Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Решение Комиссии таможенного союза от 02.03.2011 № 562

Решение Комиссии Таможенного союза от 2 марта 2011 г. N 562
"О проекте Стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Таможенного союза на 2011-2015 годы"

 

Комиссия Таможенного союза РЕШИЛА:

1. Принять к сведению информацию о разработке проекта Стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер на 2011-2015 годы (далее - Стратегия) (прилагается) и направить его Сторонам на внутригосударственное согласование.

2. Сторонам провести внутригосударственное согласование проекта Стратегии и в срок до 15 апреля 2011 года представить в Секретариат Комиссии Таможенного союза замечания и предложения.

 

Члены Комиссии Таможенного союза:
 

От Республики Беларусь C.Румас
От Республики Казахстан У.Шукеев
От Российской Федерации И.Шувалов

 

 

Приложение к Решению Комиссии Таможенного союза от 2 марта 2011 г. N 562
 
Стратегия развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер таможенного союза на 2011-2015 годы
Проект
 
Оглавление:
I. Введение

II. Цели и задачи развития системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе

III. Основные принципы развития системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе

IV. Основные направления развития системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе

4.1. Техническое регулирование

4.2. Санитарные меры

4.3. Ветеринарные меры

4.4. Фитосанитарные меры

V. Обеспечение единства измерений

VI. Единые принципы и правила аккредитации

VII. Государственный контроль (надзор)

VIII. Принципы и правила ответственности за выпуск продукции, не соответствующей обязательным требованиям

IX. Информационное обеспечение

X. Финансовое обеспечение

XI. Заключение

 

I. Введение
 
Стратегия развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Таможенного союза на 2011-2015 годы (далее - Стратегия) разработана во исполнение в соответствии с основными положениями Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года, Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, Соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, Соглашения Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года и Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

Стратегия основана на правилах и принципах Всемирной организации здравоохранения, Международного эпизоотического бюро, Международной конвенции по карантину и защите растений, Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации, а также в ней учтены правила и принципы технического законодательства Европейского Союза.

В Стратегии изложены направления действий государств - членов Таможенного союза (далее - Сторон) по созданию условий для свободного движения продукции (товаров) (далее - продукции) на единой таможенной территории Таможенного союза и впоследствии Единого экономического пространства (далее - ЕЭП, единая таможенная территория), присоединения к Всемирной торговой организации и содействию устойчивому и сбалансированному росту экономик через повышение конкурентоспособности продукции и снижение технических барьеров в торговле.

Направления развития системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе, изложенные в Стратегии, охватывают период 2011-2015 годов.

 

II. Цели и задачи развития системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе
 
Система технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе (далее - Система) формируется в целях проведения единой политики в указанных областях на единой таможенной территории и обеспечения:

свободного движения на единой таможенной территории продукции, безопасной для жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

содействия энергетической эффективности и ресурсосбережению, а также инновационному развитию экономик Сторон.

При этом достигается:

- безопасность продукции, ввозимой на единую таможенную территорию, а также продукции, перемещаемой с территории одной Стороны на территории других Сторон;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; ветеринарно-санитарной, карантинной фитосанитарной безопасности единой таможенной территории;

- снижение технических барьеров в торговле;

- обеспечение единства измерений при проведении оценки (подтверждения) соответствия продукции;

- развитие торговли, в том числе с третьими странами;

- стимулирование производителей к выпуску инновационной и конкурентоспособной продукции;

- снижение административной нагрузки на бизнес;

- международное признание результатов аккредитации, оценки (подтверждения) соответствия.

Задачами развития Системы являются:

1. Завершение формирования единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе (ЕЭП).

2. Формирование единой нормативной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, в том числе:

- установление общих принципов обеспечения безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и требований безопасности к продукции;

- переход на единые обязательные требования к продукции, устанавливаемые в технических регламентах Таможенного союза и других нормативных актах Комиссии (далее - обязательные требования);

- применение межгосударственных стандартов на основе международных и региональных стандартов для реализации требований технических регламентов Таможенного союза;

- определение единых принципов и правил формирования национальных систем аккредитации в соответствии с международными требованиями;

- установление общих принципов, правил и средств обеспечения единства измерений;

- установление единых форм оценки (подтверждения) соответствия обязательным требованиям к продукции.

3. Установление единых принципов и подходов к:

- ответственности за невыполнение обязательных требований к продукции;

- государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, а также единых требований в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

4. Гармонизация законодательства Сторон в области:

- ответственности за нарушение требований законодательства Таможенного союза в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;

- государственного контроля (надзора) за выполнением обязательных требований.

5. Создание в качестве составной части Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза Информационной системы в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, в том числе базы данных о случаях причинения вреда жизни и здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений, а также об опасной продукции.

Для целей настоящей Стратегии под опасной продукцией подразумевается продукция, не соответствующая обязательным требованиям, установленным к продукции законодательством Таможенного союза.

6. Координация деятельности в области научно-методического обеспечения работ по оценке риска в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в целях обеспечения безопасности единой таможенной территории в эпидемиологическом, эпизоотическом и карантинном плане.

 

III. Основные принципы развития системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе
 
Стороны проводят единую политику в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе, основываясь на следующих основополагающих принципах:

- обязательности для Сторон решений, принимаемых Комиссией в пределах предоставленных ей Сторонами полномочий в рассматриваемых сферах;

- отсутствия дискриминации при выработке и принятии решений;

- консенсуса при принятии решений;

- прозрачности принимаемых решений;

- эффективности и актуальности проводимых работ в рассматриваемых сферах;

- согласованности в действиях;

- недопустимости принятия односторонних мер в случаях, не предусмотренных законодательством Таможенного союза в рассматриваемых сферах;

- минимизации разрешительных процедур при одновременном повышении ответственности;

- доступности информации.

 

IV. Основные направления развития системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе
 
4.1. Техническое регулирование включает:

- установление обязательных требований;

- стандартизацию;

- обеспечение единства измерений;

- аккредитацию;

- оценку (подтверждение) соответствия;

- надзор за рынком.

4.1.1. Обязательные требования к продукции.

Обязательные требования к продукции устанавливаются в целях обеспечения защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Данные требования формируются с учетом научно-обоснованной оценки риска причинения вреда жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде (далее - вред).

Стороны при установлении этих требований, как минимально необходимых, стремятся к балансу между обеспечением свободного движения продукции на единой таможенной территории, с одной стороны, и необходимого уровня безопасности, с другой стороны.

Данные требования основываются, в первую очередь, на международных и региональных требованиях, а также учитывают опыт установления обязательных требований к конкретной продукции в сфере технического регулирования в государствах - членах Таможенного союза, включая санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования.

Нормативная правовая база Таможенного союза в сфере технического регулирования формируется в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

Обязательные требования устанавливаются к продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Единый перечень).

Единые обязательные требования устанавливаются в технических регламентах Таможенного союза и других нормативных актах Комиссии.

Стороны обеспечивают переход на единые обязательные требования к продукции.

Разработку технических регламентов Таможенного союза Стороны осуществляют только в соответствии с планами (программами, графиками) разработки технических регламентов Таможенного союза.

До принятия технических регламентов Таможенного союза Стороны руководствуются нормами законодательства Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и законодательств государств - членов Таможенного союза.

Стороны не допускают установление в национальном законодательстве обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам. Это касается продукции, как включенной, так и не включенной в Единый перечень.

Принимая во внимание, что практически невозможно и нецелесообразно разработать технические регламенты Таможенного союза для каждого вида продукции, которая выпускается в обращение на единой таможенной территории, Стороны примут международный договор, регламентирующий общие принципы и меры по обеспечению безопасности для продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. В основе данного международного договора целесообразно использовать положения Директивы ЕС по общей безопасности продукции.

При выявлении новых рисков причинения вреда продукцией, не включенной в Единый перечень, Стороны вносят в Комиссию предложения по включению этой продукции в указанный перечень.

Применительно к техническим регламентам Таможенного союза и санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам, Стороны предоставляют продукции, ввозимой с территории третьих стран на единую таможенную территорию, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый подобной продукции, происходящей из государств - членов Таможенного союза или подобной продукции, происходящей из любой другой страны.

