Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Горячие новости

Международная конференция по информационным технологиям, упрощающим международную торговлю, состоялась в Москве

5 июня 2014 г. в Москве в Центре международной торговли состоялась практическая международная конференция, на тему «Современные информационные технологии и решения для упрощения международной торговли: глобальные вызовы и рекомендации для России».
г.
25 июня 2014 г. в Москве в Центре международной торговли состоялась практическая международная конференция на тему «Современные информационные технологии и решения для упрощения международной торговли: глобальные вызовы и рекомендации для России». Мероприятие было организовано Некоммерческим партнерством профессионалов и участников внешнеэкономической деятельности «ПРОВЭД» (НП «ПРОВЭД»). В ходе конференции эксперты представили и обсудили современные российские и международные IT тенденции, а также последние решения в сфере упрощения международной торговли.
 
С международными рекомендациями по внедрению механизма «Единого окна» (ЕО), а также об опыте внедрения в ЕС и СНГ новых требований в рамках ВТО рассказал представитель отдела транспорта Европейской Экономической Комиссии ООН Сергей Кузьмин. Рассказывая об использовании международных стандартов эксперт отметил, что, зачастую, в России эти стандарты реализуются с большим опозданием. И это несмотря на то, что, являясь членом ВТО, Россия приняла на себя обязательства использовать принятые международные стандарты или их отдельные части в качестве основы для импортных или экспортных и транзитных процедур. Тем не менее, у каждой страны свои особенности, вследствие чего должны быть разработаны процедуры для совместного использования в рамках ВТО соответствующей информации и передового опыта в реализации международных стандартов. В случае необходимости, есть возможность определить конкретные стандарты, которые будут иметь особое значение для стран-участниц. Исходя из международных стандартов, участвующим в процессе органам и ведомствам рекомендуется повторно не требовать документацию или данные, если они уже были представлены через ЕО. Конечно если для этого нет конкретных оснований, чрезвычайных обстоятельств или иных исключений. При этом Члены должны максимально, по мере своих возможностей, использовать информационные технологии для поддержки ЕО. С этим в России как раз большая беда.
 
Не стоит забывать, что все имеет свою цену. Существует ряд факторов влияющих на стоимость системы ЕО. Из основных можно, прежде всего, выделить размеры страны и общий объем ее торговли. Немаловажный фактор это охват ЕО с точки зрения регулирования (в среднем, в регулировании торговли участвует порядка 20 агентств. В то же время, по данным Всемирного Банка, большинство действующих систем ЕО в среднем объединяют 3 агентства). Ну, и конечно, общий уровень развития информатизации страны (интернет и т.д.). Если взглянуть на конкретную стоимость ЕО в отдельно взятых государствах, то согласно данным, озвученным на конференции по ЕО в Чили (2013 год), например, средние прямые расходы на создание ЕО в странах Латинской Америки оцениваются в 3 – 5 млн долл. США. В Колумбии – 5 млн; в Мексике (прямые и косвенные) расходы – 16 млн. Если говорить о прямых и косвенных расходах (а для России это в высшей мере актуальная тема), в качестве примера можно привести Панаму. В данном государстве введение пилотного проекта ЕО обошлось в сумму порядка 2,8 млн долл. США, а в целом в 20 млн с учетом увязки ее с другими министерствами. Хотя России наверное будет ближе пример Эквадора, где на создание системы пришлось выделить 100 млн. Если говорить в целом, то по данным ВТО средняя стоимость создания ЕО колеблется в диапазоне от 5 до 50 млн., и это не большие деньги в сравнении с теми выгодами, что получает обладатель этой системы (конечно, при условии того, что она функционирует по-человечески).
 
В России, несмотря на уже казалось бы официально действующую систему ЕО, не все так просто. О суровой действительности применения механизмов ЕО в системах информационного взаимодействия морских пунктах пропуска рассказал руководитель рабочей группы по мониторингу МПП, заместитель председателя общественного совета при Росгранице, директор проекта ООО «Морской экспресс» Владимир Коростелев. По мнению В. Коростелева, адекватно работающую систему построить вполне реально. Еще в далеких 80-х годах рабочая группа по упрощению процедур международной торговли при Европейской Экономической комиссии ООН занималась разработкой единого бумажного документа. Задача была создать бумажный торговый документ, не имеющий обратной стороны, чтобы его было удобно передавать по факсу. В рамках данной разработки рабочая группа описала все возможные элементы данных встречающихся в таможенных, торговых и транспортных документах, после чего выпустила справочник. Справочник внешнеторговых элементов данных был закреплен международным стандартом ISO 7372-86 и советским Гостом 6.20.2-91. Каждому элементу данных было присвоено два обозначения (один в описательном виде и другой в виде кода). Первым стандартом, который был разработан международной рабочей группой, был стандарт предоставления Инвойса (счета), далее появлялись другие документы, и последовательно все пришло к единому административному документу (таможенной декларации). Впоследствии из элементов данных, представленных в справочнике, был составлен принцип электронного обмена данными. То есть передача структурированных данных в виде стандартных сообщений между компьютерами при минимальном участии человека. «Речь пошла о разработке не документов и не о том, какие документы нужны, а прежде всего о том, какие данные необходимы. Все данные одни и те же, и уже давно содержатся в этом справочнике. Таким образом, появился международный стандарт EDIFACT ООН. Теперь документ может быть распечатан на всевозможных языках, так как он использует только коды. И этот велосипед уже изобретен в 1987 году и широко используется», – отметил В. Коростелев. Справочник, содержащий необходимые коды, публикуется два раза в год, а также размещается на сайте Европейской Экономической комиссии. Среди чиновников Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и представителей ФТС России бытует мнение, что EDIFACT ООН устарел, и сейчас передовой технологией является технология XML. Но это не совсем так. В Европе система действует очень продуктивно, в США активно используется аналог ANSI X12, а все внешние приложения американцев используют EDIFACT ООН.
 
