Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Письмо ФТС России от 31.03.2010 № 18-12/15601 "О направлении обзора"

Обзор практики продления сроков проведения административного расследования по делам об АПН
Письмо ФТС России от 31 марта 2010 г. N 18-12/15601
"О направлении обзора"

В соответствии с планом работы на I полугодие 2010 года Главным управлением таможенных расследований и дознания ФТС России (ГУТРД) проведен анализ практики продления сроков проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях (АП) за 2009 год, по результатам которого подготовлен обзор.

Установлено, что при рассмотрении ходатайств о продлении сроков проведения административного расследования по делам об АП по-прежнему выявляются факты необоснованного возбуждения дел об АП при отсутствии события либо состава административного правонарушения, преждевременного возбуждения дел об АП без проведения необходимой проверки наличия события АП, несвоевременного возбуждения дел об АП, неправильной квалификации правонарушений, нарушения требований КоАП России, регламентирующих соблюдение прав лиц, в отношении которых ведется производство по делу об АП, ненадлежащего планирования административного расследования, затягивания сроков производства, некачественного исполнения поручений о совершении отдельных процессуальных действий, а также нарушения положений Инструкции о порядке действий должностных лиц таможенных органов при продлении сроков проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, утвержденной приказом ФТС России от 26.03.2009 N 560 .

Основными причинами, по которым допускаются указанные нарушения, являются: недостаточный уровень знаний должностными лицами таможенных органов положений КоАП России и ТК России, неотслеживание изменений, вносимых в законодательство Российской Федерации, невнимательность при составлении процессуальных документов при выявлении АП и в ходе административного расследования, неэффективная организация работы подразделений административных расследований по оказанию методической помощи должностным лицам таможенных постов и функциональных отделов таможен, отсутствие должного контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц, как со стороны руководства подразделений административных расследований, так и таможенных постов и таможен, в том числе оперативных.

Следует отметить высокое качество подготовки аналитических материалов о продлении сроков проведения административного расследования по делам об АП, представленных Сибирской и Северо-Западной оперативными таможнями. Направленные данными оперативными таможнями обзоры содержат подробный анализ ситуации в регионе, выявленные нарушения и недостатки, допускаемые таможнями региона, отражают основания продления сроков административного расследования. В качестве положительных примеров оперативными таможнями отмечается работа Вологодской, Выборгской, Кингисеппской, Псковской, Сыктывкарской, Омской, Томской, Горно-Алтайской таможен.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на низкий уровень подготовки аналитических материалов, поступивших из Южной и Центральной оперативных таможен. Обзоры указанных таможенных органов не содержали конкретных примеров о причинах продления сроков административного расследования, анализ нарушений административного законодательства проведен неполно, без изложения сути всех категорий выявленных нарушений, допускаемых должностными лицами таможен регионов.

Учитывая изложенное, направляю для изучения указанный обзор.

Начальникам оперативных таможен и заместителям начальников таможен по правоохранительной деятельности необходимо:

1) довести настоящий обзор до сведения подчиненных должностных лиц, а также до руководителей функциональных подразделений таможен и таможенных постов;

2) принять меры по недопущению отмеченных нарушений в дальнейшей работе, исключению формального подхода и повышению ответственности должностных лиц при возбуждении дел об АП, организации и проведении административного расследования;

3) обеспечить контроль за производством по делам об АП и исполнение поручений других таможенных органов, направленных в порядке ст. 26.9 КоАП России.

О результатах доложить в ГУТРД до 28.05.2010.

 

Начальник Главного управления
таможенных расследований и дознания
генерал-лейтенант таможенной службы
А.П. Кизлык

 

Приложение
к письму ФТС России
от 31 марта 2010 г. N 18-12/15601
 
Обзор практики продления сроков административного расследования по делам
об административных правонарушениях
 

Главным управлением таможенных расследований и дознания (ГУТРД) проведено обобщение аналитических материалов оперативных таможен о продлении сроков административного расследования по делам об административных правонарушениях (АП) за 2009 год, а также рассмотренных ГУТРД ходатайств таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оперативных таможен о продлении сроков проведения административного расследования.

По результатам проведенного анализа установлено, что по сравнению с 2008 годом при увеличении количества возбужденных дел об АП (на 6 %), в том числе с проведением административного расследования (на 3 %), в 2009 году уменьшилось количество ходатайств о продлении сроков административного расследования (на 8 %).

Динамика деятельности таможенных органов Российской Федерации в сравнительном аспекте 2008 и 2009 годов представлена в таблице (приложение N 1).

В 2009 году на общем фоне снижения числа ходатайств о продлении сроков проведения административного расследования, ГУТРД рассмотрено 376 таких ходатайств, причем их количество увеличилось на 51 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (за 2008 год - 185 ходатайств).

Увеличение в 2009 году рассмотренных ГУТРД ходатайств о продлении сроков административного расследования обусловлено как ростом их количества во Внуковской (на 89%), Центральной акцизной (ЦАТ) (на 80%) и Центральной энергетической таможнях (ЦЭТ) (на 52%), так и изменением порядка продления сроков проведения административного расследования по делам о нарушении таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена главой 16 КоАП России, в результате которых 81 ходатайство по делам об АП, находящимся в производстве оперативных таможен, рассмотрено ФТС России.