4.1.2. Политика в области стандартизации.

В рамках Таможенного союза проводится единая политика в области стандартизации.

Стороны определяют приоритетные направления работ по стандартизации в рамках Таможенного союза.

Реализация Стратегии в области стандартизации основывается на следующем:

- введение межгосударственных стандартов в действие (на национальном (государственном) уровне) в обязательном порядке всеми Сторонами в установленный срок;

- отмена Сторонами всех национальных (государственных) стандартов, противоречащих межгосударственным стандартам, реализующих требования технических регламентов Таможенного союза;

- исключение разработки национальных (государственных) стандартов на объекты стандартизации, на которые разработаны межгосударственные стандарты для целей Таможенного союза;

- уведомление Сторонами о начале разработки национальных (государственных) стандартов и прекращение всех национальных работ при принятии решения о разработке межгосударственного стандарта на данный объект стандартизации.

В целях обеспечения выполнения обязательных требований технических регламентов Таможенного союза Стороны применяют единые для государств - членов Таможенного союза стандарты.

Единые для государств - членов Таможенного союза стандарты разрабатываются в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ (далее МГС СНГ).

В целях обеспечения Таможенного союза межгосударственными стандартами Секретариат Комиссии заключает с МГС СНГ соглашение (меморандум) о применении межгосударственных стандартов для выполнения требований технических регламентов Таможенного союза и разработке, ведении, актуализации и доступности межгосударственных стандартов, а также информации о порядке их разработки, принятия (утверждения) и опубликования.

Проведение работ по межгосударственной стандартизации в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными МГС СНГ и вышеуказанным соглашением (меморандумом).

Стороны определяют правила проведения работ по стандартизации в Таможенном союзе в целях уточнения особенностей правил разработки и применения межгосударственных стандартов.

Межгосударственные стандарты разрабатываются на основе международных и региональных стандартов, за исключением случаев, когда такие документы не соответствуют целям технического регулирования, в том числе из-за действия климатических, географических факторов или технологических проблем.

Разработка межгосударственных стандартов осуществляется в рамках соответствующих межгосударственных технических комитетов по стандартизации.

Стороны обеспечивают участие всех заинтересованных, в том числе бизнес-сообщества, в межгосударственных технических комитетах по стандартизации.

До принятия межгосударственных стандартов на ограниченный период времени по согласованию Сторонами могут применяться национальные (государственные) стандарты государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза, и (или) национальные (государственные) стандарты государств - членов Таможенного союза, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Срок введения в действие технического регламента Таможенного союза устанавливается с учетом наличия необходимых межгосударственных стандартов и возможности применения в переходный период национальных (государственных) стандартов. Возможно поэтапное введение в действие отдельных требований технического регламента Таможенного союза с учетом наличия указанных стандартов.

4.1.3. Оценка (подтверждение) соответствия.

Реализация Стратегии в области оценки (подтверждения) соответствия основывается на следующих принципах:

- применение установленных международными стандартами и действующих в рамках Европейского Союза подходов к оценке (подтверждению) соответствия;

- равенство условий для заявителей Сторон в отношении обязательного подтверждения соответствия продукции на едином таможенном пространстве;

- исключение дублирования процедур оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза.

Оценка (подтверждение) соответствия требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза.

Обязательной оценке (подтверждению) соответствия подлежит продукция, включенная в Единый перечень.

Продукция, в отношении которой принят и введен в действие технический регламент (технические регламенты) Таможенного союза, выпускается в обращение на единой таможенной территории при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные техническим регламентом (техническими регламентами) Таможенного союза.

Продукция, соответствие которой подтверждено требованиям технических регламентов Таможенного союза, маркируется единым знаком обращения на рынке Таможенного союза, если иное не установлено в техническом регламенте Таможенного союза.

В зависимости от особенностей проявления риска причинения вреда, применяются следующие формы оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза:

подтверждение соответствия (декларирование соответствия, сертификация);

регистрация продукции и (или) производственных объектов или иная форма.

В целях обеспечения единого подхода к установлению в технических регламентах Таможенного союза процедур оценки (подтверждения) соответствия утверждаются типовые схемы оценки (подтверждения) соответствия.

