Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.05.2013 № 101

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 14 мая 2013 г. N 101
"О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии
"О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета
"Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов
Таможенного союза и Единого экономического пространства
на 2013 – 2014 годы""

 

Во исполнение пункта 2 статьи 7 Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года и в соответствии с Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 г. N 1, Коллегия Евразийской экономической комиссии РЕШИЛА:

Одобрить проект решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013 – 2014 годы» (прилагается) и внести его для рассмотрения на очередном заседании Совета Евразийской экономической комиссии.

 

Председатель Коллегии
Евразийской
экономической комиссии
В.Христенко
 
 
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
СОВЕТ

 

РЕШЕНИЕ
 
«___» __________ 20 __ г.               N ___                            г. Москва

 

О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета
«Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов
Таможенного союза и Единого экономического пространства
на 2013 – 2014 годы»

 

Во исполнение пункта 2 статьи 7Соглашенияо согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года и в соответствии с Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 г. N 1,Совет Евразийской экономической комиссии РЕШИЛ:

Одобрить разработанный по согласованию с государствами–членами Таможенного союза и Единого экономического пространства проект решения Высшего Евразийского экономического совета «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013–2014 годы»(прилагается) и внести его для рассмотрения на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.

 

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

 

От Республики Беларусь
С.Румас
 
От Республики Казахстан
К.Келимбетов
 
От Российской Федерации
И.Шувалов
 
 
ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
 
«___» ___________ 20__ г.               N ____                          г. Москва
 
Об основных ориентирах макроэкономической политики государств – членов
Таможенного союза и Единого экономического пространства
на 2013 – 2014 годы
 

Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств РЕШИЛ:

1. Одобрить прилагаемые основные ориентиры макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013–2014 годы.

2. Рекомендовать правительствам государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства учитывать при проведении макроэкономической политики одобренные настоящим Решением основные ориентиры макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013 – 2014 годы.

3. Евразийской экономической комиссии проводить мониторинг мер, предпринимаемых государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства в области макроэкономической политики, и оценивать соответствие таких мер одобренным настоящим Решением основным ориентирам макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013 – 2014 годы.

 

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

 

От Республики Беларусь
 
От Республики Казахстан
 
От Российской Федерации
 

 

ОДОБРЕНЫ
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 29 мая 2013 г. N ___

 

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
НА 2013 – 2014 ГОДЫ

 

Основные ориентиры макроэкономической политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее – государства-члены) на 2013 – 2014 годы разработаны в соответствии с Соглашением о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года (далее – Соглашение) и определяют кратко- и среднесрочные ориентиры, направленные на решение задач, наиболее остро стоящих перед экономиками государств-членов, а также на минимизацию влияния негативных факторов на их устойчивое экономическое развитие и реализацию положительного экономического эффекта функционирования Единого экономического пространства.

 
I. Итоги анализа социально-экономического развития
государств-членов в 2012 году
 

Развитие экономик государств-членов происходит в условиях достаточно сложной ситуации в мировой экономике. Прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2012 году в целом по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству составил 3,5 %, тогда как мировой валовый внутренний продукт увеличился на 3,2 % (по оценкам Международного валютного фонда), в том числе в странах ОЭСР – на 1,4 %, в США – на 2,3 %, в странах зоны евро – снизился на 0,4 %.

В условиях существенного замедления роста мировой торговли до 2,8 % темпы прироста взаимной торговли в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства за счет снятия внутренних барьеров составили в 2012 году 8,7 % при росте торговли с третьими странами на 3,2 %. В частности, отмечается динамичный рост взаимной торговли машинами, оборудованием и транспортными средствами, а также продовольственными товарами.

Вместе с тем экономический рост государств-членов пока является неустойчивым. В целом по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству отмечается замедление темпов прироста ВВП до 3,5 %, объемов производства промышленной продукции – до 2,5 %, перевозок грузов – до 5,2 % (в Республике Беларусь – снижение на 2,3 %), инвестиций в основной капитал – до 5,8 % (в Республике Беларусь – снижение на 9,8 %), а также снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции на 5,6 %, связанное с неблагоприятными погодными условиями (в Республике Беларусь – рост на 6,1 %).

Снижение темпов экономического роста в зоне евро, замедление темпов прироста экономик Китая и США привели к ослаблению внешнего спроса и, как следствие, к замедлению темпов прироста экспорта государств-членов до 2,6 %. На снижение физических объемов экспорта газа в Казахстане на 8,8 % и в России на 8,7 % помимо снижения спроса в странах-импортерах также повлияло развитие новых технологий добычи сланцевого газа и производства сжиженного газа, которые начинают применяться все более активно.

Недостаточное развитие товарной структуры экспорта государств-членов (доля минеральных продуктов составляет 72,4 % общего объема экспорта Таможенного союза и Единого экономического пространства, в том числе в Беларуси – 55,9 %, в Казахстане – 77,9 %, в России – 72,4 %) и географической структуры экспорта государств-членов (на долю Европейского союза, Китая, государств – участников СНГ, США и Японии приходится около 80 % объема внешней торговли Таможенного союза и Единого экономического пространства) повышает имеющуюся зависимость национальных экономик от конъюнктуры внешних рынков и темпов экономического развития государств – основных торговых партнеров.

Изменение доли экспорта продукции обрабатывающих отраслей имеет тенденцию к снижению и находится в Беларуси на уровне 47,8 %, в Казахстане – 18,6 % и России – 38,4 % в общем объеме экспорта. Одновременно доля продукции обрабатывающих отраслей в импорте государств-членов остается достаточно высокой. Около трети импорта каждого из государств-членов составляют машины и оборудование, примерно пятая часть приходится на средства наземного транспорта и около 16 % – на продукцию химической промышленности.

Устойчивость национальных экономик и бюджетная стабильность обеспечиваются в основном за счет нефтегазового сектора. При профиците консолидированного бюджета Республики Казахстан в размере 8,5 % ВВП ненефтегазовый дефицит в 2012 году составил 7,2 % ВВП. Ненефтегазовый дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации составил 10,6 % ВВП за тот же период.

Для более точной оценки перспектив устойчивого развития экономик государств-членов в кратко- и среднесрочном периодах необходим анализ внешних рисков и внутренних ограничений, учет которых при проведении национальных экономических политик позволит снизить их негативное влияние на экономики государств-членов.

 

II. Основные внешние риски и внутренние ограничения для устойчивого
развития экономик государств-членов
 

В условиях повышения открытости экономик государств-членов и более тесной их интеграции в мировые рынки товаров и капитала увеличивается влияние внешних факторов на экономическое развитие.

 
1. Снижение внешнего спроса на продукцию
государств-членов
 

На 2013 год прогнозируется сохранение слабого роста мировой экономики. Важным негативным аспектом, влияющим на устойчивое развитие государств-членов, является замедление темпов роста экономик основных торговых партнеров – стран Европейского союза, а также Китая и США. Риск стагнации в глобальной экономике порождает сокращение спроса и ужесточение конкуренции на рынках сбыта основных экспортных товаров государств-членов.

Увеличение предложения газового топлива и развитие новых технологий его добычи и производства могут приводить к изменению конфигурации сырьевых рынков.

Указанные факторы в совокупности создают риски стагнации экспорта товаров государств-членов, снижения доходов экспортеров и, соответственно, ресурсов, направляемых на развитие экономики.

 

2. Снижение мировых цен на энергоносители

 

Сохраняется высокая зависимость экономик государств-членов от конъюнктуры цен на мировых рынках энергоносителей в связи со значительной долей минеральных продуктов в общем объеме экспорта из Таможенного союза и Единого экономического пространства в третьи страны. Падение мировых цен на нефть и природный газ приведет к сокращению притока денежных средств в экономику, падению соответствующих доходов бюджетов.

Накопленные финансовые резервы в Республике Казахстан и Российской Федерации позволяют смягчить негативное воздействие на экономику от падения цен на энергоносители, но не дают возможность полностью нивелировать риск макроэкономической нестабильности. Данный риск в Российской Федерации оказывает, в свою очередь, большое влияние на перспективы устойчивого развития Республики Беларусь ввиду тесных экономических связей между этими государствами.

 

3. Нарастание дисбалансов в мировой финансовой системе

 

Накопленная избыточная ликвидность в мировой финансовой системе, с одной стороны, и ожидаемый рост регулятивного вмешательства государств, с другой стороны, создают условия для высокой изменчивости потоков капитала. Кроме того, складываются условия для проведения некоторыми государствами политики количественного смягчения, нацеленной в отдельных случаях на ослабление курсов их национальных валют с целью получения дополнительных преимуществ во внешнеторговой деятельности, что негативно скажется на конкурентоспособности продукции государств-членов.

 

4. Внутренние ограничения устойчивого экономического роста

 

В государствах-членах особо актуален вопрос создания новых моделей экономического роста за счет структурных преобразований и использования преимуществ формирующегося нового технологического уклада.

Достижение целей модернизации экономики возможно при устранении внутренних ограничений роста. К таким ограничениям относятся, в частности, невысокая производительность труда, низкая конкурентоспособность производимой продукции, недостаточное развитие финансового сектора и использование внутренних источников инвестиций, не отвечающие потребностям экономик, неразвитая географическая структура экспорта, высокий физический и моральный износ инфраструктуры и основных фондов, слабое использование транспортного потенциала, а также недостаточный уровень конкуренции.

Сохранение указанных ограничений не позволит в среднесрочной перспективе обеспечить макроэкономическую устойчивость и высокие темпы экономического роста.

 

5. Недостаточное использование интеграционного потенциала

 

Формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства призвано дать дополнительные возможности для экономического развития государств-членов за счет более рационального использования ресурсов, улучшения территориального разделения труда, диверсификации экономик, формирования межстрановых производственных цепочек внутри Единого экономического пространства, а также за счет совместного развития инфраструктуры, реализации транспортного, в том числе транзитного, потенциала и создания эффективно функционирующего общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Такие возможности пока реализуются в недостаточной степени. Отсутствие интеграционной составляющей развития экономик государств-членов снижает потенциал устойчивого экономического роста.

 

Прогнозные оценки Международного валютного фонда и Всемирного банка в отношении перспектив развития экономик государств-членов предполагают дальнейшее снижение темпов роста экономики интеграционного объединения в 2013 году. Более высокие темпы могут быть достигнуты при условии эффективной поддержки внутренних источников экономического роста, в том числе за счет реализации интеграционного потенциала.

 

III. Основные ориентиры макроэкономической политики
Единого экономического пространства

 

Последовательное снятие внутренних барьеров и ослабление ограничений экономического роста, включая проведение структурных преобразований и стимулирование приоритетного развития обрабатывающих секторов, будут способствовать снижению зависимости экономик государств-членов от внешних негативных факторов.

Развитие интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства создает дополнительные возможности для устойчивого развития и повышения темпов экономического роста.

Для реализации поставленной цели в среднесрочной перспективе определяются следующие основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов:

поддержание макроэкономической устойчивости;

создание условий для стабильного экономического роста;

развитие кредитно-финансовой системы.

 

1. Поддержание макроэкономической устойчивости

 

Макроэкономическая устойчивость государств-членов является основным условием для успешного динамичного развития национальных экономик.

Соглашением о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года предусмотрено соблюдение государствами-членами следующих количественных параметров, определяющих устойчивость экономического развития:

годовой дефицит государственного бюджета (для Российской Федерации – федерального бюджета, для Республики Беларусь – республиканского бюджета, для Республики Казахстан – республиканского бюджета) – не выше 3 процентов ВВП;

государственный долг – не выше 50 процентов ВВП;

уровень инфляции (индекс потребительских цен в среднегодовом выражении), не превышающий более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции государства-члена, имеющего наименьший рост цен.

