Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 11.12.2001 № 01-06/49116

          Письмо ГТК России от 11 декабря 2001 г. N 01-06/49116
      "Об ответственности лиц при перемещении через таможенную границу
 Российской Федерации морских судов, сдаваемых в аренду либо передаваемых
                             в собственность"
 
    В практике   таможенных   органов   возник   вопрос  о  правомерности
привлечения   к   ответственности   за   нарушение   таможенных   правил,
предусмотренное  частью  1  статьи  279  Таможенного  кодекса  Российской
Федерации,  лиц,  перемещающих  морские  суда  через  таможенную  границу
Российской  Федерации  и  передающих  их  по  договорам бербоут- и тайм -
чартера,  а также  в  собственность  другим  лицам.  По  данному  вопросу
разъясняем следующее.
    В соответствии со статьями 168,  169 Таможенного  кодекса  Российской
Федерации  товары и транспортные средства,  перемещаемые через таможенную
границу Российской Федерации,  подлежат декларированию путем заявления по
установленной форме точных сведений о них,  их таможенном режиме и других
сведений,  необходимых для таможенных целей. Согласно пункту 11 Положения
об  особенностях  правового  регулирования  таможенного режима временного
ввоза (вывоза),  применяемого  к  транспортным  средствам,  утвержденного
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 517 "О
временном ввозе  (вывозе)  транспортных  средств"  (далее  -  Положение),
таможенное оформление транспортных средств, перемещаемых через таможенную
границу  Российской  Федерации  без  обложения  таможенными  пошлинами  и
налогами,  производится  в  упрощенном  порядке,  при котором таможенными
органами  Российской  Федерации   принимаются   в   качестве   таможенной
декларации    стандартные    документы    перевозчика,    предусмотренные
международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами,
кодексами,   иными   законами   и   издаваемыми  в  соответствии  с  ними
нормативными  правовыми  актами.  При  ввозе  транспортного  средства  на
таможенную  территорию Российской Федерации полное освобождение от уплаты
таможенных пошлин  и  налогов  предоставляется  при  соблюдении  условий,
предусмотренных  пунктом  2  Положения,  при  вывозе  - при условии,  что
транспортные средства  находятся  в  свободном  обращении  на  таможенной
территории  Российской  Федерации  и  зарегистрированы на имя российского
лица независимо от  того,  какими  лицами  и  в  каких  целях  они  будут
использоваться  за  пределами  таможенной территории Российской Федерации
(пункты 7, 8 Положения).
    Обязанность декларировать   товары,   перемещаемые  через  таможенную
границу Российской Федерации,  у которых  имеется  российский  получатель
(приобретатель  по  договору),  лежит на соответствующем российском лице,
что следует  из  содержания  статей  18,  168,  172  Таможенного  кодекса
Российской Федерации,  а также их толкования,  данного Высшим Арбитражным
Судом  Российской  Федерации  в  "Обзоре  практики  рассмотрения  споров,
связанных  с применением таможенного законодательства" от 17.06.96 (пункт
8).
    Если иностранное   транспортное   средство   ввозится  на  таможенную
территорию Российской Федерации в соответствии  с  договором  фрахтования
судна  без  экипажа (бербоут - чартера),  заключенным с российским лицом,
либо  после  ввоза  в  соответствии   с   порядком,   установленным   для
транспортных  средств,  передается российскому лицу по бербоут - чартеру,
то  в  отношении  такого  судна  может  быть  заявлен  таможенный   режим
временного  ввоза (вывоза) с частичным освобождением от уплаты таможенных
пошлин и налогов и его оформление должно производиться с подачей ГТД, так
как подпунктами "б",  "г" пункта 2 Положения установлено, что перемещение
транспортного средства через таможенную границу  Российской  Федерации  с
полным  освобождением  от  уплаты  таможенных  платежей  допускается  при
условии,  что  оно  ввозится  и  используется  иностранным  лицом  и   не
передается  в  аренду  (либо  субаренду  -  при  ввозе  уже арендованного
транспортного средства).  При недекларировании  судна  в  соответствии  с
установленным   порядком  российское  лицо,  получившее  данное  судно  в
пользование по бербоут - чартеру,  подлежит привлечению к ответственности
