Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Северо-Западного таможенного управления от 04.04.2011 № 07-04-24/7307

Письмо Северо-Западного таможенного управления
от 4 апреля 2011 г. N 07-04-24/7307
"О направлении рекомендаций по контролю таможенной стоимости"

 

В Северо-Западном регионе в 2010-2011 гг. произошло значительное увеличение количества обжалований в судебном порядке принятых решений, действий (бездействие) таможенных органов. К основной категории судебных споров, по которым судебные акты принимаются не в пользу таможенных органов, относятся споры об обжаловании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости.

Главной причиной признания судами (арбитражными судами) решений таможенных органов о таможенной стоимости товаров незаконными является непредставление в суд доказательств, подтверждающих правомерность решения таможенного органа о непринятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров и(или) о несогласии с избранным декларантом методом ее определения.

Сложившаяся ситуация возникла, в том числе, вследствие принятия должностными лицами таможенных органов решений по таможенной стоимости, вынесенных без детального анализа заявленных сведений и представленных декларантом документов, без учета условий конкретной внешнеторговой сделки, в том числе факторов, оказывающих влияние на цену сделки.

В целях сокращения случаев принятия таможенными органами по результатам контроля таможенной стоимости решений с нарушениями установленной процедуры их обоснования СЗТУ направляет рекомендации по контролю таможенной стоимости и принятию по его результатам решений по таможенной стоимости.

 


Начальник
Северо-Западного таможенного управления,
генерал-майор таможенной службы

 
 
Н.А.Галикеев

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму Северо-Западного
таможенного управления
от 04.04.2011 N 07-04-24/7307
 
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КОНТРОЛЮ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ И ПРИНЯТИЮ
ПО ЕГО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕШЕНИЯ ПО ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
 

В соответствии с пунктом 7 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок контроля таможенной стоимости товаров), по результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо принимает одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров ( статья 67 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - Кодекс)):

а) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;

б) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров ( статья 68 Кодекса).

Таможенная стоимость принимается, если уполномоченными должностными лицами таможенных органов не выявлено признаков недостоверности, предусмотренных пунктом II Порядка контроля таможенной стоимости товаров, являющихся основанием для проведения дополнительной проверки, а также оснований для проведения корректировки таможенной стоимости, установленных в пункте 6 статьи 112 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров и без проведения дополнительной проверки в случаях ( пункт 6 статьи 112 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ ):

1) выявления повлиявшего на величину таможенной стоимости товаров несоответствия заявленных в декларации на товары сведений (качественные и коммерческие характеристики, количество, свойства, происхождение, стоимость и другие сведения) фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения таможенного контроля;

2) выявления несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам;

3) выявления технических ошибок (опечатки, арифметические ошибки, применение неправильного курса валюты и иные ошибки), повлиявших на величину таможенной стоимости.

В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки ( статья 69 Кодекса), которая проводится в соответствии с разделом III Порядка контроля таможенной стоимости товаров.

Перечень признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости приведен в подпунктах 1 - 7 пункта 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров.

Решение о проведении дополнительной проверки оформляется по форме согласно приложению 2 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, в указанном решении таможенный орган указывает выявленные основания для проведения дополнительной проверки, а также запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения.

Пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости установлено, что конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

Под условиями и обстоятельствами рассматриваемой сделки следует понимать следующее:

статус и взаимоотношения контрагентов по внешнеторговой сделке: участие посредника в осуществлении внешнеторговой сделки, организационно-правовая форма покупателя, является ли один из контрагентов единственным агентом, единственным дистрибьютором другого контрагента или единственным пользователем по договору коммерческой концессии и др.;

условия организации конкретной внешнеторговой сделки: способ выбора и заказа товара;

коммерческие условия внешнеторговой сделки: механизм формирования цены товаров, коммерческий уровень продажи товаров, формы расчета и способ оплаты товаров, виды предусмотренных контрактом скидок и условия их предоставления и др.;

условия организации перевозки (транспортировки) товаров: условия поставки товаров, маршрут следования товаров и вид транспорта, хранение товаров в стране транзита, выполнение работ по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, наличие или отсутствие страхования;

описание и характеристики товаров: технические, функциональные и качественные характеристики товара, способы его изготовления и упаковки, конъюнктура рынка торговли данными видами товаров и др.;

условия реализации товаров на территории (внутреннем рынке) Российской Федерации: товары используются для собственного производства и(или) потребления, лица, которым продаются товары на территории Российской Федерации, размер надбавки к цене и др.

