Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Приказ ГТК России от 21.05.1999 № 310

Положение о нормативных актах ГТК
Приказ ГТК России от 21 мая 1999 г. N 310
"Об утверждении положения
о нормативных актах ГТК России"

 

В целях совершенствования работы по подготовке нормативных актов ГТК России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2663) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст. 3895, N 50, ст. 5689) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о нормативных актах ГТК России.

2. Правовому управлению (А.А. Жинкин) оказывать практическую помощь подразделениям ГТК России в применении утвержденного Положения.

3. Установить, что Инструкция по делопроизводству в аппарате ГТК России, утвержденная Приказом ГТК России от 30.12.92 N 661, применяется в отношении нормативных актов ГТК России в части, не противоречащей настоящему Приказу.

4. Признать утратившим силу Приказ ГТК России от 10.12.97 N 724 "О совершенствовании работы по подготовке нормативных правовых актов ГТК России".

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России В.А. Максимцеву.

6. Настоящий Приказ вступает в силу с 24 мая 1999 года.

 

Председатель Комитета
Н.Н.Бордюжа
 
Утверждено
Приказом ГТК России
от 21.05.99 N 310

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О НОРМАТИВНЫХ АКТАХ ГТК РОССИИ
 
1. Общие положения

 

1.1. Положение о нормативных актах ГТК России (далее Положение) определяет единый порядок подготовки, утверждения, вступления в силу, отмены, изменения и дополнения нормативных актов ГТК России.

Положение распространяется на все нормативные акты, издаваемые ГТК России (в том числе издаваемые совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти), направленные на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

1.2. Положение разработано на основе Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", а также Разъяснений "О применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста России от 17.04.98 N 42 (зарегистрировано Минюстом России 21.04.98, рег. N 1515).

1.3. Действие Положения не распространяется на нормативные акты:

- о приеме на службу, работу и назначении на должность, об увольнении со службы, работы и освобождении от должности, о присвоении специальных званий, о материальном и ином поощрении, о выплате надбавок, о командировании, об отпусках, о наложении взысканий и тому подобные акты, если они издаются в отношении конкретных лиц;

- протоколы заседаний Коллегии ГТК России и различного рода совещаний;

- информационные материалы;

- докладные и служебные записки;

- рекомендательные и методические документы, если они не содержат обязывающих предписаний;

- акты по административно - хозяйственным вопросам, если они содержат разовые предписания (распоряжение конкретным имуществом и т.п.);

- распоряжения руководства ГТК России, если они содержат разовые предписания, адресованы конкретным лицам и рассчитаны на однократное применение;

- акты о создании, реорганизации и ликвидации таможенных органов, организаций системы ГТК России, подразделений ГТК России;

- другие аналогичные акты.

1.4. Нормативные акты ГТК России должны соответствовать Конституции и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и издаваться в пределах компетенции ГТК России.

1.5. Нормативные акты ГТК России обязательны для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации и иными государственными органами Российской Федерации, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

1.6. Проекты нормативных актов по важнейшим вопросам таможенного дела вносятся в установленном порядке на рассмотрение Коллегии ГТК России (оперативного совещания у председателя ГТК России).

1.7. Нормативные акты издаются:

- на основе и во исполнение федеральных законов, международных договоров, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

- во исполнение решений Коллегии ГТК России и решений руководства ГТК России;

- в соответствии с планами работы ГТК России и планами подготовки нормативных актов ГТК России;

- по инициативе самостоятельных структурных подразделений ГТК России (далее - подразделения ГТК России).

 

2. Виды нормативных актов ГТК России

 

2.1. ГТК России издает нормативные акты в виде:

- постановлений;

- приказов;

- распоряжений;

- правил;

- инструкций;

- положений.

2.2. Постановление - нормативный акт, содержащий решения, имеющие межведомственный общенормативный характер, принимаемый в целях решения наиболее важных и принципиальных задач.

Приказ - нормативный акт, содержащий решения по наиболее важным вопросам таможенного дела.

