Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 31.10.2013 № 23-20/49026

Письмо ФТС России от 31 октября 2013 г. N 23-20/49026
"О направлении методических рекомендаций"
 

В целях обеспечения единообразного подхода подразделений таможенного контроля после выпуска товаров к проведению таможенного контроля уполномоченных экономических операторов направляем методические рекомендации по проведению таможенного контроля после выпуска товаров в отношении уполномоченных экономических операторов, для использования в работе и принятия мер по совершенствованию проверочной деятельности.

Прошу довести настоящие методические рекомендации до сведения подчиненных таможенных органов.

 

Начальник Главного
управления таможенного контроля
после выпуска товаров
генерал-майор таможенной службы
В.И.Селезнев
 
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
В ОТНОШЕНИИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ
 
I. Общие положения
 

1. Методические рекомендации по проведению таможенного контроля после выпуска товаров в отношении уполномоченных экономических операторов (далее - Методические рекомендации) предназначены для использования должностными лицами таможенных органов Российской Федерации и направлены на обеспечение единообразного применения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при таможенном контроле после выпуска товаров.

2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

1) Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС);

2) решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 872 "Об определении критериев к лицам, осуществляющим деятельность по производству товаров и (или) экспортирующим товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, претендующим получить статус уполномоченного экономического оператора" (далее - Решение КТС);

3) решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 "О формах таможенных документов";

4) решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 323 "О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору";

5) Гражданским кодексом Российской Федерации;

6) Земельным кодексом Российской Федерации;

7) Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);

8) Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

9) инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденной приказом ФТС России от 06.07.2012 N 1373;

10) приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2709 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 30.07.2012 N 1520) "Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора" (зарегистрирован Минюстом России 16.03.2011, рег. N 20132);

11) приказом ФТС России от 03.05.2012 N 858 "Об утверждении Порядка проведения консультаций с общероссийскими некоммерческими организациями при разработке проектов нормативных правовых актов ФТС России, устанавливающих порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их декларированием и выпуском, определяющих условия деятельности уполномоченных экономических операторов и иных лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела" (зарегистрирован Минюстом России 24.05.2012, рег. N 24309);

12) приказом ФТС России от 06.07.2012 N 1373 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки";

13) приказом ФТС России от 06.07.2012 N 1372 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров";

14) приказом ФТС России от 08.07.2013 N 1267 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия структурных подразделений таможенных органов при проведении мониторинга и анализа внешнеэкономической деятельности уполномоченных экономических операторов";

15) приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2522 "Об утверждении формы акта проверки системы учета товаров и отчетности";

16) приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2713 "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок";

17) приказом ФТС России от 14.09.2011 N 1877 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов";

18) приказом ФТС России от 20.09.2011 N 1914 "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором";

19) постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД";

20) положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н;

21) положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н;

22) методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н;

23) планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденной приказом Минфином России от 31.10.2000 N 94н;

24) методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

 

II. Формы, виды и сроки таможенного контроля после выпуска товаров
в отношении уполномоченных экономических операторов
 

3. В отношении уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.

4. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, в отношении которых применялись специальные упрощения.

5. Таможенный контроль в форме таможенной проверки в отношении УЭО проводится в следующие сроки:

плановые выездные таможенные проверки проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года в соответствии с пунктом 7 статьи 132 ТК ТС;

камеральные таможенные проверки, в том числе плановые, относящиеся к категории профилактических, осуществляются без ограничений периодичности и срока их проведения в соответствии с пунктом 3 статьи 131 ТК ТС;

внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения в соответствии с пунктом 7 статьи 132 ТК ТС.

6. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать двух месяцев. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений в соответствии с пунктом 12 статьи 132 ТК ТС.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

7. Приостановление проведения выездной таможенной проверки осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 132 ТК ТС.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица.

Приостановление и возобновление проведения выездной таможенной проверки оформляются решением руководителя (начальника) таможенного органа, проводящего указанную проверку, или уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа, проводящего указанную проверку.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать шести месяцев. В случае, если проверка была приостановлена в связи с необходимостью направления запросов в компетентные органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и в течение шести месяцев таможенным органом не получена запрашиваемая информация, имеющая существенное значение для результатов проверки, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца в соответствии со статьей 180 Федерального закона.

 

III. Мониторинг и анализ показателей таможенного декларирования товаров УЭО
 

8. Проведение мониторинга направлено на оценку:

- рисков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации;

- данных, которые свидетельствуют о возможном несоблюдении условий присвоения статуса УЭО;

- исполнения положений соглашения, заключенного между таможенным органом и УЭО.

9. Мониторинг осуществляется на основании сведений, содержащихся в информационных ресурсах Единой автоматизированной системы таможенных органов, по состоянию на 1-е число месяца, следующего за последним месяцем анализируемого квартала.