По результатам анализа представленных документов и сведений должностным лицом определяется круг вопросов, по которым требуется дополнительное подтверждение, и на основании сформированных вопросов заполняются графы "Перечень сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения/уточнения", "Виды запрашиваемых документов и сведений" запроса.

При этом необходимо принимать во внимание следующее.

Таможенный орган может не обладать полной информацией о видах коммерческих и иных документов, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.

В этой связи в запросе документов и сведений целесообразно во всех случаях указывать на возможность представления декларантом (таможенным представителем) с целью подтверждения сведений, указанных в графе "Перечень сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения/уточнения", других документов, отличных от указанных в графе "Виды запрашиваемых документов и сведений" (при наличии таковых).

Также при составлении запроса дополнительных документов и сведений необходимо принимать во внимание следующее.

1. Запрос дополнительных документов и сведений является составной частью решения о проведении дополнительной проверки. Согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

В этой связи составление аргументированного (с учетом обстоятельств сделки) запроса является необходимым условием, чтобы само решение о проведении дополнительной проверки считалось обоснованным.

2. Согласно пункту 3 статьи 69 Кодекса декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

Следовательно, для возможности реализации декларантом данного права до него должен быть доведен весь перечень сведений, требующих подтверждения/уточнения, с тем, чтобы декларантом могли быть приняты меры, направленные на получение документов и сведений, позволяющих таможенному органу снять сомнения по возникшим у него вопросам.

Вместе с тем практика работы таможенных органов Северо-Западного региона показывает, что зачастую право декларанта ущемляется по причине выставления формальных запросов (СЗТУ к формальным относит запросы, в которых в графе "Перечень сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения/уточнения" должностным лицом таможенного органа указаны общие фразы: "стоимость сделки", "структура таможенной стоимости", "подтверждение заявленной таможенной стоимости" и т.п., не раскрывающие конкретные обстоятельства, требующие дополнительной проверки).

Из формального запроса не представляется возможным установить, с какой целью таможенный орган запрашивает тот или иной вид документа, наличие каких условий не позволяют считать заявленную таможенную стоимость достоверной и документально подтвержденной.

Следовательно, декларант не владеет информацией о том, в какой части необходимо доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

Согласно пункту 21 Положения о контроле таможенной стоимости товаров если в установленный таможенным органом срок декларантом (таможенным представителем) не представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.

Решение о корректировке таможенной стоимости оформляется по форме согласно приложению 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров.

Основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров служит несоблюдение предусмотренных Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), требований и условий применения методов определения таможенной стоимости товаров, а также условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности информации.

В решении о корректировке таможенной стоимости товаров должно быть приведено обоснование принятого решения:

- в случае когда такое решение принимается по причине непредставления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений, пояснений, а также объяснений причин, по которым они не могут быть представлены, для обоснования принятого решения помимо указания факта непредставления в таможенный орган дополнительных документов и сведений, целесообразно одновременно указывать те обстоятельства, которые были выявлены должностным лицом в ходе контроля таможенной стоимости и явились поводом для проведения дополнительной проверки (при условии обоснованно сформированного запроса данная информация содержится в графе "Перечень сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения/уточнения"), также может приводиться информация, полученная таможенным органом самостоятельно при проведении дополнительной проверки;

- в случае когда решение о корректировке таможенной стоимости принимается по причине того, что документы, представленные декларантом (таможенным представителем), не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, в обосновании принятого решения необходимо указывать: обстоятельства, которые были выявлены должностным лицом в ходе контроля таможенной стоимости и явились поводом для проведения дополнительной проверки (при условии обоснованно сформированного запроса данная информация содержится в графе "Перечень сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения/уточнения"); причины, по которым представленные декларантом (таможенным представителем) документы, сведения, пояснения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки; информацию, полученную таможенным органом самостоятельно при проведении дополнительной проверки (при наличии таковой).

