Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2002 № ГКПИ 2002-1141

               Решение Верховного Суда Российской Федерации
                   от 15 октября 2002 г. N ГКПИ 2002-1141
    Именем Российской Федерации
    Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                           Редченко Ю.Д.,
    при секретаре                                      Савченко Д.В.,
    с участием прокурора                              Масаловой Л.Ф.,
    рассмотрев в  открытом  судебном  заседании   гражданское   дело   по
заявлению   Будко  Александра  Павловича  о  признании  незаконным  и  не
подлежащим применению Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г.
N  830  "О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре,  применяемой при
осуществлении внешнеэкономической деятельности", УСТАНОВИЛ:
    Будко А.П. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием,
сославшись на то,  что оспариваемым Постановлением  Правительство  РФ  не
вправе   было   устанавливать   ставки  таможенных  пошлин,  поскольку  в
соответствии с Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ налоги и сборы,  к
которым  относятся  таможенные  пошлины,  могут  быть  установлены только
федеральным законом.
    При этом   полагает,   что   Конституция   РФ  исключает  возможность
установления налогов и сборов органами исполнительной власти,  а  поэтому
законы  и  другие  правовые акты,  действовавшие на территории Российской
Федерации до вступления в силу настоящей Конституции,  должны применяться
лишь в части, не противоречащей Конституции РФ.
    Закон РФ  "О  таможенном  тарифе"  принят  до  введения  в   действие
Конституции РФ и как противоречащий ей не подлежит применению.
    В судебное заседание Будко  А.П.  не  явился.  Из  имеющейся  в  деле
телеграммы  следует,  что  он не возражает против рассмотрения дела в его
отсутствие.
    Представитель Правительства РФ Смыслова Е.Б. с заявленным требованием
не согласилась и просила об оставлении его без удовлетворения, сославшись
на  то,  что  оспариваемое  Постановление  принято  Правительством  РФ  в
пределах  своих  полномочий  и  с  соблюдением  требований   действующего
законодательства РФ.
    Выслушав объяснения  представителя   Правительства   РФ,   исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный
Суд  Российской  Федерации  находит  его  не подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
    В соответствии со ст.  13 ГК РФ нормативные акты,  не соответствующие
закону или иным правовым актам и нарушающие права  и  охраняемые  законом
интересы   гражданина   или   юридического   лица,  могут  быть  признаны
недействительными (незаконными).
    Как установлено судом,  во исполнение требований ст. 2 и ст. 3 Закона
РФ "О таможенном тарифе" Правительством РФ  30  ноября  2001  г.  принято
Постановление  N  830,  которым  утвержден  Таможенный  тариф  Российской
Федерации - свод ставок ввозных таможенных пошлин,  систематизированных в
соответствии  с  Товарной  номенклатурой внешнеэкономической деятельности
Российской Федерации.
    По утверждению    представителя    Правительства   РФ,   оспариваемое
Постановление требованиям Конституции  РФ  и  Налогового  кодекса  РФ  не
противоречит и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
    Таможенные платежи за ввоз на территорию Российской Федерации товаров
предусмотрены таможенным законодательством.
    Установление же  ставок  ввозных  таможенных  пошлин  Законом  РФ  "О
таможенном тарифе" отнесено к компетенции Правительства РФ, что им и было
сделано при принятии оспариваемого Постановления.
    Эти утверждения  представителя  Правительства  РФ материалами дела не
опровергнуты.
    Не представлено  каких-либо  убедительных  данных в их опровержение и
самим заявителем.
    Анализ действующего   по   этому   вопросу   законодательства   также
свидетельствует о том,  что оспариваемое Постановление  Правительства  РФ
ему не противоречит.
    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо
правовых    оснований    для    признания   оспариваемого   Постановления
Правительства РФ незаконным не имеется.
    Довод заявителя о том,  что налоги и сборы (таможенные пошлины) могут
устанавливаться только федеральным законом и Правительство РФ  не  вправе
устанавливать их своими правовыми актами, является правомерным.
    Однако суд в  данном  случае  не  может  согласиться  с  утверждением
заявителя о том,  что оспариваемым Постановлением при определении размера
ставок таможенных пошлин был  установлен  налог  за  ввоз  на  территорию
Российской Федерации товаров,  поскольку такой налог (таможенные пошлины)
установлен  Налоговым  и  Таможенным  законодательством  РФ,  как  это  и
предусмотрено Конституцией РФ.
    Что же  касается  определения  размера  ставок  таможенных  пошлин  и
порядка  их  установления,  то решение этого вопроса в целях оперативного
регулирования внешнеэкономической деятельности на  территории  Российской
Федерации  законодателем  отнесено  к  компетенции Правительства РФ,  что
следует из содержания ч.  2  ст.  3  Закона  РФ  "О  таможенном  тарифе",
согласно   которой   ставки   ввозных   таможенных   пошлин  в  пределах,
установленных настоящим Законом,  определяются Правительством  Российской
Федерации.
    Данное право Правительства РФ подтверждается  и  содержанием  ст.  12
Федерального закона от 13 октября 1995 г.  (в редакции от 10 февраля 1999
г.),  в соответствии с которой  Правительство  РФ  принимает  решения  об
определении величины ставок таможенного тарифа в пределах,  установленных
федеральными законами.
    Установленные оспариваемым  Постановлением  Правительства  РФ размеры
ставок ввозных таможенных пошлин не  выходят  за  пределы,  установленные
законом,   что   свидетельствует  о  соответствии  данного  Постановления
требованиям приведенных выше Законов.
    Не оспаривает  по  существу  этого обстоятельства в своем заявлении и
сам заявитель.
    Право Правительства РФ в сфере установления ставок ввозных и вывозных
таможенных пошлин в случае,  если это предусмотрено федеральным  законом,
подтверждено  и  определением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2000
г. N 294-О по жалобе ОАО "Нефтяная компания "Юкос".
    В данном определении указывается, что применительно к различным видам
таможенных пошлин закон может устанавливать как  размеры  ставок,  так  и
критерии,   условия,   согласно   которым   они  определяются,  делегируя
соответствующие полномочия Правительству РФ.
    Наделение Правительства  РФ  правом  устанавливать  ставки таможенных
пошлин  исключительно   в   качестве   мер   оперативного   регулирования
внешнеэкономической  деятельности не является нарушением конституционного
принципа разделения властей.
    Из этого,   по   мнению   суда,  следует,  что  указанное  правомочие
Правительства РФ,  закрепленное в п.  2 ст.  3 Закона  РФ  "О  таможенном
тарифе",  не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип
законного установления налога и сбора.
    При этом  судом не может быть принята во внимание ссылка заявителя на
несоответствие Конституции РФ Закона РФ "О таможенном тарифе",  поскольку
данный   Закон  в  установленном  порядке  Конституционным  Судом  РФ,  к
исключительной  компетенции  которого  отнесено  решение  этого  вопроса,
таковым  не  признавался  и  продолжает  действовать  в полном объеме без
каких-либо изъятий.
    На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191 - 197 и 239.7
ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации РЕШИЛ:
    заявление Будко  Александра  Павловича  о  признании  незаконным и не
подлежащим применению Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г.
N  830  "О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре,  применяемой при
осуществлении    внешнеэкономической    деятельности"    оставить     без
удовлетворения.
    Настоящее решение  может  быть  обжаловано  в  Кассационную  коллегию
Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной
форме.
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!