Следует отметить, что причиной увеличения количества ходатайств о продлении сроков административного расследования по делам об АП ЦАТ в 2009 году по сравнению с 2008 годом при уменьшении количества возбужденных дел об АП с проведением административного расследования (на 13 %) явилась ликвидация подразделения административных расследований на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном). В настоящее время дела об АП, возбужденные на данном таможенном посту, направляются в ЦАТ для проведения административного расследования.

Во Внуковской таможне в 2009 году рост количества ходатайств о продлении сроков административного расследования обусловлен тенденцией увеличения количества возбужденных дел АП в отношении юридических лиц по ст. ст. 16.2 и 16.19 КоАП России, по которым требовалось проведение большого комплекса процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Оперативными таможнями в 2009 году рассмотрено 8871 ходатайство (за 2008 год - 9819 ходатайств), что свидетельствует о снижении их количества на 9,7 %.

Вместе с тем, несмотря на общие тенденции по снижению в оперативных таможнях количества поступающих из подчиненных таможенных органов ходатайств, на 14 % отмечается их рост в Южной оперативной (ЮОТ) и на 4% в Сибирской оперативной (СОТ) таможнях, что вызвано объективными причинами.

В таможенных органах Южного таможенного управления (Минераловодской, Ростовской, Северо-Осетинской, Таганрогской), а также Сибирского таможенного управления (Красноярской, Алтайской, Хакасской) увеличение количества ходатайств обусловлено ростом числа дел об АП, возбужденных по ч.1 ст. 16.1, ч.1 ст. 16.2, ч.2 ст. 16.2, ч. 1 ст. 16.18, ч.3 ст. 16.19 КоАП России, по которым неоднократно продлевались сроки расследования в связи с необходимостью установления местонахождения предмета правонарушения, определения его стоимости, длительностью проведения экспертиз, опросов большого количества фигурантов, а также розыска лиц, в отношении которых ведется производство по делам (в том числе иностранных граждан).

Общее снижение количества ходатайств о продлении сроков административного расследования по делам об АП в большинстве таможенных органов на фоне увеличения количества возбужденных дел об АП и дел, по которым проводится административное расследование, свидетельствует о сокращении сроков административного производства и вызвано принятием таможенными органами мер организационного характера, направленных на улучшение качества планирования административного расследования, а именно: своевременное проведение первичных процессуальных действий, составление планов административных расследований, взаимодействие с ЦЭКТУ ФТС России или его региональными филиалами с целью сокращения сроков проведения экспертиз и получения заключений.

Оперативными таможнями при рассмотрении ходатайств о продлении срока проведения административного расследования по делам об АП давались рекомендации о проведении процессуальных действий с целью выяснения всех обстоятельств, предусмотренных ст. 26.1 КоАП России, для принятия правильного решения и скорейшего завершения производства по делам, а также указания об усилении контроля со стороны заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности и руководства отдела административных расследований за ходом проведения административного расследования по делам.

Таким образом, принимаемые ГУТРД и оперативными таможнями меры, направленные на улучшение качества административного производства и сокращение сроков расследования, в большинстве случаев дают положительные результаты, о чем свидетельствует приведенная выше статистика.

Как правило, сроки административного расследования продлевались оперативными таможнями от двух до трех месяцев ведения производства. ФТС России сроки административного расследования, в основном, продлевались до 3-х месяцев.

Продление срока административного расследования свыше 3-х месяцев осуществлялось по делам об АП, возбужденным по ст. 16.1, ч.1 и ч.2 ст. 16.2, ст. 16.3, по ч.1 ст. 16.9, ч.1 ст.16.18, ч.1 и ч.2 ст. 16.19, ч.1 ст. 16.20, ст. 16.21 КоАП России.

Причинами продления ФТС России и оперативными таможнями сроков проведения административного расследования по-прежнему продолжают оставаться:

1) отсутствие результатов товароведческих, идентификационных, криминалистических и иных видов экспертиз.

Например, по 15 делам об АП, возбужденным Внуковской таможней в августе 2009 года в отношении физических лиц, сроки административного расследования продлевались ФТС России до 6 месяцев ведения производства в связи с длительностью проведения товароведческих экспертиз ЦЭКТУ ФТС России, необходимых для установления рыночной стоимости товара;

2) неполучение ответов на запросы и поручения, направленные в порядке ст. 26.9, 26.10 КоАП России, а также на международные запросы.

До сих пор одной из причин затягивания сроков административного расследования является несоблюдение сроков исполнения поручений и их ненадлежащее исполнение, что является нарушением требований ст. 26.9 КоАП России, Инструкции о порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об АП, утвержденной приказом ФТС России от 24.04.2007 N 523 .

Нарушение таможенными органами требований закона и инструкции обусловлено как отсутствием должной исполнительской дисциплины и заинтересованности в их выполнении, так и отсутствием контроля со стороны руководства таможен за ходом исполнения подобных поручений;

3) необходимость установления фактического местонахождения лица, в отношении которого ведется производство по делу, с целью его опроса и ознакомления с процессуальными документами, а также получения сведений о надлежащем его уведомлении о времени и месте составления протокола об АП и рассмотрения дела об АП;

4) неустановление местонахождения товара, являющегося предметом правонарушения, необходимость его осмотра с целью идентификации и исследования, применения мер обеспечения производства по делу, так как изъятие либо арест обязательны, когда такие товары имеют существенное значение в процессе доказывании совершения лицом административного правонарушения и установления его вины (например, сохранили на себе следы правонарушения), а также когда санкцией соответствующей статьи предусмотрена конфискация предметов и (или) орудий совершения правонарушения. Фактическое же отсутствие предметов АП на момент рассмотрения дела может повлечь невозможность вынесения объективного решения.

