Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Центральной оперативной таможни от 02.03.2009 № 17-09/2799

Письмо Центральной оперативной таможни ЦТУ
от 2 марта 2009 г. N 17-09/2799
"О направлении информации"

 

Центральной оперативной таможней рассмотрено письмо от 13.02.2009 N 66-11/3680 "О разъяснениях по наличию состава административного правонарушения", и сообщаю следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. При этом согласно п. 2 ст. 323 Таможенного кодекса РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с ч. 1 ст. 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Подпункт 4 п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ относит таможенную стоимость к сведениям о товарах.

Приказом ФТС России от 01.09.2006 N 829 "Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2)" установлено, что при декларировании одновременно с подачей грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) и другими необходимыми для таможенных целей документами таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, представляется декларация таможенной стоимости (далее - ДТС), являющаяся неотъемлемой частью ГТД.

При этом в соответствии с п. 4 Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденной приказом ФТС России от 01.09.2006 N 829 , установлено, что при применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) заполняется ДТС-1.

Методы определения таможенной стоимости установлены Законом РФ от 25.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе". В соответствии с п. 3 ст. 19.1 данного Закона при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам.

В соответствии с п. 22 Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденной приказом ФТС России от 01.09.2006 N 829 , о наличии либо отсутствии вышеуказанных платежей делается отметка в графе 9а ДТС-1, а величина этих платежей в случае их наличия указывается в графе 15 ДТС-1.

Таким образом, величина таможенной стоимости в случае применения метода 1 определения таможенной стоимости прямо зависит от наличия платежей за использование объектов интеллектуальной собственности. Заявление в ДТС-1 декларантом при декларировании товаров об отсутствии таких платежей при их фактическом наличии может привести к заявлению при декларировании товаров недостоверной таможенной стоимости.

Ответственность за заявление при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах предусмотрена ч. 2, 3 ст. 16.2 КоАП РФ, однако данные нормы содержат и другие квалифицирующие признаки. Так, ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает, что заявление недостоверных сведений о товарах при их декларировании должно послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, а ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает, что заявление недостоверных сведений о товарах при их декларировании должно послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Так как в соответствии со ст. 322 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость является налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, то при заявлении недостоверной таможенной стоимости вероятно совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Таким образом, если при обоснованном включении таможенным органом в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, не включенных в нее декларантом, увеличивается таможенная стоимость товаров, а также сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (что должно быть документально подтверждено точным и однозначным расчетом подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов конкретно по каждой ГТД), можно сделать вывод об имеющейся совокупности достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Вышеуказанная позиция также подтверждается письмом ФТС России от 05.07.2006 N 01-06/23437 "О возбуждении дел об административных правонарушениях по фактам корректировки таможенной стоимости".

Вместе с тем следует отметить, что наличие либо отсутствие состава административного правонарушения можно установить, только рассматривая конкретную ситуацию, так как состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения свидетельствует и об отсутствии самого состава административного правонарушения. Наличие состава административного правонарушения закрепляется протоколом об административном правонарушении и собранными по делу об административном правонарушении доказательствами.

При этом согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен приказом ФТС от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание".

Учитывая необходимость немедленного составления протокола об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ) или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ), в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, должно быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, непосредственно обнаружившим данное административное правонарушение.

Дополнительно сообщаю, что в Центральной оперативной таможне отсутствует практика рассмотрения дел об АП данной категории, а также практика рассмотрения жалоб лиц и протестов прокуроров на постановления таможен по делам об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований ст. 19.1 Закона РФ от 25.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе".

 


Заместитель начальника таможни
майор таможенной службы

 

Д.Е.Руденко

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!