Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.05.2012 № 01/5370-12-32

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека
от 14 мая 2012 г. N 01/5370-12-32
"О результатах санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска
через государственную границу Российской Федерации в 2011 году"

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует о результатах санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 2011 году, являющегося одним из приоритетных направлений деятельности по санитарной охране территории.

Санитарно-карантинный контроль направлен на недопущение завоза и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, представляющих опасность для населения. В 2011 году был усилен досмотр рейсов, прибывающих из стран, неблагополучных по опасным болезням. В связи с неблагоприятным развитием событий, связанных с радиационной аварией на АЭС в Японии, в 2011 году был организован радиационный контроль транспортных средств, грузов и лиц, прибывающих из Японии. Кроме того, осуществлялся санитарно-карантинный контроль за возвращающимися с хаджа паломниками.

Санитарно-карантинный контроль проводится в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе", Правилами осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 500, изданными в целях реализации Федерального закона от 28.12.2010 N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации", Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31.12.2006 N 893, Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2011 N 121 "Об обеспечении санитарно-карантинного контроля", от 11.05.2007 N 27 "О реализации Международных медико-санитарных правил (2005)" и от 22.01.2008 N 3 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" и др.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена специализация пунктов пропуска. В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 110 "Об утверждении Правил определения перечней пунктов пропуска, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий" Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 N 442 определены пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий.

В целях реализации полномочий по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза с учетом реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по обеспечению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска, был разработан Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 218н (зарегистрирован Минюстом России 05.04.2012 N 23737) (далее - Административный регламент).

По данным сводной формы отраслевого статистического наблюдения N 28-11 "Сведения о мероприятиях по санитарной охране территории Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом состоянии транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры" в 2011 году санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществлялся в 237 пунктах пропуска, в том числе: 62 - в морских портах, 3 - в речных портах, 70 - в аэропортах, 25 - на железнодорожном транспорте, 70 - на автодорожных переходах и в 7 смешанных пунктах пропуска.

В 2011 году общее число досмотренных транспортных средств (по прибытии и убытии), в целом по Российской Федерации, в сравнении с 2010 годом, снизилось в 1,2 раза и составило свыше 1,7 млн. единиц транспорта, вместе с тем численность досмотренных морских и воздушных судов выросла.

Число пассажирского и грузового транспорта, прибывшего из стран неблагополучных по опасным болезням, снизилось в 2011 году до 445 тыс. (против 496 тыс. в 2010 году). При этом число иностранных воздушных судов, прибывших из неблагополучных стран, возросло от уровня предыдущего года на 14%, иностранных морских судов - на 4%, российских воздушных судов - на 7%.

В 2011 году общее число транспортных средств, пропуск которых через Государственную границу Российской Федерации был приостановлен (временно прекращен), снизилось от уровня 2010 года в 6 раз. В основном это произошло за счет железнодорожного и автомобильного транспорта.

Вместе с тем в 17 раз увеличилась доля транспортных средств, задержанных во время досмотра при отбытии из Российской Федерации, в морских портах Ростовской области и г. Санкт-Петербурга. Только на СКП Ростовской области был задержан выход в рейс 110 российских судов загранплавания. Несмотря на снижение более чем в 6 раз численности автотранспортных средств, задержанных на автомобильных пунктах пропуска, в 2011 году при отбытии из Российской Федерации был приостановлен пропуск 691 автотранспортного средства зарубежных стран и 262 - российского автотранспорта: Псковская область (361 единица), Брянская область (268), Ленинградская область (139), Ростовская область (78).

Причинами послужили несвоевременно и неправильно оформленные разрешительные документы, нарушения санитарного законодательства, выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий, и другие.

Кроме этого, в 2011 году с момента аварии на японской АЭС "Фукусима-1" Роспотребнадзором продолжается ежедневный радиационный мониторинг обстановки в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа. Особое внимание уделяется грузам и продуктам питания, поступающим из Японии.

На сегодняшний день силами сотрудников санитарно-карантинных пунктов осуществлен радиационный контроль более 60 тысяч автомобилей, более 200 из них запрещено к ввозу на территорию Российской Федерации.

Обращает внимание, что в 2011 году досмотр пассажирских транспортных средств при отбытии из Российской Федерации сотрудниками СКП управлений Роспотребнадзора по Московской, Ленинградской, Самарской областям, Республикам Алтай, Карелия и грузового транспорта - по Белгородской, Саратовской областям не проводился.

В 2011 году в целом прослеживается динамика снижения числа обследованных партий грузов при прибытии транспортных средств на территорию Российской Федерации. Так, общее число партий грузов, досмотренных в пунктах пропуска в 2011 году, снизилось от уровня 2010 года в 3,5 раза, это отмечается по всем видам транспорта. Среди общего объема досмотренных партий грузов преобладали грузы, перевозимые автомобильным транспортом (63,6%) и морскими судами (21,9%).

Доля досмотренных в 2011 году партий грузов, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, снизилась от уровня 2010 года (1,3%) до 0,8%, в том числе перевозимых морскими судами - с 6,6% до 0,6%, воздушными судами - с 0,9% до 0,4%.

