Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 20.03.2003 № 01-06/11998

            Письмо ГТК России от 20 марта 2003 г. N 01-06/11998
      "О разъяснении положений КОАП России, регламентирующих исполнение
         постановлений по делам об административных правонарушениях"
 
    В связи с поступающими запросами  таможенных  органов  о  разъяснении
положений    Кодекса    Российской    Федерации    об    административных
правонарушениях (далее - КоАП России) ГТК России сообщает.
    1. При  определении  момента  вступления  постановления  по  делу  об
административном правонарушении в законную силу необходимо учитывать, что
в соответствии с пунктом 4 рекомендаций по рассмотрению жалоб и протестов
на  постановления  по  делам  об   административных   правонарушениях   и
нарушениях   таможенных   правил  (приложение  к  письму  ГТК  России  от
25.06.2002 N 01-06/24891  "О  направлении  рекомендаций  по  рассмотрению
жалоб  и  протестов") в целях обеспечения возможности проверки соблюдения
лицами установленных сроков обжалования копии постановлений по  делам  об
административных  правонарушениях направляются с уведомлением о вручении.
Документы,  подтверждающие вручение или  получение  копии  постановления,
должны храниться в деле об административном правонарушении.
    Как следует из пп.  2.3,  2.4 Временного положения о  порядке  учета,
регистрации   и  хранения  постановлений  о  назначении  административных
наказаний по делам об административных  правонарушениях,  находящихся  на
исполнении  в  таможенных  органах  Российской  Федерации  (приложение  к
Приказу ГТК  России  от  25.06.2002  N  670  "Об  утверждении  Временного
положения о порядке учета,  регистрации и хранения постановлений по делам
об  административных  правонарушениях,  находящихся   на   исполнении   в
таможенных  органах  Российской  Федерации"),  оригиналы (в установленных
законом случаях - дубликаты) постановлений по делам  об  административных
правонарушениях  подлежат передаче из отдела таможенных расследований для
регистрации и исполнения в отдел исполнения  постановлений  по  делам  об
административных правонарушениях в течение 3-х суток с момента вступления
постановления в законную силу,  а в случае рассмотрения жалобы (протеста)
-   со   дня  поступления  решения  по  жалобе  (протесту)  из  суда  или
должностного лица, их вынесших.
    2. При  решении  вопроса  о  прекращении  исполнения постановлений по
делам об административных правонарушениях на  основании  истечения  срока
давности исполнения постановлений (пункт 4 статьи 31.7,  статья 31.9 КоАП
России)  необходимо  руководствоваться  тем,  что  максимальный  срок,  в
течение  которого постановление может быть приведено в исполнение,  равен
одному году со дня его вступления в законную силу,  и по истечении одного
года  со  дня  вступления  постановления в законную силу и при отсутствии
обстоятельств, при которых течение срока давности исполнения прерывается,
приостанавливается  либо  продлевается  (части  2  -  4  статьи 31.9 КоАП
России), исполнение постановления подлежит прекращению.
    3. Обращение постановления по делу об административном правонарушении
к исполнению.
    Статья 31.3  КоАП  России  регулирует ряд отношений,  возникающих при
обращении постановления по  делу  об  административном  правонарушении  к
исполнению.
    В соответствии с положениями данной статьи:
    - обращение  постановления по делу об административном правонарушении
к исполнению возлагается на  судью,  орган,  должностное  лицо,  вынесших
постановление;
    - постановление   по   делу   об   административном    правонарушении
направляется судье,  в орган,  должностному лицу, уполномоченным обращать
его к исполнению,  в течение трех суток со дня его вступления в  законную
силу,  а  в  случае  рассмотрения  жалобы (протеста) - со дня поступления
решения по жалобе (протесту) из суда или от должностного  лица,  вынесших
решение.
    Таможенный орган  является   одновременно   органом,   уполномоченным
выносить  постановления  по  делам  об  административных правонарушениях,
обращать  указанные  постановления  к  исполнению  и   приводить   их   в
исполнение.
    ГТК России в  целях  повышения  эффективности  работы  по  исполнению
постановлений   по   делам  об  административных  правонарушениях  вправе
установить  сроки  передачи   постановления   из   одного   подразделения
таможенного  органа  в другое с учетом положений статьи 31.3 КоАП России,
что  и  было  сделано  Приказом  ГТК  России  от  25.06.2002  N  670  "Об
утверждении Временного положения о порядке учета,  регистрации и хранения
постановлений по делам об административных  правонарушениях,  находящихся
на  исполнении в таможенных органах Российской Федерации" (пп.  2.3,  2.4
Временного положения).
    4. Направление в банк копии постановления по делу об административном
правонарушении для взыскания суммы административного штрафа.
    Статья 6   Федерального   закона   "Об  исполнительном  производстве"
предусматривает,  что взыскатель направляет в  банк  или  иную  кредитную
организацию   исполнительный   документ   (постановление   по   делу   об
административном правонарушении).
    Часть 4 статьи 32.2 КоАП России устанавливает, что орган, должностное
лицо,  вынесшие  постановление,  направляют  его  копию  в  банк  и  иную
кредитную организацию.
