Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Северо-Западного таможенного управления от 29.11.2004 № 07-05-12/22900Ф

Письмо Северо-Западного таможенного управления
от 29 ноября 2004 г. N 07-05-12/22900ф
"О направлении Методических рекомендаций"

 

С целью усиления контроля за ввозом товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и недопущения ввоза контрафактных товаров направляем вам Методические рекомендации по выявлению индикаторов профиля риска при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

 

Врио первого заместителя начальника
управления - начальника службы
таможенных доходов
подполковник таможенной службы
Д.А.Писаркевич
 
 
Приложение
к письму СЗТУ
от 29.11.2004 N 07-05-12/22900ф

 

Методические рекомендации
по выявлению индикаторов профиля риска при перемещении через
таможенную границу Российской Федерации товаров,
содержащих объекты интеллектуальной собственности

 

Данные Методические рекомендации подготовлены в целях проведения выборочного таможенного контроля при таможенном оформлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной деятельности при реализации системы управления рисками.

1. Общие положения

 

Проблема масштабных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности приобрела для Российской Федерации в последние годы большую актуальность. С каждым годом увеличивается товарооборот России с мировым сообществом. На российском рынке представлено огромное количество объектов интеллектуальной собственности. В связи с этим закономерно появление контрафактных товаров, содержащих известные брэнды, что означает потерю дохода государством, появление некачественных, несоответствующих стандартам товаров на рынке, что ведет к угрозе безопасности и здоровью населения. Кроме того имеются многочисленные свидетельства прямых связей международного терроризма и международной организованной экономической преступности, во многом контролирующей нелегальный оборот объектов интеллектуальной собственности.

В этих условиях существенно возрастает роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности в направлении защиты граждан Российской Федерации от некачественных товаров и правообладателей от нарушения их прав, где Федеральная таможенная служба (далее - ФТС) играет существенную роль. Основной задачей ФТС в данной области является обеспечение соблюдения существующего законодательства в сфере интеллектуальной собственности участниками внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 11.12.2002 N 166-ФЗ) (далее - Закон) товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц, т.е. обозначения, способные отличать, соответственно, товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Обозначение может считаться охраняемым товарным знаком, исключительное право на который принадлежит конкретному лицу (правообладателю) только после регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - Роспатент) или международной регистрации во Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее - ВОИС).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.

Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

- на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- при выполнении работ, оказании услуг;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях к продаже товаров;

- в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Правообладатель (его представитель) имеющий достаточные основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, может иметь место нарушение прав правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, вправе подать письменное заявление в Федеральную таможенную службу Российской Федерации с указанием сведений о правообладателе; об объекте интеллектуальной собственности; о товарах, обладающих признаками контрафактных; о предполагаемом сроке принятия мер по приостановлению выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.

Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ФТС России принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, вносятся в таможенных реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - Реестр).

После внесения товарного знака в Реестр Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений (далее - ГУТНиТО) ФТС России направляет соответствующую информацию в региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, которые доводят ее до подчиненных таможенных органов и заинтересованных лиц.

В отношении товаров, внесенных в Реестр, таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, в соответствии с порядком, установленным статьями 393 - 400 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Законом определено, что использование товарного знака или сходного с ним обозначения, противоречащее положениям ст. 4 Закона, влечет за собой гражданскую, административную либо уголовную ответственность.

Вступление в силу новой редакции Таможенного кодекса, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом и Правительством Российской Федерации на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждает таможенную службу определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками.

Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить таможенное оформление.

Для эффективного управления рисками необходимо определение индикаторов профиля риска.

Индикаторы профиля риска - это определенные критерии с заданными ранее параметрами, отклонение от которых позволяет таможенным органам осуществлять выбор объекта таможенного контроля.

 

2. Индикаторы профиля риска нарушений прав интеллектуальной
собственности

 

2.1. Товары, наиболее подверженные контрафакции и пиратству.

Наиболее подвержены контрафакции и пиратству товары класса люкс, дизайнерские товары, популярные известные торговые марки. Наиболее часто контрафактными бывают: одежда и принадлежности, часы и части часов, дамские сумки, кошельки, носители информации (особенно лазерные диски), включая аудиозаписи, видеофильмы и компьютерное обеспечение, сигареты, пиво, алкогольные напитки, игрушки, обувь, бытовая техника, компьютерные комплектующие и парфюмерия, запасные части к автомобилям и фармацевтическая продукция.

2.2. Недостоверное декларирование товаров.

Товары, неточно декларируемые или декларируемые как упаковка, пластиковые или металлические части, образцы, товары для дома, запасные части к чему-либо входят в зону риска.

2.3. Товары, страной происхождения или отправления которых является страна, известная как источник контрафактной и пиратской продукции.

В область риска попадают страны производства или изготовления, находящиеся в Азии (Китай, Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Пакистан) и в Восточной Европе (особенно Чехия, Турция и Польша), а также страны отправления, находящиеся в Северной, Центральной и Южной Америке (Канада, Мексика, Парагвай и Бразилия).

2.4. Качество исполнения документов.

Смазанные печати, низкое качество исполнения документов, написанные от руки или напечатанные на печатной машинке транспортные документы повышают риск. Обычно транспортные документы создаются в электронном виде и часто печатаются на особой бумаге, содержащей логотип фирмы, адрес и т.д.

Документы имеют исправления, помарки и т.д.

Товарные документы или счет-фактура содержат не полные сведения.