С 1 июня 2015 года в ЕС внедрятся программа, по которой все участники транспортного рынка передают всем контролирующих органам одно электронное сообщение. В РФ по данному вопросу пока не пришли к пониманию. К примеру для подачи предварительной информации в РФ обязаны внести данные в три электронные системы, после чего заполнить и подать в 6 контролирующих ведомств до 77 форм бумажных документов. Согласно определению ЕО в рекомендации 33 СЕФАКТ ООН говорится, что данные, которые могут потребоваться различным службам, подаются в форме документа (бумажного или электронного) и подаются только одной из них, той, на которую возложена функция ЕО. При этом существует международная конвенция международной морской организации FAL-65, в которой написано, что при введении систем электронного обмена данными государственные власти ограничивают информацию, требуемую ими от судовладельцев и других заинтересованных сторон той, которая требуется согласно Конвенции FAL-65. Россия является участником данной Конвенции, но этого положения не выполняет. «Все российские контролирующие органы, при приходе судна в морской порт, должны принимать всего 7 форм документов, перечисленных в рекомендации IMO по стандартизации сообщений предварительного информирования. В этих формах данные соответствуют международным стандартам EDIFACT, они все описаны и пронумерованы. Для того чтобы построить ЕО на морских пунктах пропуска, не надо ничего изобретать, достаточно взять этот документ», – отметил В. Коростелев.
 
Если взглянуть на текущие российские документы, приказ Министерства транспорта от 21 октября 2013 г. № 321 говорит, что при осуществлении государственного контроля применяется принцип «Одного окна». Но дальше министерство поясняет, что это значит: «Принцип «одного окна», согласно которому перевозчик (или лицо действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ТС) при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию ТС, предоставляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля». На практике список этих документов может составлять 9 страниц текста.
 
Нежелание российских чиновников внедрять проверенные технологические решения, признанные как лучшие в международной практике, может нести в себе катастрофические последствия для российской экономики. Мир не стоит на месте. В условиях увеличившихся объемов товарооборота, а также технически усложнившимся процессам непонимание регулирующих органов приводит к печальным последствием. Одного желания бизнеса о сведении к минимуму потерь денежных средств и времени и увещеваний экспертного сообщества не достаточно. Необходимо создание и внедрение современных систем управления и технологий, и как показала конференция, изобретать ничего не требуется, достаточно обратить свой взор к уже действующим мировым практикам и инструментам.
 
В большинстве развитых стран мира таможенные органы уже отказались от использования бумажного документооборота, активно используются и применяются передовые информационные технологии в области таможенного декларирования и контроля. Это дает возможность находить решения многим проблемам, связанным с эффективной практикой таможенного администрирования участников ВЭД. Заместитель директора компании «Альта-Софт» Станислав Искендеров в своем докладе рассказал о перспективных IT-решениях в области таможенного оформления и логистики. В своем докладе он представил программные продукты компании, а также рассказал о запуске ряда услуг и сервисов для абонентов системы электронного декларирования, которые призваны существенно упростить работу декларантов. Особое внимание было уделено вопросу проведения удаленной оплаты таможенных платежей в процессе подачи электронной декларации в таможенный орган непосредственно из программы «Альта-ГТД».
 
Интерес со стороны участников ВЭД и получившаяся живая дискуссия в ходе конференции свидетельствуют об актуальности поднятой темы и востребованности информации о современных информационных системах, способствующих облегчению международной торговли, среди участников внешнеэкономической деятельности и экспертов в области ВЭД.
 
ПРЕЗЕНТАЦИИ
  1. Международные рекомендации по внедрению механизма «Единого окна», опыт внедрения в ЕС и СНГ : новые требования в рамках ВТО, Кузьмин Сергей (ЕЭК ООН/СЕФАКТ ООН)
  2. Новые вызовы в сфере упрощения  торговли и современные ИКТ инструменты ЮНКТАД ASYCUDA для содействия таможенным реформам, Годунов Дмитрий (UNCTAD)
  3. Применение механизма «Единого окна» в системах информационного взаимодействия морских пунктов пропуска, Коростелев Владимир («Группа Морской Экспресс»)
  4. Решения ФТС России: технология применения генерального обеспечения при таможенном декларировании товаров, Лякишева Марина (Государственная Дума Российской Федерации)
  5. Перспективные IT-решения в области таможенного оформления и логистики, Искендеров Станислав («Альта-Софт»)
  6. Правовое регулирование системы предварительного информирования как IT решения для упрощения международной торговли: текущее состояние и перспективы развития в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, Кожанков Антон («Таможенно-Брокерский Центр»)
  7. Опыт построения системы управления мультимодальной логистикой Сочинского транспортного узла при организации и проведении XXII Зимних олимпийских игр 2014 в Сочи как перспективного IT решения для ВЭД, Борейко
 Александр («Навигационно-информационные системы»)
 
По материалам НП «ПРОВЭД»

Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 2015
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Страница: Новости
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha