В Москве в «КрокусЭкспо» торжественно открылась выставка ТрансРоссия-2014. В церемонии принимали участие заместитель министра транспорта Николай Асаул, заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту Александр Старовойтов, первый вице-президент РЖД Вадим Морозов, генеральный секретарь координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов, президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик, президент Гильдии экспедиторов России Семен Резер, советник руководителя ФСТ Алевтина Кириллова, гендиректор организатора выставки компании ITE Александр Шталенков.
В ряде СМИ периодически появляется информация о том, что на российском рынке грузоперевозок постоянно предпринимаются попытки монополизации. Подобная перспектива крайне негативно сказывается как на транспортных компаниях, так и на качестве предоставляемых ими услуг. А в конечном итоге – на покупателе или продавце, который вынужден платить необоснованно высокую цену.
В сложившейся ситуации грузоотправители спешно ищут единственно верное решение, которое позволит им повлиять на ее конечный исход и сохранить прибыльность своего бизнеса.
Так, на сайте «РЖД» есть заявление представителей Сибирской топливно-энергетической компании: «мы считаем, что нужно поработать несколько лет по тем правилам, которые приняты. Только было принято первый раз за всю историю пятилетнее решение, мы начали прогнозировать контракты, мы работаем с ОАО «РЖД» по тем правилам, которые написаны. Дайте наработать практику – хотя бы 2-3 года, спокойно поработать».
Владельцы угольных компаний просят правительство серьезно отнестись к вопросу возможной монополизации рынка железнодорожных перевозок, ведь сегодня, работая в рамках имеющихся правил, у компаний действительно есть возможность прогнозировать свои контракты, а значит, прибыль и дальнейшие инвестиции. В случае, если государство не сочтет нужным прислушаться к словам угольщиков, нас ждет еще один виток цен на грузоперевозки – вверх и виток кризиса угольной отрасли – по наклонной – вниз.
Свое мнение по данному вопросу высказали и в «Талтэке», в структуру которого входит собственное транспортно-логистическое предприятие. На вопрос о том, как там обстоят дела, в своем интервью кузбасским СМИ ответили, что «ситуация складывается непростая. К сожалению, сегодня некоторые крупные операторские компании пытаются монополизировать рынок грузоперевозок. Все, кто достаточно давно работает в угольной отрасли, помнят, как 7 – 8 лет назад угольщики стояли с протянутой рукой и просили единого монополиста предоставить ему железнодорожные вагоны, а на складах скапливались огромные остатки углей. В сегодняшних реалиях грузовладельцам нужно серьезно задуматься об этом, начать активно сотрудничать, объединиться грузовыми потоками, заключить долгосрочные надежные контракты с операторами, чтобы сложившаяся ситуация не привела к повторению монополии».
Уже не в первый раз угольщики призывают всесторонне оценить, насколько этот вопрос важен как для отрасли в частности, так и для страны – в целом. Стоит хотя бы вспомнить о том, что сегодня еще есть выбор – услугами какой транспортной компании воспользоваться, есть возможность выбрать выгодный тариф. Если произойдет монополизация – все эти преимущества исчезнут, будет одна транспортная компания и один тариф – выгодный монополисту и, несомненно, завышенный.
Большинство компаний открыты к диалогу, ведь партнерские отношения помогут стабилизировать тарифы на грузоперевозки по железной дороге и уйти от монополизации рынка. Однако пока данный вопрос остается открытым...