Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2016

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2016 г.
"О вступлении в силу технического регламента Таможенного союза
"Технический регламент на табачную продукцию""

 

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года N 107 с 15 мая 2016 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года N 241, вступившему в силу также 15 мая 2016 года, уполномоченным органом Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований данного технического регламента определена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая будет осуществлять названное полномочие в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года N 53 в отношении технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014) были установлены переходные положения, из которых следует, что:

применительно к продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента ТР ТС 035/2014, выданные или принятые до дня его вступления в силу (т.е. до 15 мая 2016 года) документы об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 ноября 2017 года;

до этого же срока (т.е. до 15 ноября 2017 года) при наличии вышеназванных документов на территории Российской Федерации допускаются производство и выпуск в обращение (до полной реализации) названной продукции не в соответствии с обязательными требованиями, установленными ТР ТС 035/2014, а в соответствии с обязательными требованиями, установленными Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию". Однако такая продукция не может маркироваться в соответствии с разделом XI ТР ТС 035/2014, а маркируется знаком обращения на рынке в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 696 "О знаке обращения на рынке".

Так как Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года N 53 "О переходных положениях технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014)" изначально в общем и целом в равной степени адресовано всем государствам - членам Евразийского экономического союза (далее - Союз) безотносительно к факту наличия/отсутствия технического регулирования в отношении производства и оборота табачной продукции на национальном уровне, то необходимо иметь в виду, что поскольку в Российской Федерации вопрос обязательной оценки соответствия табачной продукции до вступления в силу ТР ТС 035/2014 был урегулирован Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", на ее территории не подлежат применению положения подпунктов "б" и "в" пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года N 53, согласно которым:

до 15 ноября 2016 года на территории Союза допускаются производство и выпуск в обращение без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу ТР ТС 035/2014 обязательной оценке соответствия согласно актам, входящим в право Союза, или законодательству государства-члена;

обращение такой продукции допускается до ее полной реализации на территории государства-члена, на которой такая продукция была выпущена в обращение.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, на территории Российской Федерации вплоть до 15 ноября 2017 года может производиться и вводиться в оборот посредством импортирования табачная продукция, имеющая декларацию о соответствии, принятую до 15 мая 2016 года в порядке, установленном главой 3 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию". При этом находиться в обращении такая продукция может и после 15 ноября 2017 года до ее полной реализации.

Сведения о декларации о соответствии по каждому наименованию табачной продукции, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший, должны содержаться в товарно-сопроводительной документации на товар, заверенной подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона, с которой продавец обязан знакомить потребителя по его требованию в соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55.

Одновременно с 15 мая 2016 года начинается производство, импорт и выпуск в обращение табачной продукции, изготовленной в соответствии с требованиями ТР ТС 035/2014.

Согласно пунктам 33, 34 ТР ТС 035/2014 оценка соответствия табачной продукции, относящейся к его области применения (см. раздел I), производимая в форме подтверждения соответствия, предусматривает, что перед выпуском в обращение на рынок государств-членов она подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

Декларация о соответствии составляется по единой форме декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правилам ее оформления, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года N 293, и подлежит регистрации в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии в порядке, предусмотренном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 года N 76.

Разделом VII ТР ТС 035/2014 установлены требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий, произведенных в соответствии с требованиями ТР ТС 035/2014, которая наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) на русском языке и, в частности, в себя включает:

предупреждение о вреде потребления табачных изделий, которое должно располагаться на верхних частях лицевой и обратной основных сторон потребительской упаковки табачной продукции и занимать не менее 50 процентов площади этих сторон. При этом допускается его расположение на нижней части обратной основной стороны потребительской упаковки табачной продукции, если при верхнем расположении предупреждение перекрывается маркой или разрушается при обычном открывании потребительской упаковки (см. пункт 29 ТР ТС 035/2014);

надпись: "Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества", наносимую на боковую поверхность потребительской упаковки табачной продукции цветом, контрастным по отношению к основному цвету этой упаковки, шрифтом Helvetic размером не менее 17% поверхности площади боковой стороны упаковки (см. пункт 30 ТР ТС 035/2014);

единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (наносится с соблюдением правил, установленных разделом XI ТР ТС 035/2014);

наименование вида табачного изделия;

наименование табачной продукции;

наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения;

наименование изготовителя, уполномоченного изготовителем лица или импортера, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) и (или) наименование контролирующей организации (при наличии), ее местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический);

сведения о наличии фильтра (для курительных табачных изделий с фильтром);

сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто (г) (для весовых табачных изделий);

сведения о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачного изделия в порядке, установленном российским законодательством (см. в этой связи статью 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), статью 13 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", часть 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно пункту 27 ТР ТС 035/2014 эскизы предупреждений о вреде потребления табачных изделий, которые в соответствие с пунктом 29 данного технического регламента должны наноситься на равное количество потребительских упаковок табачной продукции, и параметры их нанесения на потребительскую упаковку табачной продукции разрабатываются уполномоченными органами государств-членов в сфере здравоохранения и утверждаются Евразийской экономической комиссией.

Такие эскизы предупреждений о вреде потребления табачных изделий для нанесения на лицевую и обратную стороны потребительской упаковки табачной продукции при реализации табачной продукции на территории Российской Федерации были утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 года N 18 <1>.

___________________

<1> http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/tabak_eskizi.aspx.

 

В соответствии с требованиями пунктов 21, 22 ТР ТС 035/2014 информация, размещенная на потребительской упаковке (листе-вкладыше), не должна содержать:

любые термины, описания, знаки, символы или иные обозначения, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что данное табачное изделие является менее вредным (менее опасно для здоровья), чем другие табачные изделия, в том числе такие слова или словосочетания, как "с низким содержанием смол", "легкие", "очень легкие", "мягкие", "экстра", "ультра";

слова, знаки и символы, которые создают ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом (пищевой добавкой), лекарственным средством или лекарственным растением, или которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта (пищевой добавки);

изображений пищевых продуктов, лекарственных средств, лекарственных растений;

количественных показателей содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме табачных изделий;

утверждения о том, что потребление данного табачного изделия (вида табачного изделия) снижает риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением табачных изделий, либо этот риск снижен вследствие наличия (отсутствия, пониженного содержания) выделяемого при потреблении табачного изделия вещества.

Исключение из вышеназванных запретительных правил сделано только для слов или словосочетаний, указывающих на содержание ментола в табачных изделиях, на характер аромата для сигар, сигарилл (сигарит), табака для кальяна, табака курительного тонкорезаного и табака трубочного, которые пунктом 21 ТР ТС 035/2014 допускается использовать в составе информации, нанесенной на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) соответствующей табачной продукции.

Отдельные положения ТР ТС 035/2014, изложенные, в частности, в его пунктах 15, 23 - 25, касаются установления требований в отношении самих носителей обязательной информации о табачной продукции, каковыми являются потребительская упаковка и лист-вкладыш, а также требований к порядку доведения (предоставления) обязательной информации.

Также необходимо учесть, что поскольку согласно подпункту "г" пункта 2 ТР ТС 035/2014 его действие не распространяется на некурительные табачные изделия, они остаются объектом технического регулирования Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию".

Таким образом, начиная с 15 мая 2016 года при оценке соответствия табачной продукции в рамках осуществления государственного контроля (надзора) необходимо в каждом случае в целях надлежащей идентификации объектов технического регулирования прежде всего достоверно устанавливать факт отнесения или неотнесения соответствующего конкретного вида табачного изделия, находящегося в обращении, к области применения либо технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), либо Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию". При этом применительно к ТР ТС 035/2014 в числе прочего следует руководствоваться Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года N 9 "О перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования".

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!