Следует отметить, что целью осуществления контроля за обоснованностью продления сроков проведения административного расследования является организация надлежащего производства по делам об АП, оказание методической и практической помощи, в рамках которой давались указания о проведении дополнительных процессуальных действий и мероприятий, не отраженных в качестве оснований для продления, пресечение и предупреждение фактов несоблюдения должностными лицами таможенных органов процессуальных требований КоАП России, иных нарушений и недостатков при проведении административного расследования, а также необоснованного освобождения либо привлечения лиц к административной ответственности. В рамках данной работы оперативными таможнями и ГУТРД выявлялись нарушения и недостатки административного производства, давались указания об их устранении, в отношении виновных должностных лиц применялись меры дисциплинарного воздействия.

Так, при изучении ходатайств о продлении сроков проведения административного расследования в 2009 году выявлялись обстоятельства, на основании которых оперативными таможнями отказано в удовлетворении 15 ходатайств.

Причинами отказа послужили следующие обстоятельства:

- истечение срока давности привлечения к административной ответственности (Саратовская таможня);

- необоснованное возбуждение дел об АП при отсутствии события правонарушения (Пермская таможня);

- отсутствие в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, состава АП (Московская, Зеленоградская таможни);

- необоснованное направление ходатайств о продлении срока административного расследования, когда необходимые процессуальные действия уже выполнены и достаточны для принятия по делу решения (Калининградская областная таможня);

- неправомерное направление в оперативные таможни ходатайств о продлении срока административного расследования по делам об АП, возбужденным по ст. 14.10 КоАП России, срок по которым продлевается вышестоящим должностным лицом (Себежская таможня).

ФТС России принято 4 решения об отказе в удовлетворении ходатайств о продлении сроков административного расследования в связи с необоснованным возбуждением дел об АП при отсутствии события правонарушения (ЦАТ, ВСОТ), а также ошибочным направлением ходатайств о продлении сроков административных расследований по 2 делам об АП, возбужденным Домодедовской таможней, так как сроки по данным делам были ранее продлены.

Проведенный анализ показал, что основными видами нарушений административного законодательства Российской Федерации, допускаемыми должностными лицами таможенных органов, являются следующие.

1. Необоснованное возбуждение дел об АП при отсутствии события либо состава АП. Преждевременное возбуждение дел об АП без проведения необходимой проверки наличия события АП (Восточно-Сибирская оперативная, Татарстанская, Уссурийская, Нижнетагильская, Калининградская областная, Мурманская, Санкт-Петербургская, Выборгская, Балтийская, Кингисеппская, Карельская, Псковская, Пулковская, Внуковская, Шереметьевская, Центральная энергетическая, Центральная акцизная таможни).

Согласно ходатайству о продлении срока проведения административного расследования Санкт-Петербургской таможни дело об АП N ..... возбуждено в ходе проведения специальной таможенной ревизии 16.12.2008 в отношении ОАО "Л" по ч. 2 ст. 16.19 КоАП России по факту передачи права использования таможенного режима временного ввоза посредством передачи в отношении товара прав владения, пользования и распоряжения другому лицу без разрешения таможенного органа. Товар "контейнер-цистерна", помещенный под таможенный режим временного ввоза, передан ОАО "Л" по акту сдачи-приемки от 14.12.2007 ОАО "З", в связи с чем административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.19 КоАП России, совершено в момент передачи товара, а именно 14.12.2007.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП России постановление по делам о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации не может бы вынесено по истечении одного года со дня совершения АП (срок давности).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП России производство по делу об АП не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, дело об АП возбуждено необоснованно, СЗОТ рекомендовало таможенному органу рассмотреть вопрос о прекращении производства по делу об АП N ..... на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП России, в связи с чем Санкт-Петербургской таможней 23.11.2009 вынесено постановление о прекращении производства по делу.

В результате изучения ходатайства о продлении срока проведения административного расследования по делу об АП N ....., возбужденному Шереметьевской таможней в отношении гражданина Российской Федерации К. по ч.1 ст. 16.3 КоАП России установлено, что основанием для его возбуждения послужил факт несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации пистолета ПМ и патронов к нему, поскольку гражданином К. не представлено соответствующие разрешение МВД России. При этом пистолет и патроны к нему им задекларированы в пассажирской таможенной декларации и помещены на СВХ Шереметьевской таможни.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" по разрешениям МВД России осуществляется ввоз на таможенную территорию Российской Федерации гражданского и служебного оружия. Причем в п.3 ст. 285 ТК России, п. 13 Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N 715 , физическим лицам предоставлена возможность в случае непредставления одновременно с пассажирской таможенной декларацией документов, необходимых для завершения таможенного оформления (в т.ч. указанного разрешения), поместить товары на СВХ до их получения.

