Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 06.05.2004 № 01-06/16539

Письмо ГТК России от 6 мая 2004 г. N 01-06/16539
"О направлении Методических рекомендаций"

 

В целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации при заключении и составлении государственных договоров (контрактов), Государственный таможенный комитет Российской Федерации направляет Методические рекомендации об организации договорной работы в таможенных органах и порядке применения Типовых форм договоров, утвержденных приказом ГТК России от 26.11.2003 N 1337, разработанные на основе анализа замечаний и предложений таможенных органов Российской Федерации, исходя из их договорной практики и опыта работы в данной сфере непосредственно структурных подразделений ГТК России.

 

 

Статс-секретарь -
заместитель председателя Комитета
генерал-полковник таможенной службы
Ю.Ф.Азаров
 
 
Приложение
к письму ГТК России
от 06.05.2004 N 01-06/16539

 

Методические рекомендации об организации договорной работы
в таможенных органах и порядке применения Типовых форм договоров,
утвержденных приказом ГТК России от 26.11.2003 N 1337

I. Общие положения

 

Настоящие Методические рекомендации (далее - МР) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральным законом от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Федеральным законом от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1160 "О контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения", указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и другие.

Разработка МР имела своей целью совершенствование организации договорно-правовой работы в таможенных органах при заключении ими (таможенными органами), как хозяйствующими субъектами, договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. В рассматриваемом случае под государственными нуждами понимаются потребности таможенных органов в продукции, работах и услугах, обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и необходимые для обеспечения их нормального функционирования.

Заключаемые таможенными органами государственные контракты подчиняются общим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для заключения, изменения и расторжения договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" под государственным контрактом понимается договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и победителем конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данное положение корреспондируется с установленным БК РФ ограничением для бюджетных учреждений на свободу заключения договоров, а именно: согласно БК РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов, под которыми понимаются договоры, заключенные органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (ст. ст. 71,72 БК РФ).

ГК РФ в свою очередь выделил ряд государственных контрактов в качестве предметов регулирования отдельных параграфов главы 30 ГК РФ. Так, порядок заключения государственного контракта, установлен параграфом 4 главы 30 ГК РФ, который регламентирует правоотношения, связанные с тремя видами государственных контрактов: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд (ст. ст. 525 - 534 ГК РФ), государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. ст. 763 - 768 ГК РФ) и государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд (ст. 778 ГК РФ).

В целях упрощения и ускорения процесса составления конкретных договоров в таможенных органах, ГТК России неоднократно утверждал типовые формы договоров, исходя из специфики договоров, заключаемых таможенными органами. Так, помимо таких "укоренившихся" видов договоров как "подряд", "поставка", приказ ГТК России от 02.07.2001 N 626*1 утверждал типовой "договор ответственного хранения", а приказ ГТК России от 10.11.1994 N 573*2 содержал также типовые "договор купли-продажи" и "договор на создание (передачу) научно-технической продукции".

Предлагаемые к использованию Типовые формы договоров, утвержденные приказом ГТК России от 26.11.2003 N 1337, содержат две новые формы: Типовой договор безвозмездного пользования и Типовой договор возмездного оказания услуг специалиста при проведении таможенного контроля.

Включение новых форм обусловлено рядом объективных причин. Так Типовой договор возмездного оказания услуг специалиста при проведении таможенного контроля отражает современные тенденции в условиях действия нового ТК РФ. П. 5 ст. 377 ТК РФ устанавливает, что в необходимых случаях для проведения изъятия товаров или наложения ареста на них приглашается специалист, а ст. 384 ТК РФ устанавливает основу такого привлечения - договорную.

В соответствии с п. 2 ст. 419 ТК РФ в случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их владельцами, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, эти организации предоставляют таможенным органам необходимые служебные помещения на основании договора безвозмездного пользования.

Именно безвозмездность отличает данный договор от договора аренды и исключает возможность получения ссудодателем вознаграждения в какой бы то ни было форме. В то же время, согласно п.п.3.2.3. Типовой формы договора безвозмездного пользования, ссудополучатель обязан нести расходы по содержанию имущества, поскольку данное положение напрямую вытекает из статьи 695 ПС РФ.