Распоряжение - нормативный акт, издаваемый в целях оперативного разрешения отдельных вопросов, имеющий, как правило, ограниченную сферу применения либо касающийся узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.

Правила - нормативный акт, содержащий комплексное решение о порядке и условиях осуществления определенного вида деятельности таможенными органами Российской Федерации и их сотрудниками либо организациями или физическими лицами в области таможенного дела.

Инструкция - нормативный акт, содержащий решение о процедуре совершения каких-либо конкретных действий, включая составление документов, либо о порядке осуществления конкретных обязанностей.

Положение - нормативный акт, содержащий комплексное, систематизированное решение по отдельному институту таможенного дела, обособленной группе вопросов, имеющих внутреннее единство, либо определяющий правовой статус, задачи и функции таможенных органов, организаций системы ГТК России, структурных подразделений ГТК России и других таможенных органов Российской Федерации.

2.3. Акты, изданные в ином виде не должны носить нормативный правовой характер.

Издание нормативных актов в виде писем, телеграмм, телетайпограмм, телексов не допускается.

В исключительных случаях, в целях оперативного доведения до сведения таможенных органов положений правовых актов вышестоящих органов государственной власти информация об этих положениях может доводиться в форме телетайпограмм и телексов при условии, что в них не включаются нормативные предписания, возлагающие дополнительные обязанности на органы, организации или на иных лиц, не входящих в систему ГТК России.

Структурные подразделения ГТК России и нижестоящие таможенные органы Российской Федерации не вправе издавать нормативные акты.

2.4. Нормативные акты подразделяются на акты, подлежащие государственной регистрации, и на акты, не подлежащие государственной регистрации.

Государственной регистрации подлежат нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах и организациях системы ГТК России), а также носящие межведомственный характер (содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему ГТК России).

2.5. Разработка проекта нормативного акта возможна в виде подготовки:

- проекта нового нормативного акта;

- изменений и дополнений действующих нормативных актов, то есть внесение в текст действующего нормативного акта новых предписаний или замена прежних предписаний новыми, меняющими и уточняющими содержание правового регулирования;

- новой редакции действующего нормативного акта, то есть нового текста акта, включающего редакционно улучшенное содержание принятых ранее норм.

2.6. Нормативные акты могут быть:

- постоянно действующими, то есть установленными без ограничения срока применения;

- временными, то есть содержащими указание на действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до наступления определенного условия.

 

3. Этапы подготовки нормативных актов

 

3.1. Подготовка нормативных актов включает:

а) планирование подготовки нормативных актов;

б) дачу поручения о подготовке нормативных актов и проведение организационных мероприятий;

в) подготовку основных положений проекта нормативного акта (далее - основные положения) и их согласование;

г) при необходимости - предварительное согласование основных положений с подразделениями других федеральных органов исполнительной власти;

д) подготовку собственно проекта нормативного акта;

е) согласование проекта нормативного акта в ГТК России;

ж) при необходимости - официальное согласование с федеральными органами исполнительной власти;

з) подписание (утверждение) нормативного акта;

и) регистрацию нормативного акта в ГТК России;

к) государственную регистрацию нормативного акта в Минюсте России, за исключением случаев, когда нормативный акт не подлежит государственной регистрации;

л) опубликование нормативных актов, за исключением актов или отдельных положений с грифами "для служебного пользования", "секретно" и "совершенно секретно".

 

4. Планирование подготовки нормативных актов

 

4.1. Каждое подразделение ГТК России разрабатывает планы подготовки нормативных актов (полугодовой, годовой и трехлетний).

4.2. Планы подразделений ГТК России по подготовке нормативных актов разрабатываются на основе проводимой этими подразделениями аналитической работы, предложений Правового управления и других подразделений ГТК России, таможенных органов Российской Федерации, а также в соответствии с актами, решениями, планами и предложениями, указанными в п. 1.7 настоящего Положения.

