Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Закон Президента Республики Беларусь от 18.07.2016 № 398-З

Закон Республики Беларусь
от 18 июля 2016 г. N 398-3
"О внесении изменений и дополнений
в Закон Республики Беларусь «О защите растений»"
 
Принят Палатой представителей 16 июня 2016 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2016 года
 
 

Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 25 декабря 2005 года «О защите растений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 6, 2/1174; 2008г., N 157, 2/1445; 2009г., N 161, 2/1583; 2010г., N6, 2/1645) изменения и дополнения, изложив его в новой редакции:

 

«ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О карантине и защите растений

 

Настоящий Закон определяет правовые, организационные и экономические основы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков, карантина растений, обращения со средствами защиты растений и направлен на предотвращение потерь растительной продукции.

 

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

 

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

болезни растений - патологические процессы в клетках, органах, целом растении, происходящие под влиянием возбудителей болезней (вирусы, бактерии, микоплазмы, грибы и другие) или неблагоприятных условий среды произрастания;

вредители растений и (или) растительной продукции - грызуны, насекомые, клещи, моллюски, черви и другие животные и организмы, оказывающие вредное воздействие на растения и (или) растительную продукцию;

вредные организмы - вредители растений и (или) растительной продукции, возбудители болезней растений и сорняки;

государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных государственных органов и иных государственных организаций, направленная на выявление карантинных объектов, определение карантинной фитосанитарной безопасности подкарантинной продукции, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства в области карантина и защиты растений, выполнение международных обязательств Республики Беларусь;

защита растений - правовой режим, предусматривающий систему мер по борьбе с особо опасными вредными организмами и порядок обращения со средствами защиты растений;

карантин растений - правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и растительной продукции от карантинных объектов;

карантинная фитосанитарная безопасность - обеспечение состояния защищенности территории Республики Беларусь от рисков, возникающих при проникновении и (или) распространении карантинных объектов;

карантинная фитосанитарная зона — территория, на которой выявлены карантинные объекты, установлен карантинный режим и реализуются карантинные фитосанитарные мероприятия;

карантинные объекты - вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Республики Беларусь;

карантинные фитосанитарные мероприятия - система мероприятий по выявлению карантинных объектов, локализации и ликвидации их очагов, а также по недопущению распространения карантинных объектов на территории Республики Беларусь;

карантинный режим - установленные на определенный период решением местного исполнительного и распорядительного органа в границах карантинной фитосанитарной зоны ограничения и запреты на использование и (или) вывоз за ее пределы подкарантинной продукции и иных подкарантинных объектов, другие ограничения и запреты на осуществление хозяйственной и иной деятельности;

качество средств защиты растений - соответствие средств защиты растений по составу, химическим и физическим свойствам и препаративной форме установленным обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами критериям;

мероприятия по защите растений - комплекс методов и способов по снижению численности особо опасных вредных организмов, в том числе при достижении экономического порога вредоносности, по уменьшению их воздействия на растения и (или) растительную продукцию;

обезвреживание средств защиты растений - обработка, захоронение, снижение опасных свойств средств защиты растений, уничтожение на специальных объектах и (или) в специальных установках без их использования, приводящие к уменьшению или предотвращению их вредного воздействия на жизнь и здоровье человека, окружающую среду;

обращение с подкарантинными объектами - деятельность, связанная с ввозом в Республику Беларусь и (или) вывозом из Республики Беларусь, в том числе перемещением транзитом, а также с использованием, обеззараживанием, очисткой, возвратом, уничтожением подкарантинных объектов;

обращение со средствами защиты растений - деятельность, связанная с разработкой, производством, ввозом в Республику Беларусь и (или) вывозом из Республики Беларусь, в том числе перемещением транзитом, а также с перевозкой, реализацией, хранением, применением, обезвреживанием средств защиты растений;

особо опасные вредные организмы - вредные организмы, способные при достижении экономического порога вредоносности снижать качество и потребительскую ценность растений и растительной продукции и включенные в перечень особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков, определенный Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Национальной академией наук Беларуси;

подкарантинная продукция - растения, растительная продукция, тара (упаковка), почва, организмы и материалы, включенные в перечень подкарантинной продукции, подлежащей государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, и перемещаемые через его таможенную границу и по его таможенной территории, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие мер по обеспечению карантина и защиты растений;

