Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Письмо ФТС России от 28.06.2013 № 18-12/27777

Методические рекомендации по применению ст. 16.1 КоАП о незаконном перемещении через таможенную границу ТС товаров и транспортных средств международной перевозки
Письмо ФТС России от 28 июня 2013 г. N 18-12/27777
"О методических рекомендациях"

 

Направляем для использования в практической деятельности при производстве по делам об административных правонарушениях методические рекомендации по статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Начальник Управления
таможенных расследований и дознания
генерал-лейтенант таможенной службы
А.П.Кизлык

 

 

Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

 

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

4. Представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

 

Статья 16.1 КоАП России устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза и объединяет четыре самостоятельных состава правонарушений, различающихся способами совершения.

Перемещение товаров и транспортных средств международной перевозки (ТСМП) через таможенную границу представляет собой ввоз товаров и ТСМП на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров и ТСМП с таможенной территории Таможенного союза. При этом под ввозом товаров понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом до фактического пересечения таможенной границы (подпункты 3, 4, 22, 40 пункта 1 статьи 4, статьи 340 ТК ТС).

При этом транспортные средства также являются товарами (подпункт 39 пункта 1 статьи 4 ТК ТС). Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС незаконным признается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение. Несмотря на некоторое сходство указанного термина с диспозицией рассматриваемой статьи, незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из указанных в статье 16.1 КоАП России деяний.

Часть 1 статья 16.1 КоАП России предусматривает административную ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и (или) ТСМП на таможенную территорию Таможенного союза и их убытия с таможенной территории Таможенного союза.

Объективную сторону административного правонарушения (АП), предусмотренного частью 1 статьи 16.1 КоАП России, составляют:

- нарушение порядка прибытия товаров и (или) ТСМП на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государств - членов ТС) мест или вне времени работы таможенных органов;

- совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) ТСМП при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов ТС мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа.

Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов ТС, а также иные места, определенные законодательством государств - членов ТС (статья 151 ТК ТС).

Прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах. Отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств - членов Таможенного союза. Товары могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств - членов Таможенного союза. После пересечения таможенной границы Таможенного союза ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия или иные места, определенные законодательством государств - членов ТС, и предъявлены таможенному органу (статья 156 ТК ТС).

Следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 193 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Закон N 311-ФЗ) ввоз товаров в Российскую Федерацию непосредственно с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, должен осуществляться в местах прибытия, указанных в статье 156 ТК ТС, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, во время работы таможенных органов. Правительство Российской Федерации вправе определять пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию отдельных категорий товаров, а также устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации случаи и порядок, когда товары могут прибывать в Российскую Федерацию в иных местах, не являющихся местами прибытия в соответствии с ТК ТС.

Ввоз товаров в Российскую Федерацию из государств, не являющихся членами ТС, через территории государств - членов ТС, помещенных при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза под таможенную процедуру транзита, может осуществляться в любых местах по маршруту следования перевозчика в определенное таможенным органом отправления место доставки товаров, за исключением случая установления маршрута перевозки товаров в соответствии со статьей 217 ТК ТС в качестве меры обеспечения соблюдения таможенного транзита.

Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах (статья 162 ТК ТС).

Для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза (пункт 1 статьи 163 ТК ТС).

Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа, которое оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа (пункт 4 статьи 163 ТК ТС).

Согласно статье 195 Закона N 311-ФЗ в случаях, если убытие товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза будет осуществляться с территорий других государств - членов ТС, перемещение таких товаров из Российской Федерации на территорию государства - члена ТС может осуществляться в любых местах, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. В других случаях вывоз товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза должен осуществляться в местах убытия, указанных в статье 162 ТК ТС, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, и во время работы таможенных органов. Правительство Российской Федерации вправе определять пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации отдельных категорий товаров, а также устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации случаи и порядок, когда товары могут убывать из Российской Федерации в иных местах, не являющихся местами убытия в соответствии с ТК ТС.

Предметом АП являются товары, в том числе транспортные средства, и ТСМП, перемещаемые с нарушением порядка прибытия или убытия. При этом транспортные средства и ТСМП, на которых перевозятся товары, орудиями совершения данного правонарушения не являются. Так, если товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза на транспортном средстве вне места прибытия, то есть помимо таможенного контроля, то и товары, и транспортные средства, на которых такие товары перемещаются, являются предметами АП.

