Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.04.2015 № 533

Приказ министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан
от 30 апреля 2015 г. N 553
"Об утверждении Правил разработки, экспертизы, принятия,
изменения и отмены технических регламентов"

 

В соответствии с подпунктом 19) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, экспертизы, принятия изменения и отмены технических регламентов.

2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Канешев Б.Б.) обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и официально-правовой системе "Әділет";

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего премьер-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

Министр
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
А.Исекешев

 

 

Утверждены
приказом Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 30 апреля 2015 г. N 553
 
ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ,
ЭКСПЕРТИЗЫ, ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ОТМЕНЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
 
1. Общие положения
 

1. Настоящие Правила разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» (далее - Закон) и определяют порядок разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов.

2. Настоящие Правила не распространяются на процедуры по разработке, принятию, внесению изменений и отмены технических регламентов, принимаемых в рамках Евразийского экономического союза и в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе, совершенный в Астане 29 мая 2014 года, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».

 
2. Порядок разработки технических регламентов
 

3. Предложения по разработке, изменению, дополнению или отмене технического регламента подготавливаются государственными органами, в компетенцию которых входит установление обязательных правил и норм, с учетом предложений технических комитетов по стандартизации, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, заинтересованных сторон и предоставляются в уполномоченный орган в области технического регулирования (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган на основании предложений формирует и утверждает план по разработке технических регламентов в соответствии с подпунктом 21) статьи 7 Закона.

Технический регламент разрабатывается при наличии концепции, одобренной Комиссией по вопросам технического регулирования и метрологии, созданной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июня 2010 года N 558 «О создании Комиссии по вопросам технического регулирования и метрологии» (далее - Комиссия).

Концепция должна содержать:

1) наименование технического регламента;

2) цель разработки технического регламента;

3) область применения и объекты технического регламента с указанием товарной позиции внутри кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС);

4) субъекты предпринимательской и иной деятельности, интересы которых будут затронуты техническим регламентом;

5) информацию о проблемах, регулирование которых необходимо установить, чтобы свести к минимуму их отрицательные влияния;

6) опасные факторы (риски);

7) информацию о наличии и состоянии нормативной правовой базы Республики Казахстан и Евразийского экономического союза (законы, постановления, санитарные, строительные, пожарные и другие нормы и правила, устанавливающие требования к объекту технического регламента);

8) информацию о наличии нормативных документов международного уровня (международные договоры, директивы, технические регламенты других стран и другие);

9) информацию о состоянии производственной, испытательной базы и отрасли в целом.

Информация должна содержать сведения о количестве испытательных лабораторий и органов по подтверждению соответствия, имеющих материально-техническую возможность подтверждать соответствие продукции, их географическом местоположении и производственных мощностях;

10) информацию о мерах, принятие которых необходимо для внедрения технического регламента;

11) ожидаемые результаты от внедрения технического регламента, в том числе информацию о положительном и отрицательном влиянии от внедрения технического регламента на производителей, потребителей и в целом на экономику страны, прогнозирования возможных технических барьеров;

12) информацию об объемах производства в Республике Казахстан и объемах импорта продукции, подпадающей под действие разрабатываемого (изменяемого/отменяемого) технического регламента.

Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, до вынесения концепции на Комиссию направляют ее на рассмотрение в заинтересованные государственные органы,

Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан и аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства.

4. Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента:

1) размещают в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования уведомление установленной формы о разработке проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента не позднее одного месяца с момента начала разработки проектов, изменений и дополнений или отмены нормативных правовых актов;

2) привлекают к разработке проекта технического регламента представителей заинтересованных государственных органов, экспертных советов в области технического регулирования при заинтересованных государственных органах, технических комитетов по стандартизации, Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и других заинтересованных сторон;

3) организует проведение анализа научно-технического уровня технических регламентов и взаимосвязанных с ними стандартов;

4) организуют публичное обсуждение проекта технического регламента в течение срока, равного не менее шестидесяти календарных дней со дня опубликования уведомления об их разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения;

5) предоставляют по запросу заинтересованных сторон полученные замечания к проекту технического регламента;

6) дорабатывают проект технического регламента с учетом полученных замечаний и размещает в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования;

7) направляют в уполномоченный орган уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента для размещения в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования, которое должно содержать информацию о способе ознакомления с проектом и перечнем полученных замечаний, наименование государственного органа, разработавшего проект технического регламента, его почтовый и электронный адреса.