Таким образом, ввоз гражданином Российской Федерации гражданского и служебного оружия без представления разрешительных документов, но задекларированных по установленной письменной форме и помещенных на СВХ, не образует событие АП, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 16.3 КоАП России. Кроме того, после истечения срока временного хранения данных товаров при несоблюдении лицом ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, событие АП по указанной статье КоАП России также отсутствует.

При изучении ходатайств по делам об АП N ....., возбужденным Внуковской таможней в отношении гражданина Республики Азербайджан Г. и гражданки Республики Молдова Б. по ч.1 ст. 16.2 КоАП России в связи с недекларированием товаров народного потребления, установлено, что при прохождении таможенного контроля в аэропорту Внуково 31.08.2009 указанные лица проследовали на "зеленый канал", заявив тем самым в конклюдентной форме об отсутствии у них товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию. В ходе таможенного досмотра должностными лицами таможенного поста Аэропорт Внуково (пассажирский) в багаже указанных граждан обнаружены товары народного потребления общим весом 19,1 кг и 11 кг. По фактам недекларирования в письменной форме данных товаров должностными лицами таможенного поста Аэропорт Внуково (пассажирский) возбуждены указанные дела об АП.

Вместе с тем, согласно пп.3 п.2 ст.286 ТК России декларированию в письменной форме подлежат товары, перемещаемые физическим лицом для личного пользования, стоимость и (или) количество которых превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 N 718 "Об утверждении положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить товары, общая стоимость и вес которых не превышают 65 тыс. рублей и 35 кг соответственно.

Согласно п.1 ст. 281 ТК России товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями главы 23 ТК России, а в части, не урегулированной данной главой, - в соответствии с общим порядком, предусматривающим письменное декларирование.

Из объяснений гражданина Республики Азербайджана Г. и гражданки Республики Молдова Б. следует, что товары ввезены ими для личного пользования. Вместе с тем, в ходе получения объяснений не выяснялись обстоятельства перемещения товаров, а также являются ли указанные лица индивидуальными предпринимателями.

Также частота пересечения таможенной границы Российской Федерации не влияет на наступление обязанности по письменному декларированию товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, поскольку п.2 ст. 286 ТК России не содержит соответствующей нормы. Кроме того, ст. 282 ТК России и постановление Правительства Российской Федерации регламентируют только порядок уплаты таможенных пошлин и налогов при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования.

Учитывая данные обстоятельства и то, что в ходе таможенного контроля стоимость товаров не установлена, общий вес товара не превышает 35 кг, а коммерческое предназначение товаров не доказано, дела об АП по ч.1 ст. 16.2 КоАП России возбуждены преждевременно.

Решение о возбуждении дела об АП N ..... Шереметьевской таможней в отношении гражданина Российской Федерации Ч. по ч.1 ст. 16.2 КоАП России по факту недекларирования часов фирмы "Chopard" также принято преждевременно, так как в рамках таможенного контроля окончательная стоимость предмета АП не определена. Вместе с тем, определение стоимости товара при данных обстоятельствах является необходимым, поскольку незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров в крупном размере служит основанием для возбуждения уголовного дела. В таком случае в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП России дело об АП подлежит прекращению.

В результате изучения ходатайств о продлении сроков проведения административных расследований по делам об АП N ....., возбужденным Внуковской таможней в отношении ООО "Р" и ООО "К" по ч. 3 ст. 16.2 КоАП России, установлено, что основанием для их возбуждения послужило представление в ходе таможенного оформления декларантом санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) N ....., которое в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 22.10.2008 N 01/11897-8-23 и письмом ФТС России от 11.11.2008 N 24-86/47060 "невозможно применять при таможенном оформлении".

Однако в ходе проведения проверочных мероприятий декларантом представлено письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Москве от 19.11.2008 N 34/1317 , в котором подтверждается факт выдачи указанного СЭЗ и сообщается, что несоответствие номеров бланков в Федеральном реестре СЭЗ, на продукцию, прошедшую санитарно-эпидемиологическую экспертизу, связано с их переоформлением и несвоевременным внесением в реестр.

Таким образом, на момент возбуждения дела об АП имелись противоречия, которые не были устранены в ходе проведения предварительной проверки наличия события АП, в связи с чем дела возбуждены преждевременно.

Однако в нарушение ст. 24.1, 26.1 КоАП России Внуковской таможней 23.04.2009 по указанным делам вынесены постановления о привлечении лиц к административной ответственности, которые впоследствии отменены Арбитражным судом по результатам обжалования, так как таможенным органом не доказано, что представленное при таможенном оформлении товара СЭЗ не соответствует критериям недействительности, определенным в примечании 2 к ст. 16.1 КоАП России.

2. Несвоевременное возбуждение дел об АП (Алтайская, Хакасская, Астраханская, Минераловодская, Бурятская, Саратовская, Нижегородская, Кировская, Зеленоградская, Костромская, Внуковская, Центральная акцизная, Шереметьевская таможни).

Например, при изучении ходатайства о продлении срока проведения административного расследования по делу об АП N ....., возбужденному Шереметьевской таможней в отношении ЗАО "Д" по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России в связи с недекларированием товаров (металлические пластины), установлено, что факт правонарушения выявлен должностным лицом таможенного поста Аэропорт Шереметьево (грузовой) в ходе проведения таможенного досмотра 06.04.2009, однако в нарушение ч. 2 ст. 28.7 КоАП России определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования вынесено только 13.04.2009.

