;
Действует
История статусов
Подписан 24.04.2012 |
ФТС России в связи с многочисленными обращениями таможенных органов и участников ВЭД и в целях единообразного трактования требований международного законодательства в области таможенного дела получена позиция Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее - ГТК РБ) по вопросу применения положений Конвенции о временном ввозе (26.06.1990, Стамбул) при вывозе с таможенной территории Таможенного союза многооборотной тары.
С учетом письма ГТК РБ от 03.03.2012 N 02-32/630 (копия прилагается) просим довести до сведения подчиненных таможенных органов и заинтересованных лиц информацию о необходимости применения Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением КТС от 20.05.2010 N 263, при вывозе с таможенной территории Таможенного союза через белорусский участок таможенной границы многооборотной тары, временно ввезенной в соответствии с положениями Конвенции о временном ввозе. В иных случаях руководствоваться письмом ФТС России от 05.10.2011 N 01-11/48016 "О таможенном декларировании многооборотной тары".
Дополнительно информируем, что ФТС России в настоящее время готовится обращение в Евразийскую Экономическую комиссию (далее - ЕЭК) по вопросу единообразного применения положений Конвенции о временном ввозе на таможенной территории Таможенного союза. При получении разъяснения ЕЭК до таможенных органов ФТС России будет доведена дополнительная информация.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (Комитет), рассмотрев представленную Федеральной таможенной службой (ФТС России) (исх. N 01-18/32 от 10.01.2012) и Представительством таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь (исх. N 04-12/00084 от 25.01.2012) информацию о применяемом в Российской Федерации порядке таможенного декларирования контейнеров, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза (Кодекс) в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются Кодексом или Решением Комиссии Таможенного союза (КТС).
В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением КТС от 20.05.2010 N 263 (далее - Инструкция), в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением перечня по форме, установленной Приложением 3 к Инструкции.
Нормы пункта 12 Инструкции применяются в том числе и в отношении контейнеров, не используемых в качестве транспортных средств международной перевозки, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары, подлежащих возврату в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза.
Таким образом, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное декларирование контейнеров, не используемых в качестве транспортных средств международной перевозки, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), временного вывоза, реэкспорта или реимпорта в целях завершения действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза должно быть произведено с использованием декларации на товары либо с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в порядке, определенном Инструкцией.
Пунктом 5 Инструкции установлено, что законодательством государств - членов Таможенного союза кроме случаев, предусмотренных пунктами 6 и 12 Инструкции, в рамках реализации международных соглашений, заключенных между государством - членом Таможенного союза и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены иные случаи и порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.
При этом, с учетом положений пункта 2 статьи 3 Кодекса использование транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в качестве декларации на товары в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза в соответствии с пунктом 5 Инструкции, ограничено только территорией государства - члена Таможенного союза, которым определен такой порядок использования в качестве декларации на товары указанных документов.
Договаривающимися сторонами Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. (далее - Конвенция) являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан, а не Таможенный союз. При этом, между государствами - членами Таможенного союза не был заключен отдельный международный договор о применении на таможенной территории Таможенного союза положений Конвенции.
В связи с указанным положения Конвенции применяются отдельно каждым государством - членом Таможенного союза в пределах своей территории. Так, в настоящее время карнет АТА не применяется при перемещении товаров по таможенной территории Таможенного союза, но используется каждым государством в пределах своей территории.
В связи с указанным Комитет не оспаривает возможность применения транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в соответствии со статьей 5 Приложения B.3 к Конвенции в отношении контейнеров, не используемых в качестве транспортных средств международной перевозки, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары при их временном ввозе на территорию Российской Федерации и обратном вывозе с территории Российской Федерации через российский участок таможенной границы Таможенного союза.
В то же время, при вывозе товаров через белорусский или казахстанский участок таможенной границы Таможенного союза в отношении указанных товаров должны быть соблюдены требования таможенного законодательства Таможенного союза по порядку их таможенного декларирования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 5 приложения B.3 к Конвенции вместо таможенного документа и гарантии на контейнеры, поддоны и упаковки от пользователя права временного ввоза может быть потребовано письменное обязательство об их вывозе. В связи с тем, что таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь не установлено отдельной формы такого заявления, то таможенные органы Республики Беларусь рассматривают перечень по форме, установленной Приложением 3 к Инструкции, как указанное выше обязательство об обратном вывозе таких товаров.
Также обращаем внимание, что в соответствии с Пунктом 3 статьи 30 Конвенции Организации Объединенных Наций о праве международных договоров, заключенной в г. Вене 23.05.1969 (далее - Конвенция о праве международных договоров), определено, что если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59 Конвенции о праве международных договоров, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.
При этом, в соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 1 Конвенции о праве международных договоров термин "договор" означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Поскольку Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступил в силу для Российской Федерации и Республики Беларусь позже, чем эти государства присоединились к Конвенции, то для указанных государств, являющихся одновременно участниками Конвенции и государствами - членами Таможенного союза, правоотношения, регулируемые Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза, должны иметь приоритетное значение по сравнению с Конвенцией.
О позиции Комитета по указанному вопросу просим информировать заинтересованных.
Учитывая сложившуюся ситуацию, предлагаем ФТС России представить предложения по упрощению порядка таможенного декларирования указанной категории в рамках таможенного законодательства Таможенного союза.
До урегулирования указанной ситуации при непредставлении перевозчиком, осуществляющим вывоз через белорусский участок таможенной границы Таможенного союза порожних контейнеров, не используемых в качестве транспортных средств международной перевозки, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары без таможенных документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, белорусскими таможенными органами будет выдан отказ в разрешении на убытие таких товаров с таможенной территории Таможенного союза и указанные товары, как иностранные, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита будут направлены в российские таможенные органы для принятия в отношении них соответствующих решений.