5. Технический регламент разрабатывается на основе научно- обоснованных и (или) статистических данных.

Нормы и стандарты иностранных государств, международных и региональных организаций могут применяться в качестве основы при разработке технического регламента полностью или частично, если они соответствуют целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона.

6. Требования, устанавливаемые в техническом регламенте, должны соответствовать интересам государственной политики в области технического регулирования, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также законодательству Республики Казахстан и международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан.

7. При установлении минимально необходимых требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам учитываются все виды рисков, присущие данной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

8. Технические регламенты, устанавливающие требования на одну и ту же продукцию, взаимоувязываются в целях обеспечения единого состава и содержания обязательных требований, предъявляемых к продукции.

9. Разработка технического регламента осуществляется в следующем порядке:

1) определяется область применения, где устанавливается исчерпывающий перечень продукции (согласно классификатору «ТН ВЭД ЕАЭС») и процессов, на которые распространяются требования, установленные техническим регламентом, и опасные факторы (риски), которых следует избегать, а также критерии и методы идентификации для целей применения технического регламента;

2) устанавливаются термины и определения. Термины и определения, используемые в техническом регламенте, не должны противоречить терминам, установленным международными стандартами и Законом, а также Законом Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «Об аккредитации в области оценки соответствия», Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года «Об обеспечении единства измерений».

Допускается делать ссылки на статьи других законодательных актов Республики Казахстан, в которых данные термины установлены;

3) определяются условия обращения продукции на рынке Республики Казахстан, где устанавливаются положения о том, что продукция должна соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом, и способы доведения информации об этом до потребителя (указание о соответствии техническим регламентам в сопроводительной документации, наличие сертификата соответствия или декларация соответствия или свидетельства о государственной регистрации, технической или нормативной документации или указаний по правильной эксплуатации или использованию продукции, включая соответствующие предостережения, схемы сборки и другие);

4) устанавливаются требования к безопасности продукции и процессам ее жизненного цикла, где с учетом степени риска причинения вреда, устанавливаются минимально необходимые требования, обеспечивающие их безопасность. В техническом регламенте с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к объектам технического регулирования в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона.

Требования устанавливаются только к продукции и при необходимости к процессам ее жизненного цикла, связанным с возможностью непосредственного причинения вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде.

Минимально необходимые требования устанавливаются путем конкретного описания необходимого конечного результата обеспечения безопасности по каждому виду потенциально опасного фактора (риска), присущей данной продукции и процессу. При этом методы достижения цели безопасности не регламентируются, кроме случаев, когда данная цель может быть достигнута исключительно применением указанного метода.

Числовые значения технических характеристик продукции могут устанавливаться в случаях, если они имеют постоянную величину: «не более», «не менее», «не допускается содержание».

Показатели безопасности могут быть оформлены в виде приложения к техническому регламенту.

В случае если невозможно определить требования к продукции, длительное использование которых может причинить вред, нанесение которого зависит от факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска, технический регламент должен содержать требования, касающиеся информирования потребителя о возможном вреде продукции и факторах, от которых он зависит;

5) могут устанавливаться правила отбора проб и испытаний продукции, правила и формы подтверждения соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия (выбор форм и схем подтверждения соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки и ущерба от применения продукции, прошедшей подтверждение соответствия) и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикетированию и правилам их нанесения;

6) устанавливаются сроки и условия введения в действие технического регламента, устанавливающие время переходного периода, в течение которого должны быть учтены вопросы для введения в действие технического регламента, разработки и (или) корректировки нормативной или технической документации, а также вопросы, связанные с выпуском продукции;

7) - устанавливаются перечень стандартов в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, а также перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее - перечни), которые оформляются в виде приложения к проекту технического регламента.

Разработка перечней осуществляется путем включения в них нормативных документов по стандартизации по формам, предусмотренным приложением 1 и 2 к настоящим Правилам.

Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, обеспечивают подготовку и представление в уполномоченный орган не реже 1 раза в год обоснованных предложений по внесению изменений и актуализации перечней на основании результатов мониторинга принятия, применения, обновления и отмены соответствующих стандартов.

10. Требования, установленные пунктами 7 и 9 настоящих Правил, частично не распространяются на самостоятельные технические регламенты, устанавливающие только требования к процедурам подтверждения соответствия, за исключением требований, предусмотренных Законом.

 
3. Экспертиза технических регламентов
 

11. Проект технического регламента, копии отзывов заинтересованных организаций, сводка отзывов, отражающая представленные замечания и предложения к проекту технического регламента и оформленная в табличном виде с указанием автора замечаний и предложений, действующей и предлагаемой редакции, а также с заключением разработчика по представленным замечаниям и предложениям, направляются для рассмотрения в:

1) определяется область применения, где устанавливается исчерпывающий перечень продукции (согласно классификатору «ТН ВЭД ЕАЭС») и процессов, на которые распространяются требования, установленные техническим регламентом, и опасные факторы (риски), которых следует избегать, а также критерии и методы идентификации для целей применения технического регламента;

2) устанавливаются термины и определения. Термины и определения, используемые в техническом регламенте, не должны противоречить терминам, установленным международными стандартами и Законом, а также Законом Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «Об аккредитации в области оценки соответствия», Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года «Об обеспечении единства измерений».

Допускается делать ссылки на статьи других законодательных актов Республики Казахстан, в которых данные термины установлены;

3) определяются условия обращения продукции на рынке Республики Казахстан, где устанавливаются положения о том, что продукция должна соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом, и способы доведения информации об этом до потребителя (указание о соответствии техническим регламентам в сопроводительной документации, наличие сертификата соответствия или декларация соответствия или свидетельства о государственной регистрации, технической или нормативной документации или указаний по правильной эксплуатации или использованию продукции, включая соответствующие предостережения, схемы сборки и другие);

4) устанавливаются требования к безопасности продукции и процессам ее жизненного цикла, где с учетом степени риска причинения вреда, устанавливаются минимально необходимые требования, обеспечивающие их безопасность. В техническом регламенте с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к объектам технического регулирования в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона.

Требования устанавливаются только к продукции и при необходимости к процессам ее жизненного цикла, связанным с возможностью непосредственного причинения вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде.

Минимально необходимые требования устанавливаются путем конкретного описания необходимого конечного результата обеспечения безопасности по каждому виду потенциально опасного фактора (риска), присущей данной продукции и процессу. При этом методы достижения цели безопасности не регламентируются, кроме случаев, когда данная цель может быть достигнута исключительно применением указанного метода.

Числовые значения технических характеристик продукции могут устанавливаться в случаях, если они имеют постоянную величину: «не более», «не менее», «не допускается содержание».

Показатели безопасности могут быть оформлены в виде приложения к техническому регламенту.

В случае если невозможно определить требования к продукции, длительное использование которых может причинить вред, нанесение которого зависит от факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска, технический регламент должен содержать требования, касающиеся информирования потребителя о возможном вреде продукции и факторах, от которых он зависит;

5) могут устанавливаться правила отбора проб и испытаний продукции, правила и формы подтверждения соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия (выбор форм и схем подтверждения соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки и ущерба от применения продукции, прошедшей подтверждение соответствия) и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикетированию и правилам их нанесения;

6) устанавливаются сроки и условия введения в действие технического регламента, устанавливающие время переходного периода, в течение которого должны быть учтены вопросы для введения в действие технического регламента, разработки и (или) корректировки нормативной или технической документации, а также вопросы, связанные с выпуском продукции;

7) - устанавливаются перечень стандартов в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, а также перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее - перечни), которые оформляются в виде приложения к проекту технического регламента.

Разработка перечней осуществляется путем включения в них нормативных документов по стандартизации по формам, предусмотренным приложением 1 и 2 к настоящим Правилам.

Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, обеспечивают подготовку и представление в уполномоченный орган не реже 1 раза в год обоснованных предложений по внесению изменений и актуализации перечней на основании результатов мониторинга принятия, применения, обновления и отмены соответствующих стандартов.

10. Требования, установленные пунктами 7 и 9 настоящих Правил, частично не распространяются на самостоятельные технические регламенты, устанавливающие только требования к процедурам подтверждения соответствия, за исключением требований, предусмотренных Законом.

 

3. Экспертиза технических регламентов

 

11. Проект технического регламента, копии отзывов заинтересованных организаций, сводка отзывов, отражающая представленные замечания и предложения к проекту технического регламента и оформленная в табличном виде с указанием автора замечаний и предложений, действующей и предлагаемой редакции, а также с заключением разработчика по представленным замечаниям и предложениям, направляются для рассмотрения в:

1) уполномоченный орган с целью установления соответствия целям предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона и международным договорам в области технического регулирования;

2) заинтересованные государственные органы и (или) экспертные советы, с целью установления достаточности минимально необходимых требований для обеспечения безопасности продукции и (или) процессов, совместимости требований с международными обязательствами республики, соответствия научно-техническому уровню развития и материально-технической базы.

Рассмотрение проекта технического регламента и прилагаемых к нему материалов, изложенных в настоящем пункте, проводится в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня их поступления.

12. Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, после получения заключений, а также замечаний и предложений в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, в течение 30 (тридцати) календарных дней направляют доработанный проект технического регламента в уполномоченный орган, который организует его вынесение на рассмотрение Комиссии.

По результатам проведения заседания Комиссии составляется протокол и в течение 10 (десяти) календарных дней направляется в государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента.

 
4. Принятие, изменение и отмена технических регламентов
 

13. Принятие и отмена технического регламента осуществляются в соответствии со статьей 19 Закона, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах».

14. Внесение изменений и дополнений в технический регламент осуществляется в соответствии с главами 2 и 3 настоящих Правил.

 

 

Приложение 1
к Правилам разработки,
экспертизы, принятия, изменения и
отмены технических регламентов
 
Форма 1

 

Перечень стандартов,
в результате применения которых на добровольной основе
обеспечивается соблюдение требований
технического регламента
 
N п/п
Элементы технического регламента
Обозначение стандарта
Наименование стандарта
Примечание
1
2
3
4
5

 

Примечания:

1. В графе 2 указываются элементы технического регламента, соответствие которым может быть обеспечено посредством выполнения требований стандарта (абзац, подпункт, пункт, статья, приложение).

2. В графе 3 указывается обозначение стандарта в целом и/или разделов (пунктов, подпунктов) стандарта, если соблюдение требований технического регламента может быть обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) стандарта.

3. В графе 5 указывается информация о дате окончания применения стандарта, взамен которого разработан заменяющий стандарт (день - двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами), и (или) информация об установлении в случае необходимости переходного периода, в течение которого могут применяться как замененный, так и заменяющий его стандарт.

 

 

Приложение 2
к Правилам разработки, экспертизы,
принятия, изменения и отмены
технических регламентов
 
Форма 2
 
Перечень стандартов,
содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений,
в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения
и исполнения требований технического регламента и осуществления
оценки (подтверждения) соответствия продукции
 
N п/п
Элементы технического регламента
Обозначение стандарта
Наименование стандарта
Примечание
1
2
3
4
5

 

Примечания:

1. В графе 2 указываются элементы технического регламента, соответствие которым может быть подтверждено посредством применения правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, установленных в стандарте (абзац, подпункт, пункт, статья, приложение).

2. В графе 3 указывается обозначение стандарта в целом и/или разделов (пунктов, подпунктов) стандарта, если для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технического регламента может быть обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) стандарта.

3. В графе 5 указывается информация о дате окончания применения стандарта, взамен которого разработан заменяющий стандарт (день - двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами), и (или) информация об установлении в случае необходимости переходного периода, в течение которого могут применяться как замененный, так и заменяющий его стандарт.

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!