По делу об АП N ....., возбужденному Саратовской таможней по ст. 16.16 КоАП России, выявлено, что товар помещен на склад временного хранения 13.02.2009, срок временного хранения в соответствии со ст. 103 ТК России истек 14.04.2009. При этом каких-либо мер владельцем товара по таможенному оформлению или продлению данного срока не предпринималось. В нарушение ч.2 ст.28.7 КоАП России должностным лицом отдела таможенного досмотра Саратовской таможни дело об АП возбуждено только 16.06.2009, т.е. спустя 2 месяца.

При изучении ходатайств о продлении сроков административных расследований по делам об АП N ....., возбужденным Внуковской таможней в отношении ОАО "А" по ч. 3 ст. 16.19 КоАП России по фактам незавершения в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении, установлено, что срок временного ввоза запасных частей к воздушным судам истек 30.05.2009, однако определения о возбуждении дел об АП и проведении административных расследований в нарушение ч. 2 ст. 28.7 КоАП России вынесены должностным лицом таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) только 11.06.2009, при этом никаких проверочных мероприятий до возбуждения дел об АП не проводилось.

Основанием для возбуждения дела об АП N ..... должностным лицом Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) ЦАТ послужило незавершение ООО "И" в срок до 25.11.2008 таможенного режима временного ввоза товара - полуприцепа-рефрижератора. В материалах дела имелось обращение ООО "И" от 20.11.2008 о подтверждении соблюдения требований и условий таможенного режима временного ввоза. ЦАТ, рассмотрев данное обращение, указала на необходимость представления дополнительных документов, которые организацией не представлены. Однако, несмотря на истекший срок временного ввоза, решение о возбуждении дела об АП принято только 15.09.2009, т.е. спустя более 9 месяцев после совершения правонарушения. Таким образом, дело об АП возбуждено несвоевременно.

В ходе изучения ходатайства о продлении срока расследования по делу об АП N ....., возбужденному Минераловодской таможней в отношении гражданина Республики Молдова П. по факту невывоза с таможенной территории Российской Федерации временно ввезенного автомобиля в установленные сроки, выявлено, что Минераловодской таможней срок обратного вывоза установлен до 18.04.2009, однако дело об АП по ч. 1 ст. 16.18 КоАП России возбуждено только 23.09.2009.

3. Неправильная квалификация правонарушений (Северо-Западная и Сибирская оперативные, Татарстанская, Владивостокская, Находкинская, Уссурийская, Ямало-Ненецкая, Мурманская, Архангельская, Пулковская, Кингисеппская, Выборгская, Себежская, Центральная акцизная таможни).

Например, основанием для возбуждения дела об АП N ....., возбужденного в отношении ООО "А" по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России должностным лицом Боровского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни послужило заявление в таможенной декларации сведений о маркировке товара (подшипники 6У-7510А в кол-ве 1480 шт.), отличной от маркировки, обнаруженной на товаре (подшипники 6У-7510АШ в кол-ве 1480 шт.) в ходе таможенного досмотра.

Ответственность за недекларирование товара наступает в связи с незаявлением таможенному органу всего товара или его части. В данном случае наименование (подшипники) и общее количество товара заявлены достоверно. В этой связи действия ООО "А" не образуют состав АП, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.

Учитывая изложенное, ГУТРД дано указание Центральной акцизной таможне в ходе дальнейшего административного расследования приобщить к материалам дела об АП заверенные копии сертификатов соответствия на товар, исследовать вопрос применения ограничений в отношении товара, являющегося предметом АП, по результатам получения указанной информации рассмотреть вопрос о наличии в действиях декларанта состава АП, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП России. В ходе административного расследования установлено, что заявление недостоверных сведений о маркировке товара повлекло занижение его таможенной стоимости и неуплату таможенных пошлин и налогов, в связи с чем в действиях лица установлено событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России и вынесено постановление о назначении наказания.

4. Неверное определение субъекта правонарушения.

Данное нарушение выявлено в Зеленоградской, Балтийской, Пулковской, Себежской, Сыктывкарской таможнях.

Например, при изучении ходатайства о продлении срока административного расследования по делу об АП N ....., возбужденному Зеленоградской таможней по ч. 2 ст. 16.2 КоАП России по факту заявления в ГТД недостоверных сведений о товаре, повлекших занижение размера таможенных пошлин и налогов, установлено, что ГТД представлена к таможенному оформлению таможенным брокером ООО "С", однако дело возбуждено в отношении получателя товара ООО "Т". Поэтому ЦОТ отказано в продлении срока расследования по данному делу и рекомендовано Зеленоградской таможне прекратить административное производство на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП России, а также рассмотреть вопрос о возбуждении дела в отношении надлежащего субъекта.

5. Нарушения требований КоАП России, регламентирующих соблюдение прав лиц, в отношении которых ведется производство по делу об АП (Зеленоградская, Екатеринбургская, Оренбургская, Татарстанская, Новосибирская, Красноярская, Калининградская областная, Шереметьевская, Домодедовская, Внуковская таможни).

При вынесении Шереметьевской таможней определения о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования N ..... законный представитель данного юридического лица не уведомлен о дате и месте принятия данного решения, в результате ему не разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП России, чем нарушены требования ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП России.