подкарантинные объекты - территории или отдельные земельные участки, здания, сооружения, резервуары, места складирования, подкарантинная продукция, тара (упаковка), оборудование, транспортные средства, контейнеры, сельскохозяйственная техника и орудия обработки почвы, а также коллекции насекомых, возбудителей болезней растений и образцы наносимых ими повреждений, гербарии и коллекции семян, культуры живых грибов, бактерий, вирусов, насекомых, клещей, червей и иные объекты, которые могут быть источниками проникновения на территорию Республики Беларусь и (или) распространения на территории Республики Беларусь карантинных объектов;

растения - живые растения (сосудистые и мохообразные растения, водоросли, лишайники и грибы), их части, включая семена и генетический материал;

растительная продукция - растения, их части и (или) продукты их жизнедеятельности, изъятые из среды произрастания и используемые в качестве сырья или в иных целях производства и потребления;

сорняки - нежелательные растения, произрастающие в посевах и насаждениях культурных (сельскохозяйственных, декоративных) растений и наносящие им вред (замедление роста и снижение урожайности растений, ухудшение их качества, иное вредное воздействие), а также способствующие распространению вредных организмов;

средства защиты растений — вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения, предназначенные для предотвращения появления, уничтожения или борьбы с вредителями, возбудителями болезней растений и (или) растительной продукции, нежелательными видами растений, предпосевной обработки семян, а также для использования в качестве регуляторов роста, дефолиантов, десикантов и фумигантов;

тарная (упаковочная) этикетка- информация об упакованном средстве защиты растений, его изготовителе, рекомендациях по применению, перевозке и хранению, номере государственной регистрации, номере партии, дате изготовления, сроках хранения и иных сведениях, необходимых для безопасного обращения с ним, представленная на материальном носителе, прикрепляемом к упаковке, или нанесенная на нее;

фитосанитарное состояние - состояние территории, определяемое численностью, интенсивностью развития и распространения особо опасных вредных организмов, их потенциальной опасностью для растений и (или) растительной продукции;

фитосанитарные наблюдения - система наблюдений, оценки и прогноза развития и распространения вредных организмов;

фитосанитарный сертификат- документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию, выдаваемый уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений, подписанной в г. Риме 6 декабря 1951 года (далее - Конвенция), и удостоверяющий, что подкарантинная продукция соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера;

экономический порог вредоносности - численность, интенсивность развития и распространения особо опасных вредных организмов, наличие которых приведет к такой степени повреждения растений, при которой необходимо осуществлять реализацию мероприятий по защите растений в целях уменьшения потерь растений и (или) растительной продукции.

 

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области карантина и защиты растений

 

Отношения в области карантина и защиты растений регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства в области карантина и защиты растений, международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Отношения в области защиты лесов от вредителей и болезней регулируются законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, за исключением отношений, связанных с карантином растений, обращением со средствами защиты растений, учетом, информацией в области защиты растений, которые регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства в области карантина и защиты растений.

Отношения в области защиты от вредителей и болезней объектов растительного мира, не входящих в лесной фонд, регулируются законодательством об охране и использовании растительного мира, если иное не установлено настоящим Законом.

Отношения в области карантина и защиты растений, произрастающих в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, регулируются настоящим Законом, если иное не установлено законодательством об охране и использовании вод.

Отношения в области карантина и защиты растений, произрастающих в границах особо охраняемых природных территорий, регулируются настоящим Законом, если иное не установлено законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Отношения в области обращения со средствами защиты растений и с подкарантинной продукцией, признанными отходами, регулируются законодательством об обращении с отходами и настоящим Законом.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Субъекты отношений в области карантина и защиты растений

 

Субъектами отношений в области карантина и защиты растений являются: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, а также другие государственные органы и иные государственные организации в пределах их компетенции;

иные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

 

Статья 4. Объекты отношений в области карантина и защиты растений

 

Объектами отношений в области карантина растений являются:

карантинные объекты;

подкарантинные объекты.

Объектами отношений в области защиты растений являются:

особо опасные вредные организмы;

средства защиты растений.

 

Статья 5. Принципы карантина и защиты растений

 

Карантин и защита растений осуществляются с соблюдением следующих принципов:

обеспечение безопасности населения и экологической безопасности при реализации карантинных фитосанитарных мероприятий и мероприятий по защите растений;

научная, экологическая и экономическая обоснованность реализации карантинных фитосанитарных мероприятий и мероприятий по защите растений;

приоритет применения биологических средств защиты растений;

гласность в работе государственных органов и иных государственных организаций, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам карантина и защиты растений и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной информацией в этой области.

