Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Информационное письмо Центрального Банка Российской Федерации от 07.05.2014 № 44

Информационное письмо Центрального Банка
Российской Федерации от 7 мая 2014 г. N 44
"Вопросы по применению Инструкции Банка России
от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами
и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации,
связанных с проведением валютных операций, порядке оформления
паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками
валютных операций и контроля за их проведением"
(далее - Инструкция N 138-И)"

 

1. Вправе ли резидент при отсутствии суммы обязательств в контракте (кредитном договоре) оформить паспорт сделки до того момента, когда сумма обязательств по такому контракту (кредитному договору) достигнет в эквиваленте 50 тыс. долларов США?

На основании положений пунктов 5.1 и 5.2 Инструкции N 138-И обязанность по оформлению паспорта сделки (далее - ПС) по контракту (кредитному договору) возникает у резидента, если сумма обязательств по контракту (кредитному договору) равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения.

Подпунктом 6.5.3 пункта 6.5 Инструкции N 138-И срок оформления ПС по контракту (кредитному договору) установлен не позднее срока, установленного Инструкцией N 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях при проведении той валютной операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения.

Исходя из подпункта 6.5.3 пункта 6.5 Инструкции N 138-И, если в результате проведения расчетов по контракту (кредитному договору) резидент предполагает, что сумма обязательств по контракту (кредитному договору) достигнет пороговой суммы в эквиваленте 50 тыс. долларов США, то резидент в любой момент, но не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту (кредитному договору) превысит вышеуказанную сумму, вправе представить в банк ПС документы и информацию, необходимые для оформления ПС (в частности, может быть представлено письменное заявление), и оформить ПС по такому контракту (кредитному договору).

 

2. Какой код причины постановки на учет следует указывать в пункте 1.4 ПС, если резидент имеет несколько кодов причины постановки на учет: код причины постановки на учет по местонахождению резидента и код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика?

В соответствии с пунктом 4 порядка заполнения ПС в приложении 4 к Инструкции N 138-И в редакции Указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Указание N 3016-У) в пункте 1.4 ПС указывается идентификационный номер налогоплательщика и для юридических лиц - код причины постановки на учет в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

С учетом особенностей постановки на учет в налоговом органе крупнейших налогоплательщиков, предусмотренных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков", код причины постановки на учет крупнейшего налогоплательщика дополнительно присваивается резидентам - крупнейшим налогоплательщикам и указывается в уведомлении налогового органа, форма которого утверждена приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@ "Об утверждении формы N 9-КНУ "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика".

В связи с вышеизложенным, а также на основании пункта 4 порядка заполнения ПС с 01.10.2013 при наличии у резидента - крупнейшего налогоплательщика нескольких кодов причины постановки на учет в пункте 1.4 ПС указывается только код причины постановки на учет, который содержится в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, то есть код причины постановки на учет по местонахождению резидента.

 

3. Каким образом учитываются в ведомости банковского контроля по контракту декларации на товары, которые были оформлены в период между датой отзыва у банка ПС лицензии на осуществление банковских операций с 01.10.2013 (даты вступления в силу Указания N 3016-У) и принятием ПС по контракту на обслуживание в другом уполномоченном банке?

В соответствии с пунктом 13.4 Инструкции N 138-И в случае, если в период между датой отзыва банковской лицензии с 01.10.2013 и оформлением нового ПС в другом уполномоченном банке по контракту происходит исполнение обязательств, отличное от осуществления валютной операции, резидент одновременно с представлением документов и информации для оформления ПС представляет в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в главе 9 Инструкции N 138-И, включая (при их наличии) копии деклараций на товары, указанных в пункте 9.8 Инструкции N 138-И (в которых указан номер ПС, ранее находившегося на обслуживании в уполномоченном банке, у которого отозвана лицензия, а дата регистрации таможенными органами такой декларации на товары позднее даты отзыва лицензии и ранее даты оформления нового ПС).

В связи с вышеизложенным резидент при переводе ПС по контракту в другой уполномоченный банк в случае отзыва у банка ПС банковской лицензии представляет в уполномоченный банк одновременно с документами и информацией, необходимыми для оформления ПС в новом уполномоченном банке, справку о подтверждающих документах с приложением к ней в качестве подтверждающего документа декларации на товары, имеющейся на руках у резидента, а уполномоченный банк на основании представленной резидентом справки о подтверждающих документах отражает сведения о такой декларации на товары в ведомости банковского контроля по контракту.

 

4. Каковы особенности представления справки о подтверждающих документах в случае, если вывоз товаров с территории Российской Федерации осуществляется в рекламных целях (бонусный товар)?

При поставке нерезиденту бонусного товара в рекламных целях по нулевой цене, указанной в декларации на товары, такая декларация в соответствии с Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1459 (далее - Положение о передаче информации о декларациях на товары), поступит в банк ПС и будет отражена в подразделе III.II раздела III ведомости банковского контроля по контракту (приложение 6 к Инструкции N 138-И).

В случае отсутствия расчетов за данный товар не возникает требование об указании ожидаемого срока оплаты нерезидентом товара. Исходя из пункта 9.8 Инструкции N 138-И резидент не представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах.

В случае оплаты нерезидентом бонусного товара (например, по причине нарушения условий контракта и непредставления нерезидентом отчетов о бесплатной раздаче бонусного товара) у резидента возникает обязанность представить в банк ПС справку о подтверждающих документах, составленную на основании документов о нарушении условий контракта. В данном случае справка о подтверждающих документах составляется на сумму оплачиваемого нерезидентом бонусного товара, и такая информация отражается в справке о подтверждающих документах с кодом вида подтверждающего документа 13_3.

 

5. Вправе ли уполномоченный банк учесть при расчете сальдо по контракту декларации на товары, в графе 7 которых указывается буквенный код "ПВД", и на основании каких документов?

В соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары Федеральная таможенная служба обеспечивает передачу уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных декларациях на товары, в которых указаны номера ПС.

При поступлении из Федеральной таможенной службы полной декларации на товары, в графе 7 которой указан буквенный код "ПВД", информация о такой декларации на товары попадет в подраздел III.II ведомости банковского контроля по контракту (приложение 6 к Инструкции N 138-И).

В соответствии с пунктом 4 порядка формирования ведомости банковского контроля по контракту, если резидентом представлены документы, подтверждающие необходимость использования в расчетах показателей разделов IV и V ведомости банковского контроля информации по декларации на товары, которая включена в подраздел III.II ведомости банковского контроля, в графе 11 раздела III ведомости банковского контроля указывается прописная буква русского алфавита "Р".

Банк ПС на основании представленных резидентом документов, из которых банк ПС может сделать вывод о необходимости учета такой декларации в ведомости банковского контроля (например, однократно представленного письменного заявления с объяснением необходимости включения декларации в расчеты показателей разделов IV и V ведомости банковского контроля), вправе самостоятельно включать в расчеты показателей разделов IV и V ведомости банковского контроля информацию о декларациях на товары с кодом особенностей декларирования товаров - "ПВД" (полная, подаваемая на временную), которые включены в подраздел III.II ведомости банковского контроля, путем проставления в разделе III.II ведомости банковского контроля против каждой такой декларации на товары прописной буквы русского алфавита "Р".

 

6. Каким образом отражается информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту в справке о валютных операциях и в справке о подтверждающих документах?

Порядком заполнения графы 11 справки о валютных операциях и графы 10 справки о подтверждающих документах (приложения 1 и 5 к Инструкции N 138-И) предусмотрено, что при указании информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту резидент может исходить из условий контракта и (или) обычаев делового оборота, а также иных документов, связанных с проведением валютных операций, включая сроки для выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами (при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В случае если контракт содержит конкретный срок оплаты нерезидентом отгруженного резидентом товара, то в графе 11 справки о валютных операциях или графе 10 справки о подтверждающих документах указывается данный срок. К этому сроку в соответствии с указанными выше требованиями Инструкции N 138-И резидентом исходя из обычаев делового оборота и банковской практики может быть добавлен срок прохождения денежных средств от нерезидента до резидента, рассчитанный резидентом самостоятельно.

В случае если контракт не содержит сроков оплаты нерезидентом отгруженного резидентом товара, резидент рассчитывает данный срок исходя из документов, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета (далее - иные документы) и обычаями делового оборота.

В соответствии со статьей 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

С учетом указанной формулировки представляется, что если контракт не содержит сроков оплаты нерезидентом отгруженного резидентом товара, то расчет ожидаемого срока резидент может осуществлять с учетом имеющегося у него опыта работы с данным нерезидентом или в данной области. Если резидент осуществляет расчеты с нерезидентом впервые и не может руководствоваться иными документами, а также не имеет опыта работы в данной области, он может указать в справке о валютных операциях или справке о подтверждающих документах срок действия контракта.

В этом случае дата, указанная в графе 11 справки о валютных операциях или графе 10 справки о подтверждающих документах, может совпадать с датой завершения обязательств по контракту, указанной в графе 6 раздела 3 "Общие сведения о контракте" ПС (форма 1), но не может быть более поздней, чем дата, указанная в графе 6 раздела 3 "Общие сведения о контракте" ПС (форма 1).

 

7. Отражается ли в составе данных по валютным операциям и отчете по форме 0409664 информация о возврате на счет резидента денежных средств в валюте Российской Федерации, ранее переведенных резидентом в пользу нерезидента?

На основании пункта 4.1 Инструкции N 138-И и пункта 1 Порядка составления и представления отчета по форме 0409664 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам клиентов в уполномоченных банках", приведенного в приложении 1 к Указанию Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", информация об операциях по счетам резидентов, открытым в уполномоченных банках в валюте Российской Федерации при осуществлении резидентами валютных операций, подлежит хранению в данных по валютным операциям и отражению в отчете по форме 0409664.

Если на момент составления отчета по форме 0409664 за текущий отчетный период, в котором отражается вышеуказанная информация, уполномоченный банк располагает информацией о возврате резиденту списанных в пользу нерезидента денежных средств, в частности с балансового счета N 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентские счета, до выяснения", то уполномоченный банк на основании имеющихся в его распоряжении документов и информации при зачислении денежных средств на счет резидента формирует данные по валютным операциям с использованием кода вида валютных операций - 99010, а также отражает эту информацию в отчете по форме 0409664.

Соответственно, информация о списании денежных средств в валюте Российской Федерации со счета резидента в пользу нерезидента и информация о возврате этих денежных средств (либо их части) на счет резидента подлежит отражению и хранению в данных по валютным операциям и в отчете по форме 0409664.

 

Материал подготовлен
Департаментом финансового мониторинга
и валютного контроля
 
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!