4.3. Планы подразделений ГТК России по подготовке нормативных актов согласовываются с Правовым управлением ГТК России, с подразделениями - соисполнителями и утверждаются председателем ГТК России.

4.4. Планирование подготовки нормативных актов ГТК России в целом осуществляется в виде регулярных полугодовых, годовых, перспективных (трехлетних) и нерегулярных планов.

Полугодовые и годовые планы ГТК России по подготовке нормативных актов включаются в качестве самостоятельного раздела в полугодовые и годовые планы работы ГТК России.

В перспективном (трехлетнем) плане правового обеспечения деятельности ГТК России отражаются планы подготовки касающихся таможенного дела проектов законодательных актов Российской Федерации, важнейших, больших по объему и сложных по содержанию нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, предложений о присоединении Российской Федерации к международным договорам либо выходе из них, определяются приоритетные направления правового обеспечения деятельности ГТК России, намечаются мероприятия по упорядочению и систематизации нормативной базы, улучшению работы юридических служб, повышению качества правового обеспечения деятельности ГТК России.

Нерегулярные планы ГТК России по подготовке нормативных актов издаются в связи с существенным изменением законодательства и в других незапланированных случаях, если требуется издание комплекса нормативных актов.

В планах указываются исполнители и сроки, в которые должны быть подготовлены проекты и выполнены иные запланированные мероприятия.

4.5. Планы ГТК России по подготовке нормативных актов, включая перспективные планы правового обеспечения деятельности ГТК России, утверждаются председателем ГТК России.

 

5. Дача поручения о подготовке нормативного акта
и проведение организационных мероприятий

 

5.1. Подготовка проектов нормативных актов является неотъемлемой функцией всех подразделений ГТК России.

5.2. Общее руководство процессом подготовки нормативных актов в ГТК России осуществляет председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации, непосредственное руководство - заместитель председателя ГТК России, курирующий Правовое управление ГТК России.

5.3. Подготовка проекта нормативного акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений ГТК России с учетом их функций и компетенции.

Если проект нормативного акта затрагивает компетенцию более чем одного подразделения ГТК России, его подготовка относится к ведению того подразделения ГТК России, чья компетенция затрагивается в наибольшей степени (далее - подразделение - исполнитель).

5.4. Правовое управление ГТК России, участвуя в подготовке проекта нормативного акта:

- осуществляет координацию и контроль работы по обеспечению процесса подготовки нормативных актов;

- обеспечивает информацией другие подразделения ГТК России о принятых, отмененных, измененных, дополненных и утративших силу нормативных актах;

- участвует в работе по подготовке проекта нормативного акта, если такой акт должен содержать нормы, не имеющие аналогов в других нормативных актах;

- проверяет проект нормативного акта на соответствие законодательству Российской Федерации;

- решает вопрос о необходимости государственной регистрации нормативного акта и контролирует возврат зарегистрированных нормативных актов;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков официального опубликования нормативного акта.

Возложение работы по подготовке нормативных актов на Правовое управление только исходя из того, что речь идет о нормативных предписаниях либо об исполнении законодательных актов Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации или международных актов Российской Федерации, не допускается.

5.5. Если подготовка нормативного акта не является плановой, подразделение - инициатор подготовки акта представляет докладную записку заместителю председателя ГТК России, курирующему это подразделение, в которой излагает:

- существо проблемы, требующей принятия управленческого решения;

- конкретные меры, направленные на решение проблемы, которые предполагается положить в основу будущего нормативного акта;

- возможные варианты решения проблемы и обоснование выбранного варианта;

- цели предполагаемого правового регулирования;

- перечень действующих нормативных актов по этим вопросам и анализ недостатков действующего регулирования;

- прогноз последствий действия нормативного акта;

- организационные, кадровые, финансовые, материально - технические и иные мероприятия, требующие проведения в связи с принятием акта.

В случае, если вопросы, изложенные в докладной записке, затрагивают компетенцию иных подразделений ГТК России, содержание записки согласовывается с указанными подразделениями применительно к порядку, установленному пунктами 8.3 и 8.4 Положения.