Ответственность за данное правонарушение несут лица, осуществляющие перевозку товаров, в том числе транспортных средств, и (или) ТСМП с нарушением порядка прибытия или убытия.

Часть 2 статьи 16.1 КоАП России предусматривает административную ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Таможенного союза одним из следующих способов:

- путем использования тайников;

- путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товара;

- путем придания одним товарам вида других.

Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды). К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные изощренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах, топливных и иных емкостях транспортного средства). Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида. Это могут быть изменения внешнего вида самого товара или его упаковки и тары, в которой он перемещается через таможенную границу. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза сокрытие товаров от таможенного контроля совершается в месте прибытия товаров. Однако факт сокрытия может быть обнаружен таможенным органом на любом этапе перемещения, вплоть до таможенного декларирования. При вывозе с таможенной территории Таможенного союза сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории Таможенного союза.

Субъектом АП, предусмотренного частью 2 статьи 16.1 КоАП России, является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу Таможенного союза и скрывающее их от таможенного контроля. К ответственности могут быть привлечены также отправители товаров - лица государств - членов ТС, если будет установлено совершение им конкретных действий по сокрытию (например, изготовление тайника). С учетом части 1 статьи 1.7 КоАП России, иностранные отправители не являются субъектами ответственности по данной статье, поскольку не совершают противоправных действий на таможенной территории Таможенного союза.

Субъективная сторона АП характеризуется для физического лица только умышленной формой вины. Следует отметить, что рассматриваемая диспозиция статьи и характер самого способа незаконного перемещения свидетельствуют о том, что предметом данного АП могут быть только товары.

Если транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то они рассматриваются в качестве орудия АП.

По части 3 статьи 16.1 КоАП России подлежит квалификации деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем:

- представления недействительных документов;

- использования поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются:

а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати, замены целой страницы на другую с текстом отличным от исходного и т.п.);

б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;

г) документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу Таможенного союза других товаров и (или) транспортных средств;

д) иные документы, не имеющие юридической силы, к которым могут относиться документы, не имевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

Объективную сторону АП образуют действия лица, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений на каждом этапе перемещения, указанном в диспозиции части 3 статьи 16.1 КоАП России: при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза или их убытии, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения.

Таможенным законодательством Таможенного союза на различных этапах перемещения товаров через таможенную границу установлена обязанность совершать таможенные операции по сообщению сведений или заявлению (декларированию) таможенным органам сведений о товарах.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей действия лиц квалифицируются по различным составам АП - по части 3 статьи 16.1 либо по части 1 статьи 16.2 КоАП России.

При этом квалификация противоправных действий лиц по той или иной статье не ставится законодателем в зависимость от особенностей совершения таможенных операций - с помещением под таможенную процедуру или без такового.

Для разграничения указанных составов АП необходимо исходить из того, что диспозицией части 3 статьи 16.1 КоАП России определены конкретные перечни этапов перемещения товаров и сведений о товарах, недостоверное сообщение о которых образует данный состав АП.

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, маркировке грузовых мест, наименовании товаров, весе брутто и (или) объеме товаров при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, несмотря на то, что оно осуществляется путем таможенного декларирования (подача транзитной декларации) и завершается выпуском товаров, подлежит квалификации по части 3 статьи 16.1 КоАП России, как более специальному составу АП по отношению к части 1 статьи 16.2 КоАП России.

Следует учитывать, что административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП России влечет сообщение недостоверных сведений путем представления только тех недействительных документов, которые необходимо представить таможенному органу в вышеуказанных случаях.

Частью 3 статьи 16.1 КоАП России установлен исчерпывающий перечет недостоверных сведений, за сообщение которых наступает административная ответственность:

- количество грузовых мест;

- маркировка грузовых мест;

- наименование товаров;

- вес брутто и (или) объем товаров.

В случае представления вышеназванных сведений на этапе прибытия (убытия) товаров на таможенную территорию Таможенного союза, необходимо учитывать, что представление перевозчиком таможенному органу тех или иных документов и сведений зависит от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (статьи 159, 163 ТК ТС).

Представление иных недостоверных сведений о товарах таможенному органу не подпадает под действие данной статьи.

Привлечение к административной ответственности перевозчика за сообщение недостоверных сведений о качественных характеристиках товара при условии достоверности заявленных сведений об общем наименовании товара, его весе брутто и (или) объеме, количестве и маркировке грузовых мест, то есть сведений, необходимых для его идентификации, не является правомерным (например, когда декларируется обувь из кожзаменителя, а не кожаная, как заявлено в транспортных (перевозочных), коммерческих документах).

