Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Северо-Западного таможенного управления от 23.01.2004 № 06-01-08/1393ф

Письмо Северо-Западного таможенного управления
от 23 января 2004 г. N 06-01-08/1393ф
"О таможенном досмотре"

 

По имеющейся в Северо-Западном таможенном управлении статистической информации, некоторые начальники таможен не обеспечили изменение подходов к организации и проведению таможенного досмотра в условиях действия Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01.01.2004. Соотношение количества ГТД с досмотром остается на уровне 90% к 10% без досмотра. Несмотря на большие трудозатраты при организации и проведении досмотров, эффективность остается низкой. Указанная ситуация приводит к затягиванию сроков таможенного оформления товаров и транспортных средств.

В соответствии со ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации при проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР).

Основываясь на базовых принципах СУР, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы, начальникам таможен необходимо:

- сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

- увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

- оказывать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

- способствовать ускорению перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- организовать работу ОКТО, ОАР, ОКТС, начальников постов по исполнению нормативных правовых актов ГТК России, изданных на основании действующего Таможенного кодекса Российской Федерации, а также ранее изданных в части, ему не противоречащей.

Нормативными правовыми актами ГТК России определен порядок действий должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.

Так, например:

Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов (пункт 60), осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356, определен перечень оснований при принятии решения о проведении таможенного досмотра при декларировании и выпуске товаров. При реализации пп. "б" п. 60 целесообразно учитывать наличие (отсутствие) критериев риска, входящих в перечень, определенный Положением о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам рисков, утвержденным приказом ГТК России от 08.05.2002 N 465.

Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов (пункт 15), осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом, при их прибытии (убытии), перевозке в соответствии с процедурой внутреннего и международного таможенного транзита, а также временном хранении (далее - Инструкция), утвержденной приказом ГТК России от 18.12.2003 N 1467, определен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о проведении таможенного досмотра на этапе приема сообщений о прибытии. Пп. "н" п. 22 указанной Инструкции определен исчерпывающий перечень оснований для принятия решений о проведении

таможенного досмотра на этапе принятия решения о выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит. При завершении ВТТ (МТТ) досмотр проводится в случаях, установленных нормативными актами ГТК России (п. 42 "г" Инструкции). Также таможенный досмотр в целях установления и фиксирования сведений о наименованиях и количестве товаров проводится в случаях принятия решения о временном хранении товаров на складе получателя, не являющемся складом временного хранения, и установленных нормативными актами ГТК России (п. 49 Инструкции).

С учетом изложенного начальникам таможенных органов надлежит исключить случаи необоснованного принятия решения о проведении таможенного досмотра, приводящие к затягиванию сроков таможенного оформления товаров и транспортных средств, сконцентрировав усилия на выявлении фактов недостоверного декларирования на основе организации надлежащего исполнения нормативных правовых актов ГТК России, реализации оперативной информации путем организации на высоком профессиональном уровне взаимодействия правоохранительных подразделений таможни и подразделений таможенных постов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, а также их непосредственных руководителей.

 

Начальник Северо-Западного
таможенного управления
генерал-полковник таможенной службы
В.И.Вьюнов
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму Северо-Западного
таможенного управления
от 23.01.2004 N 06-01-08/1393ф

 