по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.
    При переходе права собственности на временно ввезенное на  таможенную
территорию  Российской Федерации транспортное средство к российскому лицу
это российское лицо несет обязанность по  его  таможенному  оформлению  в
соответствии с установленным порядком (т.е.  с подачей ГТД). Невыполнение
данной  обязанности  влечет  ответственность  по  части  1   статьи   279
Таможенного кодекса Российской Федерации.
    В случае передачи российского судна иностранному лицу  по  бербоут  -
чартеру  регистрация  этого  судна  на  имя  российского  собственника не
аннулируется,  судно из Государственного судового реестра не исключается.
Информация  об иностранном лице - фрахтователе судна по бербоут - чартеру
вносится  в  реестр  лишь  при  переводе  арендуемого  судна   под   флаг
иностранного государства. Обязательная регистрация факта передачи судна в
бербоут - чартер иностранному  лицу  в  Государственном  судовом  реестре
Кодексом  торгового  мореплавания  (статья  39)  не предусмотрена.  Таким
образом,  при передаче российского судна иностранному лицу по  бербоут  -
чартеру  условия  освобождения его от уплаты таможенных пошлин и налогов,
предусмотренные пунктом  7  Положения,  не  нарушаются,  в  связи  с  чем
привлечение  российского  лица  к  ответственности  по части 1 статьи 279
Таможенного кодекса Российской Федерации за  недекларирование  с  подачей
ГТД в этом случае неправомерно.
    При установлении фактов передачи российских  и  иностранных  судов  в
тайм - чартер следует руководствоваться следующим.
    В соответствии со статьями 198,  200 Кодекса  торгового  мореплавания
Российской  Федерации  и  статьей  632  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации тайм - чартер представляет собой разновидность договора  аренды
транспортного средства.  Однако, учитывая, что иностранное право зачастую
трактует  тайм  -  чартер  как  договор  перевозки,  а  не  аренды,   для
определении  порядка  перемещения судов,  передаваемых в тайм - чартер по
сделкам,  заключенным на основании норм  иностранного  права,  необходимо
принимать во внимание существенные условия такой сделки.
    Если существенные  условия  договора,  именуемого  "тайм  -  чартер",
позволяют  рассматривать  его как договор аренды транспортного средства в
соответствии  с  российским  законодательством,  то  к  перемещаемым   на
основании такого договора судам применяются нормы Положения о перемещении
судов через таможенную границу Российской Федерации по договорам аренды.
    При передаче  российским  судовладельцем  судна  иностранному  лицу в
аренду с правом его выкупа (в  случае  выкупа  судна  иностранным  лицом)
такое  судно  подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному
режиму  экспорта  до  истечения  сроков  временного  вывоза  (статья   73
Таможенного   кодекса   Российской   Федерации,   пункт   10  Положения).
Недекларирование  такого  судна  с   подачей   ГТД   влечет   привлечение
российского  судовладельца  к  ответственности  по  части  1  статьи  279
Таможенного кодекса Российской Федерации.
    В практике  таможенных  органов  также  встречаются  ситуации,  когда
морские суда,  арендованные за пределами таможенной территории Российской
Федерации   российской   судоходной  компанией  у  иностранной  компании,
передаются за пределами таможенной территории Российской Федерации другой
иностранной компании в пользование и впоследствии эти суда предполагается
перемещать через таможенную границу Российской Федерации.
    В данном   случае   на   российской  компании  не  лежит  обязанности
производить декларирование таких судов, так как в соответствии со статьей
168 Таможенного кодекса Российской Федерации декларированию подлежат лишь
товары и транспортные средства,  перемещаемые через таможенную границу, а
также  таможенный режим которых изменяется.  Соответственно,  привлечение
российской компании к ответственности по части 1  статьи  279  Таможенной
кодекса  Российской Федерации при недекларировании переданного в аренду в
описанной ситуации судна неправомерно.
 
Врио председателя Комитета,
генерал-лейтенант таможенной службы                        Ю.Ф.Азаров
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!