Использование типовых форм значительно упрощает работу по составлению конкретного договора. Однако следует учитывать, что универсальных типовых форм, способных на 100% обезопасить интересы государственного учреждения, не существует и не может быть создано по объективным причинам, поскольку договор в целом - это акт индивидуальный, и никакая оптимальная типовая форма не сможет заменить грамотного специалиста.

Нередко у должностных лиц таможенных органов возникают вопросы при согласовании условий публичного договора (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

При проверке проекта договора необходимо помнить, что его условия, включая цену товаров, работ и услуг, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что нередко такие публичные договоры являются договорами присоединения, т.е. их условия определены в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты таможенным органом не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ).

___________________

*1 - Утратил силу в связи с изданием приказа ГТК России от 26.11.2003 N 1337

*2 - Утратил силу в связи с изданием приказа ГТК России от 02.07.2001 N 626

II. Этапы договорной работы

 

Условно можно выделить несколько этапов договорной работы, которые, в зависимости от конкретных условий, могут быть обязательными или факультативными:

 

1. Подбор контрагентов

 

Учитывая, что таможенные органы являются органами государственной власти, они ограничены в выборе контрагентов при заключении ими государственных контрактов.

Выбор контрагента осуществляется таможенными органами на конкурсной основе, если иное не установлено федеральным законом.

Для проведения конкурса в таможенном органе создается конкурсная комиссия, которая и определяет победителя конкурса. Конкурсная комиссия объявляет победителем конкурса участника, заявка которого отвечает требованиям конкурсной документации и является наиболее выгодной для заказчика с учетом качества и цены продукции.

Должностные лица таможенных органов должны при проведении экспертизы представленных для заключения договоров запрашивать и проверять Протокол заседания конкурсной комиссии и, помимо прочего, сравнивать указанные в нем данные поставщика (исполнителя) и требования, указанные в конкурсной документации.

К сожалению, в таможенных органах складывается практика заключения договоров, когда победитель выбирается исходя из минимального ценового предложения, без учета иных факторов. Зачастую это имеет неблагоприятные последствия, поскольку через определенное время после заключения договора контрагент обращается в таможенный орган с требованием о пересмотре цены.

Заказчик (таможенный орган) вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд у единственного источника по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом только в строго определенных случаях, предусмотренных пунктом 30 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сохранению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд":

а) при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение торгов (конкурса) или применение иного способа размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий заказчика;

б) если вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в определенной продукции, в связи с чем применение иных способов размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно с учетом затрат времени;

в) если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена;

г) при наличии обстоятельств, позволяющих заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс) в соответствии с настоящим Положением, в случае если заказчик установил, что проведение закупок из единственного источника является наилучшим способом закупок.

Необходимость размещения заказа у единственного источника должна быть обоснована, так как в противном случае Минэкономразвития России может отказать в согласовании единственного источника и указать таможенным органам на необходимость проведения открытого конкурса.

2. Согласование проекта договора

 

Согласование проекта договора - один из основных этапов договорной работы в таможенных органах.

В договоре все условия должны быть предельно конкретными. Нельзя оставлять место для двусмысленности, различного понимания условий сторонами. В договоре не может быть мелочей, в нем все важно, и кажущиеся мелочи в будущем могут вылиться в конфликтные ситуации. Некорректный и непродуманный договор неизбежно влечет за собой возникновение проблем, как минимум гражданско-правового характера, поэтому гарантией успешного достижения преследуемых таможенным органом как хозяйствующим субъектом целей и задач, а также эффективной защиты его прав и законных интересов, является юридически грамотно составленный договор.

В соответствии с п. 1 ст. 8 и ст. ст. 421, 422 ГК РФ содержание договора должно соответствовать закону и иным правовым актам, к которым, в силу ст. 3 ГК РФ, отнесены указы Президента Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации, изданные на основании и во исполнение ГК РФ.