Конкретные формы оценки соответствия и процедуры подтверждения соответствия устанавливаются в технических регламентах Таможенного союза с учетом специфики продукции.

При подтверждении соответствия:

Стороны обеспечивают переход от заявительного порядка регистрации декларации о соответствии органом по сертификации к уведомительному порядку в информационной системе;

заявитель имеет право вместо декларирования соответствия провести сертификацию (если это предусмотрено техническим регламентом Таможенного союза).

Оценка (подтверждение) соответствия в переходный период до вступления в действие технических регламентов Таможенного союза

До вступления в действие технических регламентов Таможенного союза, обязательная оценка (подтверждение) соответствия продукции осуществляется в соответствии с национальными перечнями продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия и (или) в соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов и (или) национальными техническими регламентами.

С введением в действие технических регламентов Таможенного союза продукция (аспекты, например, электромагнитная совместимость, шум и т.д.) на которую они распространяются, исключается из национальных перечней продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, национальные технические регламенты на вышеуказанную продукцию (аспекты) подлежат отмене.

В отношении продукции, которая подпадает под действие технических регламентов Таможенного союза, в переходный период (до их введения в действие) сохраняются действующие на национальных уровнях процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

Признание результатов оценки (подтверждения) соответствия в этот период обеспечивается действующими соглашениями о взаимном признании результатов оценки (подтверждения) соответствия.

4.1.4. Научно-методическое обеспечение оценки риска в области технического регулирования

Стороны осуществляют научно-методическую деятельность, по оценке риска, основными задачами которой являются:

- проведение научного анализа возможных рисков в отношении продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории;

- разработка рекомендаций по снижению указанных рисков;

- информирование о случаях причинения вреда, появлении новых опасностей и их последствиях.

- подготовка рекомендаций по снижению рисков, а также по предотвращению транснациональных рисков, включая предложения по:

продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в части технического регулирования в рамках Таможенного союза;

продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов;

совершенствованию государственного контроля (надзора) за выполнением требований технических регламентов Таможенного союза,

совершенствованию обмена информацией об опасной продукции;

разработке (доработке):

технических регламентов Таможенного союза;

межгосударственных стандартов в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов Таможенного союза;

методов исследований (испытаний) и измерений, методик выполнения измерений в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов Таможенного союза;

типовых схем оценки (подтверждения) соответствия продукции;

процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.

4.2. Санитарные меры

Стороны совершенствуют систему обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Таможенного союза путем реализации следующих мероприятий.

4.2.1. Совершенствование правовой базы Таможенного союза и законодательства Сторон в области применения санитарных мер.

1. Стороны осуществляют дальнейшую гармонизацию законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части установления единых подходов к:

требованиям к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации потенциально опасной продукции;

установлению сроков годности (хранения) продукции;

оценке технической документации на ее производство и использование;

осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за ввозом и обращением продукции;

предотвращению завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней.

Указанные мероприятия реализуются путем совершенствования нормативно-правой базы Таможенного союза в области применения санитарных мер, а также разработкой и введением в действие технических регламентов Таможенного союза на соответствующие виды продукции.

2. Стороны совершенствуют санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), на основе новых научных данных и с учетом гармонизации с международными стандартами и рекомендациями.

3. Деятельность по научному обоснованию применения санитарных мер совершенствуется путем:

- организации и проведения совместных конференций, симпозиумов, семинаров и обмена научными достижениями;

- подготовки и принятия меморандума о сотрудничестве между научными организациями Сторон в целях реализации единых научных подходов в области санитарных мер;

- проведения совместных научно-исследовательских работ;

- разработки единой системы оценки риска причинения вреда при производстве продукции с целью определения эпидемиологической значимости объектов.

4.2.2. Контроль допуска и обращения продукции на рынке.

