Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 01.03.2002 № 01-06/8223

 

Письмо ГТК России от 01.03.2002 г. N 01-06/8223
"О порядке взаимодействия таможенных органов при введении и производстве
дел о нарушении таможенных правил в отношении лиц, совершивших
правонарушения при доставке и транзите товаров"
 

Во исполнение пункта 3 приказа ГТК России от 23.11.2001 N 1115 "О мероприятиях по усилению контроля за транзитом товара" разъясняю порядок взаимодействия таможенных органов при заведении и производстве дел о нарушении таможенных правил в отношении лиц, совершивших правонарушения при доставке и транзите товаров.

1. В каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил (НТП) при осуществлении контроля за поступлением в таможенные органы назначения транзитных и доставляемых товаров должностное лицо таможенного органа в соответствии с требованиями статей 293-297, 299 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) составляет протокол о НТП по форме, установленной приказом ГТК России от 09.08.1993 N 313 "Об утверждении новых форм протокола и постановления по делу о нарушении таможенных правил".

2. В соответствии с пунктом 14.3 Положения о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975), утвержденного приказом ГТК России от 18 мая 1994 N 206 дела о НТП по фактам выдачи без разрешения таможенных органов, утраты или недоставления товаров заводит, как правило, при:

- ввозе товаров в Российскую Федерацию - таможня назначения;

- транзите товаров через территорию Российской Федерации - таможня вывоза;

- вывозе товаров из Российской Федерации - таможня отправления.

При этом сохраняется порядок взаимодействия таможенных органов в случаях недоставления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию через пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности Центрального таможенного управления, Северо-Западного таможенного управления, утвержденный распоряжением ГТК России от 11 июля 2001 N 715-р "О принятии мер по фактам недоставления товаров". В соответствии с этим порядком таможенный орган отправления после получения информации из таможенного органа назначения о недоставлении товаров и транспортных средств заводит дело о НТП по факту недоставления товаров и транспортных средств.

3. Дела о НТП заводятся после проверки документов, поступивших из таможен, в которых начинается перевозка по территории Российской Федерации под таможенным контролем, и подтверждения факта недоставки товаров в таможне назначения или таможне вывоза.

В ходе проверки анализируются имеющиеся документы о доставке товаров и транспортных средств.

4. Таможни отправления направляют имеющиеся материалы в таможню назначения для заведения дела о НТП нe позднее одного месяца со дня окончания установленного срока доставки товара.

5. Таможни назначения после получения документов проводят дополнительную проверку доставки товара и при выявлении нарушений заводят дело о НТП. При этом в соответствии с порядком, установленным ГТК России (письмо от 20.11.1995 N 01-13/16417 "О соблюдении сроков производства по делам о нарушении таможенных правил в отношении транспортных организаций, осуществляющих перевозку по процедуре МДП") материалы дела должны быть направлены в ГТК России не позднее двух месяцев со дня получения их из таможни отправления для предъявления требования об уплате причитающихся платежей к АСМАПу.

6. При заведении дел о НТП по факту недоставления товаров и транспортных средств информируется таможенный орган, в зоне деятельности которого находится получатель недоставленного товара и транспортных средств.

7. Для установления роли получателя в совершении таможенного правонарушения должностным лицом, ведущим производство по делу о НТП, в таможенный орган, в зоне деятельности которого находится получатель недоставленного товара и транспортных средств, направляется отдельное поручение для выяснения следующих вопросов:

- поступил ли получателю товар;

- если поступил, то какого наименования, количества;

- по каким документам осуществлена поставка товара;

- производилось ли таможенное оформление товара и его дальнейшая судьба.

Если товар не доставлен, то какие меры приняты получателем (наличие судебных исков, ведение переписки и т.д.).

8. Особое внимание при установлении получателя следует обращать, не является ли данная организация "фирмой-однодневкой".