Обычно эти документы включают:

- телефон/факс, ИНН производителя, импортера или перевозчика;

- условия продажи и поставки;

- номер паспорта сделки или номер накладной и дата;

- число мест или единицы груза и цена за единицу.

2.5. Наименование и адрес производителя (перевозчика) и импортера (грузополучателя).

Импортер имеет небольшой опыт внешнеэкономической деятельности, ранее совершал таможенные нарушения или использует адрес ранее выявленного нарушителя.

Наименование производителя, перевозчика или импортера кажется вымышленным.

Наименование производителя, перевозчика или импортера не согласуется с указанным в декларации товаром. Например, колбасный завод импортирует (экспортирует) кошельки.

Адрес производителя, перевозчика или импортера указан не полностью или не может быть проверен при помощи электронных или других баз данных (телефонные справочники, Интернет и т.д.).

Производитель, перевозчик или импортер использует несуществующий почтовый адрес или указан только телефон грузополучателя.

2.6. Страна изготовления товаров.

Товары попадают в область риска, если указанная в декларации страна происхождения является одной из тех, где не организовано производство товаров данного правообладателя и когда части или материалы, содержащие имя правообладателя или торговую марку транспортируются в страну, в которой правообладатель не имеет производства. Например, подлинные часы "Ролекс" производятся только в Швейцарии. Если страной отправления часов, на которых стоит знак "Ролекс", является не Швейцария или части часов, содержащие торговую марку "Ролекс", импортируются не в Швейцарию - это является основанием для применения дополнительных мер контроля.

2.7. Перемещение товаров и средства транспортировки.

Товары отправляются вне обычных каналов распространения продукции правообладателя. Нелогичный выбор вида транспортировки или диспропорционально высокие транспортные издержки (товары транспортируются не по наиболее прямому и менее затратному пути, транспортные расходы выше, чем задекларированная стоимость товаров).

Товары перевозятся почтой или экспресс доставкой. Экспресс доставкой обычно пересылают часы, оптические носители, фармацевтическая продукция и компьютерные комплектующие.

2.8. Указанная в декларации стоимость товаров.

Слишком высокая или низкая задекларированная стоимость товаров.

Товары застрахованы по ненормально низкой стоимости.

Товары задекларированы как "груз" или указаны по цене за килограмм, а не за единицу (например, лазерные диски оценены за килограмм, а не за единицу).

2.9. Размер партии.

Товары транспортируются в ненормально высоких или низких количествах в зависимости от типа товаров. Например, размер партии в 20000 часов "Ролекс" ненормален.

2.10. Внешний вид упаковки.

Обычно правообладатели используют высококачественные материалы и тщательно упаковывают свою продукцию. Предметы упаковываются индивидуально и транспортируются в прочных коробках с указанием количества и штрих-кода.

Упаковка товаров не соответствует виду упаковки правообладателя (лазерные диски без названия, имени артиста и т.д.).

Конфигурация (размер, форма) упаковки товаров нестандартная (например, часы упакованы в целлофановые пакеты).

Низкое качество упаковки или надписей и знаков на упаковке.

2.11. Качество товаров.

Низкое качество товаров, не соотносящееся с репутацией правообладателя.

Товары поставляются без руководства по эксплуатации или документов о гарантии на изделие или с плохо напечатанными (копированными) инструкцией по эксплуатации или гарантией на изделие.

Ярлыки, бирки, инструкции на товар плохо переведены или содержат ошибки.

Товары изготовлены для другой страны, отличной от страны ввоза (например, для одежды для различных стран используются различные стандарты размеров).

2.12. Этикетки и маркировка товаров.

На товарах отсутствуют штрих коды или другие стандартные маркировки, такие как место и дата производства. Этикетки товаров часто содержат такие детали как номер партии, справочный код или код в каталоге, информация о заводе или фабрике, серийные и модельные номера. Информация, используемая правообладателем для подлинных товаров, может быть проверена по документации правообладателя по идентификации продукции или при непосредственном общении с правообладателем.

На товаре отсутствует ссылка на регистрацию торгового знака или знака защиты от копирования.

Этикетирование товаров не соответствует законам или другим регулирующим стандартам страны отправления (например, текстильные продукты не имеют этикеток об условиях стирки, на этикетках не указана страна производства, на этикетках пищевых продуктов и косметики нет указания о составе продукции, не указан вес).

Маркировка товаров не соответствует маркировке продукции правообладателя (например, часы, которые производятся правообладателем в Швейцарии, не должны иметь таких пометок как "механизм сделан в Японии" или "механизм сделан в Китае" и т.д.),

2.1З. Детали продуктов.

Часто правообладатели используют "скрытые" или другие детали в своей продукции, чтобы облегчить идентификацию контрафактных или пиратских продуктов. Для облегчения определения этих деталей необходимо использовать инструкции по идентификации продукции или непосредственное общение с правообладателем.

Например, многие правообладатели для защиты своих авторских прав используют голограммы, которые сложно подделать. Подлинные оптические диски содержат код идентификации источника. Гарантийные сертификаты на основную массу высококачественных часов имеют специальные идентификационные признаки, такие как штампы или водяные знаки.

2.14. Сборные грузы из нескольких торговых марок.

Груз содержит товары, произведенные несколькими правообладателями. Например, программное обеспечение, изготовленное несколькими компаниями, видеофильмы, снятые различными студиями, аудиозаписи, изготовленные под различными этикетками, партия часов, содержащая несколько несовместимых брэндов.

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!