Стороны обеспечивают:

1) использование инновационных подходов к организации деятельности органов и учреждений, уполномоченных в области осуществления санитарно-эпидемиологического надзора;

2) совершенствование лабораторного обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля), включая:

- укрепление материально-технической базы и модернизацию лабораторий органов и учреждений, уполномоченных в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- разработку и внедрение унифицированных методов отбора и исследования образцов (проб) подконтрольной продукции при ввозе на единую таможенную территорию и при обращении на единой таможенной территории;

3) совершенствование контроля потенциально опасной продукции, до выпуска ее в обращение, путем:

- осуществления государственной регистрации отдельных видов продукции;

- введения регистрации производств потенциально опасной продукции;

4) актуализация перечня продукции, подлежащей государственной регистрации;

5) развитие единой информационной системы для оперативного взаимодействия по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, формирования единого реестра свидетельств о государственной регистрации продукции (товаров) и системы оперативного оповещения;

6) совершенствование системы информирования и консультирования населения и участников экономической деятельности по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Повышение ответственности участников экономической деятельности по соблюдению законодательства Таможенного союза в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется путем принятия соответствующего международного договора.

4.3. Ветеринарные меры

В области применения ветеринарных мер на единой таможенной территории Сторонами обеспечивается:

высокий уровень эпизоотической безопасности продукции, свободно обращаемой на единой таможенной территории;

предотвращение ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и продукции, не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям;

пресечение нарушений законодательства Таможенного союза и законодательств Сторон в области ветеринарии.

Для реализации поставленных задач Стороны обеспечивают:

- совершенствование законодательства Таможенного союза в области ветеринарии;

- приведение законодательств Сторон в области ветеринарии в соответствие с правовой базой Таможенного союза;

- развитие единой информационной системы для оперативного взаимодействия по вопросам ветеринарии;

- организацию совместных проверок объектов, подлежащих ветеринарному контролю (предприятий), на соответствие требованиям безопасности в сфере ветеринарии;

- обеспечение эффективной системы контроля и оценки соответствия ветеринарным требованиям:

предприятий, расположенных на единой таможенной территории; предприятий третьих стран в отношении импорта подконтрольных товаров на единую таможенную территорию;

- выполнение на национальном уровне мероприятий по сохранению эпизоотического благополучия единой таможенной территории;

- повышение эффективности национальных систем управления в области ветеринарии на основе международного опыта;

- совершенствование национальных систем оценки рисков причинения вреда здоровью и жизни животных на основе научных подходов;

- укрепление материально-технической базы и модернизацию ветеринарных лабораторий и учреждений;

- повышение ответственности участников экономической деятельности по соблюдению законодательства Таможенного союза в сфере ветеринарии;

- внедрение инновационных подходов к организации деятельности органов и учреждений, уполномоченных в области ветеринарии;

- оказание взаимной помощи при обучении ветеринарных специалистов передовым методам диагностики, лечения и профилактики болезней животных.

4.4. Фитосанитарные меры

В области применения фитосанитарных мер Стороны обеспечивают:

- систему карантинной фитосанитарной безопасности единой таможенной территории, а также ее совершенствование;

- охрану единой таможенной территории от завоза и распространения карантинных объектов;

- выявление, локализацию и ликвидацию очагов карантинных объектов (карантинных вредных организмов);

- контроль за соблюдением правил и мероприятий по карантину растений при производстве, заготовке, транспортировке, хранении, переработке, реализации, использовании, уничтожении или утилизацией подкарантинной продукции;

- научно-методическое обеспечение карантина растений;

- формирование Единого перечня карантинных объектов (карантинных вредных организмов) Таможенного союза и Единых карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции;

- установление единого порядка введения запретов и ограничений на ввоз на единую таможенную территорию, вывоз с нее и перемещение по ней подкарантинной продукции.

4.4.1. Фитосанитарные мероприятия для обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности единой таможенной территории.

В целях совершенствования системы обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности единой таможенной территории Стороны:

- обеспечивают гармонизацию законодательств Сторон в области карантина растений с законодательством Таможенного союза в этой области;

- дорабатывают имеющиеся национальные информационные системы уполномоченных органов Сторон в области карантина растений для обеспечения дальнейшего информационного обмена в этой области при внешней и взаимной торговле Таможенного союза;

- разрабатывают единый порядок введения запретов и ограничений на ввоз на единую таможенную территорию, вывоз с нее и перемещение по ней подкарантинной продукции;

- укрепляют материально-техническую базу в целях достижения современного уровня оснащенности фитосанитарных контрольных постов, карантинных лабораторий уполномоченных органов и организаций, входящих в систему карантина растений Сторон;

- совершенствуют методы карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза и единой таможенной территории;

- организовывают на системной основе проведение совместного аудита системы фитосанитарной сертификации стран - импортеров подкарантинной продукции, а также мест заготовки, хранения, упаковки, отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для экспорта на единую таможенную территорию;

- определяют порядок проведения совместного аудита системы фитосанитарного контроля стран - импортеров подкарантинной продукции, а также мест заготовки, хранения, упаковки, отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для экспорта на единую таможенную территорию;

- осуществляют на системной основе проведение карантинного фитосанитарного обследования в целях установления карантинного фитосанитарного состояния единой таможенной территории;

- осуществляют подготовку кадров и обеспечивают повышение квалификации специалистов в области карантина растений;

- внедряют разработанные на основе научных исследований Сторон единые карантинные фитосанитарные требования по видам обращаемой подкарантинной продукции;

- внедряют единые методы отбора и исследования образцов (проб) подкарантинной продукции при ввозе и обращении на единой таможенной территории.

4.4.2. Обеспечение научного обоснования применения фитосанитарных мер.

В целях обеспечения научного обоснования применения фитосанитарных мер Стороны с привлечением научных учреждений:

- принимают меморандум о сотрудничестве между научными организациями Сторон в области карантина и защиты растений, применения карантинных фитосанитарных мер на единой таможенной территории;

- разрабатывают на основе научных исследований Сторон единые карантинные фитосанитарные требования по видам обращаемой подкарантинной продукции;

- проводят систематический анализ фитосанитарного риска карантинных объектов, других вредных организмов на единой таможенной территории для разработки и внедрения единого перечня карантинных объектов и его актуализации;

- разрабатывают единые методы отбора и исследования образцов (проб) подкарантинной продукции при ввозе и обращении на единой таможенной территории;

- проводят совместные научно-исследовательские работы.

 

V. Обеспечение единства измерений
 
Стороны принимают Соглашение о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений, которое предусматривает:

формирование системы обеспечения единства измерений, гарантирующей воспроизведение, хранение и применение единиц физических величин, допущенных к применению на единой таможенной территории;

организацию деятельности национальных метрологических институтов (НМИ) на основе Соглашения CIPM MRA (Соглашение о взаимном признании национальных стандартов измерения и свидетельств калибровки и измерения, принятое национальными институтами метрологии) в части оценки технической компетентности НМИ;

создание интегрированной эталонной базы Таможенного союза, функционирующей на основе Метрической Конвенции и Договоренностей о взаимном признании эталонов, сертификатов калибровки и измерений;

создание объединенного информационного ресурса по методам исследований (испытаний) и измерений, необходимым для применения и исполнения обязательных требований, устанавливаемых к продукции законодательством Таможенного союза;

создание объединенного информационного ресурса о типах средств измерений, прошедших государственные испытания и допущенных к применению на единой таможенной территории;

проведение взаимосогласованных работ национальных служб времени и частоты, стандартных образцов, стандартных справочных данных;

проведение согласованных действий по утверждению типа, поверке или калибровке средств измерений, аттестации методик выполнения измерений;

создание постоянно действующей рабочей группы по обеспечению единства измерений на единой таможенной территории.

 

VI. Единые принципы и правила аккредитации
 
В рамках Таможенного союза применяются единые принципы и правила аккредитации, основанные на международных подходах, установленных международными организациями по аккредитации.

Аккредитация осуществляется на основе единых принципов с учетом таких международных требований, как открытость и доступность правил аккредитации; добровольность; приоритетность применения требований международных (региональных) организаций при осуществлении аккредитации; компетентность и независимость органов, осуществляющих аккредитацию; единство и целостность системы аккредитации; недопущение дискриминации; недопустимости совмещения деятельности по аккредитации и оценке (подтверждению) соответствия.

Стороны обеспечивают гармонизацию законодательств, правил и процедур национальных систем аккредитации, устанавливают единые критерии аккредитации и единые формы документов в области аккредитации в соответствии с требованиями международных стандартов.

