Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Северо-Западного таможенного управления от 13.03.2009 № 07-04-13/5418

Письмо Северо-Западного таможенного управления
от 13 марта 2009 г. N 07-04-13/5418
"О направлении информации"

Северо-Западным таможенным управлением (далее - СЗТУ) проведен анализ информации, представленной таможнями Северо-Западного региона во исполнение письма СЗТУ от 11.12.2008 N 07-04-13/28811 , о сложившейся практике определения таможенной стоимости товаров, ввезенных в рамках договоров лизинга (аренды), и проблемных вопросах, возникающих при определении таможенной стоимости товаров - предметов лизинга (объектов аренды). В связи с чем в целях единообразного подхода к определению таможенной стоимости товаров данной категории, сообщаю следующее.

Таможенная стоимость предметов лизинга (объектов аренды) определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон) с учетом следующих особенностей.

Договоры аренды и лизинга не подразумевают продажу товаров даже при наличии в этих договорах условия о выкупе арендованного товара (опциона покупки).

Договор лизинга (аренды) предусматривает предоставление лизингополучателю (арендатору) имущества во временное владение и пользование (статьи 606 и 665 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). При этом предмет лизинга (объект аренды) остается в собственности лизингодателя (арендодателя) (статья 608 ГК РФ и пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"), что по смыслу подпункта 1 пункта 2 Закона исключает возможность применения метода 1.

В большинстве случаев в силу специфики товаров, ввозимых по договорам лизинга (аренды) (сложное технологическое оборудование, транспортные средства и т.д., в том числе бывшие в употреблении товары), не представляется возможным применить и методы по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами (2-й и 3-й методы). Методы на основе вычитания и сложения стоимости (4-й и 5-й методы) также сложно применять в силу отсутствия всех необходимых данных для их корректного применения.

Таким образом, в большинстве случаев основным методом, применимым для определения таможенной стоимости таких товаров, является резервный (6-й метод).

В соответствии с п. 2 статьи 24 Закона методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и методы, предусмотренные статьями 19 и 20-23 Закона. Однако при определении таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 24 допускается гибкость при применении этих методов.

При этом во всех случаях применения резервного метода определения таможенной стоимости должна быть обеспечена наиболее реалистичная оценка товаров, учитывающая действительные условия коммерческой практики, имеющие место при обычном течении торговли.

При определении таможенной стоимости товаров по резервному методу должны выполняться требования пункта 3 статьи 12 Закона о том, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

При таможенном оформлении товаров, ввозимых в рамках договоров лизинга, следует учитывать, что согласно Конвенции о межгосударственном лизинге (Москва, 25 ноября 1998 г.) лизинговый платеж - платежная операция лизингополучателя (финансовая, имущественная или иная) в адрес лизингодателя, включающая в себя стоимость амортизации предмета лизинга, плату за привлеченные кредитные ресурсы на реализацию лизинговой сделки, лизинговую маржу и рисковую премию, а также иные платежи в соответствии с договором лизинга и национальным законодательством.

Учитывая положения статьи 28 Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", в сумму лизинговых платежей включаются как минимум возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.

При определении таможенной стоимости товаров, ввезенных в рамках договоров лизинга (аренды), следует руководствоваться следующими разъяснениями, доведенными письмами:

- ГТК России от 18.06.2004 N 01-06/22236 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов";

- Министерства финансов Российской Федерации от 26.03.2007 N 03-10-07/22 "Об определении таможенной стоимости ввозимых товаров по резервному методу";

- ФТС России от 19.11.2008 N 05-33/48386 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по договорам аренды и лизинга".

Кроме того, при применении в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в рамках договора лизинга (аренды), стоимости, указанной в отчетах об оценке, следует учитывать рекомендации, доведенные письмом ФТС России от 30.12.2008 N 05-11/56189 "О направлении методических разъяснений по работе с автомобильными справочниками североамериканского рынка" (приложение 3). При этом в отчете об оценке для целей определения именно таможенной стоимости необходимо наличие следующей информации:

- подробное описание товара, позволяющее однозначно идентифицировать его с товаром, задекларированным по ГТД (объект оценки), с учетом всех его качественных характеристик и(или) технических параметров - для целей количественного определения;

- четкое значение цены товара (объекта оценки), то есть, которая не является средним, примерным значением и т.п., - для целей количественного определения;

- источник информации, который был использован экспертом при определении стоимости товара (объекта оценки), то есть полное наименование каталога, справочника, интернет-сайта и т.п. с указанием номера страницы (в случае использования печатного издания), полного адреса (в случае использования электронного каталога или интернет-сайта) - для целей документального подтверждения и проверки достоверности.

Кроме того, при использовании в качестве основы для определения таможенной стоимости отчетов об оценке в случаях, когда экспертами указываются источники информации:

- которые отсутствуют в свободной продаже и(или) отсутствуют по объективным причинам в таможенных органах;

- доступ к которым ограничен и(или) является платным;

- приводятся ссылки на несколько различных источников информации (интернет-сайтов, справочников и т.п.);

- приводятся ссылки на источники, которые не содержат информации о стоимости товара (объекта оценки), а содержат только его описание и технические характеристики,

таможенный орган имеет право в целях соблюдения требований п. 3 ст. 12 Закона, а также на основании п. 4 ст. 323 ТК РФ в письменном виде запросить у декларанта (в случаях, когда отчет об оценке представлялся в таможенный орган декларантом) копии соответствующих материалов, распечаток, страниц каталога и(или) справочника, которые были использованы экспертом.

Также обращаю внимание на недопустимость смешения понятий "выкупная стоимость" и "стоимость предмета лизинга (объекта аренды)" при декларировании товаров в связи с возможностью значительного занижения таможенной стоимости товаров при заявлении декларантом выкупной цены (без учета дополнительно начисленных сумм лизинговых (арендных) платежей) в качестве стоимости предмета лизинга (аренды).

В связи с вышеизложенным надлежит обеспечить принятие мер, направленных на усиление контроля за обоснованностью принимаемых решений по таможенной стоимости товаров указанной категории, и соблюдение порядка и процедуры принятия таких решений в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Врио заместителя начальника
Северо-Западного таможенного управления -
начальника службы федеральных таможенных доходов
полковник таможенной службы
Е.В.Родионова

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!