Применительно к предлагаемым к использованию Типовым формам договоров, к подзаконным актам, обязательным для применения при заключении государственных контрактов, относятся, в частности, постановления Правительства Российской Федерации, определяющие порядок и размеры авансирования государственным заказчиком работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

Так, в 2004 году, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", получатели средств федерального бюджета при заключении подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета договоров (контрактов) на поставку товаров, работ, услуг вправе предусматривать авансовые платежи в следующем порядке:

- в размере 100 процентов суммы договора (контракта) - по договорам за услуги связи и подписку на печатные издания, на обучение на курсах повышения квалификации, приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, а также путевок на санаторно-курортное лечение;

- в размере 30 процентов суммы договора, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, - по остальным договорам (контрактам).

В соответствии с положениями о правовых подразделениях таможенных органов должностные лица правовых отделов, служб проверяют на соответствие действующему законодательству Российской Федерации, в том числе, нормативным правовым актам ГТК России, и международным договорам, участником которых является Российская Федерация, проекты договоров, соглашений, контрактов, нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись (для визирования) руководству таможенных органов, а также визируют их.

В случае противоречия действующему законодательству проектов договоров (контрактов) должностные лица таможенных органов возвращают их на доработку и готовят по ним необходимые заключения и рекомендации об устранении выявленных нарушений. Без визы юрисконсульта договоры и соглашения начальниками таможенных органов на подпись приниматься не должны. При этом, юрисконсульт проверяет проект договора на соответствие действующему законодательству Российской Федерации только после того, как проект прошел согласование и завизирован всеми другими заинтересованными службами и должностными лицами таможенного органа. Указанное положение объясняется тем, что специфика заказываемой продукции, технологии производства, оказания услуг должны быть проверены структурным подразделением - разработчиком договора, наличие денежных средств для расчетов с контрагентом по договору, структура и модель цены -соответствующим финансовым подразделением.

Независимо от вида заключаемого договора (контракта), в тексте проекта должны быть отражены следующие элементы:

1. преамбула;

2. предмет и объект договора;

3. общая сумма договора;

4. права и обязанности сторон;

5. сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

6. условия платежей;

7. штрафные санкции и возмещение убытков (ответственность сторон);

8. обстоятельства непреодолимой силы;

9. порядок разрешения споров.

Договор может включать и другие разделы, такие как технические условия; лицензионные условия; условия испытаний, приемки, требования к технической документации, упаковке, маркировке и т.д. Наличие таких факультативных условий особенно характерно для договоров поставки или подряда.

Заключению договора, как правило, предшествуют предварительные переговоры по нему. Если такие переговоры были зафиксированы в переписке, в предварительном соглашении, протоколе о намерениях либо иным способом, в тексте государственного контракта целесообразно отметить, что указанные выше документы утрачивают свою силу с момента его подписания (см. подпункт 10.1 Типового договора поставки).

Рассмотрим некоторые элементы договора.

 

Преамбула

 

Обычно в преамбуле указывается: название договора с указанием на его вид (например, "Договор аренды"), номер договора, дата и место заключения договора, стороны, заключающие договор.

Остановимся подробнее на ряде обстоятельств, на которые следует обратить внимание при проверке преамбулы.

Наименования юридического лица и таможенного органа даются в полном виде (организационно-правовая форма, наименование). При этом необходимо точно указать должность, фамилию, имя, отчество лица, подписывающего договор, а также наименование документа, из которого следуют его полномочия на подписание государственного контракта. При заключении договора необходимо четко знать, есть ли у лица, подписывающего государственный контракт, право ставить свою подпись на договоре.

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ от имени юридического лица -контрагента договор заключает его орган, действующий в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Иные представители юридического лица заключают договор от имени этого юридического лица на основании доверенности, выданной за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ).

При согласовании договора необходимо проверить полномочия лица, заключающего от имени контрагента договор с таможенным органом. Для этого необходимо изучить учредительные и иные документы, представленные контрагентом: устав, учредительный договор, доверенность (обратив внимание на объем полномочий, передаваемых по доверенности, срок действия, дату совершения, подпись, печать).