Дальнейшая работа по подготовке проекта нормативного акта проводится после письменного согласия с содержанием служебной записки заместителя председателя ГТК России, курирующего подразделение - инициатора.

5.6. Поручение о подготовке проекта нормативного акта дается:

- председателем ГТК России, лицом, его замещающим, и первым заместителем председателя ГТК России - любым подразделениям ГТК России в соответствии с их компетенцией;

- заместителями председателя ГТК России - курируемым подразделениям ГТК России; по согласованию с другим заместителем председателя ГТК России, курирующим работу других подразделений ГТК России, к подготовке проектов нормативных актов привлекаются эти подразделения (подразделения - соисполнители).

5.7. Для подготовки проектов нормативных актов, касающихся нескольких направлений деятельности ГТК России либо существенно затрагивающих компетенцию различных подразделений ГТК России либо по совместной инициативе подразделения - исполнителя и подразделений - соисполнителей, могут создаваться рабочие группы.

5.8. В рабочую группу, создаваемую по решению руководства ГТК России, включаются наиболее квалифицированные специалисты, которые при необходимости и по согласованию с начальником структурного подразделения освобождаются на время работы в рабочей группе от выполнения своих функциональных обязанностей.

5.9. Руководитель подразделения - исполнителя или по его поручению руководитель отдела (группы) подразделения определяет сотрудника, ответственного за подготовку проекта нормативного акта (далее - ответственный сотрудник), срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.

5.10. Ответственный сотрудник осуществляет ведение нормативного акта с момента своего определения в таком качестве и до завершения всей работы по изданию нормативного акта.

5.11. Ответственность за качество и проработанность основных положений проектов нормативных актов несут начальники подразделений ГТК России, за соответствие законодательству Российской Федерации - начальник Правового управления ГТК России.

 

6. Подготовка основных положении и их согласование

 

6.1. В процессе работы над проектом нормативного акта ответственный сотрудник обязан собрать и изучить относящиеся к теме проекта:

- законодательство Российской Федерации;

- практику применения соответствующих нормативных правовых актов;

- научную литературу и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу;

- международные договоры;

- зарубежное таможенное законодательство;

- данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

Ответственный сотрудник обязан обеспечить возможность ознакомления с такой информацией всех лиц, участвующих в подготовке нормативного акта.

6.2. При подготовке сложного и большого по объему нормативного акта ответственный сотрудник вначале составляет концепцию и схему проекта, если они не были подготовлены на этапе дачи поручения.

6.3. На основе составленной концепции ответственный сотрудник затем подготавливает основные положения.

6.4. В ходе или после подготовки основных положений ответственный сотрудник обязательно моделирует практическую применяемость основных положений в различных ситуациях, консультируется с сотрудниками подразделений ГТК России, чья компетенция затрагивается, выясняет мнение должностных лиц таможенных органов, в чьи функциональные обязанности будет входить реализация положений нормативных актов.

6.5. Другие лица, участвующие в подготовке основных положений, обеспечивают ответственного сотрудника необходимыми материалами, представляют предложения, оказывают иное содействие в соответствии с компетенцией своего подразделения.

6.6. При создании рабочей группы в подготовке и изложении основных положений участвуют все члены рабочей группы.

6.7. Основные положения представляются на рассмотрение руководства подразделения - исполнителя.

6.8. После одобрения основных положений руководством подразделения - исполнителя такие положения направляются на рассмотрение руководства подразделений - соисполнителей.

6.9. При наличии принципиальных замечаний по основным положениям руководитель подразделения - исполнителя обязан провести обсуждение основных положений и замечаний по ним с руководством подразделений - соисполнителей с целью урегулирования вопроса.

6.10. Если обсуждение, указанное в пункте 6.9 Положения, не привело к устранению разногласий, о них докладывается заместителю председателя ГТК России, курирующему подразделение - исполнителя, для принятия им решения.