    В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О Центральном  банке
Российской Федерации (Банке России)" Банк России по вопросам,  отнесенным
к его компетенции настоящим Федеральным законом  и  другими  федеральными
законами,  издает  в  форме указаний,  положений и инструкций нормативные
акты,  обязательные  для  федеральных  органов  государственной   власти,
органов  государственной  власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления,  всех  юридических  и  физических  лиц.  Правила
подготовки  нормативных  актов Банка России устанавливаются Банком России
самостоятельно.
    Согласно Положению  Банка России "О безналичных расчетах в Российской
Федерации"  от  03.10.2002  N  2-П  (зарегистрировано   Минюстом   России
23.12.2002,   рег.   N  4068)  инкассовое  поручение  является  расчетным
документом,  на основании которого производится списание денежных средств
со  счетов  плательщиков  в  бесспорном  порядке  (пункт  12.1 указанного
Положения),  инкассовые поручения применяются в случаях, когда бесспорный
порядок  взыскания  денежных средств установлен законодательством,  в том
числе для взыскания денежных средств органами,  выполняющими  контрольные
функции,  и  для  взыскания  по  исполнительным  документам (пункт 12.2),
инкассовые  поручения  на   взыскание   денежных   средств   со   счетов,
выставленные  на основании исполнительных документов,  принимаются банком
взыскателя с приложением подлинника исполнительного  документа  либо  его
дубликата (абзац 2 пункта 12.5).
    В соответствии с Положением Банка  России  "О  порядке  подготовки  и
вступления  в  силу  нормативных  актов Банка России" от 15.09.1997 N 519
нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным  законам
(абзац 4 пункта 1.2 указанного Положения).
    Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и КоАП России,  из
положений  которых  следует,  что  таможенный орган направляет в банк для
бесспорного  списания  суммы  административного   штрафа   только   копию
постановления по делу об административном правонарушении (без инкассового
поручения),  являются  нормативно-правовыми   актами,   имеющими   высшую
юридическую  силу,  чем  Положение Банка России "О безналичных расчетах в
Российской  Федерации",  которое  предусматривает  направление   в   банк
инкассового поручения с приложением подлинника исполнительного документа.
    Исходя из  изложенного,  в  случае  неуплаты  лицом,  привлеченным  к
ответственности, в установленный срок суммы наложенного штрафа таможенный
орган  должен  направить  в  банк  копию   постановления   по   делу   об
административном  правонарушении,  заверенную  печатью органа,  выдавшего
исполнительный документ.
    5. Хранение  постановлений  о прекращении исполнения постановлений по
делам об административных правонарушениях в таможенном органе.
    В соответствии с подп.  а) п. 2 Порядка организации работы таможенных
органов по учету неисполненных (частично  исполненных)  постановлений  по
делам  об  административных  правонарушениях  в  части взыскания штрафов,
стоимости товаров и  транспортных  средств,  утвержденного  Приказом  ГТК
России  от  25.06.2002 N 662 "О внесении изменений в Приказ ГТК России от
03.12.2001 N 1146",  основанием,  при котором исполнение постановлений по
делам  об  административных  правонарушениях и взыскание задолженности по
ним  не  представляется  возможным  в  соответствии  с  законодательством
Российской  Федерации,  является  прекращение исполнения постановления по
делу об  административном  правонарушении  по  основаниям,  изложенным  в
статье 31.7 КоАП России.
    В соответствии с абзацем 4 пункта 2 письма ГТК России от 08.07.2002 N
01-06/26972 "Об исполнении постановлений по делам о НТП и приведении их в
соответствие с КоАП России" по постановлениям по  делам  о  НТП,  которые
отнесены  комиссиями  таможенных  органов до 01.07.2002 к постановлениям,
исполнение  которых  не  представляется  возможным   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации,  необходимо вынести постановления
о   прекращении   исполнения   данных   постановлений   по    делам    об
административных правонарушениях на основании пп.  2,  4 статьи 31.7 КоАП
России.
    Согласно п.  10  Рекомендаций по составлению и регистрации акта учета
задолженности   по   постановлениям   по   делам   об    административных
правонарушениях,   взыскание   которой  не  представляется  возможным,  и
хранению документов по взысканию данной задолженности в таможенном органе
(приложение  6  к  Порядку организации работы таможенных органов по учету
неисполненных  (частично   исполненных)   постановлений   по   делам   об
административных  правонарушениях  в  части взыскания штрафов,  стоимости
товаров  транспортных  средств,  утвержденному  Приказом  ГТК  России  от
03.12.2001 N 1146 в редакции Приказа ГТК России от 25.06.2002 N 662) акты
учета  задолженности,  журнал  учета  и  регистрации  актов,   документы,
подтверждающие предпринятые меры для исполнения постановлений по делам об
административных правонарушениях, в том числе постановления о прекращении
исполнения  постановлений  по  делам об административных правонарушениях,
хранятся в отделе исполнения постановлений по делам  об  административных
правонарушениях таможенного органа до особого указания ГТК России.
    6. Отсрочка,  рассрочка   исполнения   постановления   о   назначении
административного наказания.
