Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Решение Комиссии таможенного союза от 18.11.2010 № 470

Решение Комиссии Таможенного союза
Евразийского экономического сообщества
от 18 ноября 2010 г. N 470
"О концепции создания интегрированной информационной
системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза
и первоочередных мерах по ее реализации"
 

Комиссия Таможенного союза РЕШИЛА:

1. Одобрить проект Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств "О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации".

2. Секретариату Комиссии Таможенного союза:

- до 1 февраля 2011 года обеспечить согласование со Сторонами технико-экономического обоснования создания и функционирования Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - ИИСВВТ);

- в первом квартале 2011 года обеспечить разработку и согласование Сторонами технического задания на создание ИИСВВТ.

 
(Подписи)

 

 

Приложение
к Решению
Комиссии Таможенного союза
от 18 ноября 2010 г. N 470
 
Проект

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
 
РЕШЕНИЕ N
О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
И ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
 
(Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 года)

 

Во исполнение Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 22, положений Соглашения о создании, функционировании и развитии Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств решил:

1. Утвердить Концепцию создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (прилагается).

2. Комиссии Таможенного союза утвердить Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии таможенного союза и состав названного Совета.

3. Определить уполномоченными органами по созданию национальных сегментов Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза:

- Министерство связи и информатизации Республики Беларусь;

- Министерство связи и информации Республики Казахстан;

- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

 

Члены Межгосударственного Совета:

 

От Республики Беларусь
 
 
От Республики Казахстан
 
От Российской Федерации

 

 

Приложение
 
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕЙ
И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
 
1. ВВЕДЕНИЕ
 
1.1. Назначение и структура документа
 

Настоящая Концепция раскрывает общее видение процесса создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - Система).

Настоящая Концепция учитывает мировой опыт и сложившуюся практику обеспечения унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами. Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств-членов Таможенного союза (далее - государства-члены).

 
1.2. Общее содержание документа
 

Концепция содержит общие цели, задачи, подходы и принципы решения вопросов создания Системы.

 
1.3. Правовые основы Концепции
 

Концепция разработана на основе Решения Комиссии Таможенного союза от 25 июня 2009 года N 61 "О разработке Комплекса мероприятий по созданию Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли".

 
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ
 
2.1. Цель создания Системы
 

Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

 
2.2. Задачи Системы
 

Указанная цель достигается решением следующих задач:

- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза;

- формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;

- создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;

- организация информационного взаимодействия органов государств-членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;

- информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;

- обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;

- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;

- обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;

- обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;

- обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;

- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств-членов Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.

 
3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ
 

В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.

Работы по развитию национальных систем проводятся государствами-членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.

В этой связи эффективное решение задачи надежной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

 
4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ
 

Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.

Основные требования к построению Системы:

- Система не должна подменять национальные системы государств-членов;

- Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;

- в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы;

- архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;

- Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;

- Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;

- Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);

- Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии - Методы защиты - Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).

 

5. АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ
 

Создаваемая Система должна состоять из центрального узла Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия) и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис. 1).

Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы.

Интеграционный шлюз - программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных.

 