При правовой оценке недостоверности сведений о весе брутто и (или) объеме товаров необходимо исходить из основных и дополнительных единиц измерения веса и (или) объема, применяемых в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (утвержден Решением КТС от 18.11.2011 N 850) к конкретному товару, являющемуся предметом АП.

Прибытие на таможенную территорию Таможенного союза товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых таможенному органу документах, не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, поскольку указанная в документах часть товара фактически не перемещается на таможенную территорию Таможенного союза и не подлежит таможенному контролю.

В случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано в транспортных и коммерческих документах, предметом АП является только часть товара, не указанная в документах. Вывоз товаров Таможенного союза в меньшем количестве, чем указано в транспортных и коммерческих документах, также не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП России, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 164 ТК ТС товары Таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

Однако сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве вывозимых иностранных товаров, когда иностранные товары вывозятся в меньшем количестве, чем указано в транспортных и коммерческих документах, подлежит квалификации по части 3 статьи 16.1 КоАП России. Если же такие обстоятельства устанавливаются при перевозке иностранных товаров, перемещаемых при таможенном транзите, необходимо рассмотреть вопрос о наличии в действиях перевозчика признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП России.

Исходя из пункта 1 статьи 164 ТК ТС товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру либо в момент прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, за исключением случаев, когда допускаются изменения количества и (или) состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве. Вредные последствия такого деяния выражаются в том, что в отношении иностранного товара фактически не завершается таможенная процедура, в соответствии с которой иностранный товар был ввезен на таможенную территорию Таможенного союза. Также может иметь место необоснованное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и от применения к товарам запретов и ограничений. Наряду с привлечением лица, фактически сообщившего недостоверные сведения, по части 3 статьи 16.1 КоАП России необходимо рассматривать вопрос о привлечении лица, поместившего товары под таможенную процедуру, за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, по части 3 статьи 16.19 КоАП России.

За сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) объеме товаров подлежит ответственности лицо, фактически представившее недействительные документы.

Документы и сведения в месте прибытия (убытия) могут быть представлены таможенному органу перевозчиком, таможенным представителем, а также любым иным лицом, действующим по его поручению (пункт 1 статьи 158, пункт 3 статьи 163 ТК ТС, часть 4 статьи 194, часть 2 статьи 195 Закона N 311-ФЗ).

К ответственности может быть привлечен также экспедитор, если он является лицом государства - члена ТС, в случае представления им таможенному органу недействительных документов при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита (пункт 3 статьи 186 ТК ТС).

Под маркировкой грузовых мест следует понимать идентификационные условные обозначения, наносимые на упаковку каждого грузового места (ящика, клетки, мешка и т.п.), содержащие данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Маркировка указывается на упаковке грузового места, а сведения о нанесенной маркировке - в документах на груз. При несоответствии сведений о маркировке грузовых мест, указанных в транспортных и коммерческих документах, фактической маркировке, нанесенной на грузовые места, имеет место событие правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП России. Предметом АП в данном случае будет товар, размещенный в грузовом месте, маркировка которого не совпадает с указанной в транспортных и коммерческих документах. При этом отсутствие в документах сведений о маркировке не влечет ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП России.

При определении понятий "грузовое место", "упаковка" следует применять понятия, употребляемые в международных правовых актах.

Так, согласно Рекомендациям Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Рекомендация N 21/Rev.1 европейской экономической комиссии ООН "Коды для видов груза, упаковки и материалов упаковки" от августа 1994 г.):

- "грузовое место" - конечный продукт упаковочной операции в том виде, в каком он подготовлен для транспортировки, и состоит из собственно упаковки (резервуар, контейнер) и находящегося в ней груза. Термин "грузовое место" включает все применяемые для упаковки приспособления, и в частности держатели, используемые в качестве внешней или внутренней оболочки товаров, держатели, с помощью которых товары накручиваются, наматываются или связываются (в отличие от тех, что определены в международных конвенциях), и резервуары. Данный термин исключает средства транспортировки и транспортное оборудование, как то поддоны и контейнеры;

- "упаковка" - материалы и компоненты, используемые при любых упаковочных операциях для хранения и защиты готовых изделий или материалов во время транспортировки.

- "вид упаковки" - форма или конфигурация грузового места в том виде, в каком оно представлено для транспортировки.