Мониторинг макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития, показал, что в 2012 году в основном все государства-члены придерживались установленных количественных значений, за исключением Республики Беларусь, в которой инфляция была выше установленного значения, а также Республики Казахстан, где значение дефицита республиканского бюджета, по предварительным данным, достигло предельного значения 3,0 % ВВП.

В среднесрочной перспективе для обеспечения макроэкономической устойчивости государств-членов необходимо:

предпринимать действия по соблюдению показателей, характеризующих устойчивость экономического развития;

выработать подходы к проведению согласованных и совместных действий государств-членов в случае нарастания угрозы экономического кризиса;

увеличивать доходную часть государственного бюджета, в том числе за счет расширения налоговой базы отдельных налогов, усиления контроля за соблюдением налогового законодательства, сокращения неэффективных налоговых льгот и преференций;

проводить сбалансированную политику формирования расходной части государственного бюджета путем исключения неэффективных расходов и повышения контроля за осуществлением бюджетных расходов;

в целях снижения уровня инфляции проводить рациональную денежно-кредитную политику и политику в отношении регулируемых цен и тарифов.

Решение поставленных задач будет способствовать обеспечению макроэкономической стабильности в государствах-членах.

 

2. Создание условий для стабильного экономического роста
 

Создание условий для стабильного экономического роста предполагает реализацию следующих приоритетных направлений:

углубление сотрудничества в реальном секторе экономики в целях повышения его конкурентоспособности;

улучшение условий торговли и развитие внешнеторговых отношений;

развитие транспортной инфраструктуры и реализация транзитного потенциала Единого экономического пространства;

развитие конкурентной среды и улучшение делового климата.

 

Углубление сотрудничества в реальном секторе в целях
повышения его конкурентоспособности
 

Важнейшим элементом обеспечения устойчивого развития экономик государств-членов в среднесрочной перспективе должно стать развитие ненефтегазового сектора, в том числе за счет повышения эффективности использования национальных ресурсов путем усиления кооперации производства и использования преимуществ интеграционного сотрудничества.

Однако эта задача является долгосрочной, в связи с чем повышение эффективности нефтегазового сектора экономики продолжает оставаться актуальным.

Для реализации интеграционных преимуществ и повышения конкурентоспособности реальных секторов экономик государств-членов необходимо:

выработать принципы и подходы к проведению согласованной промышленной и агропромышленной политики в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;

создать условия для финансовой поддержки реальных секторов экономик, в том числе за счет формирования новых механизмов привлечения финансовых средств, снижения налоговой нагрузки на реальные сектора экономик, внедрения инструментов налогового стимулирования (инвестиционные преференции, специальные экономические зоны), предоставления гарантий и страхования инвестиций;

создать условия для углубления кооперации и развития взаимодополняемости реальных секторов экономик государств-членов с учетом их конкурентных преимуществ в целях развития высокотехнологичных производств конкурентоспособной продукции и достижения синергетического эффекта за счет интеграции;

унифицировать подходы государств-членов к предоставлению промышленных субсидий;

стимулировать инновационное развитие промышленного и агропромышленного производства и переходить к использованию новейших технологий.

Реализация совокупности указанных действий будет способствовать повышению эффективности промышленного и агропромышленного производства за счет более рационального использования факторов производства, расширения интеграционного сотрудничества и использования конкурентных преимуществ государств-членов.

 

Улучшение условий торговли и развитие внешнеторговых отношений

Решение задачи развития обрабатывающих отраслей во многом зависит от наличия рынков сбыта их продукции. Создание условий для географической диверсификации экспортных поставок и повышение уровня переработки экспортируемой продукции могут придать мощный импульс развитию экономик государств-членов.

В этих целях необходимо:

стимулировать развитие торговли с государствами – участниками СНГ в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 ноября 2011 года;

проводить предварительный анализ возможных преимуществ и издержек для экономик государств-членов при заключении соглашений о свободной торговле с третьими странами;

упрощать административные процедуры в сфере торговли;

стимулировать формирование объединений производителей, экспортирующих одноименную продукцию на внешние рынки;

диверсифицировать и повышать эффективность государственной поддержки экспорта производимой продукции;

продолжить работу по отмене технических и административных барьеров в торговле между государствами-членами.

