;
Действует
История статусов
Подписан 25.07.2013 |
Направляем для использования в работе Методические рекомендации об особенностях перемещения через таможенную границу Таможенного союза продукции военного назначения.
По результатам применения методических рекомендаций замечания и предложения по их совершенствованию направлять в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России.
1. Методические рекомендации об особенностях перемещения через таможенную границу Таможенного союза продукции военного назначения (далее - Методические рекомендации) предназначены для использования должностными лицами таможенных органов Российской Федерации и направлены на реализацию функций таможенных органов по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении продукции военного назначения.
2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
- Таможенным кодексом Таможенного союза;
- решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 5 июля 2010 г. N 52 "Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза";
- решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 687 "О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров";
- решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 329 "О Перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру";
- Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";
- Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами";
- Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан";
- Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. N 1007 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2007 г. N 339 "Об утверждении Положения о проведении международных выставок образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и об участии российских организаций в таких выставках на территориях иностранных государств";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. N 714 "О требованиях и условиях помещения товаров под специальный таможенный режим перемещения товаров между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за пределами этой территории";
- приказом ФСВТС России от 28 августа 2009 г. N 59-од "Об утверждении инструкции о порядке представления документов для получения лицензий, заявлений на их получение и дополнительных перечней продукции военного назначения";
- приказом Минобороны России от 29 декабря 2005 г. N 550 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения";
- приказом ФТС России от 29 декабря 2011 г. N 2652 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленных на реализацию положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров";
- приказом ФТС России от 5 марта 2012 г. N 407 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности".
3. В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. N 52 "Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза" до введения в действие документов, регламентирующих порядок перемещения продукции военного назначения как внутри единой таможенной территории Таможенного союза, так и в торговле с третьими странами, в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяется национальное законодательство.
4. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" с 1 июля 2011 г. отменен таможенный контроль на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" государственный контроль по обеспечению соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении продукции военного назначения во взаимной торговле между государствами - членами Таможенного союза осуществляется без применения сил и средств таможенных органов и возложен на иные федеральные органы исполнительной власти.
Порядок перемещения продукции военного назначения между государствами - членами Таможенного союза определяется законодательством этих государств. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации такое перемещение может осуществляться при наличии разрешительного документа (лицензии ФСВТС России, воинского пропуска, перечней Минпромторга России, решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации).
В соответствии с Положением о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 (далее - Указ), ввоз в Российскую Федерацию, в том числе временный ввоз, и вывоз из Российской Федерации, в том числе временный вывоз, передача в аренду, финансовую аренду (лизинг), вывоз на переработку продукции военного назначения производятся в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или ФСВТС России по лицензиям, выдаваемым ФСВТС России. При этом лицензия ФСВТС России является необходимым условием для совершения таможенных операций, связанных с помещением под таможенную процедуру, и проведения таможенного контроля продукции военного назначения.
В соответствии с Указом лицензия подлежит постановке на контроль (регистрации) в таможенном органе Российской Федерации в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее представления, при наличии всех необходимых для регистрации документов.
Постановка лицензии на контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 687, и Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утвержденной приказом ФТС России от 29 декабря 2011 г. N 2652. При этом оригинал лицензии до перемещения продукции военного назначения через таможенную границу Таможенного союза представляется владельцем лицензии для постановки на контроль в таможенный орган, а именно:
в таможенный орган, в подчинении которого находятся таможенные органы (структурные подразделения), в которых планируется произвести таможенное декларирование всех лицензируемых товаров;
в таможенный орган по месту нахождения владельца лицензии, если таможенное декларирование лицензируемых товаров планируется провести в таможенных органах (структурных подразделениях), подчинённых разным таможенным органам.
В соответствии с Указом продление срока действия лицензии и (или) внесение в нее других изменений осуществляются ФСВТС России и оформляются в виде писем ФСВТС России в организацию - заявитель и в таможенный орган, в котором лицензия поставлена на контроль. Указанные письма являются неотъемлемой частью лицензии. Лицензии, срок действия которых истек, продлению и (или) изменению, а также представлению в таможенный орган не подлежат.
Совершение таможенных операций и таможенного контроля в отношении продукции военного назначения, перемещаемой в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности, производится в соответствии с перечнями Минпромторга России, зарегистрированными и направленными ФТС России в таможенный орган, совершающий таможенные операции и таможенный контроль в соответствии с приказом ФТС России от 5 марта 2012 г. N 407.
Представление перечней в таможенные органы осуществляется в соответствии с Порядком совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений, утвержденным приказом ФТС России от 5 марта 2012 г. N 407 (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений, не подлежат квотированию и лицензированию. При их ввозе в Российскую Федерацию не требуется представления сертификатов соответствия, а таможенные операции с ними производятся в соответствии с номенклатурой и количеством, указанными в перечнях.
В соответствии с разъяснениями ФСВТС России перемещение продукции военного назначения между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства не является предметом военно-технического сотрудничества и не предусматривает выдачу лицензии ФСВТС России.
5.1. Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 329 установлено, что вооружение, военная техника, боеприпасы и иные материальные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза между воинскими частями (учреждениями, формированиями) государств - членов Таможенного союза, дислоцированными на территории Таможенного союза и за пределами этой территории, с целью поддержания их боевой готовности, создания благоприятных условий для выполнения ими поставленных задач, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения запретов и ограничений.
Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена Таможенного союза (ст. 202 Таможенного кодекса Таможенного союза). В соответствии со ст. 303 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требования и условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру, а также ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. N 714 определена совокупность условий, при соблюдении которых товары могут помещаться под указанную таможенную процедуру:
- товары принадлежат Вооруженным силам Российской Федерации или федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба;
- товары предназначены для поддержания боевой готовности и обеспечения повседневной деятельности воинских частей Российской Федерации;
- отправителями и получателями товаров являются воинские части Российской Федерации.
Для помещения указанных товаров под специальную таможенную процедуру необходимо представить в таможенный орган воинский пропуск, выданный в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Форма и порядок заполнения воинского пропуска утверждаются Минобороны России по согласованию с ФТС России, ФСБ России, ФСО России, СВР России и МВД России.
Порядок заполнения воинского пропуска утвержден приказом Минобороны России от 5 июля 2010 г. N 700дсп, который был доведен до таможенных органов письмом ФТС России от 20.10.2010 N 04-19/51028дсп.
5.2. Общий порядок перемещения военного имущества через таможенную границу Таможенного союза по воинским пропускам регламентирован пунктом 3 статьи 202 Таможенного кодекса Таможенного союза, решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 329, приказом ФТС России от 24 мая 2010 г. N 982 "Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании специального таможенного режима перемещения товаров между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за пределами этой территории".
5.3. Порядок перемещения продукции военного назначения через таможенную границу Российской Федерации воинскими подразделениями для проведения учений на территории Российской Федерации и за ее пределами устанавливается отдельными решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Понятие "продукция военного назначения" определено в статье 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и в Классификаторе продукции военного назначения (далее - Классификатор), утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами".
В соответствии с Примечанием к Классификатору к продукции военного назначения не относятся детали, агрегаты, оборудование, материалы, запасные части и комплектующие изделия, применяемые для обеспечения производства, эксплуатации и ремонта продукции военного назначения, если они имеют гражданское (общепромышленное) назначение или изготовлены для применения в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям.
В компетенцию таможенных органов не входят вопросы, связанные с определением статуса товара на предмет его отнесения/неотнесения к продукции военного назначения. Информация, содержащаяся в Классификаторе и статье 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ, ориентирует должностных лиц таможенных органов на категорию товаров и субъектов, в отношении которых в рамках таможенного контроля принимается решение о необходимости требования дополнительных документов.
Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. N 1007 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" функция Минобороны России по выдаче заключений об отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения (далее - заключение) передана ФСВТС России.
Заключения ФСВТС России оформляются на бланках ФСВТС России начиная с 30.10.2011.
До принятия Административного регламента по выполнению ФСВТС России указанной функции необходимо временно руководствоваться Порядком оформления и выдачи заключений, утвержденным приказом Минобороны России от 29 декабря 2005 г. N 550.
Запросы о выдаче заключений подлежат направлению в ФСВТС России по адресу: Овчинниковская наб., 18/1, Москва, 115324.
Уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают решения о возможности выпуска товара, имеющего признаки продукции военного назначения, без представления лицензии либо об отказе в выпуске такого товара на основании информации, содержащейся в:
- профилях рисков;
- ориентировках ФТС России и иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
- документах (в том числе заключениях), подтверждающих заявленные участником внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании сведения о том, что ввозимая в Российскую Федерацию или вывозимая из нее продукция не относится к продукции военного назначения.
При этом наличие заключения о неотнесении к продукции военного назначения не исключает проведение таможенными органами дополнительной проверки на предмет принадлежности таких товаров к объектам экспортного контроля.
Декларант вправе провести идентификацию товара самостоятельно, подтвердив ее результаты и заявленные в декларации на товары сведения документами, на основании которых проведена идентификация; оригиналами технической, коммерческой или иной документации либо их копиями, в том числе и электронными, заверенными лицом, их представившим, уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо нотариально.