┌──────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│   Вид    │     Основания для принятия решения о проведении      │
│таможенных│                 таможенного досмотра                 │
│процедур и│                                                      │
│таможенных│                                                      │
│ операций │                                                      │
├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│Деклариро-│а) необходимость проведения таможенного досмотра прямо│
│вание    и│установлена нормативными правовыми актами ГТК России; │
│выпуск    │б) при  проверке  таможенной  декларации  выявлен риск│
│          │(риски), содержащийся в профиле риска, устанавливающем│
│          │необходимость проведения таможенного досмотра;        │
│          │в) наличие письменной информации,  полученной  в соот-│
│          │ветствии с установленным порядком, о подготавливаемом,│
│          │совершаемом или совершенном преступлении или админист-│
│          │ративном правонарушении  в  области  таможенного  дела│
│          │(нарушении таможенных правил) (ориентировки)  либо при│
│          │непосредственном обнаружении соответствующих признаков│
│          │административного правонарушения в области таможенного│
│          │дела;                                                 │
│          │г) при  выявлении  необходимости  пересылки таможенной│
│          │декларации и представленных документов в иной таможен-│
│          │ный орган с учетом требований:                        │
│          │- если ввозимые в Российскую Федерацию товары являются│
│          │товарами "риска" или "прикрытия", перечень которых до-│
│          │водится до таможенных  органов  правовыми  актами  ГТК│
│          │России  и их декларирование  производится  таможенному│
│          │органу,  отличному от места их доставки, то таможенный│
│          │пост, расположенный в месте декларирования товаров со-│
│          │гласно порядку, установленному иными нормативными пра-│
│          │вовыми актами ГТК России, требует предъявить такие то-│
│          │вары;                                                 │
│          │- если ввозимые в Российскую Федерацию товары не явля-│
│          │ются товарами "риска" или "прикрытия",  перечень кото-│
│          │рых доводится  до таможенных органов  правовыми актами│
│          │ГТК России и их декларирование производится таможенно-│
│          │му органу, отличному от места  их  доставки,  то тамо-│
│          │женный пост, расположенный в месте декларирования  то-│
│          │варов согласно порядку, установленному иными правовыми│
│          │актами ГТК России, может потребовать проведения их та-│
│          │моженного досмотра (осмотра) таможенным органом, в ре-│
│          │гионе деятельности которого осуществляется  их времен-│
│          │ное хранение;                                         │
│          │- если вывозимые из Российской Федерации товары  в мо-│
│          │мент их декларирования находятся в регионе деятельнос-│
│          │ти таможенного органа, отличного от места декларирова-│
│          │ния, то таможенный пост, расположенный  в месте декла-│
│          │рирования  товаров  согласно  порядку,  установленному│
│          │иными правовыми актами ГТК России,  может  потребовать│
│          │проведения их таможенного досмотра;                   │
│          │д) при проведении таможенного осмотра грузовых отделе-│
│          │ний транспортных средств,  осуществляемого  до  подачи│
│          │таможенной декларации, было выявлено:                 │
│          │- отсутствие на грузовых отделениях пломб,  сведения о│
│          │которых содержатся в транспортных  и таможенных  доку-│
│          │ментах, или их нарушение;                             │
│          │- отличие маркировки пломб от маркировки,  указанной в│
│          │представленных перевозчиком документах;               │
│          │- повреждение целостности грузового  отделения  транс-│
│          │портного средства;                                    │
│          │е) при  обнаружении  уполномоченным  должностным лицом│
│          │признаков, указывающих на то,  что заявленные при дек-│
│          │ларировании товаров сведения, которые влияют на размер│
│          │подлежащих уплате таможенных пошлин,  налогов  или  на│
│          │применение  к товарам запретов или  ограничений, уста-│
│          │новленных в соответствии с законодательством  Российс-│
│          │кой Федерации о государственном регулировании  внешне-│
│          │торговой деятельности,  могут являться  недостоверными│
│          │либо заявленные сведения должным образом  не подтверж-│
│          │дены                                                  │
├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│Прием  со-│а) выявление при проведении таможенного осмотра отсут-│
│общения  о│ствия  на  грузовых  отделениях  средств идентификации│
│прибытии  │(пломб или печатей)  или  их  нарушения  либо  отличия│
│          │маркировки пломб или печатей от маркировки,  указанной│
│          │в представленных перевозчиком документах;             │
│          │б) выявление при проведении таможенного осмотра  нару-│
│          │шения целостности  грузового  отделения  транспортного│
│          │средства;                                             │
│          │в) отсутствие в книжке МДП, карнете АТА отметок (печа-│
│          │тей, штампов) таможенных органов стран  отправления  и│
