Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Северо-Западного таможенного управления от 25.06.2003 № 01-28/18145

              Письмо Северо-Западного таможенного управления
                      от 25 июня 2003 г. N 01-28/18145
             "О возврате денежных средств с лицевого счета СЗТУ"
 
    В связи с имевшими место в Балтийской таможне фактами  неправомерного
возврата  денежных  средств,  повлекшими  потери  федерального  бюджета в
сумме,  превышающей  21  млн.  руб.,  прошу  при  осуществлении  возврата
денежных средств с лицевого счета Северо-Западного таможенного управления
(далее - СЗТУ) в ГУ ФК Минфина России руководствоваться следующим.
    В зависимости  от статуса денежных средств возврат должен проводиться
в соответствии с Порядком  возврата  излишне  уплаченных  или  взысканных
таможенных   платежей   от   28.07.1995   N   01-20/12098,  Методическими
рекомендациями о порядке возврата или зачета излишне уплаченных и излишне
взысканных таможенных платежей и пеней, доведенными до таможенных органов
письмом  ГТК  России   от   30.08.2002   N   01-06/35208,   методическими
рекомендациями по расходованию и возврату авансовых платежей, доведенными
до таможенных органов письмом ГТК России от 07.05.2001 N 01-06/17752  или
приказом   ГТК  России  от  10.05.2001  N  427  "О  внесении  на  депозит
причитающихся сумм для обеспечения уплаты таможенных платежей".
    Возврат денежных   средств   производится  по  письменному  заявлению
плательщика - лица,  сведения о котором содержатся в  графе  "Плательщик"
платежного документа.
    Все поступившие  в  отдел  федеральных  таможенных  доходов  и  учета
денежных  средств  заявления  о  возврате  или  зачете излишне уплаченных
таможенных  платежей  или  авансовых   денежных   средств   должны   быть
зарегистрированы  в  специальном  журнале.  В  нем  же  должны отмечаться
результаты рассмотрения поступивших заявлений.
    Заявление -   документ,   оформляющий   хозяйственные   операции,   в
соответствии  с  пунктом  3  статьи  9  "Первичные   учетные   документы"
Федерального  закона  от  21.11.1996  N  129-ФЗ  "О бухгалтерском учете в
Российской  Федерации"  должен  быть  подписан  руководителем  и  главным
бухгалтером организации.
    В целях обеспечения защиты  информации  и  минимизации  нежелательных
контактов  с  участниками  ВЭД  рекомендуем проводить прием документов на
возврат авансовых денежных средств или таможенных платежей  через  отделы
документационного обеспечения таможни.  При этом целесообразно довести до
заинтересованных лиц  минимальный  перечень  документов,  при  отсутствии
которых  рассмотрение  вопроса  правомерности  возврата  по  существу  не
проводится.
    В случае  обращения  за  возвратом денежных средств лица,  за которое
денежные средства вносились на лицевой счет СЗТУ в ГУ ФК  Минфина  России
заинтересованным лицом,  рассмотрение вопроса правомерности осуществления
возврата денежных средств производится при наличии заявлений  плательщика
и лица, за которое осуществлен платеж.
    В случае указания в заявлении плательщика  иного  счета,  на  который
следует перечислить денежные средства,  предлагаю дополнительно письменно
запрашивать у плательщика подтверждение такого распоряжения.
    Кроме того, представляется целесообразным организовать взаимодействие
между отделами таможенной инспекции  и  отделами  федеральных  таможенных
доходов  и  учета  денежных  средств  (далее - ОФТДиУДС) таможен (службой
таможенной  инспекции  СЗТУ  и  таможнями   Санкт-Петербурга)   в   части
предоставления   имеющихся   регистрационных   документов  участника  ВЭД
(образцы  подписей  руководителей  организации,  печатей,  бланков),   на
основании  которых  возможно  установить  идентичность юридического лица,
обратившегося за возвратом, и плательщика денежных средств.
    В соответствии  с  пунктом  7 статьи 78 Налогового кодекса Российской
Федерации в случае наличия у налогоплательщика недоимки перед федеральным
бюджетом  возврат  излишне  уплаченных  таможенных  платежей производится
только после погашения задолженности.
    Учитывая данное   обстоятельство,   решение   о  возврате  таможенных
платежей может быть принято лишь при отсутствии задолженности у участника
ВЭД  перед  федеральным  бюджетом.  В  связи  с этим рекомендую решение о
возврате  принимать   при   наличии   подтверждения   отдела   исполнения
постановлений   по   административным   правонарушениям   об   отсутствии
задолженности по штрафам,  а также справки инспекции  МНС  об  отсутствии
задолженности перед федеральным бюджетом. При этом полагаю целесообразным
учитывать отсутствие задолженности как у плательщика,  так и у  лица,  за
которое произведен платеж.
