Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры

Обзор грузооборота морских портов России

Перевалка грузов в морских портах РФ неизменно растет несмотря на кризисные явления в России и в мире. В период с 2011 по 2015 годы объем перевалки в морских портах по всем бассейнам РФ увеличился на 141,6 млн т, достигнув в 2015 году значения 676,7 млн т (на 26,5% выше, чем значения 2011 года). В соответствии со стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года прогнозируется сохранение тенденций роста объемов перевалки в морских портах России. При этом общий объем перевалки к 2030 году должен увеличиться почти в два раза и составить 1102 млн т грузов в год. Грузооборот морских портов России за 10 месяцев 2016 года, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), увеличился на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 594,2 млн т. Удастся ли по итогам года сохранить положительный тренд?

Рост показала как перевалка сухих, так и наливных грузов. В частности на 11,9% увеличился объем переработки угля, на 6,1% – грузов в контейнерах, на 1,6% – зерна. Наибольшую положительную динамику показала перевалка накатных грузов – в 1,8 раз и руды – на 30%.Если говорить о наливных грузах, рост обеспечен увеличением перевалки сырой нефти на 11,6% и сжиженного газа на 4,6%. В то же время на 6,1% снизилась обработка нефтепродуктов.

Анализ грузооборота морских портов по направлениям показывает, что в то время как экспорт растет, за 10 месяцев 2016-го перегружено 468,4, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, объем импортных грузов продолжает снижаться, за указанный период было перегружено 26 млн т, что на 6,1% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Однако продолжает расти объем транзита – 41,3 млн т (+4,2%) и каботажа – 58,5 млн т (+22,6%). Увеличение перевозок в каботаже обусловлено началом работы порта Сабетта (ООО «Газпромнефть-Ямал»), рейдового перегрузочного комплекса в порту Мурманск (ООО «РПК Норд») и увеличения перевалки сырой нефти на Варандейском терминале (Из порта Сабетта нефть поступает на танкер- накопитель в акватории порта Мурманск, далее с танкера-накопителя нефть перегружается на транспортные суда и отправляется на экспорт).

Конкуренция в отрасли обостряется

Стивидоры Дальнего Востока догоняют по объемам перевалки порты Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов. В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился на 8,6% до 153,9 млн т. Отметим, что, по данным АСОП, грузооборот в портах Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов увеличивается меньшими темпами: рост составил 2% (до 195,6 млн т) и 3,3% (до199,7 млн т) соответственно.

По-прежнему Северо-Западным портам прибавку обеспечивают растущие объемы экспорта нефти, Южным портам – зерна и других сухогрузов, а на Дальнем Востоке показатели работы увеличиваются за счет перевалки сухогрузов, в частности угля.

На Балтике самым крупным портом является Усть-Луга, который переработал за 10 месяцев 2016 года 76,7 млн т, что на 5% выше, чем за январь-октябрь 2015 года. При этом самым динамично наращивающим грузооборот можно назвать Приморск – за указанный период объем перевалки в нем увеличился на 0,6% до 54,0 млн т. На Юге это Новороссийск – до 107,6 млн т (+2,2%) и Керчь – до 7,9 млн т (+28,9%), на Дальнем Востоке – порт Восточный – до 56,9 млн т (+5,2%) и Посьет – до 6,8 млн т (+27,4%).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна за 10 месяцев 2016 года перегрузили в два раза больше наливных грузов, чем за аналогичный период прошлого года. По данным АСОП, объем перевалки составил 17,9 млн т. Однако динамика переработки сухих грузов также положительная. За указанный период порты Арктики переработали 22,1 млн т грузов, что больше на 7,8% грузооборота аналогичного периода 2015 года. В целом же грузооборот гаваней Арктического бассейна увеличился на 35,7% достигнув 40 млн т. Наилучшие показатели работы продемонстрировали портов Мурманск, который нарастил грузооборот до 26,6 млн т (+47,1%), Варандей – до 6,7 млн т (+22,3%) и Дудинка – до 1,0 млн т (+1,8%). Уменьшили перевалку грузов порты Архангельск до 2,3 млн т (-30,0%) и Кандалакша до 0,6 млн т (- 13,0%).

А вот гавани Каспийского бассейна лишь держатся на плаву. За 10 месяцев они обработали 4,9 млн т грузов, что на 13% ниже аналогичного периода прошлого года. Сильнее всего сократился объем перевалки в портах Махачкала и Оля – на 16,8% и на 19,8% соответственно.

Контейнеры возвращаются?

Контейнерооборот портов РФ за 10 месяцев увеличился на 0,2%, до 3,3 млн TEU. Отметим, что положительная динамика контейнерооборота отмечается впервые за текущий год. Это и не удивительно, контейнерный рынок быстро реагирует на ухудшение экономической ситуации. Основная доля контейнерных грузов – это товары народного потребления и продовольственные товары зарубежного производства, спрос на которые упал вследствие снижения покупательной способности населения, девальвации рубля и контрсанкций РФ. В период с января по сентябрь 2016 года темпы падения сокращались стабильно. Так, в январе спад составил 10,3%, в первом квартале - 5%, по итогам полугодия - 1,3%, в январе-сентябре - 0,5%.

Рост перевалки каботажных контейнеров за отчетный период составил 7,9% - с 481,81 до 520,07 тыс. TEU (перевалка груженых выросла на 10%, порожних - на 4,7%). Импортных контейнеров в январе-октябре текущего года перевалено на 0,7% больше или 1,37 млн TEU.

Транзит упал относительно января-октября прошлого года на 37,3%, до 37,51 тыс. TEU (перевалка порожних контейнеров сократилась на 93,9%, груженых - на 15,2%). Перевалка экспортных контейнеров сократилась на 1,5%, до 1,35 млн TEU (порожних контейнеров перевалено на 21,1% меньше).

Порты Арктического бассейна в январе-октябре увеличили перевалку контейнеров на 10,8%, до 124,59 тыс. TEU. Положительная тенденция прослеживается также в портах Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов, где контейнерооборот вырос на 1,3% (до 1,68 млн TEU) и на 1,9% (до 508,37 тыс. TEU). Порты Дальнего Востока сократили перевалку контейнеров на 3,7%, до 970,28 тыс. TEU, а Каспийского – на 27,3%, до 1,7 тыс. TEU.

В итоге доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 51,1%, Дальневосточного - 29,6% совокупного контейнерооборота РФ.

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!