Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 27.11.2003 № 07-61/46559

Письмо ГТК России от 27 ноября 2003 г. N 07-61/46559
"О мероприятиях по подготовке к вступлению в силу новой редакции
Таможенного кодекса Российской Федерации"

 

Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования ГТК России проанализирована правоприменительная практика таможенных органов РФ в III квартале 2003 года в части контроля за соблюдением условий запретов и ограничений, а также многочисленные обращения в Комитет участников ВЭД в части, касающейся не информирования их о требованиях таможенных органов и их действиях в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, актами таможенного законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и техническом регулировании.

Предпосылками к возникновению конфликтных ситуаций между таможенными органами и участниками ВЭД, в настоящее время, в большинстве случаев являются недостаточно точное исполнение должностными лицами таможенных постов и таможен, возложенных на них обязанностей.

В ходе анализа выявлены случаи необоснованных требований к документам и сведениям, представляемым участниками ВЭД, а также не использования информации, необходимой для принятия решений и имеющейся в структурных подразделениях таможенных органов, в силу отсутствия взаимодействия и информационного обмена между отделами нетарифного и экспортного контроля (отделами тарифного и нетарифного регулирования) и иными подразделениями.

Остается на крайне низком уровне эффективность - взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере контроля за соблюдением запретов и ограничений.

Имеются случаи межведомственных конфликтных ситуаций, возникающих по причине несогласованности действий в ходе осуществления контрольных и надзорных функций.

Выявлены случаи применения территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти ведомственных распорядительных документов без информирования таможенных органов, когда изменяется порядок применения ограничения на перемещение товаров.

Отсутствие единообразных требований в таможнях одного РТУ к документам и сведениям, необходимым для подтверждения соблюдения условий запретов и ограничений приводит к тому, что у участников ВЭД появляется возможность разнообразных толкований действующих норм и правил с целью уклонения от соблюдения данных условий.

Выявлены случаи бездействия должностных лиц ОТО и ТК при принятии решения о выпуске товаров и необоснованного направления документов на согласование в вышестоящие таможенные органы, что в свою очередь приводит к увеличению сроков таможенного оформления и, в ряде случаев, к обжалованию данных действий (бездействий) в судах и надзорных органах.

Учитывая изложенное выше необходимо до 10.12.2003 провести следующие мероприятия:

1. Организовать назначение приказом начальников таможенных органов должностных лиц на таможенных постах, уполномоченных обеспечивать контроль за соблюдением запретов и ограничений (далее - уполномоченные должностные лица) и разработку соответствующих инструкций о порядке их действий.

Копии приказов о назначении и утвержденных инструкций направить в ГУТНР ГТК России.

2. Организовать и провести инструкторско-методические занятия с уполномоченными должностными лицами, а также изучение законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и техническом регулировании.

3. Организовать информирование участников ВЭД, функционирующих в зоне деятельности таможен РТУ, о требованиях, которые будут предъявляться уполномоченными должностными лицами таможенных постов, при обеспечении контроля за соблюдением запретов и ограничений к документам и сведениям при принятии таможенной декларации и выпуске товаров, а также о действиях данных лиц таможенных органов, если участниками ВЭД эти требования выполняться не будут, а также не будут соблюдаться условия запретов и ограничений.

4. Организовать информирование участников ВЭД, владельцев СВХ, ТС и таможенных брокеров:

- об актах таможенного законодательства, а также законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и техническом регулировании, которые будут применяться по состоянию на 01.01.2004;

- об уполномоченных должностных лицах, обеспечивающих контроль за соблюдением запретов и ограничений и порядке их действий;

- об органах, осуществляющих выдачу документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений;

- о местонахождении в зоне деятельности таможен РТУ территориальных подразделений иных органов, контролирующих запреты и ограничения, а также аккредитованных органов по сертификации;

- об аккредитованных органах по сертификации, функционирующих в зоне деятельности таможен РТУ, в деятельности которых выявлены случаи нарушений порядка и правил выдачи документов, подтверждающих соответствие ввозимых товаров требованиям безопасности;

- о товарах, на которые распространяются запреты и ограничения, в том числе подлежащих обязательному подтверждению соответствия и таможенных режимах, при которых контроль за соблюдением запретов и ограничений со стороны уполномоченных должностных лиц обязателен, а также о порядке такого контроля;

- о товарах, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и в отношении которых имеется информация о причинении вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

- об участниках ВЭД, функционирующих в таможнях РТУ и являющихся нарушителями таможенного законодательства в части соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о внешнеторговой деятельности, обладающих признаками "фирм-однодневок" или имеющих задолженность по уплате таможенных платежей;

- о таможенных брокерах, владельцах СВХ, систематически допускающих нарушения таможенного законодательства в части соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности;

- о распространении заболеваний, вредителей и экологических условиях в странах - контрагентах.

- о порядке действий участников ВЭД в случае конфликтных ситуаций, возникших в ходе либо по результатам контроля соблюдения запретов и ограничений уполномоченными должностными лицами, а также порядке и сроках рассмотрения обжалования.

5. Организовать сбор информации от участников ВЭД, функционирующих в зоне деятельности таможен РТУ, о планируемых в январе т.г. поставках товаров, на которые распространяются запреты и ограничения, в том числе подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Провести анализ данной информации и распределить имеющиеся силы и средства с учетом количества документов и сведений, подлежащих проверке, а также времени получения необходимых подтверждений от иных контролирующих органов.

6. Организовать сбор информации о силах и средствах иных контролирующих органов, которые могут быть применены с 01.01.2004, и проинформировать их о планируемых поставках в части касающейся.

7. Организовать разработку (доработку) Соглашений с иными контролирующими органами по вопросам соблюдения запретов и ограничений и координации их одновременных действий с учетом требований новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации (ст. 77 п. 3), а также законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и техническом регулировании, и заключить эти соглашения. Копии соглашений направить в ГУТНР ГТК России.

8. Проинформировать ГУТНР ГТК России о принятых мерах в части, касающейся обеспечения соблюдения условий запретов и ограничений и готовности уполномоченных должностных лиц к действиям при декларировании и выпуске товаров с 01.01.2004.

9. Поручить начальникам ОНЭК (ОТНР) доложить 01.02.2003 на совещании руководителей подразделений нетарифного и экспортного контроля Ваше решение по организации и всестороннему обеспечению мероприятий, указанных выше, а также о ходе их проведения.

При проведении мероприятий следует исходить из того, что порядок ввоза товаров, на которые распространяются запреты и ограничения, в том числе подлежащих ветеринарно-санитарному и фитосанитарному контролю по состоянию на 01.01.2004 не изменяется.

До принятия постановления Правительства РФ "О порядке ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия" руководствоваться ст.29 Федерального закона РФ "О техническом регулировании" и положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

Особое внимание обратить на ст. 46 Федерального закона РФ "О техническом регулировании" и обеспечить соблюдение запретов и ограничений, не носящих экономического характера, только в отношении тех товаров, которые включены в "Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федераций", доведенный до таможенных органов ГТК России, за исключением случаев, если такие товары помещаются под таможенные режимы, не предусматривающие возможность их отчуждения на таможенной территории Российской Федерации.

 

Начальник Главного управления
тарифного и нетарифного регулирования
генерал-лейтенант таможенной службы
А.О.Кудряшев
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!