Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Центрального таможенного управления ФТС России от 20.04.2011 № 66-11/9104

Письмо ЦТУ от 20 апреля 2011 г. N 66-11/9104
"О направлении информации"

 

Службой федеральных таможенных доходов Управления проведен анализ причин и условий, способствующих принятию незаконных решений в области таможенного дела, по результатам которого установлено следующее.

Значительную часть оснований для проведения ведомственного контроля и вынесения решений в порядке статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311) составляют акты таможенных проверок, акты проверки документов и сведений таможенных органов после выпуска товаров, акты целевых инспекторских проверок ФТС России и ЦТУ, результаты таможенного контроля РТУ и информация, полученная от правоохранительных органов на решения, совершенных действий (бездействия) при принятии решений нижестоящими таможенными органами, связанных с осуществлением контроля таможенной стоимости товаров.

Основной проблемой при вынесении решений в порядке статьи 412 ТК РФ и в настоящее время статьи 24 Закона N 311 является отсутствие в актах таможенных проверок после выпуска товаров достаточности правовых и документальных оснований для отмены неправомерного решения, вынесенного в сфере таможенного дела, нижестоящего таможенного органа. Все признаки и сомнения, указанные в актах проверок после выпуска товаров в выводах и предложениях актов таможенных проверок, должны быть подкреплены результатами проведенного полноценного таможенного контроля уже как неопровержимые факты. При этом таможенными органами, проводившими таможенный контроль в формах, предусмотренных таможенным законодательством, должен учитываться тот факт, что на момент вынесения по результатам ведомственного контроля решений таможенный орган должен располагать документами и сведениями, подтверждающими, что принятое нижестоящим таможенным органом решение не соответствует требованиям таможенного законодательства.

В настоящее время в связи с реорганизациями таможен РТУ в Управление в значительных объемах поступают акты таможенных проверок и акты проверок документов и сведений после выпуска товаров Московской областной таможни, Московской таможни и СТИ ЦТУ, где итогом проведения контроля после выпуска товаров предлагается осуществить ведомственный контроль принятых решений нижестоящих таможенных органов, принятых по таможенной стоимости товаров в процессе таможенного оформления, что в большинстве случаев выражается в следующем:

1. Приведение в качестве обоснования невозможности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки причин, которые могут являться лишь основанием для принятия решения об уточнении таможенной стоимости и/или проведения дополнительных проверочных мероприятий, а не для принятия решения о неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости.

Например, отличие стоимости сделки от имеющейся у таможенного органа ценовой информации, а также разночтения в представленных документах являются признаками возможной недостоверности представленных при совершении таможенных операций сведений и могут служить основанием для принятия решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости, однако не являются достаточным основанием для принятия решения о неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров. Подтвердить такие данные возможно только в ходе таможенного контроля товаров в порядке и формах, определенных главой 19 Таможенного кодекса Таможенного союза. И только в случае установления в ходе таможенного контроля после выпуска товара факта указания в таможенной декларации недостоверных сведений либо документального неподтверждения сведений, заявленных при декларировании, и установления в связи с этим несоответствия таможенному законодательству решения подчиненного таможенного органа, принятого при таможенном оформлении товара, должно воспользоваться правом отмены такого решения в целях обеспечения принятия нового решения в сфере таможенного дела в отношении данного товара.

2. Ссылка в решениях на документальную неподтвержденность и/или недостоверность документов и сведений, представленных декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости, а также на наличие условий и обязательств, влияние которых на цену сделки не может быть учтено, без приведения конкретных обстоятельств и причин, послуживших основанием для таких выводов, без указания, в чем выразилась недостаточность и/или недостоверность представленных декларантом документов, а также без указания конкретных условий и обязательств, влияние которых не может быть учтено, и без пояснения, в чем именно выражается данное влияние.

При этом представляется необходимым обратить внимание на следующее.

В п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пояснил, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

В то же время следует учитывать, что отсутствие каких-либо сведений в одних документах, но их наличие в других, одновременно представленных при декларировании товара, не может служить основанием для вывода о неполноте представленной декларантом информации.

Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 N 3323/07 указано, что помимо внешнеторгового контракта документом, подтверждающим заявленную таможенную стоимость, является также спецификация (приложение). Стоимость, указанная в ДТ, может быть сопоставлена с суммой, обозначенной в счете-фактуре, платежных поручениях, экспортной декларации, инвойсах и т.д. При их совпадении можно утверждать, что цена сделки подтверждена должным образом.

Кроме того, необходимо учитывать, что обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота. Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения установленного Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", а в настоящее время действующим Соглашением от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.

Например, согласно представленным в Управление актам таможенных проверок, актам проверок документов и сведений после выпуска товаров Московской, Московской областной, СТИ ЦТУ следует отметить, что работа в ходе таможенного контроля по получению доказательств, подтверждающих недостоверность заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, проводится зачастую практически формально, что выражается в следующем.

В ходе таможенного контроля после выпуска товаров в адрес участника ВЭД направляется запрос о представлении дополнительных документов без обоснования, каким образом отсутствие этих документов повлияло на невозможность принятия заявленной декларантом таможенной стоимости. Вместе с тем необходимость представления дополнительных документов для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости ввезенных на территорию ТС товаров, в том числе в актах проверок, обосновывается таможенными органами, проводящими таможенную проверку, претензиями гражданско-правового характера к представленным в ходе таможенного оформления документам, заключающимися в том числе в отличии подписей в ряде коммерческих документов продавца, отсутствии расшифровки подписей со стороны продавца и подтверждении полномочий этих лиц на подпись документов; наличии признаков использования факсимильной подписи; несогласовании существенных условий о наименовании, ассортимента товаров в контракте и т.д. И в случае непредставления декларантом в ходе проверки запрашиваемых документов делается вывод о том, что декларант не воспользовался правом доказать заявленную таможенную стоимость товара и таможенная проверка на этом закрывается. В результате основанием для принятия решений о корректировке таможенной стоимости товаров как результатом таможенного контроля является непредставление декларантом запрашиваемых дополнительных документов. Вместе с тем сомнения в недостоверности представленных декларантом документов можно разрешить путем получения в ходе таможенного контроля после выпуска товаров в качестве доказательной базы дополнительной информации:

- из государственных, контролирующих и регистрирующих органов (информацию об учредителях, уставных документах, о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, основанной на бухгалтерской отчетности);

- из уполномоченных банков организации;

- путем запроса информации от организаций - перевозчиков страховых компаний (в том числе о транспортных расходах, расходах на страхование);

- получение информации от официальных дилеров и представительств, находящихся на территории Таможенного союза;

- проведение соответствующих экспертных исследований;

- проведение анализа данных аукционов, биржевых торгов, ценовых каталогов, анализирование цены компонентов (в том числе сырьевых), из которых изготавливаются ввозимые товары и т.п.

Зачастую при подготовке проектов решений по результатам таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенных проверок таможенный контроль подменяется ведомственным, особенно это касается актов таможенных проверок таможенной инспекции.

Следует отметить нарушения, которые допускают таможенные органы региона деятельности Центрального таможенного управления при принятии решений, связанных с осуществлением контроля таможенной стоимости товаров:

1) невручение декларанту уведомления о несоблюдении условий выпуска, которое должно содержать сведения о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены, какие признаки, указывающие на недостоверность заявленных при декларировании сведений обнаружены, а также какие именно действия, достаточные для выпуска товаров, необходимо совершить лицу, декларирующему товары;

2) отсутствие обоснования принятого решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости в уведомлении о несоблюдении условий выпуска в графах "С" ТД и "Для отметок таможни" форм ДТС-1 (отсутствие в указанных документах ссылки на конкретные обстоятельства, расцененные таможенным органом как признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании сведения могут являться недостоверными, и/или позволившие таможенному органу сделать вывод о недостаточности документов, представленных декларантом, для подтверждения заявленной таможенной стоимости);

3) запрос дополнительных документов и сведений для подтверждения правильности определения таможенной стоимости без приведения причин направления запроса и без указания сведений, вызвавших сомнение в правильности определения заявленной таможенной стоимости, а также указания, в чем конкретно выразилась недостаточность/недостоверность представленных декларантом документов;

4) отсутствие в запросе информации о сведениях по таможенной стоимости, требующих подтверждения/дополнительной проверки;

5) отсутствие в запросе указания о том, какие документы декларанту необходимо представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара и достоверности представленных им сведений;