10. Мониторинг проводится ежеквартально.

В отношении УЭО, со дня включения которых в реестр уполномоченных операторов прошло менее двух лет, мониторинг осуществляется путем сопоставительного анализа показателей декларирования за отчетный квартал и предшествующий ему квартал.

В отношении УЭО, со дня включения которых в соответствующий реестр прошло два года и более, мониторинг осуществляется путем сопоставления показателей таможенного декларирования за отчетный квартал (нарастающим итогом) и аналогичный ему период прошлого года.

11. Мониторинг и анализ осуществляется по товарам, задекларированным с применением специальных упрощений (далее - товары). Мониторинг осуществляется в целом по УЭО, а также в разрезе заявленных им таможенных процедур, товарных групп, товарных субпозиций, заявленной страны происхождения товаров.

12. Мониторинг и анализ осуществляется таможенными органами, в регионе деятельности которых между таможенным органом и УЭО заключено соглашение по форме, предусмотренной приказом ФТС России от 20.09.2011 N 1914 "Об утверждении типовой формы соглашения, заключенного между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором".

13. При проведении мониторинга и анализа используется КПС "Постконтроль".

14. Мониторингу и анализу подлежат следующие показатели:

1) средний индекс уплаченных таможенных платежей.

Показатель рассчитывается посредством деления суммарного объема уплаченных таможенных платежей по декларируемым товарам на их весовой объем (вес нетто). Для товаров, по которым определены дополнительные единицы измерения показатель также рассчитывается посредством деления суммарного объема уплаченных таможенных платежей по декларируемым товарам на их количественный объем, выраженный в дополнительных единицах измерения;

2) средний индекс таможенной стоимости товаров.

Показатель рассчитывается посредством деления стоимостного объема задекларированных товаров с учетом произведенных корректировок таможенной стоимости на их весовой объем (вес нетто). Для товаров, по которым определены дополнительные единицы измерения, показатель также рассчитывается посредством деления суммарного объема уплаченных таможенных платежей по декларируемым товарам на их количественный объем, выраженный в дополнительных единицах измерения;

3) сопоставительный индекс таможенной стоимости товаров.

Показатель рассчитывается посредством деления стоимостного объема задекларированных товаров с учетом произведенных корректировок таможенной стоимости на их весовой объем (вес нетто). Для товаров, по которым определены дополнительные единицы измерения, показатель также рассчитывается посредством деления суммарного объема уплаченных таможенных платежей по декларируемым товарам на их количественный объем, выраженный в дополнительных единицах измерения.

Расчет показателя производится в отношении товаров (с учетом товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС, страны происхождения, а также марок и артикулов товаров), декларирование которых осуществлялось в анализируемом и предшествующем ему кварталах;

4) сопоставительный индекс уплаченных таможенных платежей.

Показатель рассчитывается посредством деления сумм уплаченных таможенных платежей на их весовой объем (вес нетто). Для товаров, по которым определены дополнительные единицы измерения, показатель также рассчитывается посредством деления суммарного объема уплаченных таможенных платежей по декларируемым товарам на их количественный объем, выраженный в дополнительных единицах измерения.

Расчет показателя производится в отношении товаров (с учетом товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС, страны происхождения, марок и артикулов товаров), декларирование которых осуществлялось в анализируемом и предшествующем ему кварталах;

5) средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах).

Показатель рассчитывается как отношение сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных в отношении задекларированных товаров (графа В ДТ), к стоимостному объему этих товаров (графа 45 ДТ);

6) средневзвешенная ставка налога на добавленную стоимость (в процентах).

Показатель рассчитывается как отношение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в отношении задекларированных товаров (графа В ДТ), к стоимостному объему этих товаров (графа 45 ДТ);

7) средневзвешенная ставка вывозной таможенной пошлины (в процентах).

Показатель рассчитывается как отношение сумм вывозных таможенных пошлин, уплаченных в отношении задекларированных товаров (графа В ДТ), к стоимостному объему этих товаров (графа 45 ДТ);

8) доля товаров, в отношении которых применяются ставки ввозной таможенной пошлины в размере 0 % от таможенной стоимости (в процентах от общей таможенной стоимости задекларированных товаров);

9) доля товаров, в отношении которых применяются низкие ставки ввозных таможенных пошлин (в процентах от общей таможенной стоимости задекларированных товаров), в том числе:

- доля товаров, в отношении которых применяются ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5 % от таможенной стоимости (в процентах от общей таможенной стоимости задекларированных товаров);

- доля товаров, в отношении которых применяются ставки ввозной таможенной пошлины в размере 10 % от таможенной стоимости задекларированных товаров;