 

Статья 6. Меры по обеспечению карантина и защиты растений

 

Карантин растений обеспечивается посредством:

принятия (утверждения) и реализации нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области карантина растений;

реализации карантинных фитосанитарных мероприятий;

осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Защита растений обеспечивается посредством:

принятия (утверждения) и реализации нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области защиты растений;

осуществления надзора в области защиты растений;

организации научных исследований по разработке новых средств защиты растений, способов и технологий обращения с ними;

государственной регистрации средств защиты растений;

организации производства средств защиты растений;

реализации мероприятий по защите растений;

создания и использования резервного фонда средств защиты растений;

формирования и использования фонда данных по защите растений.

Законодательством могут быть предусмотрены иные меры по обеспечению карантина и защиты растений.

 

Статья 7. Обязанности юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в области карантина и защиты растений

 

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с подкарантинными объектами, обязаны:

соблюдать нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, в области карантина растений;

обеспечивать доступ должностных лиц, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), к подкарантинным объектам;

представлять должностным лицам, осуществляющим государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), сведения и документы, необходимые для осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

не препятствовать осуществлению государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

извещать государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» о прибытии ввозимой в Республику Беларусь подкарантинной продукции в места назначения (доставки);

не допускать очистки и (или) обеззараживания транспортных средств, перевозящих подкарантинную продукцию, в пути следования, а также в местах, не предназначенных для санитарной обработки транспортных средств;

обеспечивать обеззараживание или уничтожение подкарантинных объектов при выявлении карантинных объектов;

проводить обследования подкарантинных объектов и в случае выявления очагов массового распространения карантинных объектов информировать об этом государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений»;

осуществлять перевозку подкарантинной продукции средствами и способами, исключающими возможность заражения территории карантинными объектами;

соблюдать карантинный режим;

планировать по согласованию с территориальными организациями государственного учреждения «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» карантинные фитосанитарные мероприятия, своевременно и качественно их реализовывать;

осуществлять финансирование карантинных фитосанитарных мероприятий, предусмотренных частью второй статьи 8 настоящего Закона.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение со средствами защиты растений, обязаны:

соблюдать нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, в области защиты растений;

обеспечивать доступ должностных лиц, осуществляющих надзор в области защиты растений, в места, связанные с обращением со средствами защиты растений;

представлять должностным лицам, осуществляющим надзор в области защиты растений, сведения и документы, необходимые для осуществления надзора в области защиты растений;

не препятствовать осуществлению надзора в области защиты растений;

представлять в государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» информацию, подлежащую включению в фонд данных по защите растений;

вести учет наличия средств защиты растений и реализации мероприятий по защите растений;

осуществлять финансирование мероприятий по защите растений, предусмотренных частью второй статьи 8 настоящего Закона;

осуществлять обращение только со средствами защиты растений, прошедшими государственную регистрацию и включенными в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 22 настоящего Закона;

прекратить обращение с пришедшими в негодность и (или) запрещенными к применению средствами защиты растений и обеспечить их обезвреживание.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с подкарантинными объектами и (или) со средствами защиты растений, обязаны соблюдать иные требования, предусмотренные законодательством в области карантина и защиты растений.

Физические лица, осуществляющие обращение с подкарантинными объектами и (или) со средствами защиты растений, обязаны соблюдать нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, в области карантина и защиты растений.

 

Статья 8. Финансирование карантинных фитосанитарных мероприятий и мероприятий по защите растений

 

Финансирование карантинных фитосанитарных мероприятий и мероприятий по защите растений осуществляется за счет средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, реализующих эти мероприятия, средств республиканского и местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.

Финансирование карантинных фитосанитарных мероприятий в карантинной фитосанитарной зоне, обеззараживание и уничтожение подкарантинных объектов, возврат в страну-экспортер подкарантинной продукции, проведение карантинной фитосанитарной экспертизы подкарантинной продукции, проведение анализа на выявление скрытых форм возбудителей болезней растений и (или) растительной продукции, испытаний средств защиты растений на биологическую и хозяйственную эффективность (далее - испытания средств защиты растений), определение качества средств защиты растений, обезвреживание пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению средств защиты растений и тары (упаковки) из-под них осуществляются за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ КАРАНТИНА И ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ

 

Статья 9. Государственное регулирование и управление в области карантина и защиты растений

 

Государственное регулирование и управление в области карантина и защиты растений осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

 

Статья 10. Полномочия Президента Республики Беларусь в области карантина и защиты растений

 

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области карантина и защиты растений, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

 

Статья 11. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области карантина и защиты растений

 

Совет Министров Республики Беларусь в области карантина и защиты растений:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

обеспечивает разработку и реализацию государственных программ по карантину и защите растений;

устанавливает в соответствии с настоящим Законом порядок и условия оплаты юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями карантинных фитосанитарных мероприятий и мероприятий по защите растений;

устанавливает порядок определения и обозначения границ карантинной фитосанитарной зоны, установления, обеспечения и снятия карантинного режима;

устанавливает порядок формирования и использования фонда данных по защите растений;

устанавливает порядок выдачи фитосанитарных сертификатов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

устанавливает порядок аттестации юридических лиц, осуществляющих проведение карантинной фитосанитарной экспертизы подкарантинной продукции;

устанавливает порядок государственной регистрации средств защиты растений и ведения Государственного реестра средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь;

устанавливает порядок аттестации юридических лиц, осуществляющих проведение испытаний средств защиты растений, подлежащих государственной регистрации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

 

Статья 12. Полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в области карантина и защиты растений

 

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в области карантина и защиты растений:

проводит единую государственную политику;

определяет по согласованию с Национальной академией наук Беларуси перечень особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков;

устанавливает порядок проведения фитосанитарных наблюдений;

устанавливает порядок участия представителей государственного учреждения «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» в проведении досмотра подкарантинной продукции;

устанавливает порядок обеззараживания подкарантинных объектов;

устанавливает порядок возврата в страну-экспортер подкарантинной продукции;

устанавливает по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь порядок уничтожения подкарантинной продукции;

устанавливает порядок проведения карантинной фитосанитарной экспертизы подкарантинной продукции;

проводит аттестацию юридических лиц, осуществляющих проведение карантинной фитосанитарной экспертизы подкарантинной продукции;

устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Национальной академией наук Беларуси порядок проведения испытаний средств защиты растений, подлежащих государственной регистрации;

проводит аттестацию юридических лиц, осуществляющих проведение испытаний средств защиты растений, подлежащих государственной регистрации;

устанавливает порядок формирования, пополнения и использования резервного фонда средств защиты растений;

устанавливает порядок ведения учета наличия средств защиты растений, реализации мероприятий по защите растений;

осуществляет надзор в области защиты растений;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

Статья 13. Полномочия местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области карантина и защиты растений

 

Местные Советы депутатов в области карантина и защиты растений:

утверждают карантинные фитосанитарные мероприятия в карантинной фитосанитарной зоне и мероприятия по защите растений, а также осуществляют контроль за их реализацией;

осуществляют иные полномочия в соответствии с актами законодательства.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области карантина и защиты растений:

разрабатывают меры по обращению со средствами защиты растений и с подкарантинной продукцией, признанными отходами, карантинные фитосанитарные мероприятия в карантинной фитосанитарной зоне и мероприятия по защите растений, а также обеспечивают их реализацию;

обеспечивают надлежащее фитосанитарное состояние территории соответствующей административно-территориальной единицы;

устанавливают карантинный режим, принимают меры по его обеспечению, а также снимают карантинный режим;

осуществляют иные полномочия в соответствии с актами законодательства.

 

ГЛАВА 3 КАРАНТИН РАСТЕНИЙ

 

Статья 14. Выявление карантинных объектов и предупреждение их распространения

 

В целях своевременного выявления карантинных объектов и предупреждения их распространения государственным учреждением «Главная государственная инспекция по еменоводству, карантину и защите растений» проводятся фитосанитарные наблюдения в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

При выявлении заражения подкарантинных объектов карантинными объектами государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» определяет границы карантинной фитосанитарной зоны и условия карантинного режима, вносит представление в местный исполнительный и распорядительный орган об установлении карантинного режима.

На основании представления государственного учреждения «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» местный исполнительный и распорядительный орган в сроки, указанные в представлении, принимает решение об установлении карантинного режима.

Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» через средства массовой информации и иными доступными способами немедленно, но не позднее трех часов с момента принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения об установлении карантинного режима информирует юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, об установлении карантинного режима, условиях установленного карантинного режима и ответственности за его нарушение.

В карантинной фитосанитарной зоне государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» организует реализацию карантинных фитосанитарных мероприятий, а местные исполнительные и распорядительные органы принимают необходимые меры по обеспечению установленного карантинного режима с привлечением органов внутренних дел Республики Беларусь для оказания содействия в пределах их компетенции.

Порядок определения и обозначения границ карантинной фитосанитарной зоны, установления, обеспечения и снятия карантинного режима устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 15. Охрана территории Республики Беларусь от карантинных объектов при ввозе в Республику Беларусь и (или) вывозе из Республики Беларусь, в том числе перемещении транзитом, подкарантинной продукции

 

Охрана территории Республики Беларусь от карантинных объектов при ввозе в Республику Беларусь и (или) вывозе из Республики Беларусь, в том числе перемещении транзитом, подкарантинной продукции осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства в области карантина и защиты растений, международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Если иное не предусмотрено международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, ввоз в Республику Беларусь подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском допускается, если на указанную продукцию имеется фитосанитарный сертификат.

Ввозимая в Республику Беларусь подкарантинная продукция подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (местах прибытия) и (или) местах назначения (доставки) в порядке, установленном законодательством, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

При исполнении служебных обязанностей лица, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), должны иметь при себе служебное удостоверение и носить форменную одежду со знаками различия.

Запрещается ввоз в Республику Беларусь карантинных объектов, за исключением их ввоза для научных исследований. Ввоз в Республику Беларусь, если она является страной назначения, карантинных объектов для научных исследований осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности Советом Министров Республики Беларусь могут вводиться временные карантинные фитосанитарные меры (запреты, ограничения и другое) в отношении ввоза в Республику Беларусь и (или) вывоза из Республики Беларусь, в том числе перемещения транзитом, подкарантинной продукции в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

 

Статья 16. Обеззараживание, уничтожение, возврат подкарантинной продукции. Обеззараживание, очистка, возврат транспортных средств

 

Подкарантинная продукция, ввозимая в Республику Беларусь и зараженная карантинными объектами, подлежит обеззараживанию или уничтожению, если проведение обеззараживания или уничтожения подкарантинной продукции допустимо, а при невозможности их проведения либо отказе собственника подкарантинной продукции от проведения ее обеззараживания или уничтожения - возврату в страну-экспортер в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Транспортные средства, использованные для перевозок подкарантинной продукции, подлежат обеззараживанию или очистке в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов, а при невозможности их проведения либо отказе собственника подкарантинной продукции от их проведения — возврату вместе с перевозимой партией подкарантинной продукции.

 

Статья 17. Карантинная фитосанитарная экспертиза подкарантинной продукции

 

В случае, если при визуальном обследовании и (или) анализе образцов (проб) подкарантинной продукции в ходе осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) обнаружены организмы, сходные по морфологическим признакам с карантинными объектами, а также для выявления в подкарантинной продукции скрытой зараженности карантинными объектами проводится карантинная фитосанитарная экспертиза подкарантинной продукции в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, для окончательной идентификации карантинных объектов.

По результатам проведения карантинной фитосанитарной экспертизы подкарантинной продукции составляется заключение, в котором в случае обнаружения карантинного объекта определяются карантинные фитосанитарные мероприятия в отношении исследованной подкарантинной продукции.

Карантинная фитосанитарная экспертиза подкарантинной продукции проводится юридическими лицами, аттестованными Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 4 СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ И ОБРАЩЕНИЕ С НИМИ

 

Статья 18. Государственная регистрация средств защиты растений

 

Государственная регистрация средств защиты растений осуществляется государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Средства защиты растений подлежат государственной регистрации на основании положительных результатов испытаний средств защиты растений, проводимых юридическими лицами, аттестованными Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, а также токсиколого-гигиенической оценки, проводимой юридическими лицами, которые аккредитованы Министерством здравоохранения Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Токсиколого-гигиеническая оценка средств защиты растений является санитарной мерой, которая заключается в оценке соблюдения требований безопасности средств защиты растений, установленных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по токсиколого-гигиеническим характеристикам.

Порядок проведения токсиколого-гигиенической оценки средств защиты растений устанавливается Советом Министров Республики Беларусь с учетом международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Сведения о средствах защиты растений, прошедших государственную регистрацию, их характеристики включаются в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, который ведет государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».

На средство защиты растений, включенное в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, подавшему заявление и оплатившему государственную регистрацию средства защиты растений, выдается удостоверение о государственной регистрации средства защиты растений.

 

Статья 19. Разработка и производство средств защиты растений

 

При разработке новых средств защиты растений должны оцениваться риски вредного воздействия средств защиты растений на здоровье человека и окружающую среду, разрабатываться способы безопасного обращения со средствами защиты растений.

Производство средств защиты растений должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарных правил, иными обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов, а средства защиты растений должны соответствовать обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.

Производитель средств защиты растений:

обеспечивает производство средств защиты растений в соответствии с требованиями санитарных правил, иными обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

обеспечивает производство стандартных образцов для достоверной оценки качества средств защиты растений;

прекращает производство средств защиты растений в случаях, если их безопасное для жизни и здоровья человека и окружающей среды применение становится невозможным;

обеспечивает обезвреживание пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению произведенных и находящихся у него средств защиты растений;

разрабатывает способы и технологии обезвреживания средств защиты растений и тары (упаковки) из-под них;

обеспечивает на каждой единице емкости со средством защиты растений наличие рекомендаций по его применению, перевозке и хранению (на тарной (упаковочной) этикетке или в специальном приложении) с указанием номера государственной регистрации.

 

Статья 20. Требования при перевозке и хранении средств защиты растений, ввозе в Республику Беларусь и (или) вывозе из Республики Беларусь, в том числе перемещении транзитом, средств защиты растений

 

Перевозка и хранение средств защиты растений, ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь, в том числе перемещение транзитом, средств защиты растений осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства в области перевозки опасных грузов, законодательством о внешнеэкономической деятельности, о таможенном регулировании, международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

При перевозке и хранении средств защиты растений необходимо соблюдать установленные нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека и охрану окружающей среды от вредного воздействия средств защиты растений, а также требования, установленные законодательными актами в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Допускается ввоз в Республику Беларусь, если она является страной назначения, средств защиты растений, включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

При отсутствии средств защиты растений в Государственном реестре средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, их ввоз в Республику Беларусь, если она является страной назначения, с территории государства- члена Евразийского экономического союза допускается на основании заключения (разрешительного документа), выдаваемого Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в случаях, порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

В Республике Беларусь ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений в случаях, предусмотренных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, осуществляется на основании лицензии либо заключения (разрешительного документа). В Республике Беларусь выдача лицензии осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а выдача заключения (разрешительного документа) -Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в соответствии с указанными актами, а также в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

В Республике Беларусь ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений физическими лицами в качестве товаров для личного пользования запрещен.

Требования, предусмотренные частями четвертой-шестой настоящей статьи, применяются в отношении средств защиты растений, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный международно-правовым актом, составляющим право Евразийского экономического союза.

 

Статья 21. Требования при реализации средств защиты растений

 

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и розничную торговлю средствами защиты растений, могут совершать сделки только со средствами защиты растений, прошедшими государственную регистрацию и включенными в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь.

Оптовая торговля средствами защиты растений осуществляется после получения специального разрешения (лицензии). Оптовая покупка средств защиты растений в целях дальнейшего осуществления розничной торговли производится у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующее специальное разрешение (лицензию) на оптовую торговлю средствами защиты растений.

При реализации средств защиты растений продавец (поставщик) обязан обеспечить на каждой единице емкости со средством защиты растений наличие рекомендаций по его применению, перевозке и хранению (на тарной (упаковочной) этикетке или в специальном приложении) с указанием номера государственной регистрации.

Средство защиты растений при его реализации должно сопровождаться документом, подтверждающим качество средства защиты растений, выданным производителем. В этом документе указываются сведения о:

наименовании средства защиты растений и содержании в нем действующих веществ;

производителе (полное наименование юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя) и товарном знаке средства защиты растений (при его наличии);

дате изготовления средства защиты растений (день, месяц, год) и его сроке годности (месяц, год);

номере партии;

массе нетто или объеме партии;

количестве упаковочных единиц в партии;

результатах проведенных испытаний средства защиты растений и заключении о качестве средства защиты растений.

 

Статья 22. Требования по применению средств защиты растений

 

В Республике Беларусь допускаются к применению только средства защиты растений, прошедшие государственную регистрацию и включенные в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Применение средств защиты растений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями должно осуществляться при реализации карантинных фитосанитарных мероприятий и мероприятий по защите растений в соответствии с требованиями санитарных правил, иными обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов и с соблюдением рекомендаций по применению средств защиты растений лицами, имеющими специальную подготовку, а также с учетом требований, установленных законодательными актами в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Средства защиты растений, не включенные в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, могут применяться только на основании разрешения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь для проведения научных исследований и в случае угрозы фитосанитарной безопасности Республики Беларусь. Порядок выдачи разрешений, а также применения таких средств защиты растений устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 23. Обезвреживание пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению средств защиты растений

 

Обезвреживание пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению средств защиты растений и тары (упаковки) из-под них обеспечивается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством об обращении с отходами.

 

Статья 24. Резервный фонд средств защиты растений

 

Резервный фонд средств защиты растений представляет собой определенный объем регулярно обновляемых средств защиты растений, включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, который предназначен для ликвидации непредвиденного массового распространения вредных организмов и находится в ведении (распоряжении) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь или уполномоченной им организации.

Порядок формирования, пополнения и использования резервного фонда средств защиты растений устанавливается Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 5
УЧЕТ И ИНФОРМАЦИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ.
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАРАНТИНА И ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
 

Статья 25. Учет в области защиты растений

 

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение со средствами защиты растений, ведут учет наличия средств защиты растений и реализации мероприятий по защите растений в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

 

Статья 26. Фонд данных по защите растений. Информация в области защиты растений

 

Фонд данных по защите растений включает информацию, полученную в результате фитосанитарных наблюдений и осуществления надзора в области защиты растений, сведения учета в области защиты растений, данные перечня особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков, Государственного реестра средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, а также иные сведения, полученные при осуществлении деятельности в области защиты растений.

Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» осуществляет формирование и использование фонда данных по защите растений в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», должностные лица, осуществляющие надзор в области защиты растений, обязаны через средства массовой информации и иными доступными способами своевременно информировать население о фитосанитарном состоянии территории Республики Беларусь в целом и ее отдельных административно-территориальных единиц, принимаемых мерах по его улучшению, оптимальных сроках, средствах и методах реализации мероприятий по защите растений, требованиях по безопасному обращению со средствами защиты растений.

Статья 27. Научное обеспечение карантина и защиты растений

 

Научное обеспечение карантина и защиты растений осуществляется Национальной академией наук Беларуси в соответствии с законодательством о научной деятельности.

 

ГЛАВА 6
НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ. ПОЛНОМОЧИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИНСПЕКЦИЯ ПО СЕМЕНОВОДСТВУ, КАРАНТИНУ И ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ».
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ КАРАНТИНА И ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ

 

Статья 28. Надзор в области защиты растений

 

Надзор в области защиты растений осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

 

Статья 29. Полномочия государственного учреждения «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений»

 

Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» является официальной национальной организацией по карантину и защите растений, ответственной за выполнение обязанностей, предусмотренных статьей IV Конвенции.

К полномочиям государственного учреждения «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» относятся:

осуществление надзора в области защиты растений;

проведение фитосанитарных наблюдений;

определение и обозначение границ карантинной фитосанитарной зоны и условий карантинного режима, внесение представления в местные исполнительные и распорядительные органы об установлении и снятии карантинного режима;

организация реализации карантинных фитосанитарных мероприятий в карантинной фитосанитарной зоне;

выдача фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию;

организация проведения обеззараживания и очистки подкарантинных объектов;

осуществление государственной регистрации средств защиты растений и ведение Государственного реестра средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь;

формирование и использование фонда данных по защите растений;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» осуществляет возложенные на него настоящим Законом и иными актами законодательства полномочия в области карантина и защиты растений непосредственно и через свои территориальные организации.

 

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства в области карантина и защиты растений

 

Нарушение законодательства в области карантина и защиты растений влечет административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

Привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства в области карантина и защиты растений не освобождает их от обязанности по возмещению вреда, причиненного в результате обращения с подкарантинными объектами и (или) средствами защиты растений, в порядке, установленном законодательством.».

Статья 2. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

 

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статья 1 - через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения - после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент
Республики Беларусь
А.Лукашенко
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!