Кроме того, в определении о возбуждении данного дела об АП и проведении административного расследования указано, что защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу с момента составления протокола об АП. Однако Федеральным законом от 27.11.2007 N 273-ФЗ "О внесении изменений в статью 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в ч. 4 ст. 25.5 КоАП России внесены изменения, согласно которым защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу с момента его возбуждения. В связи с этим ГУТРД дано указание о приведении бланков процессуальных документов в соответствие с КоАП России.

Также в нарушение ст. 27.10 КоАП России в протоколе изъятия вещей и документов не указаны сведения об изъятом товаре, его идентификационных признаках, способах фиксации вещественных доказательств.

В соответствии с ч. 8 ст. 27.10 КоАП России копия протокола изъятия вещей и документов вручается лицу, у которого они изъяты, или его законному представителю. В ходе изучения материалов дела установлено, что указанный протокол вручен менеджеру по таможенному оформлению, который не является указанными лицами, при этом копия протокола не направлена в адрес лиц, обладающих полномочиями в отношении товара. Кроме того, при изъятии предмета АП в нарушение ч. 1 ст. 25.7 КоАП России в качестве понятых присутствовали сотрудники лица, в отношении которого возбуждено дело. Вместе с тем, данные обстоятельства впоследствии могут привести к признанию полученного доказательства (протокола изъятия вещей и документов) недопустимым.

При продлении срока проведения расследования по делу об АП N ....., возбужденному 24.01.2009 Калининградской областной таможней в отношении ЗАО "Б" по ч.1 ст.16.19 КоАП России, Калининградской оперативной таможней (КОТ) выявлено нарушение ч. 3.1 ст.28.7 КоАП России. Так, копия определения о возбуждении дела об АП лицу не вручена, в материалах дела отсутствовали документы, подтверждающие направление копии указанного определения лицу, в отношении которого оно вынесено. В связи с чем, КОТ в адрес Калининградской областной таможни направлено письмо о принятии мер к виновным должностным лицам.

По делу об АП N ......, возбужденному Оренбургской таможней, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в нарушение ч. 4 ст. 26.4 КоАП России не ознакомлено с определением о назначении экспертизы до направления его эксперту.

В протоколе изъятия вещей и документов от 13.02.2009 по делу об АП N ....., возбужденному Новосибирской таможней, указано, что изъятие проведено с участием лица, у которого изымаются вещи и документы - начальника СВХ. Вместе с тем, в нарушение ст. 25.1 КоАП России указанному лицу разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП.

Таможенными органами не соблюдались в полной мере положения методических рекомендаций о порядке продления сроков проведения административного расследования по делам об АП и их рассмотрения в таможенных органах Российской Федерации, направленных письмом ФТС России от 28.04.2007 N 01-06/16201 , и Инструкции о порядке действий должностных лиц таможенных органов при продлении сроков проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, утвержденной приказом ФТС России от 26.03.2009 N 560 .

Ходатайства о продлении сроков проведения административного расследования по делам об АП направлялись в оперативные таможни и ГУТРД несвоевременно (Калининградская областная, Алтайская, Новосибирская, Астраханская, Ростовская, Миллеровская, Читинская, Бурятская, Братская, Забайкальская, Саратовская, Нижегородская, Марийская, Самарская, Московская, Щелковская, Зеленоградская, Смоленская, Ногинская, Кольцовская, Тюменская, Биробиджанская, Благовещенская, Владивостокская, Камчатская, Находкинская, Уссурийская, Архангельская, Балтийская, Выборгская, Карельская, Пулковская, Себежская, Шереметьевская, Внуковская, Домодедовская, Центральная акцизная таможни).

В ходатайствах не указывались даты возбуждения дела об АП и совершения правонарушения, данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу, обстоятельства правонарушения, отсутствовало краткое изложение основных доказательств, а также сведений о том, когда, каким должностным лицом и до какого времени ранее продлевался срок административного расследования, основания для продления срока проведения административного расследования по делу с перечнем основных процессуальных действий и мероприятий, которые необходимо выполнить по делу для окончания административного расследования, а также предполагаемые сроки их проведения (Биробиджанская, Владивостокская, Сахалинская, Хабаровская, Нижнетагильская, Курганская, Московская, Подольская, Щелковская, Зеленоградская, Смоленская, Ногинская, Саратовская, Нижегородская, Марийская, Самарская, Братская, Забайкальская, Калининградская областная, Алтайская, Красноярская, Новосибирская, Архангельская, Выборгская, Балтийская, Кингисеппская, Мурманская, Псковская, Пулковская, Санкт-Петербургская, Себежская, Внуковская таможни).

Не выполнялись положения Инструкции, касающиеся учета срока давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП России при продлении срока административного расследования (Красноярская, Алтайская, Камчатская таможни).

В нарушение п. 7 Инструкции ходатайство о продлении срока проведения административного расследования не согласовывалось с начальником отдела административных расследований и заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной деятельности (Красноярская, Забайкальская, Центральная энергетическая таможни).

При рассмотрении ходатайств о продлении сроков проведения административного расследования по делам об АП выявлялись ошибки, допускаемые вследствие невнимательности, например: неверно указывались регистрационные номера дел об АП, даты вынесения ходатайств, возбуждения дела об АП, выполнения отдельных процессуальных действий, истечения срока расследования и даты, до которых необходимо продлить производство по делу об АП и др. (Саратовская, Забайкальская, Красноярская, Алтайская, Владивостокская, Уссурийская, Пулковская, Выборгская, Себежская, Центральная акцизная таможни).