В этом случае к основным положениям прилагаются письменные замечания подразделения - соисполнителя и мотивированное возражение подразделения - исполнителя.

6.11. Заместитель председателя ГТК России, курирующий подразделение - исполнителя, принимает решение об одобрении основных положений либо возвращении их на доработку.

 

7. Подготовка собственно проекта нормативного акта

 

7.1. Написание проекта нормативного акта должно отвечать следующим критериям:

- логическое развитие темы правового регулирования;

- стройность и последовательность изложения норм (от общего к частному, от наиболее важного к менее важному);

- полнота охватываемого материала;

- логическая и грамматическая связанность текста;

- четкость и ясность излагаемых норм, отсутствие недоговоренностей или пробелов в нормативном регулировании;

- внутренняя согласованность, согласованность с параллельно действующими нормами, увязка с нормами, которые необходимо отменить, изменить или дополнить;

- простота языка, недопущение сложных лексических конструкций, обеспечение правильности и исключение возможности различного понимания и толкования текста;

- создание условий для эффективной реализации нормативного акта.

7.2. Проект нормативного акта излагается посредством юридической лексики, используемой в Таможенном кодексе Российской Федерации и в других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Не допускается использование в тексте нормативного акта абстрактных и декларативных формулировок.

Не допускается применение образных сравнений, эпитетов, слов - синонимов, аналогов, метафор, многозначных слов и выражений, новых терминов, если этими словами и терминами обозначаются явления, уже однозначно названные в нормативных правовых актах Российской Федерации. Новые термины используются лишь в случае, если преследуется цель обозначить ими новое явление либо изменить используемую терминологию, которая стала устаревшей в связи с принятием нового законодательства.

Новые или малоизвестные термины должны сопровождаться их определением.

Не допускается использование малоизвестных сокращений без их разъяснения в тексте нормативного акта.

В проект нормативного акта не включаются различного рода рекомендации, советы, цитаты из печатных изданий.

7.3. Названия государственных органов и организаций даются в соответствии с их официальным и, как правило, полным наименованием. Сокращенные наименования используются в случае, если это сокращение является общеизвестным и нормативным (содержится в правовом акте или документе).

7.4. Проект должен иметь наименование вида акта, название.

7.5. Текст нормативного акта должен, как правило, состоять из двух частей: вступительной (преамбула) и распорядительной.

В преамбуле излагаются цели и мотивы принятия нормативного акта. Если основанием принятия нормативного акта является акт законодательства Российской Федерации, иной правовой акт либо поручение вышестоящего органа, то в преамбуле указывается его вид, дата, номер, название и источник опубликования. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

В распорядительной части излагаются нормативные предписания.

7.6. Текст нормативного акта может подразделяться на составные части:

- в постановлении, приказе, распоряжении - на пункты, подпункты и абзацы;

- в положении, правилах, инструкции - на главы, пункты, подпункты и абзацы.

Главы нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

7.7. Каждый пункт, подпункт, абзац должен являться логически законченным предложением (группой предложений), которые, как правило, содержат одно предписание либо несколько предписаний, разделение которых противоречит критериям, которым должен отвечать текст нормативного акта.

7.8. В проекте нормативного акта сроки устанавливаются с обязательным указанием на число, месяц, год.

Допускается определение сроков наступлением определенного условия либо обозначением периода времени.

7.9. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российскую газету", Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и др.).

Дата и номер федерального закона может указываться лишь в случае, если имеется в виду один из законов, которыми вносились изменения в основной закон по данной теме, и необходимо подчеркнуть дату внесения этих изменений.

7.10. В случае воспроизведения в нормативном акте отдельных положений иных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации.

7.11. Ссылка в нормативном акте на нормативный акт федерального органа исполнительной власти, изданный до 15 мая 1992 г. и не прошедший государственную регистрацию в Минюсте России, не допускается.