Улучшение условий торговли и развитие внешнеторговых отношений будут способствовать росту объемов и совершенствованию товарной и географической структуры внешней торговли, сокращению временных затрат на прохождение таможенных процедур и стимулированию взаимной торговли государств-членов.

 

Развитие транспортной инфраструктуры и реализация
транзитного потенциала Единого экономического пространства

 

Развитие реального сектора экономики, внутрирегиональной и международной торговли обусловливает потребность в форсированном развитии транспортной инфраструктуры.

Особенность географического положения государств-членов, связывающих два крупнейших мировых рынка – Европы и Азии, предоставляет широкие возможности для эффективного использования государствами-членами своего транзитного потенциала.

В связи с этим особую роль в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства приобретают развитие транспортных коридоров и создание логистических центров и транспортных объединений, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки грузов, а также контроль за всеми операциями, осуществляемыми на пути следования грузов, с использованием современных информационных технологий.

Для решения поставленных задач необходимо:

выработать принципы и подходы к проведению согласованной транспортной политики в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;

развивать систему международных транспортных коридоров;

содействовать объединению железнодорожных активов государств-членов, задействованных в транзитных перевозках крупнотоннажных контейнеров;

развивать транспортно-таможенные технологии, информационные системы, ускоряющие доставку грузов;

внедрять интеллектуальные транспортные системы, в том числе на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

Развитие транспортной инфраструктуры и реализация транзитного потенциала Единого экономического пространства будут способствовать созданию евразийской транспортной сети, включению государств-членов в систему международных транспортных коридоров, а также использованию их транзитного потенциала.

 

Развитие конкурентной среды и улучшение делового климата
 

В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства, повышения качества и снижения стоимости производимой продукции необходимо формирование и развитие конкурентной среды.

Для обеспечения свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств-членов необходимо:

внедрять процедуру оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов на предмет наличия в них излишних административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности в государствах-членах по унифицированным правилам;

внедрять в лицензионно-разрешительные системы государств-членов практику снижения административных барьеров для бизнеса и улучшения предпринимательской среды, в том числе путем упрощения процедуры получения лицензий, увеличения количества видов деятельности, требующих уведомительного порядка, за счет снижения количества видов деятельности, требующих разрешительного порядка, сокращения количества лицензионно-разрешительных документов, в том числе в связи со вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза, а также взаимного признания лицензий, выданных уполномоченными органами государств-членов;

приступить к разработке единой методики тарифообразования в сферах естественных монополий.

Создание и развитие конкурентной среды будут способствовать снижению административных барьеров для бизнеса, улучшению предпринимательской среды, обеспечению равных условий доступа на товарные рынки Таможенного союза и Единого экономического пространства для предпринимателей всех государств-членов, снижению темпов роста тарифов на услуги естественных монополий, улучшению и сближению позиций государств-членов в рейтинге группы Всемирного банка «Doing Business».

 

3. Развитие кредитно-финансовой системы
 

Решение задачи инновационного развития реального сектора экономики невозможно без развития кредитно-финансовой системы государств-членов.

С целью развития финансовых рынков, привлечения инвестиций и расширения использования национальных валют необходимо:

согласовывать подходы к развитию и регулированию финансовых рынков государств-членов на основе применения лучших международных практик;

создавать условия для расширения использования национальных валют во внешнеэкономической деятельности государств-членов;

продолжить работу по снятию ограничений на движение капитала в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;

создавать условия для мобилизации внутренних источников инвестиций, включая развитие частно-государственного партнерства.

Развитие кредитно-финансовой системы будет способствовать повышению устойчивости развития и функционирования финансового рынка, снижению валютных рисков, обеспечению свободы движения капитала, повышению транспарентности экономик, расширению внутренних источников финансирования.

 

Последовательная реализация всех ориентиров макроэкономической политики позволит обеспечить устойчивый экономический рост в среднесрочной перспективе за счет снижения внутренних ограничений роста и зависимости экономик государств-членов от внешних факторов.

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!