│          │транзита;                                             │
│          │г) отсутствие  в  транспортной накладной подписей  или│
│          │штемпелей (печатей) отправителя и перевозчика;        │
│          │д) наличие письменной информации, полученной  в  соот-│
│          │ветствии с установленным порядком, о подготавливаемом,│
│          │совершаемом или совершенном преступлении или админист-│
│          │ративном правонарушении  в  области  таможенного  дела│
│          │(ориентировки) либо непосредственное обнаружение соот-│
│          │ветствующих признаков правонарушения  в области  тамо-│
│          │женного дела;                                         │
│          │е) наличие в транспортных и товаросопроводительных до-│
│          │кументах подчисток и исправлений, не заверенных  в со-│
│          │ответствии  с  установленным порядком  перевозчиком  и│
│          │(или) отправителем;                                   │
│          │ж) письменное обращение перевозчика или лица, осущест-│
│          │вляющего перемещение товаров,  в целях установления  и│
│          │фиксирования сведений о наименовании  и количестве то-│
│          │варов, в том числе с отбором проб и образцов;         │
│          │з) ввоз товаров, необходимость проведения  таможенного│
│          │досмотра  которых установлена нормативными  актами ГТК│
│          │России                                                │
├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│Выдача    │а) выявление при проведении таможенного осмотра отсут-│
│разрешения│ствия  на грузовых  отделениях  средств  идентификации│
│на     ВТТ│(пломб или печатей) или их нарушения либо отличия мар-│
│(МТТ)     │кировки пломб  или  печатей от маркировки, указанной в│
│          │представленных перевозчиком документах;               │
│          │б) выявление при проведении таможенного осмотра  нару-│
│          │шения целостности  грузового  отделения  транспортного│
│          │средства;                                             │
│          │в) отсутствие в книжке МДП, карнете АТА отметок (печа-│
│          │тей, штампов) таможенных органов стран  отправления  и│
│          │транзита;                                             │
│          │г) отсутствие  в  транспортной накладной подписей  или│
│          │штемпелей (печатей) отправителя и перевозчика;        │
│          │д) наличие письменной информации, полученной  в  соот-│
│          │ветствии с установленным порядком, о подготавливаемом,│
│          │совершаемом или совершенном преступлении или админист-│
│          │ративном правонарушении  в  области  таможенного  дела│
│          │(ориентировки) либо непосредственное обнаружение соот-│
│          │ветствующих признаков правонарушения  в области  тамо-│
│          │женного дела;                                         │
│          │е) наличие  в  транспортных  и  товаросопроводительных│
│          │документах подчисток и исправлений,  не  заверенных  в│
│          │соответствии с установленным порядком  перевозчиком  и│
│          │(или) отправителем;                                   │
│          │ж) письменное обращение перевозчика или лица, осущест-│
│          │вляющего перемещение товаров,  в целях установления  и│
│          │фиксирования сведений о наименовании и количестве  то-│
│          │варов, в том числе с отбором проб и образцов;         │
│          │з) ввоз товаров, необходимость проведения  таможенного│
│          │досмотра  которых установлена нормативными актами  ГТК│
│          │России;                                               │
│          │и) выявление рисков, содержащихся  в  профилях  риска,│
│          │доведенных до таможенного органа отправления  в бумаж-│
│          │ном и (или) в электронном виде, и применение указанных│
│          │в них форм таможенного контроля согласно порядку,  ус-│
│          │тановленному иными нормативными актами ГТК России     │
├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│Завершение│г) в случаях,  установленных нормативными  актами  ГТК│
│ВТТ (МТТ) │России                                                │
├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│Временное │а) в случаях принятия решения о временном хранении то-│
│хранение  │варов на складе получателя, не являющемся складом вре-│
│          │менного хранения, и установленных нормативными  актами│
│          │ГТК Россия для установления и фиксирования  сведений о│
│          │наименованиях и количестве товаров;                   │
│          │б) в случаях, определенных нормативными правовыми  ак-│
│          │тами ГТК России, в том числе и по инициативе владельца│
│          │СВХ (при обнаружении в момент помещения на СВХ несоот-│
│          │ветствия сведений о товарах,  содержащихся  в докумен-│
│          │тах, фактическому наличию  наименований  и  количества│
│          │товаров)                                              │
├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│Принятие  │а) в целях идентификации товаров, убывающих из Россий-│
│сообщения │ской Федерации, и в случаях,  установленных  настоящей│
│об убытии │Инструкцией и иными правовыми актами ГТК России;      │
│          │б) если перевозка товаров осуществлялась  в соответст-│
│          │вии с ВТТ (МТТ)                                       │
└──────────┴──────────────────────────────────────────────────────┘
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!