                                 Комиссия
                             Таможенного союза
      Шлюз и Центральный ┌────────┐      ┌────────┐
         узел  Системы   │       ┌┴──────┘¬       │
                         │       │        │       │<──┐
                     ┌──>│       │        │       │   │
                     │   │       │        │       │   │
  ┌────┐             │   └───────┤        ├───────┘   │            ┌────┐
И │    │             │           └────────┘           │            │    │ И
С │    │<───┐        │               /\               │        ┌──>│    │ С
  └────┘    │        \/              │                \/       │   └────┘
в           │   ┌───────┐            │             ┌───────┐   │          в
е ┌────┐    │   │       │            │             │       │   │   ┌────┐ е
д │    │    └─> │       │<───────────┼────────────>│       │<──┘   │    │ д
о │    │<─────> │       │            │             │       │<─────>│    │ о
м └────┘  ┌───> │       │<───────┐   │   ┌────────>│       │<───┐  └────┘ м
с         │     └───────┘        │   │   │         └───────┘    │         с
т ┌────┐  │   Шлюз и узел        │   │   │        Шлюз и узел   │  ┌────┐ т
в │    │<─┘    Системы           │   │   │          Системы     └─>│    │ в
  │    │      Республики         │   │   │         Республики      │    │
  └────┘       Казахстан         │   │   │          Беларусь       └────┘
                                 \/  \/  \/
                                 ┌───────┐
                     Шлюз и узел │       │
                      Системы    │       │
                     Российской  │       │
                      Федерации  │       │
                                 └───────┘       <-> - Взаимодействия с
                                /\  /\  /\             центральным
                                │   │    │             информационным
                             ───┘   │    └─¬           ресурсом (НПА, НСИ)
                             \/     \/     \/    <-> - Взаимодействия между
                           ┌────┐ ┌────┐ ┌────┐        членами ТС
                           │    │ │    │ │    │        (таможенное,
                           │    │ │    │ │    │        налоговое и др.)
                           └────┘ └────┘ └────┘
                                ИС ведомств

 

Рис 1. Архитектура Системы
 

Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов, организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных технологий, в том числе:

- удаленного web-доступа пользователей к централизованным инфомационным ресурсам;

- web-служб и маршрутизации сообщений для взаимодействия прикладных процессов.

Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей.

В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих централизованных информационных ресурсов:

- нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе;

- нормативно-правовая информация Таможенного союза;

- хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии.

Хранилище данных - интегрированный информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней.

В рамках сетевой модели поддерживается реализация "общих процессов Таможенного союза" по следующим направлениям:

- таможенный контроль;

- налоговый контроль;

- фито-санитарный контроль;

- ветеринарный контроль;

- санитарно-карантинный контроль;

- транспортный контроль;

- другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.

Под термином "общие процессы Таможенного союза" понимаются операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством Таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена.

Перечень поддерживаемых Системой общих процессов Таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов Таможенного союза, формируется на базе используемых в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли.

Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых технических нормативных правовых актов.

Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган.

 
6. СРОКИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ
 

Для создания интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза необходимо выполнить двухэтапный комплекс следующих мероприятий:

Первый этап: "Создание первой очереди ИИСВВТ":

1. разработка положений о структурном подразделении в составе Секретариата Комиссии и нормативных правовых и методических документов его взаимодействия с органами, регулирующими внешнюю и взаимную торговлю Таможенного союза;

2. разработка технико-экономического обоснования и эскизного проекта по созданию ИИСВВТ;

3. создание информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры Комиссии;

4. разработка соглашений, порядка и правил обеспечения информационной безопасности ИИСВВТ;

5. создание подсистемы нормативно-справочной информации и нормативно-технической документации, подсистемы правовых и разрешительных документов;

6. создание автоматизированной системы статистики внешней и взаимной торговли Таможенного союза;

7. разработка и согласование форм документов, сообщений, форматов данных, регламентов, стандартов и правил, определяющих интерфейсы информационного взаимодействия;

8. создание интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;

9. создание сетевых сегментов межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия в рамках Таможенного союза.

Второй этап: "Создание второй очереди ИИСВВТ":

10. разработка проектной и техно-рабочей документации по созданию второй очереди ИИСВВТ;

11. разработка информационных подсистем для автоматизации общих процессов Таможенного союза, определенных на этапе разработки эскизного проекта ИИСВВТ;

12. развитие интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;

13. развитие сетевых сегментов межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия в рамках Таможенного союза, в том числе с использованием услуг "доверенной третьей стороны". Функции и принципы деятельности "доверенной третьей стороны" должны быть определены Соглашением о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза, указанным в разделе 7.

Сроки реализации и стоимость мероприятий должны быть определены в технико-экономическом обосновании Системы.