В ходе изучения ГУТРД и оперативными таможнями ходатайств выявлены факты затягивания сроков административного расследования, что свидетельствует о ненадлежащей организации административного производства.

Планирование и организация расследования в некоторых таможнях находится на низком уровне, что ведет к волоките и неполноте производства по делам об АП.

Данные недостатки характерны для Владивостокской, Сахалинской, Уссурийской, Нижнетагильской, Магнитогорской, Калининградской областной, Алтайской, Новосибирской, Красноярской, Татарстанской, Марийской, Самарской, Забайкальской, Московской, Смоленской, Щелковской, Балтийской, Выборгской, Пулковской, Центральной акцизной, Внуковской таможен.

При изучении ходатайства по делу об АП N ....., возбужденному Внуковской таможней в отношении ООО "Г" по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России в связи с недекларированием товаров (мужские пальто), установлено, что административное расследование по делу проводилось пассивно, в течение четырех месяцев ведения производства не получены объяснения от должностного лица отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) об обстоятельствах возбуждения дела, а также законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, при этом меры по выезду в адрес местонахождения организации с целью опроса и получения информации не принимались.

В этой связи ГУТРД указало Внуковской таможне на ненадлежащую организацию административного расследования и рекомендовало выполнить необходимые процессуальные действия для принятия правильного решения по делу об АП.

В ходе изучения ходатайства о продлении срока проведения административного расследования по делу об АП N ....., возбужденному Московской таможней в отношении "И" по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, выявлена волокита при проведении административного расследования. Так, в ходе производства по делу вынесено определение о назначении товароведческой экспертизы, выполнение которой поручено эксперту ЦЭКТУ ФТС России. Однако образцы товара были предъявлены эксперту лишь спустя месяц с момента назначения товароведческой экспертизы. О выявленном нарушении ЦОТ указано Московской таможне.

При продлении срока административного расследования по делу об АП N ....., возбужденному Забайкальской таможней по ч. 2 ст. 16.2 КоАП России в отношении ЗАО "Р", выявлены факты несвоевременного проведения процессуальных действий. С момента передачи дела об АП в ОАР Забайкальской таможни в течение месяца не выполнено ни одного процессуального действия. На протяжении трех месяцев производства по данному делу не решен вопрос о проведении товароведческой экспертизы. В этой связи, с целью устранения указанных недостатков, ВСОТ направлено письмо в Забайкальскую таможню.

В ходе рассмотрения ходатайства о продлении срока расследования по делу об АП N ....., возбужденному Калининградской областной таможней в отношении судоходной компании "F" по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, установлено, что при неоднократном продлении в течение 5 месяцев административного расследования представитель судоходной компании не опрошен, с определением о назначении товароведческой экспертизы не ознакомлен, о дате, месте и времени составления протокола об АП не уведомлен. Вместе с тем ранее КОТ даны рекомендации по проведению процессуальных действий и мероприятий, направленных на получение объяснений от законного представителя судоходной компании, опросов в качестве свидетелей должностных лиц таможенного органа, проводивших таможенное оформление товара и непосредственно обнаруживших АП, истребование необходимых документов, имеющих значение по делу.

Вместе с тем данные мероприятия должностным лицом, осуществляющим производство по делу об АП, не выполнены, меры для их исполнения не предпринимались. Согласно письму КОТ за необоснованное затягивание сроков административного расследования по данному делу об АП должностному лицу Калининградской областной таможни, в производстве которого находилось дело, снижена на 10% ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы на второй квартал 2009 года. В связи с повторным нарушением и ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей в Калининградскую областную таможню направлено письмо о назначении служебной проверки. По результатам проверки факты нарушений подтвердились, однако в отношении должностного лица указанной таможни меры дисциплинарного характера не применялись в связи с его увольнением.

При изучении ходатайства о продлении срока проведения административного расследования по делу об АП N ...., возбужденному Центральной акцизной таможней в отношении ООО "В" по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, установлено, что определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования вынесено Северо-Западным акцизным таможенным постом (специализированным) ЦАТ 09.10.2009, направлено в таможню для дальнейшего производства лишь 20.10.2009 (служебная записка от 20.10.2009 N 41-01-20/2130 , поступившая в таможню 26.10.2009). При этом в указанный период какие-либо процессуальные действия должностными лицами таможенного поста не совершались.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП России доказательствами по делу являются, в том числе, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу (его законного представителя). Учитывая, что дело об АП возбуждалось в присутствии законного представителя Общества, у должностного лица таможенного поста имелась возможность получить от него объяснения об обстоятельствах правонарушения, однако данная возможность им не использована. Невыполнение указанного процессуального действия привело к необоснованному затягиванию срока производства и необходимости направления поручения в г. Санкт-Петербург для его проведения.

