Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Центрального таможенного управления ФТС России от 28.02.2006 № 67-16/3474

Письмо ЦТУ от 28 февраля 2006 г. N 67-16/3474
"О направлении разъяснений"
 

Центральное таможенное управление направляет разъяснения правовой службы Управления, касающиеся некоторых вопросов, связанных с контролем за перемещением объектов интеллектуальной собственности.

 

И.о. начальника службы федеральных
таможенных доходов Управления
подполковник таможенной службы
Я.С.Кузнецова

 

 

Служебная записка Правовой службы ЦТУ

 

Правовая служба рассмотрела служебную записку Службы федеральных таможенных доходов от 17.01.2006 N 60-07/45вн и сообщает следующее.

1. Исходя из оснований и порядка приостановления выпуска товаров, установленных положениями главы 38 ТК России, таможенные органы выявляют товары, обладающие признаками контрафактных в непосредственном взаимодействии с правообладателем. Согласно ст. 397 ТК России правообладатель, имеет право указывать таможенным органам на товары, которые, по его мнению, являются контрафактными. В этом случае таможенные органы обязаны применить меры, предусмотренные главой 38 ТК России.

Такое обстоятельство, как наличие противоречащих заключений о признаках контрафактности товарных знаков, нанесенных на перемещаемые товары, положениями главы 38 ТК России не предусмотрено и, следовательно, не может являться основанем для не применения таможенными органами мер, в соответствии с главой 38 ТК России.

2. Порядок возмещения имущественного вреда, причиненного собственнику товара, в случае если товар не признан в установленном порядке контрафактным, регулируется положениями главы 38 ТК России и применимыми к рассматриваемым правоотношениям положениям ГК России.

В соответствии с п. 4 ст. 394 ТК России, к заявлению правообладателя о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, имеющих признаки контрафактных, должно быть приложено обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 ТК России, в связи с приостановлением выпуска товаров.

В силу п. 2 ст. 395 ТК России, одним из условий включения объекта интеллектуальной собственности в реестр является обеспечение обязательства, указанного в п. 4 ст. 294 ТК России, способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. При этом сумма обеспечения обязательств должна быть не менее 500 тысяч рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 397 ТК России ответственность за имущественный вред, причиненный в результате приостановления выпуска товаров, если будет установлено, что товары не являются контрафактными, возложена на правообладателя. Правообладатель несет такую ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Если обязательство правообладателя по возмещению вреда обеспечено договором страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в п. 4 ст. 394 ТК России, лицо, которому причинен имущественный вред, вправе предъявить непосредственно страховщику (страховой организации) требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы (п. 4 ст. 931 ГК России).

Если страховая сумма не покрывает размера причиненного ущерба, юридическое лицо, застраховавшее свою ответственность, в соответствии со ст. 1072 ГК России обязано возместить разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Таким образом, механизм компенсации имущественного вреда в общем виде выглядит следующим образом.

Лицо, которому причинен вред действиями таможенных органов по приостановлению выпуска товаров, не признанных впоследствии контрафактными, может обратиться в таможенные органы с заявлением о предоставлении информации о способе обеспечения правообладателем обязательства, указанного в п. 4 ст. 394 ТК России. Если обязательство обеспечено договором страхования риска ответственности за причинение вреда, таможенные органы должны проинформировать потерпевшее лицо о реквизитах страховщика (страховой организации), с которой правообладателем заключен договор страхования риска ответственности за причинение вреда.

В том случае, если страховая сумма не покрывает размера причиненного вреда, потерпевшее лицо в соответствии со ст. 1072 ГК России вправе предъявить к правообладателю, застраховавшему свою ответственность, требование о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

3. Если к таможенным органам предъявлен иск о возмещении имущественного вреда, причиненного действиями по приостановлению выпуска товаров по основаниям, предусмотренным главой 38 ТК России, вопрос о привлечении должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности должен разрешаться следующим образом.

Общий порядок возмещения вреда (убытков), причиненного в результате незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов и (или) их должностных лиц, регулируется положениями ст. 15, 16, 1064, 1069-1071 ГК России, а также положениями ст. 158 БК России.

Исходя из положений вышеуказанных статей, в предмет доказывания по иску о взыскании убытков в обязательном порядке должны входить следующие обстоятельства:

1) подтвержденная применимым правовым актом незаконность действий таможенного органа или его должностных лиц;

2) доказанность суммы причиненного имущественного вреда;

3) наличие причинно-следственной связи между решениями, действиями (бездействием) таможенного органа или его должностных лиц и наступившим вредом (убытками);

В отсутствие доказательств по одному из перечисленных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

Незаконность действий таможенных органов, исходя из сложившейся практики, может быть подтверждена решением вышестоящего таможенного органа по жалобе на действия таможни, выводами по служебной проверке действий должностных лиц таможенных органов, решением об отмене решения таможенного органа в порядке ведомственного контроля (ст. 412 ТК России), вступившим в законную силу судебным актом. Если служебная проверка не проводилась, наличие любого из перечисленных обстоятельств, является достаточным основанием для назначения служебной проверки и установления должностных лиц, виновных в совершении незаконных действий.

Только один факт предъявления исковых требований к таможенным органам о взыскании имущественного ущерба (причиненных убытков) не может являться основанием для проведения служебной проверки и привлечения должностного лица к дисциплинарной ответственности.

При решении вопроса о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности в рассматриваемой ситуации необходимо в первую очередь устанавливать, признаны ли незаконными решения, действия (бездействие) таможенных органов. Далее, в ходе служебной проверки, необходимо проверять, как должностное лицо исполняло свои должностные обязанности и имеется ли причинно-следственная связь между допущенным нарушением закона и неисполнением либо ненадлежащим исполнением должностным лицом своих должностных обязанностей.

 

Заместитель начальника Управления -
начальник правовой службы
полковник таможенной службы
В.И.Рягузов

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!