Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.07.2013 № 01-11/32101

Письмо ФТС России от 25 июля 2013 г. N 01-11/32101
"Об определении статуса граждан Российской Федерации"
 

В связи с запросами таможенных органов относительно порядка признания граждан Российской Федерации иностранными физическими лицами для целей принятия решения об освобождении от предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранном государстве, ФТС России предлагает руководствоваться следующим.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза транспортных средств для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение).

Пунктом 22 приложения 3 к Соглашению установлено, что от уплаты таможенных пошлин, налогов освобождаются транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами на срок их временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.

В соответствии со статьей 16 Соглашения и пунктом 23 приложения 3 к Соглашению временный ввоз транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, физическими лицами государств - членов Таможенного союза любым способом на срок, не превышающий шести месяцев, допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Таким образом, таможенное законодательство Таможенного союза дифференцирует условия временного ввоза транспортных средств для личного пользования в зависимости от отнесения физического лица, его перемещающего, к конкретной категории субъектов таможенных правоотношений - иностранное физическое лицо либо физическое лицо государства - члена Таможенного союза.

Согласно положениям подпунктов 9, 14 пункта 1 статьи 4 ТК ТС лицо государства - члена Таможенного союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза. Физические лица, не являющиеся лицами государства - члена Таможенного союза, относятся к категории "иностранные лица".

Понятие "постоянное место жительства" таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не определено, в связи с чем в силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" применению подлежат соответствующие нормы иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) пропуск через государственную границу Российской Федерации физических лиц заключается в признании законности пересечения ими государственной границы на основании действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации. Юридическим фактом такого признания является проставление должностным лицом Пограничной службы ФСБ России соответствующей отметки в данном документе.

С учетом норм Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (статья 6) для граждан Российской Федерации действительными документами на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации являются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - заграничные паспорта граждан Российской Федерации), а также документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, действительные для пересечения границы в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее - иные документы).

Для иностранных граждан или лиц без гражданства документами на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации являются действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве (далее - удостоверяющие личность документы иностранного государства), и виза, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

Временно ввозимое физическим лицом транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное на территории иностранного государства, подлежит таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации (далее - ПТД). Одновременно с ПТД физическое лицо представляет действительный документ, удостоверяющий личность, на основании которого им произведено законное пересечение государственной границы Российской Федерации.

Если пересечение государственной границы Российской Федерации физическим лицом осуществляется на основании удостоверяющего личность документа иностранного государства, то он рассматривается таможенными органами в качестве иностранного лица.

Вместе с тем, если иностранный гражданин или лицо без гражданства пересекает государственную границу Российской Федерации на основании свидетельства или удостоверения беженца на территории Российской Федерации, то данное лицо рассматривается таможенными органами в качестве лица государства - члена Таможенного союза.

В случае если пересечение государственной границы Российской Федерации физическим лицом осуществляется на основании заграничного паспорта гражданина Российской Федерации или иных документов, то при отсутствии документа, подтверждающего факт его постоянного проживания в иностранном государстве (вид на жительство, разрешение на жительство и т.д.), выданного в соответствии с законодательством иностранного государства, он рассматривается таможенными органами в качестве лица государства - члена Таможенного союза.

По информации МИДа России постановка гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего либо временно находящегося за пределами Российской Федерации, на учет в консульском учреждении Российской Федерации в иностранном государстве сама по себе не может рассматриваться в качестве обстоятельства, доказывающего фактическое непрерывное пребывание (проживание) данного лица за пределами Российской Федерации и не порождает для лица каких-либо правовых последствий.

Дополнительно информируем, что лицами, имеющими постоянное место жительства в Республике Беларусь, являются:

граждане Республики Беларусь, имеющие паспорт гражданина Республики Беларусь (за исключением паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь серии "РР");

иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь;

иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь.

В случае предъявления гражданином Республики Беларусь паспорта гражданина Республики Беларусь серии "РР" данное лицо рассматривается таможенными органами в качестве иностранного лица при условии наличия в таком паспорте отметки о постановке на консульский учет в государстве, не являющемся государством - членом Таможенного союза, либо (в случае отсутствия такой отметки) представления документа, подтверждающего факт постоянного проживания этого лица в иностранном государстве (вид на жительство, разрешение на пребывание, включая документ с отметкой о регистрации, и т.д.).

К лицам, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, относятся:

граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, что подтверждается отсутствием отметок в паспорте гражданина Республики Казахстан: "Принят на учет в ... (наименование консульского учреждения Республики Казахстан и его местонахождение), дата и подпись лица, принявшего на учет";

иностранные граждане, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан;

лица без гражданства, имеющие удостоверение лица без гражданства, выданное органами внутренних дел Республики Казахстан.

 
Статс-секретарь –
заместитель руководителя
генерал-лейтенант таможенной службы
Т.Н.Голендеева
 
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!