10) доля условно начисленных таможенных платежей по товарам, выпуск которых осуществлен с представлением тарифных преференций и иных льгот (в процентах от общего объема начисленных таможенных платежей);

11) доля стоимости товаров, освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость (в процентном выражении от общей таможенной стоимости задекларированных товаров);

12) доля стоимости товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость в размере 10 % (в процентном выражении от общей таможенной стоимости задекларированных товаров);

13) доля таможенной стоимости товаров, происходящих из стран СНГ (в процентном выражении от общей таможенной стоимости задекларированных товаров);

14) доля товаров (в процентном выражении от общей таможенной стоимости задекларированных товаров), по которым при их декларировании выявляются профили риска без применения мер по минимизации рисков, за исключением генератора случайных чисел;

15) среднее соотношение веса брутто и нетто задекларированных товаров (в процентах);

16) доля таможенной стоимости декларируемых товаров, перемещаемых по прямым поставкам (в процентном выражении от общей таможенной стоимости задекларированных товаров);

17) доля таможенной стоимости товаров, ввезенных в Российскую Федерацию, отправителем либо продавцом которых выступает юридическое лицо, зарегистрированное на территории, которая включена в утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (в процентном выражении от общей таможенной стоимости товаров).

15. На основе рассчитанных показателей производится расчет отклонений значений показателей в анализируемом периоде от значений аналогичных показателей в предшествующем периоде.

16. На основе рассчитанных показателей и отклонений значений показателей определяются показатели таможенного декларирования, значения которых в анализируемом периоде могут свидетельствовать о существовании потенциального риска нарушения таможенного законодательства.

17. Показатели таможенного декларирования относятся к категории показателей, свидетельствующих о существовании вероятности нарушения таможенного законодательства, в следующих случаях:

- при снижении значения показателя в анализируемом периоде по сравнению со значением показателя в предшествующем анализируемому периоду - для показателей "Средний индекс таможенной стоимости товаров", "Средний индекс уплаченных таможенных платежей", "Сопоставительный индекс таможенной стоимости товаров", "Сопоставительный индекс уплаченных таможенных платежей", "Средневзвешенная ставка НДС", "Среднее соотношение веса брутто и нетто товаров";

- при снижении значения показателя в анализируемом периоде по сравнению со значением показателя в предшествующем анализируемому периоду - для показателей "Средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины", "Средневзвешенная ставка вывозной таможенной пошлины" (с учетом ежегодной имплементации в Таможенный тариф Таможенного союза обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией);

- при увеличении значений показателей в анализируемом квартале по сравнению со значением соответствующего показателя в предшествующем анализируемому квартале - для показателей "Доля товаров, в отношении которых применяются ставки ввозной таможенной пошлины в размере 0 % от таможенной стоимости", "Доля товаров, в отношении которых применяются низкие ставки ввозных таможенных пошлин (в размере 5 %, 10 % от таможенной стоимости)", "Доля товаров, в отношении которых применяются ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5 % от таможенной стоимости", "Доля товаров, в отношении которых применяются ставки ввозной таможенной пошлины в размере 10 % от таможенной стоимости", "Доля условно начисленных таможенных платежей по товарам, выпуск которых осуществляется с представлением тарифных преференций и иных льгот", "Доля стоимости товаров, освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость", "Доля стоимости товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость в размере 10 %", "Доля таможенной стоимости товаров, происходящих из стран СНГ", "Доля товаров, по которым при их декларировании выявляются профили риска без применения мер по минимизации рисков, за исключением генератора случайных чисел", "Доля таможенной стоимости декларируемых товаров, перемещаемых по прямым поставкам", "Доля таможенной стоимости товаров, ввезенных в Российскую Федерацию, отправителем либо продавцом которых выступает юридическое лицо, зарегистрированное на территории, которая включена в утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций".

18. На основе полученных значений показателей таможенного декларирования и их отклонений осуществляется расчет сумм условных непоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет в связи с изменениями значений показателей декларирования (в рублях):

ПотериПЛАТ = (ИУТПБ - ИУТПОТЧ) х ВесОТЧ,

где:

ИУТПБ - индекс уплаченных таможенных платежей по декларируемым УЭО товарам в периоде, предшествующем анализируемому;

ИУТПОТЧ - индекс уплаченных таможенных платежей по декларируемым УЭО товарам в анализируемом периоде;

ВесОТЧ - весовой объем товаров (вес нетто), задекларированных УЭО в анализируемом периоде.

Расчет производится как в целом по товарам, задекларированным УЭО, так и по товарам в разрезе заявленных им таможенных процедур, а также по отдельным товарным подсубпозициям ТН ВЭД ТС.

19. Информация, полученная в ходе мониторинга, составляет основу базы данных "Результаты мониторинга" КПС "Постконтроль".

20. При проведении мониторинга и анализа рекомендуется осуществлять анализ процессов таможенного декларирования товаров, декларируемых УЭО, в том числе по показателям, не перечисленным в разделе III Методических рекомендаций, на предмет выявления рисков (в том числе потенциальных) нарушения таможенного законодательства в соответствии с системой управления рисками. В случае выявления рисков нарушения таможенного законодательства подготавливаются предложения по проведению внеплановых таможенных проверок в отношении УЭО.

21. По результатам мониторинга и анализа определяются потенциальные риски, а также готовятся предложения о проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

 

 
IV. Проверка системы учета товаров и отчетности, представляемой УЭО
 

22. В соответствии со статьей 96 Федерального закона УЭО обязан ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в таможенный орган отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции с применением специальных упрощений, предусмотренных пунктом 1 статьи 41 ТК ТС.

23. В соответствии со статьей 121 ТК ТС и статьей 177 Федерального закона, исходя из принципа выборочности, проверку соблюдения указанной обязанности осуществляет Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе путем направления поручений на проведение проверки систему учета товаров и отчетности нижестоящим таможенным органам в ходе осуществления плановых выездных и камеральных таможенных проверок.

24. Проверка системы учета товаров осуществляется путем сверки сведений, содержащихся в представляемой в таможенный орган отчетности, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа (в том числе содержащимися в базах данных таможенных органов), а также путем сопоставления этих сведений с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета и отчетности и содержащимися в первичных документах, представленных таможенному органу по мотивированному запросу.

25. Непредставление или представление в нарушение установленного срока в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влекут за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 16.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП России).

При выявлении признаков нарушения таможенного законодательства необходимо получить подтверждающие документы и сведения в таможенных органах, в которых осуществлено декларирование: копии уставных, учредительных, регистрационных документов, декларации на товары, таможенные, транспортные и коммерческие документы.

26. Проверка системы учета товаров за один и тот же период осуществляется один раз. Результаты проверки фиксируются актом, форма которого утверждена Приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2522.

Проверка системы учета товаров и отчетности может проводиться как отдельная форма таможенного контроля, так и в ходе таможенной проверки.

27. По результатам проверки системы учета товаров и отчетности проводятся следующие мероприятия:

- при выявлении признаков административных правонарушений, заверенные копии Акта проверки системы учета товаров и отчетности, отчетность уполномоченного экономического оператора и иные документы и сведения (в том числе таможенные транспортные, коммерческие, бухгалтерские документы), направляются в Управление таможенных расследований и дознания для принятия мер в соответствии с КоАП РФ;

- при непредставлении или нарушении срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, должностными лицами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров составляется акт проверки системы учета товаров и отчетности по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2522, копия которого направляется в Управление таможенных расследований и дознания на следующий рабочий день после завершения проверки и Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля;

- в отношении уполномоченного оператора может быть организовано проведение внеплановой выездной таможенной проверки на основании пункта 5 статьи 132 ТК ТС;

- уполномоченный таможенный оператор может быть включен в план профилактических проверок.

 

V. Проведение таможенной проверки в отношении УЭО
 

28. Таможенная проверка в отношении уполномоченных экономических операторов проводится в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденной приказом ФТС России от 06.07.2012 N 1373.

29. При подготовке к проведению таможенной проверки рекомендовано придерживаться следующих действий:

- определение предмета, условий и критериев контроля;

- выбор источников информации;

- проведение анализа таможенного декларирования товаров и оценка рисков в соответствии с установленными индикаторами;

- сбор и изучение сведений и информации о проверяемом лице (местонахождение, руководители, внешнеэкономическая деятельность лица, наличие процедур реорганизации и банкротства, наличие административной, уголовной и судебной практик);

- подготовка и направление запросов в государственные органы и организации, а также в иные организации, связанные с внешнеэкономической сделкой (перевозчики, экспедиторы, страховые организации и т.п.), а также при необходимости в другие структурные подразделения таможенного органа или в иные таможенные органы;

- изучение и анализ документов и сведений, представленных УЭО при совершении таможенных операций (ДТ, оформленные за проверяемый период или по внешнеторговому контракту; основной комплект документов, предъявленный при таможенном декларировании; внешнеторговый контракт с дополнительными соглашениями, документы об исполнении контракта; документы, подтверждающие осуществление контроля со стороны других контролирующих органов (сертификаты, свидетельства, разрешения, лицензии и др. документы); сведения об открытии счетов; обязательства получателя товаров об их целевом использовании либо распоряжении в тех целях, в связи с которыми были предоставлены упрощения);

- изучение и анализ информации, имеющейся у структурных подразделений таможенного органа, поступившей из таможенных, налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов, а также сообщений и заявлений российских и иностранных лиц, средств массовой информации и компетентных органов иностранных государств, международных организаций и прочих лиц;

- изучение и анализ информации, полученной из иных источников официальным путем;

- подбор и изучение нормативных правовых актов, касающихся вопросов проверки.

30. Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения уполномоченными экономическими операторами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

31. В ходе таможенной проверки проверяется следующие условия и требования осуществления деятельности в качестве уполномоченного экономического оператора:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза;

5) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации, в том числе:

- соблюдение условий присвоения статуса УЭО;

- соблюдения обязанностей УЭО;

- соблюдения требований к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий УЭО.

32. При проведении таможенной проверки следует использовать следующие источники получения данных:

1) информацию, содержащуюся в документах, представленных при таможенном декларировании;

2) первичные документы, регистры бухгалтерского учета УЭО и третьих лиц;

3) результаты предыдущих таможенных проверок УЭО;

4) бухгалтерскую отчетность УЭО;

5) результаты сопоставления различных документов УЭО, а также сопоставления его документов с документами третьих лиц;

6) результаты осмотра, инвентаризации;

7) другие источники.

33. При проверке коммерческих, бухгалтерских и других документов, относящихся к внешнеэкономическим и последующим операциям с товарами, следует проверить:

1) учетную политику проверяемого УЭО, рабочий план счетов, существующий документооборот, определяющий специфику бухгалтерского учета хозяйственных операций УЭО, выявления их соответствия нормам законодательства и международным правилам;

2) документы, относящиеся к ведению импортной деятельности;

3) сведения о переходе права собственности при совершении импортных операций;

4) учетные бухгалтерские документы о принятии товаров к учету в порядке, предусмотренном правовыми актами в сфере законодательства РФ о бухгалтерском учете;

5) отражение в бухгалтерском учете операций по постановке товаров на баланс проверяемого УЭО, полноту и достоверность отражения хозяйственных операций;

6) дальнейшее движение товара (если имело место);

7) операции по движению товара (при распоряжении, реализации) на счетах бухгалтерского учета;

8) движение денежных средств на соответствующих счетах, перевод денежных средств;

9) проверку правильности исчисления и отражения таможенных платежей и налогов, подлежащих уплате.

34. При проверке бухгалтерских документов следует обращать внимание на следующее:

- своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учет;

- достоверность содержащихся сведений в первичных учетных документах;

- содержание обязательных реквизитов в первичных учетных документах;

- подлинность подписей, наличие печатей, штампов и т.п.;

- правильность корреспонденции счетов;

- правильность отражения в учете соответствующей операции;

- арифметическую точность источников и бухгалтерских записей;

- сверку разных по своему наименованию и характеру документов, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций;

- данные бухгалтерской отчетности, предназначенные для получения наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния проверяемой УЭО, ее прибылей, убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, на основе которых можно судить о возможности УЭО выполнить обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, штрафов.

35. При проверке наличия ограничений, установленных пунктом 12 статьи 86 Федерального закона, у УЭО запрашиваются внешнеэкономические контракты, инвойсы, платежные поручения и т.д. или их копий и изучаются содержащиеся в них сведения.

Сведения проверяются по каждому заключенному УЭО внешнеторговому контракту, если ранее данные контракты не являлись предметом проверки.

36. В целях проверки соблюдения обязанностей УЭО в части исполнения требования, установленного пунктом 3 статьи 38 ТК ТС в части информирования таможенного органа, выдавшего свидетельство о включении в реестр УЭО, об изменении сведений, заявленных им для выдачи свидетельства о включении в реестр УЭО, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений, осуществляется проверка соответствия сведений, указанных в заявлении лица при включении в реестр УЭО.

В случае установления факта неисполнения указанного требования, следует принять меры по привлечению УЭО к административной ответственности в соответствии с КоАП России.

37. В ходе проведения плановой выездной таможенной проверки предлагается осуществлять сбор и изучение сведений о наличии процедур реорганизации и банкротства.

В этих целях используется информация о возбуждении производства по делу о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и в периодических изданиях "Весник ВАС РФ", "Коммерсантъ". В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" сведения из ЕФРСБ подлежат в сети Интернет, а также могут содержаться в информационном ресурсе "СПАРК".

Кроме того, на основании полученных данных бухгалтерского учета и отчетности в ходе проведения плановой выездной таможенной проверки рекомендуется осуществлять расчет показателей финансовой устойчивости УЭО, которые характеризуют реальное экономическое состояние организации и потенциальную возможность по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет.

Определение финансовой устойчивости УЭО целесообразно осуществлять на основе последнего сданного бухгалтерского баланса, используя следующие коэффициенты, которые рассчитываются автоматически в КПС "Постконтроль" (после его модернизации) для использования их при организации и планировании таможенных проверок.