7.12. Для обозначения особенностей действия нормативного акта, пояснения текста в целях его лучшего понимания, увязки с другими актами допускается использование сносок (примечаний), обозначаемых арабскими цифрами, если содержание этих сносок (примечаний) невозможно или нецелесообразно изложить в тексте нормативного акта. Также в виде сносок (примечаний) могут быть оформлены ссылки на акты законодательства Российской Федерации и источник их опубликования (для ведомственных нормативных актов - регистрационный номер, присвоенный Минюстом России), если в нормативных актах ГТК России воспроизводятся положения этих актов.

7.13. В целях избежания повторов и показа взаимной связи составных частей нормативного акта может применяться ссылка на другие составные части нормативного акта.

Ссылка на последующие составные части допускается в том случае, если иным путем невозможно решить затрагиваемый вопрос.

7.14. При наличии у нормативного акта приложений об этом должно быть указано в тексте нормативного акта.

При наличии в тексте постановления, приказа или распоряжения формулировки "Утвердить" прилагаемый нормативный акт, а такой нормативный акт является единственным, на самом акте в правом верхнем углу на первой странице указывается: "УТВЕРЖДЕНО" и далее дата, номер и название акта.

Если в тексте нормативного акта дается ссылка "согласно приложению" или прилагаемый нормативный акт не является единственным, то на первой странице приложения в правом верхнем углу указывается "ПРИЛОЖЕНИЕ" (со ссылкой на вид, дату и номер нормативного акта).

Таблицы, графики, карты, схемы, образцы документов, как правило, должны оформляться в виде приложений.

Нормативный акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

7.15. Положения, правила и инструкции утверждаются приказами ГТК России.

В третьем снизу пункте приказа решается вопрос об отмене, изменении или дополнении ранее изданных нормативных актов.

Во втором снизу пункте приказа определяется лицо, на которое возлагается контроль за исполнением нормативного акта (первый заместитель председателя ГТК России или заместитель председателя ГТК России). Возложение контроля на руководителя управления ГТК России, отвечающего за исполнение нормативного акта, не допускается.

В последнем пункте приказа решается вопрос о времени вступления в силу нормативного акта.

7.16. Нормативные акты, подлежащие государственной регистрации в Минюсте России, не должны содержать норм порученческого характера.

Организационные, материально - технические, финансовые, кадровые и иные ведомственные вопросы, требующие решения для реализации положений нормативного акта, издаются в виде отдельного приказа или распоряжения.

В случае необходимости обеспечения комплексности решения проблемы подготовка нормативного акта может сопровождаться подготовкой методических рекомендаций (разъяснений) по его применению. Указанные рекомендации (разъяснения) не должны содержать правовых норм.

7.17. Срок подготовки нормативного акта устанавливается в планах подготовки нормативных актов или в поручениях на подготовку нормативного акта.

Срок подготовки проекта и издания нормативного акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

 

8. Согласование проекта нормативного акта в ГТК России

 

8.1. Проект нормативного акта должен быть согласован с Правовым управлением ГТК России, а также подразделениями ГТК России, чья компетенция затрагивается проектом, независимо от того, привлекались ли эти подразделения к подготовке проекта или нет.

8.2. При согласовании подразделение, которому проект нормативного акта направлен, решает в соответствии с направлениями своей деятельности следующие вопросы:

- целесообразно ли издание акта;

- соответствует ли он законодательству Российской Федерации и ранее изданным нормативным актам ГТК России;

- имеет ли ГТК России полномочия на издание такого акта;

- не имеется ли по этому вопросу ранее принятого нормативного акта ГТК России;

- обоснованы ли меры, предусмотренные проектом, и приведут ли они к поставленным целям;

- отвечают ли меры, предусмотренные проектом, целям и задачам таможенной службы;

- полностью ли проект охватывает вопрос, подлежащий урегулированию, нет ли недоговоренностей и пробелов в нормативном регулировании;

- ясны ли излагаемые нормы и исключено ли неправильное понимание текста;

- правильно ли выбран вид нормативного акта;

- правильно ли в проекте сделаны отсылки к другим нормативным актам;

- предусмотрена ли отмена, изменение или дополнение ранее принятых нормативных актов.