Вместе с тем в 2011 году в 2,5 раза от уровня 2010 года (с 1,4% до 3,6%) увеличилась доля партий грузов, перевозимых грузовым железнодорожным транспортом, ввоз которых на территорию Российской Федерации был приостановлен.

В 2011 году среди подконтрольных грузов 1 - 11 раздела II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-карантинному контролю, прибывших в Российскую Федерацию, преобладали товары 1 (24,5%), 8 (15,5%), 10 (13%), 11 (12,3%) групп. Общий объем досмотренных грузов составил 5,5 млн. тонн, преобладали грузы 1 группы (45,9%).

В 2011 году доля партий пищевых продуктов от общего числа всех приостановленных к ввозу партий грузов составила 14,5%, что в 4 раза меньше показателей 2010 года. Высокий удельный вес приостановленных партий пищевой продукции регистрировался на иностранных судах, прибывших в порты г. Санкт-Петербурга, - 26,9%; автомобильном транспорте зарубежных стран, прибывших в пункты пропуска Псковской области (22,3%), Брянской области (13%); на грузовых железнодорожных составах из стран ближнего зарубежья - 21%.

В 2011 году в 3 раза увеличилось число партий опасных грузов, приостановленных к ввозу на территорию Российской Федерации (с 7,5% (2010 г.) до 23,2%). Большая доля партий опасных грузов, задержанных на государственной границе, зарегистрирована на иностранных судах в морских портах г. Санкт-Петербурга (43,5%), на грузовых железнодорожных составах из стран ближнего зарубежья (42,1%), на автомобильных пунктах пропуска Брянской области (24,6%).

Наибольшее число партий прочих грузов, ввоз которых на территорию Российской Федерации приостанавливался, регистрировалось в 2011 году на железнодорожных санитарно-карантинных пунктах на поездах, прибывших из стран дальнего зарубежья, - 63,83%.

Число досмотренных партий грузов при отбытии из Российской Федерации снизилось в 2011 году, от уровня 2010 года, в 2,5 раза. Также снизилась доля досмотренных партий грузов, ввоз которых был запрещен (временно приостановлен), - с 0,09% до 0,02% соответственно.

В 2011 году среди подконтрольных грузов, товаров 1 - 11 раздела II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-карантинному контролю, при отбытии из России преобладали товары 11 (26,8%), 9 (20,3%), 8 (17,1%), 5 (16,2%) групп. Общий объем досмотренных грузов составил около 550 тыс. тонн, преобладали товары 8 (45,5%) и 11 (22,7%) групп.

В подавляющем большинстве случаев причиной приостановки провоза грузов через государственную границу являлось отсутствие или несоответствие сопровождающей груз документации (98,6%). Нарушение условий перевозки составило 0,2%, что может свидетельствовать о недостаточном качестве контроля.

Значительному снижению объемов работы на санитарно-карантинных пунктах могло послужить принятие Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации", в соответствии с которым с 29.06.2011 функцию документарного санитарно-карантинного контроля за ввозимыми на территорию Российской Федерации подконтрольными грузами осуществляют сотрудники таможенных органов.

В соответствии с изменениями, внесенными в Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 2 марта 2011 г. N 567, при изменении кода ТН ВЭД на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, при помещении их под таможенную процедуру в стране назначения, направляют перевозчика (уполномоченное лицо) до истечения срока временного хранения товаров в органы и учреждения, уполномоченные в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для осуществления санитарно-карантинного контроля подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, в стране назначения.

В соответствии с этими изменениями в адрес управлений Роспотребнадзора были даны указания об обеспечении санитарно-карантинного контроля в этих случаях при таможенном оформлении подконтрольных грузов. Данное положение также было закреплено Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2011 N 121 "Об обеспечении санитарно-карантинного контроля".

В этой связи во всех управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации должны быть определены должностные лица, ответственные за осуществление санитарно-карантинного контроля и, соответственно, обеспечены печатями и штампами для проставления отметок о его проведении. Данная процедура до сих пор не завершена в ряде территорий. Так, по имеющейся информации не изготовлены указанные печати в управлениях Роспотребнадзора по Пензенской, Рязанской, Смоленской областям и Республике Марий Эл.

Основной задачей санитарно-карантинного контроля является выявление лиц с признаками инфекционных болезней в целях недопущения распространения опасных инфекционных болезней на территории Российской Федерации.

В мире остается напряженная эпидемическая ситуация по опасным болезням, что во многом обусловлено значительной миграцией населения как внутри страны, так и из зарубежных стран.

Только за последние 5 лет ситуации, связанные с птичьим гриппом, высокопатогенным гриппом, холерой, полиомиелитом, инфекцией, вызванной энтерогеморрагической кишечной палочкой в Европе, корью, а также ситуация, связанная с аварией на атомной электростанции в Японии, требовали усиления мероприятий по санитарной охране территории и санитарно-карантинного контроля.