 
7. НОРМАТИВНАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ
 

Для нормативного обеспечения процесса создания Системы необходимо принять следующие документы:

- Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза;

- Таможенный кодекс Таможенного союза;

- Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза;

- нормативные документы (правила) для организационного обеспечения функционирования Системы.

 
8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 

Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационных подсистем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности основано на применении единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов, а также на использовании сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых организациями, получившими в установленном порядке необходимые лицензии.

Контроль использования и защита Системы от несанкционированных действий должны обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга и учета операций при работе с государственными информационными системами и ресурсами.

Основными направлениями повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры являются:

- обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности с учетом необходимости дифференцирования ее уровней;

- разработка общей модели угроз информационной безопасности;

- определение технических требований и критериев определения критических объектов интегрированной информационно-технологической инфраструктуры;

- создание реестра критически важных объектов, разработка мер по их защите и средств надзора за соблюдением соответствующих требований;

- обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;

- совершенствование нормативной правовой и методической базы в области защиты информационных систем и ресурсов;

- развитие средств защиты информации, систем обеспечения безопасности электронного документооборота, системы контроля действий государственных служащих по работе с информацией;

- развитие и совершенствование защищенных средств обработки информации общего применения, систем удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи, а также систем их аудита.

Субъектами юридически значимого информационного обмена в рамках Таможенного союза выступают национальные системы, а ответственность за подлинность и защиту информации при ее движении от пограничных пунктов до шлюза между национальной системой и Системой несет государство-член. Особенностью такого подхода является то, что система сможет функционировать как система обмена сообщениями и электронными документами в рамках Таможенного союза до того, как национальные системы будут приведены в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.

 
9. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
 

Разработка и эксплуатация Системы требует наличия соответствующей структуры в Комиссии и регламента ее работы, согласованного Сторонами. Все дальнейшие работы должны будут проводиться по заказу этого органа. Права и обязанности этой структуры должны быть определены Соглашением о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, указанным в разделе 7.

 
10. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОБЪЕМАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
 

Объем и источники финансирования создания Системы определяются в соответствии с международным договором о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

 
11. ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ
 

Представляется, что создание Системы позволит достичь следующих положительных результатов:

- восстановление нарушенных экономических связей и развитие экономической интеграции на таможенной территории Таможенного союза;

- сокращение экономических и административных барьеров во взаимной торговле;

- ускорение и рост товарооборота между государствами-членами и транзита по их территории;

- улучшение экономических показателей внешней и взаимной торговли в результате использования интегрированных информационных ресурсов.

Создание Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза.

Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов и обеспечит:

- устойчивый и постоянный обмен информацией между таможенными и другими контролирующими органами;

- оптимизацию применения форм государственного контроля без снижения его качества при осуществлении внешней и взаимной торговли;

- повышение оперативности предоставления и уровня непротиворечивости информации о процессах внешней и взаимной торговли;

- сокращение времени на выполнение контрольных операций;

- повышение уровня информационной безопасности;

- прозрачность условий транзита товаров из третьих стран в третьи страны через таможенную территорию, создающую высокие конкурентные условия для государств-членов в этой сфере;

- единообразие методологии организации и осуществления таможенного контроля и применение при этом единого состава документов;

- функционирование единой системы статистической отчетности внешней и взаимной торговли;

- повышение эффективности борьбы с контрабандой на таможенной территории Таможенного союза.

Основной ожидаемый эффект от создания Системы:

- единообразное применение мер тарифного и нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на таможенной территории Таможенного союза;

- обеспечение единого торгового режима в отношении третьих стран;

- своевременное и обоснованное взыскание и уплата налогов и таможенных пошлин;

- централизованный учет и контроль применения льгот, лицензий, квот, санитарных и ветеринарных сертификатов и т.п.;

- обеспечение Комиссии и руководства государств-членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Создание Системы будет содействовать реализации политики внешней торговли Таможенного союза.

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!