    При отказе участника ВЭД предоставить справку  из  инспекции  МНС  об
отсутствии  задолженности  таможенный  орган в соответствии со статьей 78
Налогового кодекса  Российской  Федерации  самостоятельно  запрашивает  в
инспекции   МНС   необходимые   сведения,   информируя   при  этом  лицо,
обратившееся за возвратом о  продлении  сроков  рассмотрения  вопроса  по
существу.
    Имеющаяся у участника ВЭД задолженность по таможенным платежам должна
быть  погашена  за  счет  имеющихся  сумм  излишне  уплаченных таможенных
платежей.  В этом случае согласно пункту 5 статьи 78  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  направление  суммы  излишне  уплаченного налога на
погашение задолженности производится таможенным  органом  самостоятельно.
Дополнительного заявления от плательщика не требуется.
    В то же время наличие авансовых денежных  средств  на  лицевом  счете
участника  ВЭД  не позволяет таможенным органам самостоятельно произвести
погашение задолженности по таможенным платежам. За счет имеющихся авансов
задолженность   может   быть   погашена  только  в  ходе  исполнительного
производства.  Учитывая  данное  обстоятельство,  полагаю  целесообразным
организовать   регулярное  предоставление  службой  таможенной  инспекции
(отделами таможенной инспекции таможен) в ОФТДиУДС  планов  инспекционных
мероприятий  в  отношении  участников  ВЭД.  Наличие  в ОФТДиУДС подобной
информации позволит в ряде случаев избежать  возвратов  денежных  средств
потенциальным должникам.
    При подготовке решения  о  возврате  таможенных  платежей,  авансовых
денежных   средств   должна   проводиться   сверка  платежных  поручений,
зачисленных на лицевой счет  плательщика,  с  информацией  о  поступлении
денежных средств на лицевой счет СЗТУ в ГУ ФК Минфина России.
    В случае   внесения   денежных   средств   заинтересованными   лицами
проводится  сверка  информации  о  платежных  поручений,  зачисленных  на
лицевые счета плательщика и декларанта,  с данными о поступивших денежных
средствах на лицевой счет СЗТУ в ГУ ФК Минфина России.
    При принятии решения о возврате авансовых денежных средств, внесенных
на  счета  таможенного  органа более года назад,  целесообразно проводить
полную  сверку  лицевого  счета  участника  ВЭД.  В   целях   минимизации
трудозатрат   должностных   лиц  ОФТДиУДС,  ускорения  проведения  сверки
предлагаю использовать  информацию  о  суммах  начисленных  и  уплаченных
таможенных    платежей,   представляемую   заинтересованными   лицами   в
электронном виде на дискетах.  Опыт работы группы единых  лицевых  счетов
СЗТУ   свидетельствует,   что   подобная  организация  проведения  сверок
(сопоставление предоставленной участником ВЭД информации  с  информацией,
которой  располагает  таможенный  орган)  позволяет  в оперативном режиме
выявить  имеющиеся   расхождения   и   установить   достоверный   остаток
неизрасходованных денежных средств.
    Обо всех  случаях  проведения  возврата  и  зачета  денежных  средств
таможенный орган должен информировать налоговый орган по месту нахождения
плательщика,  а также лица,  на чей расчетный  счет  возвращены  денежные
средства.
    К решению о возврате прилагается распечатка лицевого счета  участника
ВЭД,  а также реестр платежных документов, сформированный из программного
продукта КТПТ ФК.
    В целях  осуществления  контроля  со  стороны  руководства таможни за
перечислением денежных средств (включая возвраты) с лицевого счета СЗТУ в
ГУ  ФК  Минфина России прошу ежедневно формировать в бумажном виде реестр
платежных документов на перечисление денежных  средств  (приложение  1  к
приказу  ГТК  России  от  05.12.2000  N 1114 и приложение 2 к приказу ГТК
России от 22.12.2000 N 1197). Данные реестры необходимо направлять в СЗТУ
на  узел связи.  Формирование реестров на перечисление возвратов денежных
средств с лицевого счета СЗТУ в ГУ ФК Минфина  России  сотрудники  отдела
контроля  движения  денежных средств СЗТУ будут осуществлять только после
поступления в отдел бумажного вида соответствующего реестра, подписанного
заместителем  начальника  таможни  по  экономике,  начальника  ОФТДиУДС и
исполнителя.
    В целях  организации  надлежащего  учета  денежных средств на лицевом
счете СЗТУ в ГУ ФК Минфина России прошу в срок до 15 сентября  2003  года
провести  документальную  проверку всех проведенных в период с 15 декабря
2000 года по настоящее время возвратов денежных  средств.  Об  исполнении
доложить в службу федеральных таможенных доходов СЗТУ до 20 сентября 2003
года.
    Все замечания,  дополнения  и  предложения  по  организации  возврата
денежных средств с лицевого счета СЗТУ  в  ГУ  ФК  Минфина  России  прошу
направлять в ООВТП СЗТУ.
 