В связи со вспышкой в Европе в апреле - мае 2011 года острой кишечной инфекции, вызванной энтерогеморрагической кишечной палочкой (ЭГКП) E.coli O104:H4, которая, как сообщалось, присутствовала в овощах, Российская Федерация 2 июня 2011 года ввела запрет на импорт сырых овощей из стран Евросоюза. В результате совместно с ФТС России в пунктах пропуска запрещено к ввозу в Российскую Федерацию около 400 партий продукции объемом 1300 тонн. Указанные меры позволили не допустить заноса инфекции на территорию России.

В 2011 году в связи с началом эпидемии холеры в районе Карибского бассейна и вовлечения в эпидемический процесс стран на Европейском континенте, в том числе Украины, в пунктах пропуска было досмотрено более 2,5 млн. человек.

В течение 2010 - 2011 гг. на территории Российской Федерации были отмечены завозы полиомиелита, вызванного "диким" полиовирусом (7 случаев), малярии (136 случаев), лихорадки Западного Нила (8 случаев), лихорадки Денге (63 случая), холеры (3 случая), менингококковой инфекции (2 случая), более 2,5 тысяч случаев туберкулеза и других.

В связи с этим был усилен санитарно-карантинный контроль за пассажирами и членами экипажей транспортных средств, прибывающими из стран, неблагополучных по инфекционным болезням.

Больные (лица с подозрением на инфекционные болезни) были выявлены в 2011 году на 805 транспортных средствах, в том числе на 5 иностранных и 14 российских морских судах загранплавания, 1 иностранном речном судне, 15 иностранных и 125 российских воздушных судах, на 251 поезде из стран ближнего зарубежья, 12 поездах из стран дальнего зарубежья, 151 в составе российского железнодорожного транспорта, на 144 зарубежных и 24 российских автотранспортных средствах.

Число зарегистрированных больных (лиц с подозрением) составило 825, из них 758 пассажиров (91,87%). Наибольшее число больных (лиц с подозрением) регистрировалось на 255 поездах из стран ближнего зарубежья, на 144 единицах автотранспорта из стран зарубежья, на 134 российских воздушных судах. По участкам границы наибольшее число больных/подозрительных на инфекционные болезни выявлено на российско-украинском (175 человек) и на российско-китайском (151 человек) участках государственной границы.

В целом по Российской Федерации на наличие признаков инфекционных болезней было досмотрено свыше 20 млн. человек. Наибольшее число лиц досмотрено на территории Брянской (2,9 млн. чел.), Московской (1,8 млн. чел.), Белгородской (1,4 млн. чел.), Ростовской (1,4 млн. чел.) областей, г. Санкт-Петербурга (1,5 млн. чел.) и г. Москвы (1,3 млн. чел.).

На долю воздушных пунктов пропуска приходится 42% от общего числа лиц, досмотренных на наличие признаков инфекционных болезней, железнодорожных пунктов пропуска - 27,4%, автомобильных - 20,5%. Наибольшее количество досмотренных лиц приходится на российско-украинский (56,9%) и российско-китайский (21,4%) участки Государственной границы Российской Федерации.

Диагноз инфекционного заболевания был подтвержден в 168 случаях (0,2%), в том числе у 115 больных, снятых с железнодорожных составов, 50 больных - с воздушных судов, 3 - с автомобильного транспорта.

Обследовано 2,1% контактировавших с больными (подозрительными) инфекционными болезнями, вместе с тем контактные лица, выявленные на морских (речных), иностранных воздушных судах и автомобильном транспорте, не обследовались.

В целом, мероприятия, проведенные управлениями Роспотребнадзора при осуществлении контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 2011 году, позволили сохранить стабильную санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории страны.

В целях совершенствования мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, недопущения завоза и распространения инфекционных болезней предлагаю:

1. В целях реализации Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 500, Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза усилить федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и обеспечить в установленном порядке санитарно-карантинный контроль:

1.1. Товаров, включая их осмотр и досмотр, наряду с направлением таможенными органами в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в случаях:

1.1.1. Прибытия подконтрольных товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиационных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов, опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых.

1.1.2. Поступления или наличия информации о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299.

1.1.3. Применения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека системы управления рисками, в соответствии с которой ввозимые подконтрольные товары подлежат оценке (осмотру, досмотру).

1.1.4. Выявления нарушений условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров, повреждения упаковки.

1.1.5. Наличия (выявления) информации о несоответствии подконтрольных товаров заявленной в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах.

1.2. Лиц и транспортных средств во всех пунктах пропуска при прибытии (убытии) на единую таможенную территорию (с территории) Таможенного союза при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Привести в соответствие с Административным регламентом должностные регламенты специалистов, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза с учетом специализации пунктов пропуска.

3. Обеспечить осуществление санитарно-карантинного контроля при изменении кодов ТН ВЭД при таможенном оформлении или нахождении товаров под процедурой таможенного оформления без отметок о прохождении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

4. Обеспечить мониторинг за инфекционной заболеваемостью на приграничных территориях и организовать регулярный обмен информацией с представителями органов и учреждений сопредельной стороны.

5. При выявлении лиц с признаками инфекционных болезней обеспечить организацию и проведение в полном объеме комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных действующими нормативно-методическими документами.

 

Руководитель
Г.Г.Онищенко
 
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!