6) направление повторного запроса о представлении ранее запрошенных документов, что является необоснованным и отсрочивает принятие предусмотренных таможенным законодательством решений;

7) формирование запроса о представлении дополнительных документов без учета обстоятельств и условий внешнеторгового договора, а также запрос документов, которые заведомо не могут быть представлены по причинам, независящим от декларанта;

8) ненаправление декларанту в целях выпуска товаров оформленного по установленной форме требования с приложением расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости;

9) указание недостоверных сведений об источнике информации для выбора основы расчета размера обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения проверки, либо неуказание сведений об источнике названной информации и об основе для расчета размера обеспечения за единицу товара, что влечет признание необоснованными и, как следствие, неправомерными действий должностных лиц таможенного органа по выбору основы для расчета размера обеспечения уплаты таможенных платежей и, следовательно, требований таможенного органа о внесении декларантом обеспечения уплаты таможенных платежей в определенных данными расчетами размерах;

10) принятие решения о необходимости корректировки таможенной стоимости путем применения другого метода определения таможенной стоимости одновременно с запросом у декларанта дополнительных документов для целей подтверждения заявленной таможенной стоимости, что является неправомерным, поскольку исключает возможность декларанта реализовать предоставленное таможенным законодательством право доказать заявленную таможенную стоимость товара;

11) несвоевременно направляется запрос декларанту о представлении документов и сведений, вместе с тем сроки представления дополнительных документов в запросах сокращены до минимума;

12) нарушение срока принятия решения по таможенной стоимости по результатам ее дополнительной проверки, которое может выражаться в непринятии решения в установленный срок либо в принятии решения до истечения срока, установленного декларанту для представления дополнительных документов;

13) нарушение срока принятия решения по скорректированной декларантом таможенной стоимости;

14) непринятие решения по части товаров в случае, например, когда по результатам осуществления контроля таможенной стоимости решение о корректировке принимается в отношении нескольких товарных позиций из задекларированных по ДТ;

15) непроставление в графе "Для отметок таможенного органа" формы ДТС отметок о принятом решении по таможенной стоимости товаров (в том числе в случае ее принятия по результатам проведения дополнительной проверки);

16) внесение отметок в графу "Для отметок таможенного органа" формы ДТС не должностным лицом таможенного органа, а декларантом;

17) в ДТС отсутствуют отметки должностных лиц о дате принятия решений по таможенной стоимости товаров, ЛНП, подписи;

18) отсутствие предложения декларанту провести консультацию по выбору метода определения таможенной стоимости.

Еще одна проблема при вынесении решений в порядке статьи 412 ТК РФ и в настоящее время статьи 24 Закона N 311 - это некорректное использование ценовой информации, в частности, использование недостоверной или документально не подтвержденной информации при самостоятельном определении таможенной стоимости таможенным органом (использование в качестве основы для определения таможенной стоимости информации, содержащейся в информационно-аналитической системе "Мониторинг-Анализ", информации, содержащейся на Интернет-сайтах, информации об уровне таможенной стоимости, а не цене за единицу товара, информации прайс-листа, не отражающего цену конкретной сделки и не содержащего сведений о периоде его действия). При этом должностными лицами таможенных органов допускаются следующие нарушения пункта 23 Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденной приказом ФТС России от 01.09.2006 N 829 :

- в графе 6 ДТС-2 не отмечается метод, на основе которого определяется таможенная стоимость товаров при использовании резервного метода;

- в графе 8 ДТС-2 не указываются наименования и реквизиты основных документов, представленных в подтверждение заявленных сведений исходя из примененного метода определения таможенной стоимости, либо указываются реквизиты документов, не содержащих соответствующей ценовой информации;

- в графе 12 ДТС-2 не приводится расчет таможенной стоимости исходя из основы, приведенной в графе 11 .

Направляю информацию в целях недопущения формального подхода должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного контроля таможенной стоимости товаров в рамках действующего таможенного законодательства, итогом которого является осуществление ведомственного контроля принятых решений по таможенной стоимости товаров нижестоящими таможенными органами в процессе таможенного оформления.

 


Заместитель начальника Управления
начальник службы федеральных
таможенных доходов,
подполковник таможенной службы

 
 
 
Е.В.Ягодкина

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!