Решение о корректировке таможенной стоимости должно быть основано на положениях ч. 4 ст. 69 ТК ТС и ст. 2 , 4 - 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в их совокупности.

Ниже представлен пример заполнения запроса дополнительных документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости, при принятии решения о проведении дополнительной проверки.

В рассматриваемом примере поводом для проведения дополнительной проверки явилась величина заявленной таможенной стоимости (более низкая цена декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным ценовых каталогов), а также установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем), в частности:

- в таможенной декларации задекларированы условия поставки CIF Санкт-Петербург, эти же условия поставки указаны в представленных инвойсах. Однако в ходе рассмотрения комплекта документов выявлен коносамент, в котором содержится запись "FREIGHT COLLECT", то есть оплата фрахта производится в порту назначения, что не соответствует условиям поставки CIF, согласно которым продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения;

- различны банковские реквизиты продавца, указанные в инвойсе и предусмотренные внешнеторговым контрактом.

Также в результате рассмотрения документов выявлены следующие обстоятельства:

- согласно условиям внешнеторгового контракта количество товара, его цены, общая стоимость определяются сторонами в процессе заказа (по телефону, факсу, электронной почте) и указываются в счете. В этой связи можно полагать о наличии каких-либо условий, не отраженных в контракте, влияющих на установление цены в процессе ее согласования (заказа);

- продавец не является изготовителем поставляемых товаров, а выступает в качестве посредника (рассматриваемые товары произведены в странах Азии, Латинской Америки; тогда как продавец зарегистрирован в государстве, предоставляющем льготный налоговый режим налогообложения и(или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). В этой связи при определении таможенной стоимости в структуру таможенной стоимости могли быть включены не все затраты на импортируемые товары;

- в инвойсах имеются ссылки на заказы, которые при таможенном оформлении не представлены, вместе с тем, учитывая условия внешнеторгового контракта, указанный документ (заказ) является документом, в котором согласовываются существенные условия сделки.

В этом случае запрос документов и сведений может быть составлен следующим образом:

 


N п/п

Перечень сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения/уточнения

Виды запрашиваемых документов, сведений

Примечание

1

2

3

4

 

Уточнение условий организации внешнеторговой сделки: - причины выбора продавца товара, не являющегося его производителем; - способ заказа товара; - факторы, влияющие на согласование сторонами цены товара в процессе его заказа

Письменные разъяснения покупателя по имеющимся вопросам условий организации внешнеторговой сделки с одновременным предоставлением документов, обосновывающих приводимые разъяснения (коммерческая переписка сторон; заказы; аналитические материалы, касающиеся ценообразования поставляемой продукции на мировом рынке и(или) другие виды документов)

 

 

Уточнение условий организации перевозки товаров: - причины, по которым оплата фрахта производится в порту назначения

Письменные разъяснения покупателя по вопросам условий организации перевозки товаров с одновременным предоставлением имеющихся в распоряжении документов, обосновывающих и подтверждающих приводимые разъяснения (коммерческая переписка сторон и(или) другие виды документов)

 

 

Уточнение коммерческих условий внешнеторговой сделки: - причины, по которым оплата товара согласно инвойсам производится на счет, отличный от указанного в контракте

Письменные разъяснения покупателя по вопросам коммерческих условий сделки с одновременным предоставлением документов, обосновывающих и подтверждающих приводимые разъяснения (коммерческая переписка сторон, банковские платежные документы и(или) другие виды документов)

 

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!