При доказывании вины перевозчика в совершении правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о товаре, следует установить, в полной ли мере перевозчиком были использованы положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) от 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и др.), предоставляющие ему возможность для выполнения возложенных на него ТК ТС обязанностей.

Так, до вступления в таможенные правоотношения перевозчик, заключив договор международной перевозки, вступает с отправителем (получателем) груза в гражданско-правовые отношения. При этом, учитывая, что ему предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами, в частности, по представлению в месте прибытия на таможенную территорию ТС документов на перевозимые товары, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей.

Поскольку указанные меры принимаются перевозчиком, действующим в рамках гражданско-правовых отношений, как правило, на этапе приема груза к перевозке, круг его правовых возможностей ограничен правами, установленными международными договорами, регулирующими вопросы международных перевозок грузов, и законодательством Российской Федерации, а также вытекающими из конкретного договора перевозки.

При отсутствии возможности реализовать фактически свое право проверить достоверность сведений о товаре, например, при приемке груза в контейнере, опломбированном отправителем, перевозчик должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (пункт 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) от 1956 г., статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года). Аналогичный подход к порядку действий перевозчика при приемке груза к перевозке установлен и для других видов транспорта.

Вместе с тем наличие оговорок не должно расцениваться как обстоятельство, безусловно исключающее вину перевозчика, поскольку оно не препятствует привлечению перевозчика к ответственности в случае, если будет установлено, что он, знал о недействительности документов, переданных отправителем, и мог отказаться от заключения договора перевозки, но, несмотря на это принял груз к перевозке и представил такие документы таможенному органу.

Отсутствие таких оговорок в документах в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости и осмотрительности перевозчика с целью соблюдения требований таможенного законодательства, а следовательно, и о наличии вины в его действиях.

При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о количестве наливных, насыпных, навалочных и иных товаров, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо исходить из того, насколько существенна разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в транспортных и коммерческих документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортного средства, его технических возможностей, расхода топлива и других подобных показателей.

Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения товаров и транспортных средств также средств идентификации, перечисленных в части 3 статьи 16.1 КоАП России, а именно:

- поддельного средства идентификации, то есть полностью изготовленного фиктивного средства идентификации;

- подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, то есть соответствующего установленным требованиям, но служащего для идентификации других товаров и транспортных средств.

Частью четвертой статьи 16.1 КоАП России установлена ответственность за представление в таможенный орган недействительных документов на товары, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования (далее - запреты и ограничения) при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза или их убытии, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения.

Требование о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза установлено пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.

Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии (убытии) товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчиком представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (пункт 2 статьи 159, пункт 1 статьи 163 ТК ТС).

Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается, если товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с такой территории, либо в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу (статья 215, пункты 1, 2 статьи 216 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 ТК ТС для помещения товаров на временное хранение в таможенный орган представляются транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, то есть тот же пакет документов, что и на этапах прибытия, помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

Необходимо разграничивать составы АП, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 и частью 1 статьи 16.3 КоАП России.

Правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 16.1 КоАП России, совершается путем действия в виде представления недействительных документов на всех этапах перемещения товаров, перечисленных в диспозиции данной статьи, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.

Если же представление недействительных документов осуществляется на этапе таможенного декларирования товаров, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, и такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, такое противоправное действие охватывается объективной стороной АП, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП России.

Объективную сторону АП, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП России, образует бездействие лица, выразившееся в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз (вывоз) товаров.

Субъектами ответственности правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 16.1 КоАП России, могут быть перевозчики, таможенные представители либо иные лица, действующие по поручению перевозчика, или обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители, а также экспедитор, если он является лицом государства - члена ТС (пункт 1 статьи 158, пункт 3 статьи 163, пункт 1 статьи 169, статья 186 ТК ТС, часть 4 статьи 194, часть 2 статьи 195 Закона N 311-ФЗ).

 

  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
20:21 03.08.2022
Правильно ли получается, что если товар следовал по международной авианакладной и на момент прибытия была утеряна траспортная бирка, в которой был указан номер международной накладной и количество мес/вес, то автоматически возникает состав об АП по ч.3 ст.16.1 КоАП - сообщение в таможенный орган ндостоверных сведений о маркировке грузовых мест.? Хотя идентифицировать и отнести данное грузовое место без транспортной бирки к данной накладной не представляет труда по второстепенным идентификационным признакам (грузоотправитель/грузополучатель, фирма консолидатор итд), но формально на момент выгрузки и уведомления о прибытия транспортной бирки не было на гузовом месте.
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha