Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Приказ Балтийской таможни Северо-Западного таможенного управления от 20.01.2005 № 22

Приказ Балтийской таможни Северо-Западного таможенного
управления от 20 января 2005 г. N 22
"Об утверждении и введении в действие технологической схемы
взаимодействия подразделений Балтийской таможни
при осуществлении таможенного оформления
и таможенного контроля товаров,
содержащих объекты интеллектуальной собственности"
 

В целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и надлежащего таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации в регионе деятельности Балтийской таможни ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие Технологическую схему взаимодействия подразделений Балтийской таможни при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (приложение).

2. Начальнику отдела документационного обеспечения майору таможенной службы Охохониной В.Н. обеспечить регистрацию в установленном порядке и рассылку в структурные подразделения таможни Технологической схемы взаимодействия подразделений Балтийской таможни при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, указанной в пункте 1 настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять врио первого заместителя начальника таможни по организации таможенного контроля подполковнику таможенной службы Кириченко В.И.

 

Начальник Балтийской таможни
генерал-майор таможенной службы
И.А.Красуленко
 

Приложение
к приказу
Балтийской таможни
от 20.01.2005 N 22

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
взаимодействия подразделений Балтийской таможни
при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров,
содержащих объекты интеллектуальной собственности

 

1. Общие положения
 

1.1. Технологическая схема взаимодействия подразделений Балтийской таможни при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее - Технологическая схема), устанавливает порядок осуществления таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

1.2. Настоящая Технологическая схема разработана на основании Конституции РФ и во исполнение Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров", Патентного закона РФ от 23.09.1992 N 3517-1 , Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах, Таможенного кодекса РФ, приказа ГТК России от 27.10.2003 N 1199 "Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами", писем ГТК России от 08.07.2004 N 07-5 7 /25133 "О декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности", от 27.07.2004 N 01-06/27410 "О разъяснениях по применению отдельных положений приказа ГТК России от 27.10.2003 N 1199 ".

1.3. Настоящая Технологическая схема разработана в целях обеспечения защиты прав владельцев объектов интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр Федеральной таможенной службы России, усиления контроля за перемещением через таможенную границу РФ объектов интеллектуальной собственности, защиты прав потребителей.

1.4. Основные понятия, определения и сокращения, используемые в данной Технологической схеме:

- интеллектуальная собственность - собственность, включающая права, относящиеся к литературным, художественным, научным произведениям, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защиту от недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях;

- товарный знак - обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц;

- фальсификация - преднамеренное искажение, изменение, подделка с корыстной целью вида или свойства объекта;

- контрафакция - разновидность фальсификации, представляет собой намеренное, в коммерческих целях, незаконное введение в коммерческий оборот объектов, на которые распространяются действия законов Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также международных договоров Российской Федерации;

- правообладатель - лицо, обладающее правами на объект интеллектуальной собственности, или иное лицо, которое на законных основаниях представляет его интересы;

- лицензионный договор - договор между правообладателем и другим лицом (пользователем) на объекты интеллектуальной собственности, предусматривающий передачу последнему в определенном объеме права использовать в предпринимательской деятельности объекты интеллектуальной собственности;

- таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности - перечень объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых ФТС России принято решение о принятии мер в соответствии с главой 38 ТК РФ;

1.5. К товарам, содержащим объекты интеллектуальной собственности, относятся:

- товары, маркированные товарными знаками, внесенными в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

- записанные материальные носители аудио- и аудиовизуальных произведений (аудио-, видео-, компакт-диски и т.п.).

 

2. Особенности декларирования товаров,
содержащих объекты интеллектуальной собственности

 

2.1. Грузовая таможенная декларация, представляемая при таможенном оформлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, заполняется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915 . В графе 31 ГТД "Грузовые места и описание товаров" для обеспечения идентификации товаров для таможенных целей необходимо указывать полное наименование товара с добавлением сведений о товарных знаках, марках, моделях.

2.2. Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, декларируются отдельно от остальных товаров путем подачи по желанию декларанта либо отдельной грузовой таможенной декларации, либо отдельного добавочного листа к грузовой таможенной декларации.

2.3. Документом, подтверждающим передачу прав на использование объекта интеллектуальной собственности, является лицензионный договор, сведения о котором должны быть указаны в графе 44 ГТД "Дополнительная информация/представляемые документы".

2.4. О фактах предъявления к таможенному оформлению товаров, маркированных товарными знаками, внесенными в реестр ФТС России и не являющихся контрафактными, необходимо письменно сообщать в отдел нетарифного регулирования и экспортного контроля Балтийской таможни. К служебной записке необходимо приложить заверенную копию ГТД.