Каждая Сторона обеспечивает формирование национального органа по аккредитации и национальной системы аккредитации в соответствии с требованиями международных стандартов.

Стороны информируют друг друга об органах по аккредитации и сферах их деятельности.

Стороны стремятся к признанию на международном уровне результатов деятельности национальных органов по аккредитации и национальных систем аккредитации, а также аттестатов аккредитации, выданных в государствах - членах Таможенного союза.

Стороны обеспечивают принцип достаточности одного аттестата аккредитации для всей единой таможенной территории, независимо от того, получен ли он заявителем в своем государстве или в другом государстве - члене Таможенного союза.

Для целей обеспечения взаимного признания результатов аккредитации национальные органы по аккредитации проводят взаимную сравнительную оценку.

 

VII. Государственный контроль (надзор)
 
Стороны осуществляют государственный контроль (надзор) в целях недопущения обращения на единой таможенной территории продукции, не соответствующей обязательным требованиям.

В рамках Таможенного союза применяются единые принципы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Таможенного союза в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Основными принципами государственного контроля (надзора) являются:

- презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта хозяйственной деятельности (далее - субъект);

- равенство прав и законных интересов субъектов;

- соблюдение законности при назначении, проведении проверок и вынесении решений по ее результатам;

- взаимодействие и сотрудничество органов государственного контроля (надзора);

- постоянное информирование общественности о предпринятых мерах и достигнутых результатах.

В целях недопущения обращения несоответствующей обязательным требованиям продукции Стороны обеспечивают:

эффективную работу национальных систем государственного контроля (надзора);

защиту прав потребителей, соблюдение прав и интересов предпринимателей;

гармонизацию порядка осуществления государственного контроля (надзора) за продукцией, обращаемой на единой таможенной территории;

гармонизацию законодательств Сторон в части определения видов административных правонарушений и установления ответственности за нарушения в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, предусматривающую объективность принятия мер, полноту ответственности и ее соразмерность с учетом тяжести правонарушения.

Стороны определяют национальные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Таможенного союза в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и наделяют их соответствующими полномочиями, информируют друг друга о таких органах и сферах их деятельности.

Национальные органы Сторон осуществляют оперативное взаимодействие друг с другом, включая эффективный обмен информацией о поступлении на рынок продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным требованиям.

В целях снижения административной нагрузки на проверяемые субъекты Стороны разрабатывают единую систему оценки степени риска в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер для планирования государственного контроля (надзора) и определения приоритетных направлений государственного контроля (надзора) в рамках Таможенного союза.

Стороны проводят согласованную политику технического перевооружения, направленную на техническую модернизацию и переоснащение материально-технической базы национальных органов государственного контроля (надзора).

Стороны определяют механизм отзыва и изъятия из обращения продукции, несоответствующей обязательным требованиям.

Стороны обеспечивают уровень контроля в отношении ввозимой из третьих стран продукции, соответствующий уровню государственного контроля (надзора) за продукцией, производимой на единой таможенной территории.

 

VIII. Принципы и правила ответственности за выпуск продукции, не соответствующей обязательным требованиям
 
В рамках Таможенного союза Стороны применяют единые принципы и правила ответственности за нарушение требований законодательств государств - членов Таможенного союза и законодательства Таможенного союза в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Стороны гармонизируют законодательства государств - членов Таможенного союза в области ответственности изготовителя, импортера за ущерб, причиненный потребителю в результате выпуска в обращение на единую таможенную территорию продукции, не соответствующей обязательным требованиям.

Ответственность за несоответствие размещаемой на рынке продукции установленным требованиям несут изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер, поставщик и продавец продукции.

Все субъекты (участники) экономической деятельности, осуществляющие выпуск в обращение продукции, предпринимают соответствующие меры, гарантирующие поставку на рынок только той продукции, которая соответствует обязательным требованиям.

Стороны принимают отдельный международный договор, устанавливающий четкое и пропорциональное распределение обязанностей и ответственности в соответствии с ролью каждого субъекта (участника) в процессе размещения продукции на рынке.

