Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Обзор Дальневосточного таможенного управления ФТС России от 10.10.2012 № 16-01-17/16770

Обзор Дальневосточного таможенного управления
от 10 октября 2012 г. N 16-01-17/16770
"Обзор решений, принятых Дальневосточным таможенным управлением
по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия
(бездействие) таможенных органов и их должностных
лиц, за 1 полугодие 2012 года"

 

1. Если в отношении отдельных товаров, заявленных в таможенной декларации, не соблюдены условия для их выпуска, должностное лицо таможенного органа принимает решение об отказе в выпуске, при этом остальные товары подлежат выпуску в свободное обращение в установленном порядке.

ООО "Ш" с использованием средств электронного декларирования подана таможенная декларация на товар N 1 и товар N 2. В ходе контроля таможенной стоимости задекларированных товаров должностным лицом таможенного поста принято решение о проведении дополнительной проверки. В тот же день в адрес декларанта направлено уведомление о проведении дополнительной проверки и расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара N 1.

В установленный таможенным органом срок ООО "Ш" не представило рассчитанное в отношении товара N 1 обеспечение уплаты таможенных платежей, в связи с чем таможенный орган, ссылаясь на пункт 1 статьи 201 и подпункт 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, отказал в выпуске товаров N 1 и N 2.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза одним из условий выпуска товаров является уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения их уплаты. Согласно пункту 1 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению. Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии Таможенного союза. Так, Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262 утверждена Инструкция о порядке оформления отказа в выпуске товаров, согласно пунктам 4 и 5 которой в случае, если в отношении отдельных товаров, заявленных в ДТ, не соблюдены условия для их выпуска, должностное лицо отказывает в их выпуске. При этом иные товары, заявленные в ДТ, подлежат выпуску в установленном порядке, если иное не установлено законодательством государств - членов Таможенного союза. Кроме того частью 2 статьи 218 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что в случаях, если в одной товарной партии содержится несколько товаров, таможенный орган осуществляет выпуск товаров, в отношении которых соблюдены условия выпуска. Частью 4 статьи 223 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" также предусмотрено, что в случае несоблюдения условий выпуска товаров только в отношении отдельных товаров, содержащихся в одной товарной партии, таможенный орган осуществляет выпуск оставшейся части товаров.

Учитывая, что в установленный срок ООО "Ш" не представило требуемое в отношении товара N 1 обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, и, следовательно, обществом не было соблюдено условие для его выпуска, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, отказ в выпуске данного товара является правомерным.

В то же время, поскольку в отношении товара N 2 обеспечение уплаты не требовалось, условие выпуска, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, ООО "Ш" было соблюдено. Следовательно, правовые основания для неосуществления выпуска данного товара по причине непредставления декларантом обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении товара N 1 у таможенного поста отсутствовали.

2. Непредоставление обеспечения уплаты таможенных платежей в пределах срока, установленного таможенным органом, является основанием для принятия решения об отказе в выпуске товаров.

ООО "П" обратилось с жалобой в Дальневосточное таможенное управление, полагая, что таможенный орган не вправе самостоятельно определять срок предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей; данный срок составляет 10 рабочих дней и не может быть изменен. Из-за допущенного таможенным органом нарушения у общества отсутствовала возможность внести требуемое обеспечение, что, в свою очередь, повлекло неправомерный отказ в выпуске товаров.

Согласно пункту 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза. В то же время в соответствии с пунктом 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза. Пунктом 4 части 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза допускается в случае проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Таким образом, таможенным законодательством определен период времени, в пределах которого может быть продлен срок выпуска, а не обязательный десятидневный срок такого продления; непосредственное количество дней продления (от 1 до 10) устанавливается начальником таможенного органа, исходя из принципа выпуска товаров в максимально короткие сроки (часть 1 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации") и обстоятельств каждого конкретного случая.

В связи с проведением дополнительной проверки срок выпуска товаров, задекларированных ООО "П", был продлен с разрешения начальника таможенного поста. Принимая во внимание вышеизложенное, установление таможенным органом срока для внесения обеспечения уплаты таможенных платежей в пределах продленного срока выпуска товаров не противоречит требованиям таможенного законодательства.

Учитывая, что в установленный срок ООО "П" не представило требуемое обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, обществом не было соблюдено условие о выпуске товара, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза. При таких обстоятельствах решение таможенного поста об отказе в выпуске товаров, является правомерным.

3. Денежные средства, поступившие на счет Федерального казначейства в виде ввозных таможенных пошлин, уплаченные в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 20.05.2010 "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)", не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.

ООО "3" посредством электронного способа обмена информацией в таможенный пост подана таможенная декларация на товары. В связи с неуплатой таможенных пошлин, налогов должностным лицом таможенного органа по указанной декларации было принято решение об отказе в выпуске товаров. Не согласившись с данным решением таможенного поста, ООО "3" обратилось с жалобой в Дальневосточное таможенное управление.

Как следует из материалов жалобы, основанием для отказа в выпуске товаров послужила неуплата в отношении данных товаров налога на добавленную стоимость. В целях подтверждения уплаты налога на добавленную стоимость ООО "3" представило платежные поручения. При этом согласно данным комплекса программных средств "Информационно-расчетная система контроля таможенных платежей таможенного органа "Доход" - "Лицевые счета-Т" денежные средства, внесенные платежным поручением, были уплачены по коду бюджетной классификации 153 1 10 11010 01 1000 180 "Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие". В свою очередь, согласно статье 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 20.05.2010 "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.

