беларусь налоговые вычеты по акцизам в настоящее время применяются только в случаях, когда подакцизные товары, по которым уже исчислены (уплачены) акцизы, используются для производства других подакцизных товаров (подпункты 2.1, 2.2 статьи 123 Налогового кодекса Республики Беларусь). 

Согласно пункту 2 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории и объекты, находящиеся под ее юрисдикцией, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 291 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» на вычет относятся суммы акцизов, уплаченные в Республике Казахстан, по подакцизным товарам, использованным в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров.

Таким образом, национальные законодательства государств – членов Таможенного союза предусматривают возможность вычета (зачета) акцизов только в отношении подакцизных товаров, используемых для производства других подакцизных товаров, в то время как Протоколом для целей вычета (зачета) акцизов не установлено каких-либо ограничений и условий в отношении дальнейшего использования подакцизных товаров.

В этой связи в Беларуси и России у хозяйствующих субъектов плательщиков косвенных налогов возникает необходимость дважды уплачивать акцизы без возможности их дальнейшего вычета (зачета) – первоначально на территории Республики Беларусь, а затем при продаже подакцизных товаров в Российскую Федерацию. Иными словами, Протоколом определено право импортера на вычет (зачет) акцизов, уплаченных при ввозе подакцизных товаров, однако на практике оно не может быть реализовано, так как такой порядок отсутствует, а нормы национального законодательства позволяют реализовать право на вычет (зачет) акцизов только в отношении подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров.

По сути, это ведет к двойному налогообложению хозяйствующих субъектов и создает барьер во взаимной торговле, что в конечном итоге препятствует свободному перемещению товаров внутри Таможенного союза.

Правовая природа косвенных налогов предусматривает право налогоплательщика на возмещение косвенного налога, что частично реализуется прописанными в Протоколе механизмами подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения нулевой ставки НДС при перемещении товаров внутри Таможенного союза, при этом акцизы, в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе”, также отнесены к косвенным налогам.

Исходя из изложенного выше, можно прогнозировать внесение дополнений в Протокол в части закрепления порядка реализации права импортера на вычет (зачет) акцизов, уплаченных при ввозе подакцизных товаров (не используемых далее в качестве сырья для производства подакцизных товаров) в государствах – членах Таможенного союза. 

Полагаю, что такие действия со стороны наднационального регулятора, в полной мере отвечали бы целям обеспечения условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Итак, слово за регулятором.

 

Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 2699
  • Комментарии 1
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
21:07 21.03.2014
Уважаемый таможенный юрист,

Необоснованная критика и нелитературная речь на нашем ресурсе не приветствуется.
Как в прочем и размещенная не к месту коммерческая реклама.

Вынужден удалить Ваш пост.
Спасибо за понимание!
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha