Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Информация Евразийской экономической комиссии от 04.06.2015

Информация
Евразийской экономической комиссии
от 4 июня 2015 г.
"Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле
между Евразийским экономическим союзом и Социалистической
Республикой Вьетнам"
 
ОГЛАВЛЕНИЕ

О соглашении

 

Что такое соглашение о свободной торговле?

Как подписывается соглашение о свободной торговли в ЕАЭС?

Означает ли это соглашение, что Вьетнам вступает в Евразийский союз?

Когда соглашение (будет) подписано?

Когда соглашение вступает в силу? Или вступает ли соглашение в силу сразу после подписания?

Зачем страны ЕАЭС решили заключить соглашение о свободной торговле с Вьетнамом?

Почему из всех торговых партнеров был выбран именно Вьетнам?

Как принималось решение о начале переговоров о зоне свободной торговли с Вьетнамом?

С кем и когда будет подписано следующее соглашение о свободной торговле?

 

О ключевых условиях соглашения

 

Каковы ключевые положения соглашения?

Где будут опубликованы подробные условия соглашения?

Какие сферы торговли охватывает соглашение?

Какие особые положения содержит соглашение?

Будут ли как-то упрощаться таможенные и другие процедуры, влияющие на торговлю?

Предполагает ли Соглашение отмену нетарифных барьеров в торговле?

 

О ключевых эффектах соглашения

 

Какой прогнозируется рост взаимной торговли после вступления в силу соглашения?

Импорт и экспорт каких товаров вырастет в рамках зоны свободной торговли?

Каковы главные преимущества от этого соглашения для стран ЕАЭС?

Какие экспортные возможности получают отечественные предприниматели?

Какие сектора экономик стран ЕАЭС получат наибольшие преимущества от применения этого соглашения?

Какова будет экономия на пошлинах для поставщиков ЕАЭС?

Будут ли сохранены какие-то ограничения на поставки товаров стран ЕАЭС во Вьетнам?

На сколько позиций Единого Таможенного Тарифа ЕАЭС ставки будут обнулены или радикально снижены? Будут ли пошлины отменены сразу после вступления соглашения о свободной торговле?

На какие товары пошлины не будут снижены вовсе или будут снижены незначительно?

Когда снизятся ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые ЕАЭС при торговле с Вьетнамом?

Какие преимущества получат Вьетнамские производители?

 

О возможных рисках

 

Какие сектора экономик государств-членов ЕАЭС попадают в зону риска и могут получить негативные эффекты от применения этого соглашения?

Есть ли риск, что вьетнамские товары могут хлынуть на рынок ЕАЭС бесконтрольно?

Что можно предпринять, если импорт какого-то товара из Вьетнама в ЕАЭС все же резко вырастет?

Что можно предпринять, если под видом вьетнамских товаров на отечественный рынок будут поставляться товаров из других стран, например, из Китая?

Как будут защищаться права на товарные знаки и другие объекты интеллектуальной собственности?

Могут ли применяться защитные и заградительные меры в торговле с Вьетнамом?

Можно ли изменить условия соглашения?

 
О СОГЛАШЕНИИ
 

Что такое соглашение о свободной торговле?

 

Соглашение о свободной торговле закрепляет взаимные обязательства участников упростить определенным образом доступ на свои рынки в рамках взаимной торговли для поставщиков товаров и услуг из стран-партнеров по соглашению. Такие соглашения также называют преференциальными торговыми соглашениями, поскольку их главной задачей является создание преференциальных или, другими словами, более благоприятных условий для торговли между их участниками.

Соглашения о свободной торговле отличаются от более глубоких форм интеграции, таких как, например, таможенный или экономический союзы. Соглашения о свободной торговле регулируют только условия торговли между его участниками. Создание таможенного союза предполагает создание единого наднационального регулирования, например, общего таможенного тарифа, общих норм нетарифного регулирования, а также, что все страны данного таможенного союза вводят общий режим торговли товарами со странами, не входящими в союз.

Сегодня большинство соглашений о свободной торговле содержат достаточно широкий набор обязательств, связанных с упрощением торговли, поскольку современная торговля во многом зависит уже не только и не столько от таможенных тарифов, сколько от различий во внутреннем регулировании соответствующих рынков. Так, среди базовых вопросов практически всегда рассматриваются следующие:

- торговля товарами, где закрепляются условия, которые будут предоставляться товарам партнера по соглашению;

- техническое регулирование и санитарное и фитосанитарное регулирование, где устанавливаются правила и процедуры между регулирующими органами партнеров и регулируются вопросы признания сертификатов, выданных в странах - участниках соглашения;

- защита прав на объекты интеллектуальной собственности, где обеспечивается дополнительная защита соответствующих прав предпринимателей из стран - участников соглашения;

- упрощение таможенных процедур, где устанавливаются процедуры взаимодействия между таможенными службами партнеров в целях снижения издержек для предпринимателей из стран-участников зоны свободной торговли;

Кроме того, соглашения о свободной торговле также могут охватывать вопросы либерализации взаимной торговли услугами и осуществления инвестиций, доступа к рынку госзакупок, единых принципов защиты конкуренции, сотрудничества в сфере устойчивого развития, а также другие вопросы, связанные с упрощением взаимной торговли.

 

Как подписывается соглашение о свободной торговли в ЕАЭС?

 

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе решение о подписании международных договоров Союза, к которым относятся и соглашения о свободной торговле, принимает Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств ЕАЭС. Также для подписания необходимо выполнение определенных национальными законодательствами внутригосударственных процедур.

В тех случаях, когда такие соглашения затрагивают как компетенцию государств-членов ЕАЭС, так и самого Союза, соглашение подписывается от лица каждого из государств-членов ЕАЭС, а также от лица Союза.

 

Означает ли это соглашение, что Вьетнам вступает в Евразийский союз?

 

Заключение соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом не означает, что Вьетнам становится членом ЕАЭС. В рамках данного соглашения устанавливаются правила торговли между странами Евразийского союза с одной стороны и Вьетнамом - с другой, и только.

Евразийский экономический союз является объединением с глубокой степенью интеграции. Помимо отмены таможенных пошлин во взаимной торговле (что является основой зоны свободной торговли) в рамках ЕАЭС также действует единый таможенный тариф в торговле с третьими странами, действует общий рынок товаров, формируются единые рынки услуг и капиталов и завершается формирование единого рынка в целом, т.е. полноформатное функционирование экономического союза. В настоящее время планов по участию Вьетнама в евразийском интеграционном проекте нет.

 

Когда было подписано Соглашение?

 

Соглашение было подписано 29 мая 2015 г. в пос. Бурабай в Казахстане. Согласно законодательству Евразийского экономического союза, соглашение со стороны ЕАЭС было подписано на основании решения принятого президентами стран Союза на заседании Высшего Евразийского экономического совета 8 мая 2015 года.

 

Когда соглашение вступает в силу?

 

Соглашение с Вьетнамом вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме оно будет ратифицировано в соответствии с национальными законодательствами стран-участников Соглашения.

 

Зачем страны ЕАЭС решили заключить соглашение о свободной торговле с Вьетнамом?

 

Страны Евразийского союза прикладывают большие усилия, чтобы развивать экспорт товаров и встраиваться в региональные и глобальные производственные цепочки. Заключение соглашений о свободной торговле является, пожалуй, наиболее эффективным инструментом, с помощью которого можно расширять и упрощать доступ отечественных

производителей на рынки других стран. Сегодня страны ЕАЭС сильно отстают от большинства развитых стран как по количеству, так и по географии имеющихся соглашений о свободной торговле.

Заключение данного соглашения откроет перед предпринимателями стран ЕАЭС благоприятные возможности начать поставки на вьетнамский рынок емкостью порядка 90 млн. человек, а кроме того, развивая кооперационное производство во Вьетнаме, - выйти на рынки других стран АСЕАН и Азиатского региона в целом.

 

Почему из всех торговых партнеров был выбран именно Вьетнам?

 

Вьетнам является весьма привлекательным рынком с населением порядка 90 млн. человек. При этом экономическая специализация Вьетнама такова, что наши ключевые экспортные товары будут дополнять друг друга, а жесткая конкуренция возможна только в отдельных отраслях, которые можно в рамках соглашения защитить. Это позволяет достичь того баланса выгод для всех сторон, который лежит в основе успешной зоны свободной торговли.

Кроме того, соглашение о свободной торговле с Вьетнамом открывает перед производителями стран ЕАЭС новые возможности. Вьетнам активно участвует в развитии производственно-сбытовых цепочек в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Углубление торгово-экономических связей с Вьетнамом, позволит производителям и поставщикам стран ЕАЭС в свою очередь получить доступ к участию в уже налаженных производственно-сбытовых связях в АТР. При этом продукция, поставляемая на вьетнамский рынок, будет более конкурентна по цене благодаря снижению или отмене ввозных таможенных пошлин. Кроме того, получение беспошлинного доступа на рынок Вьетнама создает предпосылки для развития экспорта тех товаров, которые ранее не поставлялись из-за слишком высокой цены.

Либерализация торговли с Вьетнамом, по оценкам совместной исследовательской группы, не влечет за собой значимых рисков для экономик стран ЕАЭС. На импорт из Вьетнама приходится около 1% от всего импорта ЕАЭС из третьих стран, и при этом основную массу составляют товары, которые не производятся на территории ЕАЭС в необходимом количестве.

Зона свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом возникает не на пустом месте. Наши страны плодотворно сотрудничали в течение многих лет. А в последние годы наблюдается рост взаимной торговли - с 2,6 млрд. долл. США в 2010 году до 4,2 млрд. долл. США в 2014 году, что подтверждает заинтересованность и вовлеченность предпринимателей в поддержании и развитии взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому упрощение условий торговли и снятие барьеров является логичным последовательным решением.

 

Как принималось решение о начале переговоров о зоне свободной торговли с Вьетнамом?

 

Вопрос о возможности заключить соглашение о свободной торговле между странами Таможенного союза и Вьетнамом обсуждался в 2009 году в ходе официального визита Министра промышленности и торговли Вьетнама в Россию.

В октябре 2010 года Комиссией Таможенного союза было принято решение создать совместную исследовательскую группу (СИГ) из экспертов Беларуси, Казахстана, России и Вьетнама, которая должна была изучить возможности и оценить целесообразность такого соглашения.

В сентябре 2012 года на встрече лидеров АТЭС во Владивостоке было официально объявлено об успешном завершении работы СИГ и о положительных выводах.

Решение о начале переговоров с Вьетнамом главы государств Таможенного союза приняли на заседании Высшего Евразийского экономического Совета в декабре 2012 года. Руководителем единой переговорной делегации был назначен Министр по торговле Евразийской экономической комиссии А.А.Слепнев.

 

С кем и когда будет подписано следующее соглашение о свободной торговле?

 

Сейчас мы не можем дать такой прогноз.

К настоящему моменту с предложением заключить соглашение о свободной торговле обратились более 30 стран и региональных объединений. Такие заявки мы получаем из всех регионов мира. Кроме того, своим правом выходить с предложениями о создании зон свободной торговли пользуются и государства-члены Евразийского экономического союза.

Все подобные инициативы рассматриваются на площадке Евразийской экономической комиссии, решение о начале переговоров принимают главы государств Евразийского союза, учитывая выводы совместных

исследовательских групп.

Совместные исследовательские группы создаются до начала переговоров, в них входят эксперты Евразийской экономической комиссии, стран ЕАЭС и страны, с которой прорабатывается вопрос о создании зоны свободной торговли. Если совместная группа приходит к выводу, что создание такой зоны свободной торговли экономически целесообразно и выгодно, то в среднесрочной перспективе возможно начало переговоров.

Сейчас такие совместные группы работают с Египтом, Израилем и Индией. Исследовательская группа с Израилем завершает свою работу и уже готовит итоговый доклад, работа СИГ с Египтом и Индией пока еще находится на начальных стадиях.

Помимо работы по изучению целесообразности заключения

соглашений с Египтом, Израилем и Индией к настоящему моменту в активе у ЕАЭС имеется два "замороженных" по инициативе наших партнеров переговорных трека - с Новой Зеландией и Европейской ассоциацией свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн). В то же время, возможность "разморозки" данных треков на данный момент предсказать трудно.

 

О КЛЮЧЕВЫХ УСЛОВИЯХ СОГЛАШЕНИЯ

 

Каковы ключевые положения соглашения?

 

Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом охватывает все направления торгово-экономического сотрудничества. Помимо классического для подобных соглашений снижения ставок ввозных таможенных пошлин Соглашение закрепляет обязательства сторон по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, определяет направления сотрудничества в области устойчивого развития, электронной коммерции, а также в сфере государственных закупок, и устанавливает единые принципы защиты конкуренции.

Также Соглашение значительно повышает предсказуемость торгового регулирования. Например, оно обязывает страны заранее уведомлять друг друга об изменениях в торговом регулировании, а также требует большего сотрудничества между таможенными службами и регулирующими органами в сфере технического и санитарного и фитосанитарного регулирования.

Кроме того, Соглашением предусматриваются обязательства в части взаимной либерализации торговли услугами, осуществления инвестиций и перемещения физических лиц, однако данный раздел соглашения изначально будет распространяться только на взаимоотношения между Россией и Вьетнамом; впоследствии другие страны ЕАЭС также смогут развивать сотрудничество Вьетнамом в этих сферах.

 

Где будут опубликованы подробные условия соглашения?

 

После подписания и ратификации Соглашения всеми странами Евразийского союза и Вьетнамом, полный текст соглашения на английском и русском языках будет опубликован на сайте Евразийской экономической комиссии. Также на сайте Евразийской экономической комиссии будет опубликован и обзор данного соглашения.

 

Какие сферы торговли охватывает соглашение?

 

Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом охватывает как торговлю товарами, так и торговлю услугами и инвестиции.

Условия Соглашения в сфере торговли товарами являются обязательными для всех государств ЕАЭС и Вьетнама. Что касается раздела соглашения по торговле услугами и инвестициям, решение об участии и принятии на себя обязательств в данной части государства ЕАЭС принимают самостоятельно и независимо друг от друга. На данный момент, положения Соглашения по упрощению торговли услугами и инвестициям регулируют только взаимоотношения Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам.

 

Какие особые положения содержит соглашение?

 

Кроме "стандартного" набора положений Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом содержит ряд инновационных идей.

Одной из ключевых задач Соглашения было обеспечить адекватный уровень защиты предпринимателей всех стран-участников от недобросовестной конкуренции. Поэтому для обеспечения эффективного таможенного контроля и предотвращения недостоверного декларирования товаров предстоит организовать систему электронного обмена информацией между таможенными службами стран ЕАЭС и Вьетнама. Также, в случае если систематически будут нарушаться правила указания страны происхождения товара, Соглашение предусматривает серьезное наказание для нарушителей вплоть до того, что преференциальные ставки таможенных пошлин на отдельные товарные позиции могут быть временно отменены и повышены до общего уровня.

 

Будут ли как-то упрощаться таможенные и другие процедуры, влияющие на торговлю?

 

Соглашение прописывает конкретные направления взаимодействия таможенных служб стран ЕАЭС и Вьетнама, направленного на упрощение и ускорение таможенных процедур и формальностей. В частности, Соглашением предусмотрено создание в краткосрочной перспективе электронной системы обмена информацией между таможенными службами, которая поможет бороться с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости и другими антиконкурентными практиками. Также Соглашением предусматривается четкая процедура взаимодействия таможенных служб в целях недопущения противоправных действий.

В то же время, все необходимые таможенные операции будут по-прежнему проводиться в соответствии с законодательствами сторон соглашения.

 

Предполагает ли Соглашение отмену нетарифных барьеров в торговле?

 

Условия доступа вьетнамских товаров на рынок ЕАЭС в части нетарифных барьеров остаются прежними.

В вопросах технического, санитарного и фитосанитарного регулирования страны Евразийского союза не принимали на себя дополнительных обязательств по сравнению с действующим режимом, который отражает обязательства России по участию в ВТО.

В то же время Вьетнам принял на себя ряд дополнительных обязательств в области технического, санитарного и фитосанитарного регулирования; например, обязательства в части повышения предсказуемости и прозрачности вступления в силу технических регламентов. Эти положения отсутствуют в так называемых "базовых" Соглашениях ВТО, но являются частью обязательств России по участию в ВТО, и по условиям работы Таможенного союза, а теперь - Евразийского союза, соблюдаются всеми странами ЕАЭС. Таким образом, страны ЕАЭС, которые не являются членами ВТО, получили дополнительные права в данной сфере в отношении Вьетнама.

 

О КЛЮЧЕВЫХ ЭФФЕКТАХ СОГЛАШЕНИЯ

 

Какой прогнозируется рост взаимной торговли после вступления в силу соглашения?

 

В целом создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом может увеличить торговый оборот с текущего уровня в 4 млрд. долл. США до 8-10 млрд. долл. США в ближайшие несколько лет после вступления соглашения в силу.

После вступления соглашения в силу Вьетнам должен будет отменить (обнулить) для поставщиков из стран Евразийского союза ввозные таможенные пошлины более чем на 59% тарифных линий от общей товарной номенклатуры. В отношении еще 30% товарной номенклатуры ставки ввозных таможенных пошлин будут снижены до 0% в течение переходного периода. Таким образом, отмена ввозных таможенных пошлин вьетнамской стороной не охватывает только 12% товарной номенклатуры, по большинству из которых у стран ЕАЭС отсутствует экспортный интерес.

 

Импорт и экспорт каких товаров вырастет в рамках зоны свободной торговли?

 

Отмена таможенных пошлин может привести к росту экспорта товаров ЕАЭС во Вьетнам по следующим категориям:

- в части сельскохозяйственной продукции

мясная продукция (мясо птицы, колбасы);

молочная продукция (сыр, масло);

пшеница, мука, семена зерновых;

табачная продукция (сигареты);

- в части промышленной продукции

удобрения;

нефть и нефтепродукты;

стальные трубы и прокат;

шины и покрышки;

автомобили (грузовики, автобусы);

Одновременно отмена таможенных пошлин может привести к росту импорта товаров из Вьетнама в ЕАЭС по следующим категориям:

- в части сельскохозяйственной продукции

рыба;

рис;

фрукты, овощи, орехи;

консервированные фрукты и овощи;

- в части промышленной продукции

о продукция легкой промышленности (куртки, спортивные костюмы, брюки, юбки, спортивная обувь, комнатные туфли и прочая домашняя обувь (тапочки, сланцы));

электронное оборудование (принтеры, швейные машины);

изделия из кожи (саквояжи);

разные бытовые готовые изделия (щетки зубные, веники и тд.);

 

Каковы главные преимущества от этого соглашения для стран ЕАЭС?

 

Производители из стран ЕАЭС получат принципиально более благоприятные условия для поставок товаров на вьетнамский рынок, а их товары станут более конкурентоспособными. Средний арифметический уровень ввозных таможенных пошлин Вьетнама для товаров стран ЕАЭС будет снижен с 10% до 1%. При этом, условия доступа товаров стран ЕАЭС на вьетнамский рынок будут не хуже, чем для других ключевых партнеров Вьетнама по свободной торговле (Китая, Индии, Австралии, Новой Зеландии), что позволит нашим производителям лучше конкурировать на этом рынке.

Перед производителями стран ЕАЭС открываются новые возможности выстраивания или углубления производственной кооперации. По Соглашению товары, при производстве которых использованы компоненты из разных стран-участников соглашения или этапы производства которых проходили на территории разных стран-участников соглашения, также будут пользоваться всем набором преференций, предусмотренных Соглашением. Кроме того, Соглашением предусматривается возможность осуществления преференциальной торговли товарами, в том числе по контрактам заключенным с нерезидентами участников Соглашения, если такие нерезиденты не относятся к оффшорным зонам. При этом такие товары в любом случае должны соответствовать правилам определения страны происхождения, зафиксированным в Соглашении, т.е. быть произведены во Вьетнаме. Такие подходы отражают современный формат функционирования сбытовых цепочек, когда головной офис компании находится не в стране, на территории которой производится товар, и при этом одновременно Соглашением создаются стимулы для деофшоризации взаимной торговли.

В то же время, Соглашение позволяет применять гибкие механизмы защиты внутреннего рынка от несанкционированного роста импорта из Вьетнама.

 

Какие экспортные возможности получают отечественные предприниматели?

 

Либерализация условий доступа товаров государств-членов ЕАЭС на рынок Вьетнама позволит повысить уровень конкурентоспособности поставляемых на него товаров государств-членов ЕАЭС, а также создаст условия для поставок новой продукции, которая до отмены ввозных таможенных пошлин была недостаточно конкурентоспособна по ценовому параметру. С другой стороны, либерализация доступа вьетнамских товаров на рынок ЕАЭС обеспечит снижение потребительских цен на эти товары, а, следовательно, сделает их более доступными для конечного потребителя.

 

Какие сектора экономик стран ЕАЭС получат наибольшие преимущества от применения этого соглашения?

 

Предполагается, что положительный эффект будет как в сельскохозяйственном, так и в промышленном секторах.

Сразу после вступления Соглашения в силу Вьетнамская сторона должна будет открыть внутренний рынок по таким приоритетным категориям товаров как говядина, молочная продукция, рыбные консервы, мука, семена зерновых. Кроме того, вьетнамская сторона согласилась обеспечить частичную либерализацию доступа для табачной продукции стран ЕАЭС.

Примеры выгод от реализации соглашения по конкретным сельскохозяйственным товарам, поставляемым из ЕАЭС во Вьетнам:

- на мелассу (ежегодные поставки 10 млн. долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена с 10% до 0% без переходного периода;

- на алкогольную продукцию (ежегодные поставки 4-5 млн. долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена с 10% до 0% в течение 10 лет;

- на семена льна (ежегодные поставки 5 млн. долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена с 10% до 0% без переходного периода;

- на мясо птицы (ежегодные поставки 3-4 млн. долл. США) ставка таможенной пошлины будут снижены с 20% до 0% в течение 5 лет;

- на молочную продукцию (ежегодные поставки 0,5 млн. долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена с 20% до 0% без переходного периода;

Что касается промышленных товаров, то вьетнамская сторона должна будет снизить ставки ввозных таможенных пошлин на более чем 91% позиций товарной номенклатуры. Более того, вьетнамская сторона отменит ввозные таможенные пошлины на приоритетные промышленные товары экспортного интереса ЕАЭС, такие как отдельные виды проката, труб, асбеста, судов различного назначения с момента вступления Соглашения в силу.

Помимо этого, эксклюзивный доступ на рынок Вьетнама получат производители стран ЕАЭС из нефтяной, автомобильной (легковые автомашины, грузовики, автобусы) и сталелитейной (прокат и трубы) отраслей.

Примеры выгод от реализации соглашения по конкретным промышленным товарам, поставляемым из ЕАЭС во Вьетнам:

- на калийные удобрения (ежегодные поставки 150 млн. долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена с 6% до 0% без переходного периода;

- на бензин (ежегодные поставки 40 млн. долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена с 19% до 0% к 2027 году;

- на изолированные провода (ежегодные поставки 15 млн. долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена с 20% до 0% в течение 10 лет;

- на грузовые автомобили (ежегодные поставки 15-20 млн. долл. США) ставка таможенной пошлины будет снижена со среднего текущего значения в 17% до 0% в течение 10 лет.

 

Какова будет экономия на пошлинах для поставщиков ЕАЭС?

 

По экспертным оценкам, экономия на пошлинах для экспортеров ЕАЭС может составить около 40 млн. долларов США в первый год функционирования Соглашения.

По истечению всех переходных периодов положительный эффект от отмены таможенных пошлин может составить около 55-60 млн. долл. США в год.

Вьетнамские компании в результате отмены таможенных пошлин могут рассчитывать на экономию до 5-10 млн. долл. США в год.

 

Будут ли сохранены какие-то ограничения на поставки товаров стран ЕАЭС во Вьетнам?

 

Отмена или снижение Вьетнамом ввозных таможенных пошлин не затронет около 12% процентов тарифных линий, однако данные товары (отдельные виды готовой продукции из мяса, кондитерские изделия, соль, промышленные отходы, изделия из драгоценных металлов, автомобили специального назначения) не представляют большого экспортного интереса для стран ЕАЭС.

 

На сколько позиций Единого Таможенного Тарифа ЕАЭС ставки будут обнулены или радикально снижены? Будут ли пошлины отменены сразу после вступления соглашения о свободной торговле?

 

В целом Евразийский союз отменит (обнулит) ставки ввозных таможенных пошлин на 88% тарифных линий товарной номенклатуры. При этом на 59% тарифных линий товарной номенклатуры ЕАЭС таможенные пошлины будут отменены сразу после вступления Соглашения в силу, пошлины на остальные 29% тарифных линий будут отменены в течение переходных периодов, которые составляют от 5 до 10 лет.

 

На какие товары пошлины не будут снижены вовсе или будут снижены незначительно?

 

Со стороны Евразийского союза таможенные пошлины будут сохранены на наиболее чувствительные категории товаров, а именно: мясо, молоко, чай, кофе, сахар, растворимые напитки, трубы, самолеты, машины и т.д.

Со стороны Вьетнама таможенные пошлины будут сохранены на отдельные виды готовой продукции из мяса, кондитерские изделия, соль, промышленные отходы, изделия из драгоценных металлов, автомобили специального назначения и т.д., которые в основном не представляют для производителей стран ЕАЭС экспортного интереса.

 

Когда снизятся ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые ЕАЭС при торговле с Вьетнамом?

 

Первое снижение таможенных пошлин произойдет сразу после вступления Соглашения в силу. В дальнейшем снижение ставок таможенных пошлин будет происходить 1 января каждого последующего года в соответствии с достигнутыми договоренностями.

Средний арифметический уровень ввозных таможенных пошлин Вьетнама для товаров стран ЕАЭС будет снижен с 10% до 1% к 2025 году.

 

Какие преимущества получат Вьетнамские производители?

 

Вьетнамские производители по данному Соглашению получат преференциальный доступ на рынок стран ЕАЭС и смогут повысить конкурентоспособность своих товаров на рынках стран Союза по сравнению с аналогичной продукцией из других стран, не имеющих преференциального доступа. Так, среднее арифметическое значение ставки ввозных таможенных пошлин снизится с 9,7% до 2% от таможенной стоимости к 2025 году.

В частности для Вьетнама открывается новый рынок для поставок и реализации продукции, ориентированной на конечного потребителя. Это, например, куртки, ветровки, спортивная обувь.

Кроме того, для вьетнамских предпринимателей Соглашение открывает новые возможности участия в совместных инвестиционных проектах как на территории стран ЕАЭС, так и на территории Вьетнама.

 

О ВОЗМОЖНЫХ РИСКАХ

 

Какие сектора экономик государств-членов ЕАЭС попадают в зону риска и могут получить негативные эффекты от применения этого соглашения?

 

Каких-либо значимых негативных эффектов от действия данного Соглашения не предвидится. Что касается традиционно чувствительных к либерализации торговли секторов экономик стран ЕАЭС, таких как легкая промышленность или сельское хозяйство, то для данных секторов достаточно серьезный уровень защиты сохранится и после вступления соглашения в силу.

Необходимо учитывать, что суммарно по товарам легкой промышленности (одежда, постельное белье, обувь) импорт ЕАЭС составляет более 12 млрд. долларов США, но из Вьетнама импортируется только 4% этого объема (около 500 млн. долларов США).

В отношении наиболее чувствительных категорий товаров, которые производятся в странах ЕАЭС, будет сохранена тарифная защита. К ним относятся текстильные пальто, костюмы, комплекты, жакеты, блейзеры, пиджаки.

По менее чувствительным товарам (рубашки, блузки, платья, брюки, юбки, нижнее белье, свитера, детское белье) планируется применять специальный триггерный механизм, позволяющий в случае угрозы для рынка вводить в упрощенном порядке ставки пошлины на уровне Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Триггерный механизм будет применяться и в отношении мебели.

Также не просматривается серьезных угроз и для продукции аграрного сектора, в том числе рыбной продукции. Вьетнамская рыбная продукция относится к низкому ценовому сегменту, в котором основную долю рынка занимает рыба отечественного производства (минтай), объемы добычи которой стабильно растут в течение последних несколько лет, тем самым практически полностью обеспечивая потребности внутреннего рынка стран ЕАЭС. Кроме того, фитосанитарные требования к поставкам вьетнамской рыбной продукции на рынок ЕАЭС не позволят нарастить объемы поставок данной категории за счет продукции низкого качества.

На рис вьетнамской стороне будет предоставлена минимальная квота (для поставки по нулевой ставке пошлины) в размере 10 тыс. тонн. Эта квота не превышает 5% от общего объема импорта риса из третьих стран и 20% от среднего значения ежегодных поставок риса из Вьетнама в ЕАЭС. Кроме того квота предоставляется на длиннозерный рис, который не выращивается в странах Союза.

 

Есть ли риск, что вьетнамские товары могут хлынуть на рынок ЕАЭС бесконтрольно?

 

Положения Соглашения минимизируют подобные риски.

Соглашение предусматривает, что таможенные службы всех стран-участниц Соглашения должны оперативно взаимодействовать и в том числе обмениваться информацией о поставках. Такое взаимодействие таможенных служб позволит вести качественный мониторинг товарооборота и повысить прозрачность взаимной торговли.

Кроме того, для получения преференций, предусмотренных

Соглашением, поставщики товаров, идущих из Вьетнама в ЕАЭС, будут обязаны получить специальный сертификат происхождения экспортируемого товара, что исключит "транзитные" поставки товаров из других стран под видом вьетнамских. Данный механизм можно рассматривать как еще один инструмент мониторинга взаимной торговли.

 

Что можно предпринять, если импорт какого-то товара из Вьетнама в ЕАЭС все же резко вырастет?

 

Учитывая, что на настоящий момент на долю Вьетнама приходится около 1% всего импорта ЕАЭС из дальнего зарубежья, и принимая во внимание производственные мощности Вьетнама в целом, возможность роста импорта какого-либо товара в таких объемах, которые могли бы угрожать экономикам стран ЕАЭС незначительна.

В то же время ставки пошлин на наиболее чувствительные для производителей ЕАЭС товары, в отношении которых у Вьетнама есть экспортный потенциал - сахар, кофе, чай, пальто, костюмы, не будут снижены вовсе.

По менее чувствительным товарам - таким как рубашки, блузки, платья, брюки, юбки, нижнее белье, свитера, детское белье - планируется применять специальный триггерный механизм, позволяющий в случае угрозы для рынка вводить в упрощенном порядке ставки пошлины на уровне Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Также триггерный механизм будет применяться в отношении мебели.

Помимо этого Соглашение не исключает возможности применения разрешенных ВТО мер защиты рынка, в случае демпинга или резкого внезапного роста импорта.

 

Что можно предпринять, если под видом вьетнамских товаров на отечественный рынок будут поставляться товаров из других стран?

 

Соглашение минимизирует подобные риски. Отдельным приложением к Соглашению установлены четкие и прозрачные критерии происхождения для всех товаров. Сохраняется привычная для участников внешней торговли стран ЕАЭС система сертификации происхождения товаров. За нарушения правил подтверждения происхождения товаров стороны Соглашения обязаны установить ответственность для компаний-нарушителей. Также Соглашение дает странам-участникам Соглашения новые инструменты контроля за выполнением критериев происхождения на территории страны экспортера: по запросу стороны обязаны проводить проверки экспортеров на основании наличия обоснованных сомнений, также контрольные службы могут провести выездную проверку производителя (экспортера) товара.

В качестве исключительной меры реагирования на системные нарушения в области определения страны происхождения товаров, Соглашением предусмотрена возможность временно приостановить режим свободной торговли - то есть повысить ставки ввозных таможенных пошлин до общего уровня Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

 

Как будут защищаться права на товарные знаки и другие объекты интеллектуальной собственности?

 

Соглашение охватывает достаточно широкий круг вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью. В охват Соглашения попадает регулирование в сфере объектов авторского и смежных прав, товарных знаков, географических указаний (включая наименования мест происхождения товаров), изобретений, промышленных образцов и др. Кроме того, Соглашением предусматривается гармонизация нормативно-правового регулирования Вьетнама и стран ЕАЭС в ряде вопросов в целях создания эффективных механизмов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Например, законодательствами государств ЕАЭС предусмотрена правовая охрана наименований мест происхождения товаров (НМПТ). Вьетнам, предоставляя правовую охрану географическим указаниям (ГУ), в настоящее время не признает НМПТ в качестве самостоятельного вида средств индивидуализации. Соглашение позволяет каждой из сторон применять ту систему регистрации, которая предусмотрена её законодательством, тем самым функционально приравнивая друг к другу системы охраны ГУ и НМПТ. Кроме того, Соглашение способствует упрощению взаимного признания и предоставления сторонами правовой охраны ГУ и НМПТ, что упростит сотрудничество и информационный обмен между сторонами в данной области.

Для предотвращения поставок контрафактной и пиратской продукции Соглашение обязывает стороны установить процедуры, которые позволят правообладателю, если у него есть обоснованные подозрения в том, что имеет место нарушение его прав, подать заявление в таможенные органы стран ЕАЭС и Вьетнама с требованием применить таможенные меры защиты своих прав на интеллектуальную собственность. В случае, если реакции не последует, к примеру, от вьетнамской таможни, и ситуация не изменится, правообладатель имеет возможность обратиться с данной проблемой в орган, администрирующий соглашение. Если же и после данного обращения уладить вопрос на уровне компетентных органов и контактных лиц, предусмотренных Соглашением не удалось, запустится механизм разрешения споров. В результате будут приниматься меры вплоть до заявления о приостановлении действия Соглашения в связи с неисполнением принятых на себя обязательств.

 

Могут ли применяться защитные и заградительные меры в торговле с Вьетнамом?

 

Соглашением предусматривается возможность использования серьезного набора инструментов защиты внутреннего рынка, таких как компенсационные, антидемпинговые и двухсторонние защитные меры, а также триггерные защитные меры.

В отношении компенсационных и антидемпинговых мер, в Соглашении, по сути, продублированы соответствующие положения Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам. При этом при проведении компенсационных или антидемпинговых расследований, которые должны доказать обоснованность защитных мер, Вьетнам обязан рассматривать страны ЕАЭС индивидуально, и не может вводить защитные меры против ЕАЭС в целом. Такой подход не позволит ограничивать экспорт из всех стран Союза, если будут выявлены, например, демпинговые поставки производителями одной из стран ЕАЭС.

Формат двухсторонних защитных мер предусматривает, что в случае если импорт каких-либо вьетнамских товаров будет наносить ущерб или создавать угрозу нанесения ущерба, ЕАЭС сможет ввести на определенный Соглашением срок двустороннюю защитную меру - приостановив дальнейшее снижение ставки пошлины либо повысив ставку пошлины до уровня Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

Кроме того, Соглашение позволяет применять триггерный защитный механизм. В соответствии с данным механизмом установлены пороговые годовые объемы импорта для ряда вьетнамских товаров, в рамках которых импорт осуществляется по нулевой ставке пошлины. При превышении этих объемов у страны ЕАЭС имеют право применять таможенные пошлины на уровне ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

В то же время, если Евразийский союз будет применять специальные защитные меры, вводимые согласно правилам ВТО в отношении торговли со всеми странами, то вьетнамские поставки также будут подпадать под их действие.

 

Можно ли изменить условия Соглашения?

 

В Соглашение могут быть внесены изменения по взаимному согласию сторон. Процедура вступления в силу таких изменений является той же, что и вступления самого соглашения - по истечению 60 дней с даты получения последнего письменного уведомления о завершении ратификационных процедур в государствах ЕАЭС и во Вьетнаме.

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!