Устанавливаемые законодательством Таможенного союза ответственность изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера и степень правовой защиты потребителя от ущерба, который может нанести продукция, не соответствующая обязательным требованиям, едины для всех Сторон.

Стороны определяют положения по страхованию ответственности субъектов (участников) экономической деятельности, уровень которой должен соответствовать масштабам их деятельности.

 

IX. Информационное обеспечение
 
В рамках Таможенного союза применяют единые принципы и правила обмена информацией о продукции, несоответствующей обязательным требованиям Таможенного союза.

Стороны формируют единые информационные ресурсы и создают Информационную систему в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (ИС ТРиСВФМ) как составную часть Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ).

Стороны формируют единые информационные ресурсы и создают информационную систему в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер как составную часть Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ) в целях:

обеспечения информационного обмена и информационного взаимодействия между Сторонами в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;

обеспечения доступа к текстам принятых документов и текстам проектов разрабатываемых документов Таможенного союза, а также к информационным ресурсам Сторон;

обеспечения и обмена информацией о документах Сторон в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, в том числе о международных договорах в этой сфере, участниками которых являются государства Сторон;

обеспечения информационной поддержки процессов разработки технических регламентов Таможенного союза;

обеспечения информацией о случаях нарушения требований технических регламентов Таможенного союза, причинения вреда жизни и здоровью человека, имущества, окружающей среды, а также об опасной продукции.

Стороны обеспечивают создание и внедрение информационной системы о продукции, не соответствующей обязательным требованиям, а также о случаях причинения вреда жизни и здоровью человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений.

При этом Стороны:

- применяют единые принципы и правила обмена информацией о продукции, не соответствующей обязательным требованиям;

- формируют необходимую инфраструктуру;

- разрабатывают Концепцию ИС ТРиСВФМ.

В переходный период, до формирования ИС ТРиСВФМ, Стороны:

- гармонизируют и совершенствуют системы государственного контроля импорта продукции, с введением системы управления рисками и автоматизацией процессов контроля, на основе международного опыта;

- применяют усовершенствованные национальные информационные системы уполномоченных органов Сторон в области карантина растений для информационного обмена фитосанитарными сертификатами во внешней и взаимной торговле Таможенного союза;

 

X. Финансовое обеспечение
 
В целях успешной реализации поставленных задач, направленных на развитие системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер необходимы соответствующие финансовые средства.

До формирования единого бюджета Таможенного союза и выработки механизма распределения его средств, при финансировании мероприятий Стратегии Стороны исходят из ее задач и разделяют мероприятия Стратегии на национальные и международные.

К национальным мероприятиям, финансируемым за счет средств бюджета соответствующего государства - члена Таможенного союза, Стороны относят:

- материально-техническое обеспечение пунктов пропуска и лабораторий уполномоченных органов Сторон в целях осуществления эффективного санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля на национальных участках таможенной границы Таможенного союза;

- финансирование деятельности национальных органов государственного контроля (надзора), включая расходы на техническое перевооружение;

- формирование национальных частей информационных систем, интегрируемых в ИС ТРиСВФМ и ИИСВВТ;

- обучение и подготовка кадров уполномоченных органов Сторон и др. К международным мероприятиям, финансируемым на основе принципа

долевого участия государств - членов Таможенного союза за счет средств национальных бюджетов (в зависимости от доли объема выполняемых Сторонами работ) (далее - международные мероприятия), Стороны относят:

- разработку технических регламентов Таможенного союза;

- разработку межгосударственных стандартов;

- деятельность по оценке риска в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;

- реализация научно и технически обоснованных мероприятий по локализации и ликвидации очагов ветеринарных и карантинных объектов на единой таможенной территории;

- разработка и внедрение уведомительной системы оформления декларации о соответствии продукции (товаров) требованиям технических регламентов Таможенного союза, как подсистемы в рамках ИИСВВТ.

Стороны разрабатывают обоснование расходов на финансирование международных мероприятий, реализуемых в рамках единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Таможенного союза. Обоснование расходов утверждается Комиссией.

 

XI. Заключение
 
Исполнение положений Стратегии позволит реализовать политику государств - членов Таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, содействовать снижению технических барьеров в торговле и создать условия для формирования Единого экономического пространства.

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!