 

3. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров,
маркированных товарными знаками, включенными
в реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России
 

3.1. В случае предъявления к таможенному оформлению товаров, маркированных товарными знаками, включенными в таможенный реестр, заявленные в ГТД сведения проверяются с учетом информации о правообладателе, уполномоченном импортере, описании и характеристиках товара, указанной в письмах ФТС России, которыми доводится информация о включении товарного знака в таможенный реестр.

3.2. При осуществлении таможенного контроля в отношении товаров, маркированных товарными знаками, внесенными в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, особое внимание следует обращать на заполнение графы 31 ГТД (должно быть указано наименование товарного знака и фирмы-производителя) и графы 44 ГТД (наличие информации о лицензионных договорах на право использования товарного знака, сведений о сертификации товаров, обозначенных товарным знаком правообладателя (для товаров, подлежащих обязательной сертификации). При этом контролю следует подвергать товары, маркированные не только товарными знаками, внесенными в реестр ФТС России, но и сходными с зарегистрированными до степени смешения.

3.3. В случае если должностным лицом таможенного поста при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров в соответствии со ст. 397 ТК РФ приостанавливается на 10 рабочих дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) данный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней, если правообладатель обратился в судебные и/или иные уполномоченные в соответствии с законодательством РФ органы за защитой прав правообладателя.

3.4. Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником Балтийской таможни либо лицом, его замещающим, в виде резолюции на докладной записке, содержащей мотивированное обоснование приостановления выпуска и подписанной начальником таможенного поста, на котором осуществляется таможенное оформление данных товаров. Решение о продлении срока приостановления выпуска принимается начальником Балтийской таможни либо лицом, его замещающим, в виде резолюции на обращении правообладателя.

3.5. Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия. Должностное лицо таможенного поста, осуществляющее оформление товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, выписывает уведомление о приостановлении выпуска, которое вручается декларанту и правообладателю (его представителю) не позднее следующего дня после принятия решения о приостановлении выпуска товаров. В случае невозможности вручения уведомлений они направляются по почте заказным письмом, курьером или передаются любым иным способом, позволяющим оперативно информировать правообладателя и декларанта. Уведомление должно содержать следующие данные:

1) декларанту:

- описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска, с указанием представленных на товар документов, с указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в таможенный реестр, признаки контрафактности которого содержит товар,

- выявленные признаки контрафактности,

- срок, на который принято решение о приостановлении выпуска товаров, и дату его принятия,

- наименование и адрес правообладателя (его представителя);

2) правообладателю (его представителю):

- наименование, адрес таможенного органа, контактные телефоны,

- наименование и адрес декларанта товаров,

- место нахождения товаров ,

- описание товара с указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в таможенный реестр, признаки контрафактности которого содержит товар,

- выявленные признаки контрафактности,

- срок, на который принято решение о приостановлении выпуска товаров, и дату его принятия.

3.6. Отдел таможенного оформления и таможенного контроля не позднее следующего дня после принятия решения о приостановлении выпуска товаров направляет в отдел нетарифного регулирования и экспортного контроля информацию о выявленном случае с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности с приложением копии ГТД и комплекта документов, копий решения о приостановлении выпуска и уведомлений декларанту и правообладателю.

3.7. Если до истечения срока приостановления выпуска товаров Балтийской таможней не будет получено (принято) решение об изъятии товаров или наложении ареста на товары, либо не будет получено решение об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров. Отмена решения осуществляется начальником Балтийской таможни или лицом, его замещающим, в виде резолюции на обращении правообладателя (его представителя) в случае если правообладатель (его представитель) обратился в Балтийскую таможню с просьбой об отмене решения, либо на докладной записке начальника таможенного поста, составленной в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров, в случае если не было принято решение о конфискации, изъятии , аресте, либо не поступило никакой информации от правообладателя (его представителя).

3.8. ОНРиЭК осуществляет подготовку представляемых в вышестоящие таможенные органы (СЗТУ, ФТС России) статистических отчетов по вопросам осуществления контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на основании сведений, представляемых ОТОиТК в соответствии с п. 2.4 и п. 3.6 Технологической схемы, а также с применением программного продукта "Анализ информации" в КАСТО АИСТ РТ-21.

 

4. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля
записанных материальных носителей

 

4.1. При осуществлении таможенного контроля за перемещением записанных материальных носителей следует руководствоваться перечнем характерных показателей контрафактной продукции, доведенных письмом ГТК России от 28.05.2004 N 07-58/19309 "О контроле за перемещением оптических носителей" с целью выявления нелегально изготовленных экземпляров произведений и фонограмм.

