Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 23.04.2015 № 18-12/19529

Письмо ФТС России от 23 апреля 2015 г. N 18-12/19529
"О применении статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях"
 

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дополнен новой статьей 6.33 "Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок", по которой должностные лица таможенных органов наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - АП).

В силу статьи 12 Федерального закона от 27 ноября 2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы проводят таможенный контроль товаров, содействуют осуществлению мер по защите жизни и здоровья человека, интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.

В этой связи таможенные органы уполномочены составлять протоколы об АП не по всем составам АП, предусмотренным статьей 6.33 КоАП РФ, а только в пределах своей компетенции - по правонарушениям, связанным с ввозом на территорию Российской Федерации:

фальсифицированных лекарственных средств, фальсифицированных медицинских изделий, фальсифицированных биологически активных добавок (далее - БАД), контрафактных лекарственных средств, контрафактных медицинских изделий, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 1 статьи 6.33 КоАП РФ);

недоброкачественных лекарственных средств, недоброкачественных медицинских изделий или незарегистрированных лекарственных средств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 2 статьи 6.33 КоАП РФ).

В случае выявления должностными лицами таможенных органов данных, указывающих на наличие события иных АП (производство, продажа, реализация), предусмотренных статьей 6.33 КоАП РФ, такие материалы должны быть направлены в территориальные органы Росздравнадзора или Роспотребнадзора с учетом их компетенции, установленной пунктами 18, 19, 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Ответственность по статье 6.33 КоАП РФ установлена с целью защиты потребителей от вреда, причиняемого обращением фальсифицированной, недоброкачественной, контрафактной, а также незарегистрированной фармацевтической и медицинской продукции.

Понятия фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных медицинских изделий и лекарственных средств, а также фальсифицированных БАДов закреплены, соответственно, в статье 38 Федерального закона от 24 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), статье 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), статье 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ).

Этими же законами установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных и незарегистрированных лекарственных средств (пункты 2, 5 статьи 47 Закона N 61-ФЗ), фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий (пункт 16 статьи 38 Закона N 323-ФЗ), а также запрет на оборот (экспорт и импорт) фальсифицированных БАДов (статьи 1, 3 Закона N 29-ФЗ).

Учитывая, что вышеуказанная продукция относится к категории изъятой из оборота, необходимо рассматривать вопрос об изъятии таких товаров в порядке статьи 27.10 КоАП РФ с целью решения вопроса об их судьбе судом.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об АП по статье 6.33 КоАП РФ, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, а дела об АП, возбужденные в отношении физических лиц - мировые судьи.

Обращаем внимание, что предметом АП, предусмотренного частью 1 статьи 6.33 КоАП РФ, являются также контрафактные лекарственные средства и медицинские изделия. Поэтому факт их ввоза на территорию Российской Федерации с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации, квалифицируется по части 1 статьи 6.33 КоАП РФ, являющейся специальным составом по отношению к общей норме - части 1 статьи 14.10 КоАП РФ.

Действия, образующие объективную сторону статьи 6.33 КоАП РФ, квалифицируются как АП, если не содержат признаков преступления, предусмотренного новой статьей 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), согласно которой уголовно-наказуемыми являются деяния в сфере обращения фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборота фальсифицированных БАДов, в случае если их стоимость превышает сто тысяч рублей. При этом следует учитывать, что обращение контрафактных лекарственных средств и медицинских изделий не охватывается диспозицией статьи 238.1 УК РФ а квалифицируется по статье 180 УК РФ.

Кроме того, таможенные органы в ходе своей деятельности могут выявлять признаки преступлений, предусмотренных новыми статьями 235.1 "Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий", 327.2 "Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий" УК РФ.

Следует учитывать, что подделка регистрационного удостоверения, сертификата или декларации о соответствии на лекарственные средства или медицинские изделия образуют признаки преступления по статье 327.2 УК РФ, являющейся специальной по отношению к статье 327 УК РФ.

В случае выявления признаков преступлений, предусмотренных статьями 180, 238.1, 235.1, 327.2 УК РФ, сообщения о преступлениях регистрируются в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП N 1) таможенного органа и согласно требованиям пункта 3 части 1 статьи 145, подпункта "а" пункта 1, пункта 2 части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации передаются по подследственности в соответствующие подразделения Следственного комитета Российской Федерации (статьи 238.1, 235.1, 327.2 УК РФ) или органов внутренних дел (статья 180 УК РФ).

 
Первый заместитель начальника
Управления таможенных
расследований и дознания
полковник таможенной службы
В.И.Козлов
 
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!