 

Объект и предмет договора

 

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Из абзаца 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ следует, что существенными признаются условия:

а) о предмете договора;

б) которые названы в законе или иных правовых актах как существенные;

в) которые названы в законе или иных правовых актах как необходимые для договоров данного вида;

г) все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Под предметом договора понимаются действия (или бездействие), которые должна совершить обязанная сторона (или соответственно воздержаться от их совершения). Например, предметом договора подряда являются действия подрядчика по выполнению определенной заданием работы и сдаче ее результата заказчику и соответственно действия заказчика по принятию результата работы и его оплате (п. 1 ст. 702 ГК РФ).

Неотъемлемой частью предмета договора является объект договора, который является целью, для достижения которой и заключается договор. В качестве объекта договора ГК РФ называет: "вещь (товар)" (п. 1 ст. 454 ГК РФ), "имущество" (п. 1 ст. 583 ГК РФ), "недвижимое имущество" (п. 1 ст. 549 ГК РФ), "услуга" (п. 1 ст. 779 ГК РФ), "деньги или другие вещи, определенными родовыми признаками" (п. 1 ст. 807 ГК РФ), "результат определенной работы" (п. 1 ст. 702 ГК РФ) и другие.

На этапе согласования договора, также следует проверить, предусмотрена ли в проекте ответственность контрагента за возможные нарушения и определены ли конкретные размеры этой ответственности. Ответственность же таможенных органов следует ограничить. В частности, условие об ответственности таможенных органов за просрочку платежа следует излагать с так называемой "бюджетной оговоркой": "за исключением случаев, когда просрочка платежа вызвана несвоевременным (недостаточным) поступлением средств из федерального бюджета". По существу, эта оговорка конкретизирует применительно к таможенным органам норму п. 1 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которой лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

 

2. Заключение договора

 

О заключении договора свидетельствует его подписание.

По общему правилу подписание включает в себя собственноручную подпись полномочного представителя контрагента, а также оттиск печати этого юридического лица.

Договор должен быть подписан лицами, совершающими сделку, или иными должным образом уполномоченными лицами. В частности, от имени юридического лица договор подписывается его руководителем, действующим без доверенности. Иные лица могут подписывать от имени юридического лица только при наличии доверенности, выдаваемой за подписью руководителя, заверенной в обязательном порядке печатью юридического лица.

Как правило, подписи уполномоченных на подписание договора лиц скрепляются печатями организаций, от имени которых они действуют. Действующее законодательство не предусматривает наличия в договоре оттисков печатей как обязательное требование к его оформлению. В п. 1 ст. 160 ГК РФ прямо сказано, что скрепление договоров печатями может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

3. Исполнение договора

 

В соответствии со статьей 408 ГК РФ обязательство прекращается только надлежащим исполнением, а также по иным основаниям, предусмотренных главой 26 ГК РФ.

Критериями надлежащего исполнения обязательства являются:

- Надлежащие стороны;

- Надлежащий предмет;

- Надлежащее время исполнения. Обязательство подлежит исполнению в установленный срок. Если срок определен днем или периодом времени, то обязательство подлежит исполнению в соответствующий день или период времени. Так, п.п. 7.1. Типового договора безвозмездного пользования предусматривает срок действия договора в течение 1 года со дня его подписания обеими сторонами. А п.п. 7.1. Типового договора возмездного оказания услуг устанавливает вариативность в определении момента исполнения обязательств:

вступает в действие с _________ и действует до ________(или до исполнения сторонами своих обязательств и завершения всех взаиморасчетов по договору).

- Надлежащее место исполнения обязательства. Ст. 316 ГК РФ устанавливает общие требования, определяющие место исполнения обязательства в зависимости от характера этого обязательства.

- Надлежащий способ исполнения. Для признания обязательства надлежаще исполненным необходимо, чтобы способ исполнения был прямо назван либо в законе либо в договоре.

- Оформление надлежащего исполнения обязательства. Поскольку исполнение обязательства в конечном итоге влечет прекращение гражданских прав и обязанностей сторон по данному обязательству, к оформлению исполнения обязанностей должника должны предъявляться требования, определяемые по правилам параграфа 1 гл.9 ГК РФ.

Так, в соответствии с п.1 ст.655 ГК РФ передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (в Типовом договоре аренды - акт сдачи-приемки). А в силу п.4 ст.753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (в Типовом договоре подряда - акт выполненных работ).

Приведенные критерии в совокупности определяют надлежащий характер исполнения обязательства. Лишь в случае наличия всех критериев обязательство прекращается в силу п.1 ст. 408 ГК РФ.

Если стороны обязательства нарушают хотя бы одно из перечисленных условий его надлежащего исполнения, то обязательство не прекращается, а дополняется новыми обременениями для сторон (штраф, неустойка и т.д.).

Истечение срока действия договора в качестве самостоятельного основания прекращения обязательства таковым не является.

На практике часто приходится сталкиваться с заблуждением по поводу того, что по истечении срока действия договора, в частности, поставки, обязательства по нему прекращаются. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.01.1995 N С1-7/ОП-54 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" было отмечено, что, как правило, истечение срока действия договора не прекращает обязательства сторон, если нельзя сделать другой вывод из смысла закона или текста договора.

 

4. Изменение и расторжение договора

 

П. 1 ст. 450 ГК РФ в качестве основного способа изменения и расторжения договора предусматривает соглашение сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор (п.1 ст.452 ГК РФ). В случае если договор подлежит государственной регистрации (см. Типовой договор аренды), должно быть зарегистрировано и соглашение о его изменении или расторжении.

Если стороны не пришли к соглашению о расторжении договора в порядке досудебного урегулирования, расторжение договора производится в судебном порядке.

Для того чтобы договор был расторгнут по причине существенного изменения обстоятельств, суд обязан установить одновременное наличие следующих условий:

- в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

- изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

- исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

- из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Как правило, к причинам существенного изменения обстоятельств относят различные форс-мажорные обстоятельства: стихийные бедствия, военные действия, издание актов государственных органов и т.п. (см. разделы "Действие обстоятельств непреодолимой силы" Типовых форм договоров).

Случаи одностороннего отказа предусмотрены положениями ГК РФ и иных законодательных актов. Возможность одностороннего отказа в большинстве случаев связана с такими действиями одной стороны договора, в результате которых другая сторона теряет возможность достичь целей, ради которых и был заключен договор.

Наибольшее количество оснований для одностороннего отказа сторон от исполнения договора предусмотрены в ГК РФ применительно к договорам поставки и подряда.

Специфической особенностью договора подряда является наличие у заказчика встречных обязанностей перед подрядчиком, а именно: предоставление технической документации, строительных материалов, самой вещи (продукции), подлежащей обработке (переработке), и т.д. Неисполнение этих обязанностей заказчиком влечет невозможность для подрядчика выполнить свои обязательства по договору надлежащим образом. В целях защиты интересов подрядчика законодатель предусмотрел возможность отказа последнего в этом случае от исполнения договора подряда (ст.719 ГК РФ).

В свою очередь заказчик вправе заявить об одностороннем отказе от исполнения договора в следующих случаях: при нарушении подрядчиком сроков выполнения работ (п.2 ст.715 ГК РФ); при невыполнении подрядчиком требований заказчика об устранении недостатков в работе в разумный срок (п.3 ст.715 ГК РФ).

Кроме того, у заказчика есть право в любое время отказаться от продолжения договора при условии направления подрядчику соответствующего извещения и оплаты произведенных к этому моменту работ (ст.717 ГК РФ) (см. п.п. 8.3. Типового договора подряда).

В договоре комиссии, наоборот, право одностороннего расторжения договора предоставлено только комитенту (при условии уплаты комиссионеру вознаграждения за совершенные им в период действия договора сделки и возмещения его расходов по выполнению данного ему поручения). Данное положение установлено ст. 1003 ГК РФ и отражено в п.п. 7.3. Типового договора комиссии. В соответствии со ст. 1004 ГК РФ комиссионер вправе отказаться от исполнения данного ему поручения только в случае, если договор заключен без указания срока его действия (см. п.п. 7.4.Типового договора комиссии).

 

5. Разрешение возникающих споров (факультативный этап)

 

В Типовых формах договоров нашли отражение обе стадии урегулирования споров: досудебная (претензионная) и судебная.

Формулируя условия о порядке разрешения споров в тексте договора, стороны определяют порядок и последовательность разрешения споров, возникающих при исполнении, изменении условий, расторжении договора. По общему правилу, споры разрешаются путем переговоров по взаимному согласию сторон. При недостижении согласия любая из сторон хозяйственного договора имеет право передать спор на разрешение в соответствующий суд.

Если в проекте договора предусмотрено, что спор при недостижении сторонами согласия передается на рассмотрение в суд, следует обратить внимание на тот факт, что подсудность, установленная Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, может быть изменена по соглашению сторон. Воспользовавшись приведенной нормой, можно изменить установленную законом территориальную и альтернативную подсудность, указав в договоре, что при не достижении согласия спор передается на рассмотрение в определенный суд. Таким образом, таможенные органы гарантируют себе минимальные расходы, связанные с явкой их представителей в суд, что особенно актуально, когда договор заключается с юридическим лицом, находящимся в другом населенном пункте.

 

III. Приложения к договору

 

Неотъемлемой частью договора являются приложения к нему (разделы "Прочие условия" Типовых форм договоров), которые должны быть подписаны начальником таможенного органа (руководителем юридического лица-контрагента), или должностным лицом, чьи полномочия на подписание приложений к договору должны быть удостоверены в доверенности, подписанной начальником таможенного органа. Подписи лиц, подписавших приложения, обычно скрепляются печатями организаций. Помимо подписания приложений к договору уполномоченными на их подписание должностными лицами, в ряде случаев необходимо подписание приложений иными должностными лицами таможенного органа. Так, Протокол согласования договорной цены на поставляемую продукцию (Приложение N 2 к Типовому договору поставки) кроме уполномоченного должностного лица таможенного органа подписывает главный бухгалтер организации.

Нередко именно в приложениях указываются существенные условия договора. Например, цена продукции, общая стоимость договора в Протоколе согласования цены; ассортимент товара в Спецификации; срок выполнения работ в Календарном плане и т.д.

Также необходимо при согласовании проекта договора проверить содержание приложений на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации и условиям, которые изложены непосредственно в тексте договора. Практика свидетельствует, что нередко разработчики проекта договора ссылаются в тексте договора на несуществующие приложения, указывают их неправильные названия; цена, другие условия, названные в договоре, не соответствуют условиям в приложениях; в приложении не находит отражение условие, на которое есть ссылка в тексте договора, и др.

 

IV. Общие требования к тексту проекта договора
 

- при проработке проекта договора желательно придерживаться рекомендуемых для таможенных органов модели Типовых форм договоров, добиваться включения наиболее благоприятных условий, а не придерживаться варианта контрагента (за исключением публичных договоров);

- проверять проект договора в присутствии его разработчика (если проект договора поступил от контрагента - в присутствии представителя заинтересованной службы (заинтересованного должностного лица), который мог бы пояснить неясные моменты);

- исключить возможность двойного толкования условий договора, т.к. при наличии двусмысленности в формулировках договора, вопрос толкования его положений при возникновении спора будет решаться судом, который будет исходить из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений (статья 431 ГК РФ);

- проект договора должен быть напечатан (на печатной машинке, принтером) на одной стороне листа формата А4, шрифт должен быть четким, легко читаемым;

- в тексте проекта не должно быть орфографических и пунктуационных ошибок, зачеркиваний и помарок;

- визировать каждый лист проекта договора в целях исключения возможной подмены листов. В этих же целях место нахождения и банковские реквизиты сторон располагать на одном листе без разрыва с текстом.

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!