4.2. В случаях выявления признаков, указывающих на возможность нарушения авторских и смежных прав, сотрудник таможенного органа, обнаруживший эти нарушения, незамедлительно сообщает о них начальнику своего подразделения, также данная информация направляется в отдел нетарифного регулирования и экспортного контроля и оперативно-розыскной отдел Балтийской таможни. В соответствии с приказом ГТК России от 23.12.2003 N 1519 "Об утверждении Порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля" сотрудником таможенного поста проводится отбор образцов и передача образцов в ОРО. После этого уполномоченный сотрудник ОРО информирует ОБЭП Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте с целью последующего привлечения специалистов для оказания содействия в выявлении нарушений авторских (смежных) прав или проведения экспертизы. При необходимости в качестве экспертов могут быть привлечены (без предоставления конфиденциальной информации) специалисты компетентных организаций (РАПО (Российская антипиратская организация (г. Москва, пер. Расковой, д. 14/22, тел. (095) 363-48-25, 363-48-26), IFPI (Международная федерация производителей фонограмм (г. Москва, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 23, тел. (095) 956-60-57, 956-60-58), АНО "Институт изучения объектов интеллектуальной собственности" (г. Москва, 2-й Рощинский проезд, д. 8, тел. (095) 955-71-25). После получения заключения специалиста уполномоченный сотрудник ОРО направляет копию заключения на таможенный пост и в ОНРиЭК.

 

5. Составление и передача протокола об административном правонарушении
по факту нарушения авторских и смежных прав (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ)
и по факту незаконного использования товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ)

 

5.1. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10 КоАП РФ.

5.2. Поскольку по административным правонарушениям, связанным с незаконным использованием товарного знака и нарушениям авторских и смежных прав, административное расследование не проводится, протокол составляется должностным лицом Балтийской таможни, выявившем правонарушение в следующие сроки:

а) в случае, когда известны все сведения, необходимые для разрешения дела, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ);

б) в случаях, когда отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела либо данные о физическом лице, или сведения о юридическом лице, привлекаемых к ответственности, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

5.3. К материалам, которые являются основой доказательной базы по делу об административном правонарушении, относятся:

- ГТД;

- товаросопроводительные и товаротранспортные документы;

- внешнеторговый контракт (договор), паспорт сделки, иные документы, подтверждающие факт перехода права владения, пользования, распоряжения;

- уставные, регистрационные, учредительные, банковские и налоговые документы лица, привлекаемого к ответственности;

- сертификаты на товар, иные документы, выданные на товар иными государственными и контролирующими органами;

- акт таможенного досмотра (повторного досмотра);

- товар и (или) его упаковка;

- копия свидетельства на товарный знак, выданного Роспатентом;

- иные документы, свидетельствующие о факте совершения правонарушения (заключение экспертизы, заявление правообладателя, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и материалы, полученные в ходе его рассмотрения).

Все документы, находящиеся в деле, нумеруются, подшиваются в дело и по ним составляется подробная опись.

5.4. Составленный в установленные сроки протокол об административном правонарушении подлежит обязательной регистрации в учетно-регистрационном отделении Балтийской таможни. До регистрации в УРО протоколы об административных правонарушениях должны пройти согласование в отделе административных расследований Балтийской таможни.

5.5. Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.12 подлежит передаче в районный суд (п. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Следует учитывать, что за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена не только гражданско-правовая и административная (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ) но и уголовная ответственность (ст. 146 УК РФ). В связи с этим при выявлении признаков преступлений информация об этом в соответствии со ст. 411 ТК РФ подлежит передаче в органы прокуратуры (надзирающему прокурору, который определяет подследственность).

5.6. Дело об административном правонарушении по ст. 14.10 КоАП РФ подлежит передаче в Арбитражный суд (п. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Нарушение прав в отношении зарегистрированного товарного знака может содержать не только признаки административного правонарушения, но и признаки преступления (ст. 180 УК РФ). При обнаружении признаков преступления Балтийская таможня как орган дознания направляет сообщение и все материалы с признаками преступления надзирающему прокурору, который определяет подследственность.

5.7. Дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ направляются (передаются) в соответствующий суд в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ). Направление (передача) осуществляется сопроводительным письмом, в котором указываются:

- наименование суда, в который передается дело;

- номер дела и сведения о лице, в отношении которого оно возбуждено;

- количество томов и листов дела.

Вещественные доказательства, хранящиеся при деле, направляются (передаются) вместе с делом.

5.8. О направлении дела об административном правонарушении в суд должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, уведомляет правовой отдел, отдел административных расследований, отдел нетарифного регулирования и экспортного контроля, учетно-регистрационное отделение.

 


6. Заключительные положения

 

6.1. Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами вне зависимости от вида заявленного таможенного режима либо иной таможенной процедуры, под которую помещается товар.

6.2. В соответствии со ст. 400 ТК РФ меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не применяются в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд.

6.3. В соответствии с п. 3 ст. 397 ТК РФ правообладатель несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 ТК РФ, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с данной Технологической схемой, если в установленном законодательством Российской Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.

6.4. Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц Балтийской таможни, согласно ст. 413 ТК РФ возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами.

 

Начальник отдела нетарифного регулирования
и экспортного контроля
Г.М.Сергеева
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!