Изначально определяется коэффициент автономности (финансовой самостоятельности)

____________________

1 Формирование системы анализа финансового состояния предприятия // Финансовая газета. 2000. NN 28, 30, 32.

 

        Сумма собственных средств (активов, капитала) ;
К =     ───────────────────────────────────────────────
                       Валюта баланса

 

Коэффициент должен быть не менее 0,5.

Затем следует установить наличие собственных средств УЭО в обороте. На практике наличие собственных средств в обороте определяется путем расчета коэффициента обеспеченности собственными средствами.

Далее необходимо проанализировать платежеспособность УЭО. Для этого применяют различные коэффициенты, характеризующие соотношение средств платежа организации и ее обязательств. При расчете этих показателей в знаменателе используются краткосрочные обязательства УЭО. Платежеспособность УЭО определяется с использованием коэффициентов ликвидности: текущей, быстрой и абсолютной.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств можно погасить, мобилизовав все оборотные средства (должен быть более 2). Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какая часть текущих активов за минусом запасов и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, покрывается текущими обязательствами (должен быть более 0,7). Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время (должен быть более 0,2).

Еще одним показателем, характеризующим способность УЭО отвечать по своим обязательствам, является коэффициент общей платежеспособности, который определяется как частное от деления суммы заемных средств (обязательств) предприятия на среднемесячную выручку.

Рассмотренные выше показатели финансовой устойчивости, такие как коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент покрытия, оценка стоимости чистых активов УЭО, применяются для анализа деятельности УЭО в прошлом (например, за предыдущий год).

Для предвидения финансовой ситуации, которая может сложиться у УЭО в будущем, рекомендуется использовать экономико-статистические методы, основанные на разработке моделей, которые учитывают различные факторы, влияющие на платежеспособность и финансовую устойчивость организации.

На практике наиболее распространена пятифакторная модель Э. Альтмана, которая представляет собой функцию от группы показателей, характеризующих экономический потенциал УЭО и результаты его работы, и имеет вид2:

______________________

2 Формирование системы анализа финансового состояния предприятия // Финансовая газета. 2000. NN 28, 30, 32.

 

Z = К1 х 1,2 + К2 х 1,4 + К3 х 3,3 + К4 х 0,6 + К5 х 0,999, где
 
       Текущие активы - Краткосрочные обязательства ;
К1 =  ─────────────────────────────────────────────────
                        Валюта баланса

 

                         Чистая прибыль ;
К2 =  ─────────────────────────────────────────────────
       Сумма инвестированного и привлеченного капитала

 

                     Балансовая прибыль ;
К3 =  ─────────────────────────────────────────────────
      Сумма инвестированного и привлеченного капитала

 

               Уставный и добавочный капитал
К4 =  ──────────────────────────────────────────────────
                    Привлеченный капитал

 

                      Выручка от реализации
К5 =  ──────────────────────────────────────────────────
      Сумма инвестированного и привлеченного капитала

 

В рассматриваемой модели первый фактор представляет собой долю покрытия активов собственным оборотным капиталом и характеризует платежеспособность УЭО; второй и четвертый - отражают структуру капитала; третий - рентабельность активов, исчисленную исходя из балансовой прибыли; пятый - оборот капитала.

Критическое значение индекса Z-счета рассчитывалось Э. Альтманом по данным бухгалтерской отчетности многочисленных обанкротившихся предприятий и составило 2,7. В зависимости от фактического значения Z-счета степень вероятности банкротства УЭО можно подразделить на несколько групп:

Z < 1,8 - очень высокая степень вероятности банкротства;

Z = 1,81-2,7 - высокая степень вероятности банкротства;

Z = 2,71-2,9 - возможно банкротство;

Z > 2,9 - степень вероятности банкротства мала, организация характеризуется достаточно устойчивым финансовым положением.

Пятифакторная модель Э. Альтмана применяется для прогнозирования степени отдаленности банкротства предприятия по данным бухгалтерской отчетности.

Кроме того, можно включить в перечень показателей таможенной и коммерческой устойчивости УЭО показатель индивидуального финансового рейтинга. Индивидуальный финансовый рейтинг (далее - ИФР) - максимальная сумма, которую можно получить с УЭО в случае обращения на него взыскания (чистые активы, свободные от обязательств, + сумма банковской гарантии или другой формы обеспечения): ИФР = АЧ + Соб.

ИФР используется для оценки вероятности риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета за счет предоставленного заявителем обеспечения, при этом принимаются во внимание следующие факторы:

- обеспеченность организации собственными средствами;

- реальность оценки основных средств и нематериальных активов;

- выяснение, за счет каких средств была обеспечена выдача банковской гарантии.

Результаты анализа показателей финансовой устойчивости могут учитываться при осуществлении планирования плановых камеральных и выездных таможенных проверок у УЭО.

 

VI. Проведение повторной проверки соблюдения условий присвоения статуса УЭО
 

38. В соответствии с пунктом 2 статьи 94 Федерального закона уполномоченный таможенный орган вправе проводить повторную проверку соблюдения условий присвоения статуса УЭО в следующих случаях:

1) существенного изменения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, что подтверждается соответствующим решением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела;

2) обнаружения по результатам применения форм таможенного контроля данных, которые свидетельствуют о возможном несоблюдении одного или нескольких условий присвоения статуса УЭО.

39. Повторная проверка может осуществляться в формах камеральной или выездной таможенных проверок. Форма таможенной проверки определяется с учетом количества и вида, подлежащих проверке соблюдения условий присвоения статуса УЭО.

40. Повторная проверка является внеплановой.

41. Решение о проведении повторной проверки в связи с наличием оснований, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 94 Федерального закона, принимается ФТС России.

Решение о проведении повторной проверки в связи с наличием оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 94 Федерального закона, может быть принято уполномоченным таможенным органом или РТУ.

42. В целях проверки соответствия УЭО критериям, установленным пунктом 1 Решения КТС, подразделениям таможенного контроля после выпуска товаров необходимо отражать в акте выездной таможенной проверки факт осуществления лицом деятельности по производству товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и реквизиты документов, свидетельствующих о наличии на праве собственности или праве хозяйственного ведения, или праве оперативного управления, или аренды (субаренды), либо на ином законном основании помещений, открытых площадок и иных территорий, где осуществляются производственные операции.

В целях проверки соответствия УЭО критерию, установленному подпунктом 1 пункта 1 Решения КТС, в случае осуществления УЭО деятельности по производству товаров (производственной деятельности), на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется разрешительные документы (лицензионные свидетельства, лицензии, свидетельства), на основании статей 98, 134 ТК ТС руководителю либо уполномоченному представителю УЭО направляется требование о представлении таких документов.

Также необходимо запросить документы и сведения, подтверждающие, что основным видом деятельности и (или) дополнительными видами деятельности УЭО является деятельность по производству товаров (производственная деятельность) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятым постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1).

Следует получить документальное подтверждение, что производственное оборудование УЭО, осуществляющего деятельность по производству товаров (производственную деятельность), принято к бухгалтерскому учету в качестве основных средств в соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Для этого необходимо запросить у УЭО первичные учетные документы по учету основных средств, составленные по таким унифицированным формам первичной учетной документации по учету основных средств, как акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, инвентарная карточка учета объекта основных средств, инвентарная карточка группового учета объектов основных средств, инвентарная книга учета объектов основных средств, акт о приеме (поступлении) оборудования, акт о приеме-передаче оборудования в монтаж.

Кроме того, для подтверждения того, что УЭО осуществляет деятельность по производству товаров (производственную деятельность), необходимо проверить наличие учета материально-производственных запасов в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

Для этого следует запросить у проверяемого лица первичные документы по учету материалов и готовой продукции, служащие основанием для бухгалтерских записей, как приходный ордер, акт о приемке материалов, лимитно-заборная карта, требование-накладная, накладная на отпуск материалов на сторону, карточка учета материалов, а также первичные документы по учету готовой продукции, как сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета.

43. В целях проверки соответствия УЭО критерию, установленному подпунктом 2 пункта 1 Решения КТС, на основании статей 98, 134 ТК ТС руководителю либо уполномоченному представителю УЭО направляется требование о представлении следующих документов:

- свидетельство о государственной регистрации права собственности; договор купли-продажи;

- договор аренды;

- договор субаренды;

- договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом;

- иные документы, подтверждающие нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде (субаренде) помещений, открытых площадок и иных территорий УЭО.

Путем проведения анализа представленных документов и сведений устанавливаются основания использования помещений, открытых площадок и иных территорий, где осуществляются производственные операции, и факт государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом если помещения, открытые площадки и иные территории находятся в аренде (субаренде) в соответствии с договором аренды (субаренды) на срок не менее года, то проверяется факт государственной регистрации такого договора, которая предусмотрена пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации.

44. В целях проверки соблюдения условий присвоения юридическому лицу статуса УЭО, указанных в подпунктах 1 и 3 части 3 статьи 88 Федерального закона, в акте выездной таможенной проверки необходимо отражать конкретные примеры соблюдения этих условий.

Например, организацией ведется бухгалтерский учет в электронном виде с разбивкой по контрагентам, что подтверждает ведение раздельного учета, или в соответствии с учетной политикой в рабочем плане счетов могут быть субсчет 10.6 "Прочие материалы (ввозимые)", субсчет 15.01 "Материальные ценности ввозимые (импортируемые)" и субсчета второго порядка к нему: 15.01.01 "Материальные ценности импортные в пути", 15.01.02 "Материальные ценности импортные на складе получателя", 15.01.03 "Материальные ценности импортные на основном складе", а также субсчет 15.02 "Услуги по транспортировке импортируемых материалов".

Также могут использоваться забалансовые счета 002.04 (товарно-материальные ценности в пути, принятые на ответственное хранение импортные), для логистической операции с его хранением на забалансовом счете 002.02 (товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение импортные).

Разделение учета логистических операций, связанных с транспортировкой и хранением иностранных товаров и товаров, приобретенных на территории Таможенного союза, как правило, осуществляется с помощью аттестованных программных средств (например, "ВЭД-Склад" для учета иностранных товаров), а также соответствующей документации по приему, хранению и выдаче товаров (например, актов приема-передачи, документов отчета (ДО1 и ДО2).

Следует обратить внимание, что порядок учета поступившего импортного товара должен быть определен в учетной политике предприятия, которая разрабатывается в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика УЭО". При изучении учетной политики определяются особенности формирования себестоимости материально-производственных запасов.

В ходе таможенной проверки необходимо выборочно провести анализ отражения в бухгалтерском учете УЭО данных по товарам, оформленных с применением специальных упрощений.

45. В целях проверки соблюдения условия присвоения юридическому лицу статуса УЭО, перечисленному в подпунктах 2 и 4 части 3 статьи 88 Федерального закона, в состав комиссии необходимо включать сотрудника подразделения эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения таможенного органа.

Предоставление таможенным органам доступа в пределах их компетенции к базам и банкам данных таможенных операций автоматизированных информационных систем УЭО должно осуществляться с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

В целях обеспечения информационной безопасности системы могут использоваться технические (например, межсетевые экраны) и лицензированные программные (например, антивирусные) средства, как самостоятельно, так и в рамках договорных отношений с операторами, предоставляющими услугу по обеспечению безопасной передачи данных. Осуществление внутренней защиты информации осуществляется, как правило, путем разграничения доступа к ресурсам сети на основании учетных данных пользователей с использованием "имени и пароля" и др.

В целях обеспечения незамедлительного восстановления информации при модификации или уничтожении вследствие несанкционированного доступа может осуществляться регламентное резервное копирование баз данных, позволяющее восстановить работоспособность баз данных в любой момент времени.

46. В целях проверки соблюдения дополнительного условия присвоения юридическому лицу статуса УЭО, указанного в подпункте 1 части 4 статьи 88 Федерального закона, в налоговом органе по месту учета УЭО запрашивается информация об отсутствии упрощенной системы налогообложения.

47. В целях проверки соблюдения дополнительного условия присвоения юридическому лицу статуса УЭО, указанного в подпункте 4 части 4 статьи 88 Федерального закона, путем проведения таможенного осмотра помещений и территорий, а также анализа документов, представленных проверяемым лицом, проверяется соответствие помещений, открытых площадок и иных территорий УЭО, на которых осуществляется временное хранение товаров, требованиям, указанным в статье 89 Федерального закона и Соглашении, заключенном между УЭО и таможенным органом (далее - Соглашение):

- наличие по указанным в Соглашении адресам помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения, и нахождение их в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде у УЭО. В акте выездной таможенной проверки следует указывать реквизиты документов, подтверждающих данные факты;

- осуществление контрольно-пропускного режима, исключающего несанкционированный доступ к иностранным товарам посторонних лиц (не являющихся работниками УЭО). В акте выездной таможенной проверки следует указывать, как осуществляется доступ в помещения, на открытые площадки и иные территории, оборудование пунктов въезда/выезда, наличие систем видеонаблюдения, состояние ограждения и т.д., наличие на момент проведения осмотра посторонних лиц;

- соответствие границ зоны таможенного контроля определенным в Соглашении пределам. Наличие специальных обозначений;

- наличие оборудования, позволяющего осуществлять таможенный контроль;

- хранение иных товаров.

В акте выездной таможенной проверки необходимо отметить факты наличия в зоне таможенного контроля товаров, не находящихся под таможенным контролем, указать, как организовано раздельное хранение таких товаров с иностранными товарами.

Если помещения, открытые площадки и иные территории находятся в собственности проверяемого лица, то в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" они должны быть приняты к учету в качестве основных средств на счете 01 (источники информации - первичные документы, бухгалтерская отчетность).

В случае если помещения, открытые площадки и иные территории находятся в хозяйственном ведении проверяемого лица на праве аренды (субаренды), то в акте таможенной проверки следует отразить срок окончания аренды (субаренды), и в предложениях рекомендовать проверяемому лицу по истечении срока договора аренды (субаренды) представить новый договор аренды (субаренды) или дополнительное соглашение к договору аренды (субаренды) о продлении сроков аренды (субаренды) с указанием даты представления.

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!