Учитывая, что денежные средства по платежному поручению, поступив на счет Федерального казначейства в виде ввозных таможенных пошлин, уплачиваемых в соответствии с вышеназванным Соглашением от 20.05.2010, не могли быть зачтены в счет уплаты налога на добавленную стоимость, обязанность по уплате таможенных платежей ООО "3" не была исполнена. При таких обстоятельствах решение таможенного поста об отказе в выпуске товаров, ввиду несоблюдения условия выпуска, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (неуплата таможенных пошлин, налогов), является правомерным.

4. Полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется, если временно ввезенное профессиональное оборудование и инструменты остаются в собственности иностранного лица, ввозятся им и необходимы ему для выполнения конкретной работы на территории Таможенного союза.

ОАО "С" в таможенный пост подало таможенную декларацию в целях помещения товара (судно морское исследовательское для проведения сейсморазведочных работ) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В ходе осуществления таможенного контроля таможенный орган установил, что условия полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в данном случае не соблюдены, в связи с чем таможенным постом в адрес ОАО "С" направлено требование о необходимости уплаты суммы ввозных таможенных пошлин, налогов на товар.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) решениями Комиссии Таможенного союза (пункт 1 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза). Так, пунктом 9 перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331, определено, что в отношении временного ввозимого в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству профессионального оборудования (за исключением оборудования, используемого для промышленного производства, упаковки товаров или для эксплуатации природных ресурсов, выполнения земляных работ, строительства и ремонта зданий, строений, сооружений и производства других подобных работ) и инструментов (в том числе вспомогательных аппаратов и принадлежностей) предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей, если временно ввезенное профессиональное оборудование и инструменты остаются в собственности иностранного лица, ввозятся им и необходимы ему для выполнения конкретной работы на территории Таможенного союза.

Из представленных в Дальневосточное таможенное управление документов следует, что ОАО "С" заключило с "S" (Канада) договор субподряда, согласно которому для проведения работ по сейсморазведке "S" (Канада) будет использовать сейсморазведочное судно, находящееся в собственности "S" (Канада) на основании договора субфрахтования, заключенного с "G".

Таким образом, в рассматриваемом случае предусмотренные пунктом 9 перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331, условия освобождения от уплаты таможенных платежей в части нахождения товара в собственности иностранного лица и их ввоза для выполнения указанным лицом конкретной работы на территории Таможенного союза соблюдены. Однако, условие о ввозе товара иностранным лицом соблюдено не было.

Так, Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки", издано на основании пункта 1 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза. В свою очередь, Таможенный кодекс Таможенного союза под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимает совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами (подпункт 3 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза). Следовательно, ввоз товаров включает в себя всю совокупность действий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, с момента фактического пересечения товарами таможенной границы до их выпуска: фактическое пересечение, таможенное декларирование, выпуск. Действия с товарами на указанных стадиях совершаются перевозчиком либо декларантом в порядке, установленном в зависимости от конкретной таможенной операции с товарами. Учитывая, что согласно таможенному законодательству Таможенного союза помещает товары под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) декларант, а также тот факт, что декларантом товара, является российское лицо - ОАО "С", данный товар ввезен российским лицом. Тем самым не соблюдается условие полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в части ввоза товаров иностранным лицом, предусмотренное пунктом 9 перечня товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331. Учитывая изложенное, требование о необходимости уплаты суммы ввозных таможенных пошлин, налогов за товар направлено таможенным постом ОАО "С" правомерно.

5. Выставление декларанту требования о предоставлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, поданной в электронной форме, относится к мерам по минимизации рисков.

ООО "Г" обратилось в Дальневосточное таможенное управление с жалобой на действия таможенного поста, выразившиеся в запросе у заявителя оригиналов документов, представленных к таможенному декларированию в электронной форме.

Согласно пункту 5 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов, порядок представления и использования которых определяется таможенным законодательством Таможенного союза. В свою очередь, таможенным законодательством Таможенного союза, а именно пунктом 3 Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 494, определено, что при совершении таможенных операций с использованием таможенной декларации в виде электронного документа, документы, представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, могут представляться как в виде электронных документов, так и документов на бумажных носителях. Пунктом 6 Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной приказом ГТК России от 30.03.2004 N 395, предусмотрено, что бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим на бумажных носителях, могут быть потребованы таможенным органом, в случае выявления рисков, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации.

Порядок применения мер минимизации рисков в соответствии с профилями рисков определяется Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене, утвержденной приказом ФТС России от 06.06.2011 N 1200. В соответствии с пунктом 37 указанной Инструкции выставление декларанту требования о предоставлении оригиналов документов отнесено к мерам по минимизации рисков.

В рассматриваемой ситуации программным средством выявлен автоматический профиль риска, в качестве меры по минимизации которого (при декларировании товаров в электронной форме) предусмотрено обязательное направление в адрес декларанта требования о предоставлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары. Учитывая изложенное, оригиналы документов, представленные к таможенному декларированию в электронной форме, были запрошены таможенным постом обоснованно.

 

Заместитель начальника
правовой службы ДВТУ -
начальник отдела рассмотрения
жалоб в сфере таможенного дела
Д.В.Полевой

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!