Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2001 № 615-5/ОБЩ

                Письмо Верховного суда Российской Федерации
                        от 1 июня 2001 г. N 615-5/общ
 
     4  августа  2000  г.  направлялось письмо  N  1169-5/общ  о  порядке
рассмотрения судами общей  юрисдикции дел о нарушении  таможенных правил,
по  которым  в  качестве взыскания  предусмотрена  конфискация  товара  и
транспортных     средств,     являющихся    непосредственно     объектами
правонарушения.
     При  рассмотрении  судами  дел указанной  категории  возникли  также
следующие вопросы.
     1. Должны ли  таможенные органы при передаче в суд  дела о нарушении
таможенных  правил,  по  которому в  качестве  дополнительного  взыскания
предусмотрена  конфискация  товара  и  транспортных  средств,  являющихся
непосредственно объектами правонарушения, оформлять исковое заявление?
     Конфискация  как мера  административного взыскания,  предусмотренная
законом,   состоит    в   принудительном   безвозмездном    обращении   в
собственность  государства имущества,  явившегося  орудием или  средством
совершения   административного   правонарушения    или   непосредственным
объектом такого нарушения.
     Применение конфискации  имущества в качестве  меры административного
взыскания   должно   производиться   судом   применительно   к   порядку,
установленному  Кодексом  об  административных правонарушениях  РСФСР,  а
также Таможенным кодексом РФ.
     Таким  образом,  при передаче  таможенными  органами  в суд  дела  о
нарушении  таможенных  правил,  по которому  в  качестве  дополнительного
взыскания  предусмотрена  конфискация   товара  и  транспортных  средств,
являющихся непосредственно объектами  правонарушения, оформления искового
заявления не требуется.
     2.  Вправе  ли  суд  требовать  от  таможенного  органа  по  делу  о
нарушении  таможенных  правил,  по которому  в  качестве  дополнительного
взыскания  предусмотрена  конфискация   товара  и  транспортных  средств,
являющихся непосредственно  объектами правонарушения,  рассмотрения этого
дела и вынесения  по нему постановления о  применении основного взыскания
в виде штрафа?
     Рассмотрение   в  первой   инстанции  дела   об  одном   и  том   же
правонарушении, за которое  могут быть назначены два  наказания (основное
и дополнительное), несколькими органами  (в частности, таможенным органом
и  судом)  недопустимо.  Применение  конфискации  имущества  относится  к
исключительной компетенции суда.
     Следовательно,  дело  о  нарушении таможенных  правил,  по  которому
может  быть  назначена  конфискация  товара  в  качестве  дополнительного
наказания,  суд должен  рассмотреть в  полном объеме  и при  установлении
состава правонарушения решить  вопросы о применении как  основного, так и
дополнительного наказаний.
     3.  Допустимо   ли  применение  конфискации  по   делу  о  нарушении
таможенных правил по истечении срока  для наложения основного взыскания в
виде штрафа?
     Частью второй  статьи 247  Таможенного кодекса  РФ установлено,  что
взыскания, предусмотренные пунктом  4 - 6 статьи  242 настоящего Кодекса,
налагаются  независимо от  времени совершения  или обнаружения  нарушения
таможенных  правил  и независимо  от  того,  являются они  основными  или
дополнительными взысканиями.
     Постановлением Конституционного Суда Российской  Федерации по делу о
проверке конституционности  ряда положений Таможенного  кодекса РФ  от 27
апреля 2001 г. N 7-П часть  вторая ст. 247 Таможенного кодекса Российской
Федерации,  как   позволяющая  налагать  взыскание  в   виде  конфискации
(взыскания  стоимости)  товаров  и  транспортных  средств  независимо  от
времени совершения или обнаружения  нарушения таможенных правил, признана
не соответствующей Конституции Российской Федерации.
     Как указано в  этом Постановлении, до принятия  федерального закона,
устанавливающего   соответствующие  сроки,   такие  взыскания   не  могут
налагаться позднее трех лет с момента  нарушения таможенных правил, а для
длящегося правонарушения - с момента его обнаружения.
     4.  Вправе ли  таможенные  органы  исполнять постановления  судов  о
наложении взыскания  в виде  конфискации на  лиц за  совершение нарушений
таможенных  правил в  тех случаях,  когда  товар (транспортное  средство)
находится в распоряжении таможенного органа?
     Возможность  исполнения  судебных  актов  другими  органами,  помимо
органов   принудительного   исполнения    (служб   судебных   приставов),
предусмотрена п.  2 ст.  5 Федерального  закона от  21 июля  1997 г.  "Об
исполнительном  производстве". В  свою  очередь,  статья 380  Таможенного
кодекса Российской  Федерации предусматривает исполнение  постановления о
конфискации таможенным  органом, за  исключением случаев  принудительного
исполнения.
     Исходя   из   приведенных   положений    законов,   при   отсутствии
необходимости  принудительного  исполнения  решения  суда  о  конфискации
товаров и  транспортных средств (если имущество,  подлежащее конфискации,
находится   в   распоряжении  таможенного   органа)   осуществление   его
исполнения таможенным органом является правомерным.
     Прошу об изложенном проинформировать судей.
 
                                                           В.М.Жуйков
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!