Первый заместитель начальника
Северо-Западного таможенного управления -
начальник службы федеральных таможенных доходов,
полковник таможенной службы                               С.А.Викулов
 
 
                                                            Приложение
                                             к письму Северо-Западного
                                                таможенного управления
                                           от 25.07.2003 N 01-28/18145
 
                         ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,
          ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА
               ПРАВОМЕРНОСТИ ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
             С ЛИЦЕВОГО СЧЕТА СЗТУ В ГУ ФК МИНФИНА РОССИИ
 
     1. Заявление    плательщика   с   указанием   причины   возврата,
подписанное главным бухгалтером и руководителем организации.
     Подпись физического лица на заявлении с указанием причин возврата
денежных средств должна быть идентична подписи физического лица в  его
паспорте.
     2. Оригиналы  платежных   документов   с   отметками   банка   об
исполнении.  В  отношении  юридических  лиц  для  принятия  в принципе
решения о возврате наличие оригиналов  платежных  документов  является
абсолютно  необходимым (согласно статье 17 Закона Российской Федерации
от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете в Российской  Федерации"
организации  обязаны  хранить  первичные  учетные документы,  регистры
бухгалтерского учета и  бухгалтерскую  отчетность  в  течение  сроков,
устанавливаемых     в    соответствии    с    правилами    организации
государственного архивного дела, но не менее пяти лет).
     3. Ксерокопии  платежных  документов.  В случае списания денежных
средств  предоставляется  ксерокопия  и  обратной  стороны  платежного
документа.
     4. Ксерокопия свидетельства о  постановке  на  учет  в  налоговом
органе (в отношении юридических и физических лиц).
     5. Копия  справки  о  внесении   юридического   лица   в   Единый
государственный реестр.
     6. Копия справки из органов статистики с указанием кода ОКПО.
     7. Ксерокопия   паспорта   физического   лица,  обратившегося  за
возвратом.
     8. Оригиналы и ксерокопии таможенных документов, в соответствии с
которыми начислялись таможенные платежи или суммы обеспечения.
     9. Справки  из  инспекций  МНС  об отсутствии задолженности перед
федеральным бюджетом плательщика денежных средств или лица,  в  пользу
которого будет произведен возврат.
     10. Нотариально  заверенная  доверенность,  в  которой  оговорены
конкретные   полномочия   лица,   которому   выдана  доверенность,  по
совершению финансовых операций на таможне в  соответствии  со  статьей
185 ГК РФ и ее ксерокопия.
     11. Ксерокопия  паспорта   лица,   в   пользу   которого   выдана
доверенность на совершение операций.
     12. Иные  документы,  подтверждающие  правомерность   заявленного
требования  о  возврате  - документы контроля доставки,  корректировки
таможенной стоимости, сертификаты происхождения и пр.).
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!