Наиболее характерными признаками "фирмы-однодневки" являются такие как:

- незначительный уставной капитал;

- в большинстве случаев организационно-правовой формой избирается общество с ограниченной ответственностью либо акционерное общество;

- в уставных (регистрационных) документах "фирм-однодневок" перечень видов осуществляемой деятельности составлен формально, производственная деятельность отсутствует;

- "фирма-однодневка" не располагается (не находится) по адресу (юридическому и фактическому). Чаще всего в качестве таких адресов указываются жилые квартиры либо арендованные у других юридических лиц помещения;

- учредителем является одно физическое лицо;

- регистрационные реквизиты (код ОКПО, ИНН и др.) отсутствуют либо принадлежат другим юридическим лицам;

- сведения о руководителях в базе данных регистрационной палаты отличаются от базы данных участников ВЭД;

- в адрес "фирм-однодневок" через таможенную границу Российской Федерации, как правило, перемещаются товары, относящиеся к группе риска (имеют большую стоимость, пользуются повышенным спросом у населения и т.п.);

- сумма контрактов, заключенных "фирмами-однодневками", намного превышает их уставный капитал;

- контракт оформляется без указания наименования товара, его количества, цены и других необходимых реквизитов; эти данные указываются в спецификациях, которые являются дополнениями к договору и в случае необходимости легко заменяются на другие;

- не осуществление операций по счетам, отсутствие или наличие на счетах незначительных сумм денежных средств (особенно следует обратить внимание на отсутствие факта перечисления валюты за рубеж иностранному партнеру за импортируемые товары);

- использование при таможенном оформлении факсимильных копий документов, имеющих значение для таможенных целей (договоров о купле-продаже товаров, изменений и дополнений к ним, о переадресовке товаров, изменении реквизитов получателей товаров и др.);

- представление интересов "фирм-однодневок" в таможенных органах физическими лицами, действующих по доверенности, как правило, не являющимися должностными лицами либо работниками этой организации, заключившими трудовой договор (контракт);

- не предоставление "фирмой-однодневкой" в налоговые органы отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и др.

9. В случае выявления фактов нарушения законодательства при создании юридического лица необходимо направлять информацию об этом в налоговые органы с целью дальнейшего обращения в суд для признания регистрации недействительной и применения последствий недействительности к внешнеэкономическим сделкам. Порядок направления информации в налоговые органы доведен письмом ГТК России от 23.01.2001 N 01-06/2458 .

10. Данное обстоятельство не освобождает таможенные органы от проведения комплекса иных мер, в том числе и оперативно-розыскных, направленных на установление лиц, фактически использовавших реквизиты организаций, регистрация которых признана незаконной, для их последующего привлечения к ответственности.

11. При выявлении признаков "фирмы-однодневки" должностные лица таможенных органов проводят в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 294, 295 ТК РФ, проверку. В рамках ее проведения запрашиваются учредительные, уставные и иные регистрационные документы с последующими изменениями и дополнениями, необходимые справки, собираются сведения об учредителях и руководителях.

12. В таможенных органах, проводивших таможенный контроль и производивших таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в адрес "фирмы-однодневки", потребуются аналогичные документам, перечисленным в пункте 11 настоящего письма, и документы, представленные для целей таможенного оформления.

13. Проверяются ранее имевшие место поставки товара, правомерность и правильность их таможенного оформления;

14. После сбора всех необходимых, документов производится их изучение и анализ, устанавливаются противоречия, правомерность действий учредителей, руководителей, представителей "фирмы-однодневки", отраженных в документах, а также осуществление именно ими этих действий от имени организации. Цель указанных мероприятий - установление фактических представителей "фирмы-однодневки".

15. Полученные материалы рассматриваются на предмет наличия признаков нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 279 ТК РФ.

16. Выясняется выполнение перевозчиком своих обязательств по доставке товара и его участие в совершении таможенных правонарушений, наличие в его действиях вины.

17. При этом следует установить:

- кем заключался договор перевозки, его условия;

- кто оплачивал доставку товара;

- куда товар был доставлен, кому передан;

- какие имеются документы, подтверждающие перевозку и передачу товара получателю;

- знал ли перевозчик или мог знать о том, что перемещение товара осуществлялось по фиктивным документам.

18. По итогам решается вопрос о заведении дела о НТП в отношении перевозчика по ст. 278 ТК РФ.

19. В ходе производства по делам о НТП необходимо принимать меры по проверке доводов перевозчика о выполнении им своих обязательств.

20. При перемещении товара в соответствии с таможенным режимом транзит подлежат выяснению аналогичные вопросы.

21. Для подтверждения факта выполнения перевозчиком возложенных на него обязанностей по ввозу товара на территорию иностранного государства, наличии организации получателя товара, их финансово-хозяйственной деятельности в интересующей части, могут запрашиваться таможенные службы соответствующих государств.

 

Статс - секретарь,

заместитель председателя Комитета,

генерал-полковник таможенной службы Ю.В.Азаров

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!