Кроме того, должностным лицом таможенного поста, возбудившим дело об АП, к его материалам не приобщены копии документов, имеющие значение для дачи правовой оценки обстоятельствам правонарушения, в частности, отсутствовали внешнеторговый контракт, копии с оборотной стороны некоторых документов, а также уставные, учредительные и регистрационные документы Общества. Кроме того, при продлении срока административного расследования до 4 месяцев ведения производства выявлено, что оно велось пассивно. Так, согласно ходатайству о продлении срока административного расследования от 30.10.2009 таможней запланирован ряд процессуальных действий, а именно: ознакомление законного представителя ООО "В" с определением о назначении товароведческой стоимостной экспертизы, подготовка запроса в налоговый орган, опрос водителя, которые ввиду непринятия должностным лицом, ведущим производство по делу, соответствующих мер в установленные сроки не исполнены. На данные недостатки ГУТРД указано таможне в письме.

При изучении ходатайства о продлении срока проведения административного расследования по делу об АП N ....., возбужденному Внуковской таможней в отношении гражданина Российской Федерации И. по ч.1 ст. 16.2 КоАП России, установлено, что при продлении до 4 месяцев срока расследования не получены объяснения от лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, при этом в течение четырех месяцев меры по выезду в адрес И., проживающего в г. Москве, с целью опроса и получения информации не приняты. Кроме того, лицом, ведущим производство по делу, самостоятельно не истребованы сведения из налогового органа, подтверждающие статус лица, в отношении которого ведется производство по делу, а направлено отдельное поручение в Ногинскую таможню. Указанные обстоятельства привели к затягиванию сроков административного расследования.

Таким образом, по результатам проведенного анализа установлено, что должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при возбуждении и расследовании дел об АП допускаются нарушения требований КоАП России.

Наиболее характерными нарушениями, допускаемыми должностными лицами функциональных подразделений таможенных органов и таможенных постов являлись: необоснованное возбуждение дел об АП при отсутствии события либо состава административного правонарушения, преждевременное возбуждение дел об АП без проведения необходимой проверки наличия события АП, несвоевременное возбуждение дел об АП, неправильная квалификации правонарушений.

Также выявлены факты ненадлежащего планирования административного расследования, затягивания сроков производства, некачественного исполнения поручений о совершении отдельных процессуальных действий, нарушения требований КоАП России, регламентирующих соблюдение прав лиц, в отношении которых ведется производство по делу об АП, а также положений методических рекомендаций о порядке продления сроков проведения административного расследования по делам об АП и их рассмотрения в таможенных органах Российской Федерации и Инструкции, допускаемых лицами, ведущими производство по делам об АП.

Основными причинами, по которым допускаются указанные нарушения, являются: недостаточный уровень знаний должностными лицами таможенных органов положений КоАП России и ТК России, неотслеживание изменений, вносимых в законодательство Российской Федерации, невнимательность при составлении процессуальных документов при выявлении АП и в ходе административного расследования, неэффективной организации работы подразделений административных расследований по оказанию методической помощи должностным лицам таможенных постов и функциональных отделов таможен, отсутствие должного контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц, как со стороны руководства подразделений административных расследований, так и таможенных постов и таможен, в том числе оперативных.

Учитывая изложенное, руководству таможен с целью выявления нарушений и недопущения их в дальнейшей работе необходимо разработать эффективные меры, направленные на улучшение качества административного производства, повысить личную ответственность руководителей подразделений таможен и таможенных постов, подчиненные должностные лица которых допускают нарушения, особое внимание уделять вопросам взаимодействия подразделений административных расследований с таможенными постами и функциональными отделами таможен, проводить служебные проверки, по результатам которых к виновным должностным лицам применять меры дисциплинарного воздействия.

 

Главное управление таможенных
расследований и дознания

 

Приложение N 1
к обзору практики продления сроков
административного расследования по делам
об административных правонарушениях

 


Таможни, непосредст- венно подчиненные ФТС России / оперативные таможни (за регион)

Возбуждено дел об АП

Количество дел об АП, по которым проводилось админист- ративное расследо- вание

Количество ходатайств о продлении срока проведения администра- тивного расследования, рассмотренных ОТ и ГУТРД

Возбуждено дел об АП

Количество дел об АП, по которым проводилось административное расследование

Количество ходатайств о продлении срока проведения администра- тивного расследования, рассмотренных ОТ и ГУТРД

Количество ходатайств о продлении срока проведения административного расследования / ГУТРД

2008 год

2009 год

Внуковская

1000

86

7

663

169

-

67

Домодедовская

719

170

87

1200

220

-

64

Центральная акцизная

1242

386

25

982

335

-

129

Центральная энергетическая

281

24

9

268

46

-

19

Шереметьевская

2274

946

57

3276

775

-

16

ВСЕГО (ТНП):

5516

1612

185

6389

1545

-

295

ВСОТ

4544

3029

605

4444

3051

590

1

ДВОТ

6297

3360

835

7136

2950

688

10

КОТ

3302

924

582

3739

1194

382

17

ПОТ

8379

4372

564

9097

4485

548

0

СЗОТ

13300

6798

3758

14836

6596

3425

26

СОТ

6677

3655

278

6871

3753

288

13

УОТ

6992

3066

147

6767

2918

121

0

ЦОТ

18377

8681

2564

18788

10358

2264

10

ЮОТ

10298

3671

486

11014

3581

565

4

ВСЕГО

78184

37556

9819

82692

38886

8871

81 / с учетом ТНП 376

ИТОГО:

83700

39168

10004

89081

40431

9247

 

  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha