Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 24.06.2016 № 01-18/31501

Письмо ФТС России от 24 июня 2016 г. N 01-18/31501
"О ситуации в морских портах"
 

На совместном заседании Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по таможенной политике и Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по транспорту и экспедированию на тему "Проблемы функционирования морских грузовых портов России и пути их решения" (далее - Заседание), состоявшемся 22 апреля 2016 года, участниками мероприятия был озвучен ряд проблемных вопросов в области таможенного администрирования и работы морских портов.

Данные вопросы нашли отражение в статье "В ТПП РФ эксперты обсудили проблемы функционирования грузовых портов России" газеты "Торгово-промышленные ведомости" от 23 апреля 2016 года.

В целях обеспечения объективной оценки деятельности ФТС России по упрощению порядка перемещения товаров и транспортных средств через морские порты направляем соответствующие комментарии.

На Заседании была озвучена проблематика, связанная с подготовкой документов для переоформления фитосанитарных сертификатов.

Данный вопрос связан с фактами истребования должностными лицами территориальных органов Россельхознадзора от перевозчика (лица, обладающего полномочиями в отношении товара) товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов об отсутствии факта убытия в установленные сроки подкарантинного товара для целей переоформления фитосанитарного сертификата (если срок его действия на дату убытия истек).

В целях урегулирования указанной проблемы ФТС России предложено Россельхознадзору рассмотреть возможность утверждения методических рекомендаций по организации взаимодействия и осуществлению координации действий таможенных органов и подразделений территориальных управлений Россельхознадзора при совершении действий по обеспечению соблюдения карантинных фитосанитарных и иных требований, установленных в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о карантине растений, при вывозе товаров из Российской Федерации.

В части замечаний, высказанных участниками Заседания по вопросу функционирования комплекса программных средств "Портал Морской порт" (далее - КПС "Портал Морской порт"), необходимо отметить следующее.

Разработанный ФТС России КПС "Портал Морской порт" является на сегодняшний день программным средством, которое позволяет обеспечить работу заинтересованных участников процесса перемещения грузов в морском порту в едином информационном пространстве, построенном на основе современных Web-технологий. КПС "Портал "Морской порт" базируется на принципах и механизмах "единого окна".

При создании указанного комплекса программных средств учтены требования по организации полноценного межведомственного информационного взаимодействия с Пограничной службой ФСБ России, Россельхознадзором, Роспотребнадзором и администрацией морского порта.

Несмотря на то, что Пограничная служба ФСБ России не обеспечила проведение мероприятий по оснащению рабочих мест пользователей для работы с КПС "Портал Морской порт", в таможенных органах - объектах пилотной зоны предоставляется доступ должностным лицам Пограничной службы ФСБ России к КПС "Портал Морской порт" для осуществления ими своих функций в соответствии с ролью "пользователи - должностные лица ПС ФСБ России".

КПС "Портал Морской порт" обеспечивает доступ государственных контролирующих органов (далее - ГКО) к предварительно поданной информации о судне, команде, пассажирах и грузах (товарах) для анализа и принятия решений в отношении участия представителей ГКО в госкомиссии по контролю судна и вынесения таможенными органами предварительных решений относительно ввозимых товаров.

Решения, принятые таможенным инспектором в отношении товарных партий, судна и грузов, отправляются в виде формализованного электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в "Личный кабинет участника ВЭД" и (или) в информационную систему участника ВЭД, из которой была подана информация. Решения ГКО также доступны представителям перевозчика на внешней части КПС "Портал Морской порт".

В качестве основы при построении модели данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов использована структура XML-документа, которая также применена при разработке КПС "Портал Морской порт".

Организация информационного взаимодействия с использованием формата XML осуществляется ФТС России с учетом требований, устанавливаемых Минкомсвязью России, решениями и рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК).

В частности, применение указанного стандарта установлено Решением Коллегии ЕЭК от 27 января 2015 г. N 5 "Об утверждении правил электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли".

Формат XML имеет большое количество преимуществ, в числе которых:

1) XML располагает отработанным универсальным механизмом определения структур электронных документов, а также способов проверки корректности электронных документов;

2) подход XML позволяет использовать технологии веб-сервисов, широко применяющихся в настоящее время;

3) подход XML позволяет обеспечить информационный обмен с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

При этом участниками Заседания, указавшими на несоответствие формата ввода данных международным стандартам, не было представлено фактических примеров из международной практики, которые могли бы стать основанием для использования в КПС "Портал Морской порт" электронных документов, сформированных в формате, отличном от XML.

КПС "Портал Морской порт" обеспечивает возможность полного перехода на безбумажный документооборот при осуществлении таможенных и иных операций в морских пунктах пропуска.

Реализация пилотного проекта по использованию прототипа "Портал Морской порт" с февраля 2014 года по ноябрь 2015 года не исключала возможность представлять документы в бумажном виде.

Предоставление таких документов предусмотрено при осуществлении государственного контроля другими ГКО в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.

При доработке КПС "Портал Морской порт" ФТС России были учтены замечания и предложения федеральных органов исполнительной власти, а также участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

Обращения участников ВЭД, подтверждающие большинство высказанных на Заседании замечаний, в ФТС России не поступали. При этом увеличение количества пользователей КПС "Портал Морской порт" свидетельствует о его востребованности со стороны бизнес-сообщества.

В то же время с учетом проводимых ТПП России совместных с участниками ВЭД мероприятий ФТС России выражает готовность рассмотреть и учесть в дальнейшей работе обобщенные материалы, имеющиеся в распоряжении ТПП России и содержащие обоснованные предложения по совершенствованию взаимодействия ГКО и заинтересованных лиц с использованием КПС "Портал Морской порт".

Одновременно информируем, что в целях повышения комфортности взаимодействия бизнеса и таможенных органов в составе Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов разработана автоматизированная подсистема "Личный кабинет участника ВЭД".

С помощью указанной автоматизированной подсистемы декларанты могут предоставлять в таможенные органы предварительную информацию о грузах, перевозимых всеми видами транспорта, декларировать в электронной форме товары и экспресс-грузы, предоставлять отчетность в электронном виде, получать информацию о движении уплаченных плательщиком денежных средств и их остатке, вести электронный архив документов, проверять информацию о паспортах сделок, переданную Банком России в ФТС России. Кроме того, через "Личный кабинет участника ВЭД" может быть получена информация о статусе задекларированных товаров, таможенных проверках. Электронные сервисы оснащены необходимыми подсказками и ссылками на нормативные документы.

По мнению участников ВЭД - зарегистрированных пользователей, они удобны и просты в обращении. Использование бесплатных сервисов "Личного кабинета участника ВЭД" позволяет отказаться от услуг таможенных представителей и, соответственно, сократить непроизводственные расходы.

Более подробно ознакомиться с функциональными возможностями электронных сервисов "Личного кабинета участника ВЭД" можно на официальном сайте ФТС России по адресу https://edata.customs.ru.

Реализация ФТС России столь важного проекта требует большей популяризации в бизнес-среде. Просим оказать содействие в информировании предпринимательского сообщества о преимуществах взаимодействия с таможенными органами посредством "Личного кабинета участника ВЭД". Выражаем готовность представить при необходимости дополнительную информацию по данному вопросу.

 

Р.В.Давыдов
 
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!