    В соответствии со статьей 31.5 КоАП России орган,  должностное  лицо,
вынесшие  постановление  о  назначении административного наказания в виде
административного штрафа,  могут отсрочить и (или) рассрочить  исполнение
указанного  постановления  при наличии обстоятельств,  вследствие которых
исполнение постановления невозможно в установленные сроки,  или с  учетом
материального    положения   лица,   привлеченного   к   административной
ответственности.
    Полагаем, что  отсрочка  и (или) рассрочка исполнения постановления о
назначении административного наказания могут быть  предоставлены  судьей,
органом,  должностным лицом,  вынесшими постановление,  неоднократно. При
этом  в  случаях,  когда   судебным   приставом-исполнителем   возбуждено
исполнительное  производство  по постановлению таможенного органа по делу
об  административном  правонарушении,  необходимо  согласовать  вопрос  о
предоставлении  отсрочки  и  (или)  рассрочки  исполнения постановления о
назначении административного наказания с судебным приставом-исполнителем,
возбудившим исполнительное производство.
    7. Порядок  зачисления  денежных  средств,  взысканных  в   связи   с
привлечением   лиц  к  административной  ответственности,  в  федеральный
бюджет.
    В связи с возникшей неопределенностью в вопросе о том,  в федеральный
или  в  местные  бюджеты  подлежат  зачислению  административные  штрафы,
взысканные   по   постановлениям   таможенных   органов   по   делам   об
административных правонарушениях, сообщаем, что в соответствии с частью 5
статьи 3.5 КоАП России сумма административного штрафа подлежит зачислению
в бюджет в полном объеме в соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 49  Бюджетного  кодекса  Российской
Федерации  в  доходы федерального бюджета полностью поступают собственные
неналоговые  доходы.  При  этом,  как  следует  из  пункта  4  статьи  41
указанного Кодекса, к неналоговым доходам отнесены средства, полученные в
результате  применения  мер   гражданско-правовой,   административной   и
уголовной ответственности,  в том числе штрафы,  конфискации и иные суммы
принудительного изъятия.
    Согласно статье  7  Федерального  закона  от  24.12.2002  N 176-Ф3 "О
федеральном бюджете на 2003 год" доходы федерального бюджета, поступающие
в 2003 году,  формируются, в том числе, за счет доходов от применения мер
гражданско-правовой,  административной и уголовной ответственности, в том
числе  штрафов,  компенсаций,  возмещения  ущерба,  -  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
    Конституция Российской   Федерации  (статья  71)  устанавливает,  что
таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.
    Согласно статье  1.3  КоАП  России  к  ведению Российской Федерации в
области законодательства об  административных  правонарушениях  относится
установление   административной   ответственности  по  вопросам,  имеющим
федеральное значение,  и порядка исполнения  постановлений  о  назначении
административных наказаний.
    В соответствии  со  статьей  1.1  КоАП  России  законодательство   об
административных  правонарушениях  состоит из КоАП России и принимаемых в
соответствии  с   ним   законов   субъектов   Российской   Федерации   об
административных правонарушениях.
    Поскольку административные  штрафы,  взысканные   по   постановлениям
таможенных органов по делам об административных правонарушениях, являются
видом    административных    наказаний    за    нарушение    федерального
законодательства,  указанные  штрафы  не  могут  быть зачислены в местные
бюджеты (бюджеты  муниципальных  образований)  и  подлежат  зачислению  в
федеральный бюджет.
    При этом  в  целях  обеспечения  зачисления  доходов   в   бюджет   в
соответствии  с  законодательными  актами Российской Федерации совместным
Приказом МНС  России,  ГТК  России  и  Минфина  России  от  01.10.2001  N
БГ-3-10/373/961/80н (зарегистрирован Минюстом России 05.12.2001,  рег.  N
3070) утверждены Правила  указания  информации  в  полях  "Плательщик"  и
"Получатель"  расчетных  документов  на перечисление платежей на счета по
учету  доходов  и  средств  бюджетов  всех  уровней   бюджетной   системы
Российской  Федерации,  а  также взыскание недоимок,  пеней и штрафов.  В
указанных Правилах содержатся порядок заполнения платежного поручения  на
перечисление платежей,  в том числе неналогового характера, позволяющий в
соответствии  с  законодательными  актами  обеспечить  поступление  таких
платежей в федеральный бюджет.
    8. Учет и контроль за исполнением постановлений  судов  по  делам  об
административных правонарушениях.
    Таможенные органы учитывают  и  контролируют  исполнение  только  тех
постановлений   судов   по  делам  об  административных  правонарушениях,
исполнение  которых,  в  соответствии  с  решением  суда,  возложено   на
таможенные органы.
    Постановления, переданные судом для исполнения в другие органы, учету
и  контролю  со  стороны  таможенных  органов  не  подлежат.  Копии таких
постановлений,  полученные таможенным органом,  не учитываются в отчетных
формах   по   исполнению   постановлений  по  делам  об  административных
правонарушениях и в общей сумме задолженности.
 
Заместитель председателя Комитета,
генерал-лейтенант таможенной службы                     А.А.Каульбарс
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!