8.3. Согласование оформляется путем визирования проекта.

Визирование осуществляется путем проставления на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра проекта (листа согласования) личной подписи уполномоченного сотрудника, ее расшифровки и даты визирования.

Нормативные акты визируются заместителями председателя ГТК России, курирующими работу подразделений - исполнителей, заместителями председателя ГТК России, курирующими работу подразделений - соисполнителей, начальниками подразделений - соисполнителей, начальником Правового управления, начальниками подразделений ГТК России, чья компетенция затрагивается проектом нормативного акта, начальником службы делопроизводства.

Начальник подразделения - исполнителя вносит проект нормативного акта, о чем делается соответствующая запись вверху на визируемой стороне проекта. Если проект фактически был подготовлен несколькими подразделениями ГТК России, то он вносится начальниками всех этих подразделений независимо от того, кому было поручено подготовить проект.

Положения настоящего пункта применяются также в случае замещения первого заместителя председателя ГТК России и заместителей председателя ГТК России в соответствии с утвержденной схемой замещения.

Заместитель начальника подразделения ГТК России может визировать или вносить проект нормативного акта в соответствии с распределением обязанностей в случае длительного отсутствия начальника этого подразделения.

Служба делопроизводства ГТК России осуществляет контроль за наличием виз всех упомянутых в настоящем пункте руководителей.

8.4. При наличии замечаний по проекту нормативного акта начальник подразделения, имеющего замечания, или заместитель председателя ГТК России непосредственно излагает их на оборотной стороне листа, а в случае, если для изложения замечаний нет свободного места на этой стороне, то делает отметку "Замечания прилагаются" и излагает такие замечания, включая особые мнения и дополнения к проекту, на отдельном листе.

Замечания начальников структурных подразделений при согласии с ними начальника (руководителя) подразделения - исполнителя учитываются путем внесения в проект нормативного акта соответствующих изменений.

Замечания, с которыми начальник (руководитель) подразделения - исполнителя не согласен, а также замечания заместителей председателя ГТК России разрешает первый заместитель председателя ГТК России либо лицо, подписывающее (утверждающее) акт.

Отказ в визировании проекта не допускается.

8.5. В нижней части визируемой стороны проекта ставятся подписи всех иных сотрудников, принимавших участие в подготовке проекта нормативного акта, а также сотрудника, уполномоченного осуществлять проверку проекта на соответствие правилам русского языка (далее - редактор).

8.6. На этапе визирования к проекту нормативного акта прилагаются все акты законодательства, на которых проект основывается, поручения, подготовительные материалы, нормативные акты, на которые имеются ссылки в проекте, и другие материалы, связанные с подготовкой проекта.

8.7. Начальник Правового управления ГТК России визирует проект нормативного акта после того, как его завизировали начальники подразделений - соисполнителей и начальники подразделений, чья компетенция затрагивается проектом, а также после визы редактора.

Начальник Правового управления ГТК России не визирует уже подписанные (утвержденные) акты.

В случае подписания (утверждения) нормативного акта без визы Правового управления подразделение - исполнитель обязано представить заместителю председателя ГТК России, курирующему Правовое управление, объяснительную записку с изложением причин отсутствия визы начальника Правового управления.

В этом случае нормативный акт подлежит представлению на юридическую экспертизу в Правовое управление на основании резолюции заместителя председателя ГТК России, курирующего Правовое управление.

Правовое управление рассматривает нормативный акт в установленном порядке. При отсутствии замечаний правового характера акт визируется с пометкой "после подписи". При наличии замечаний нормативный акт возвращается подразделению - исполнителю в соответствии с п. 8.4 Положения.

Правовая экспертиза Правовым управлением нормативного акта после его подписания (утверждения) не освобождает ответственного сотрудника и его руководителя (начальника) от ответственности за несоблюдение порядка подготовки и утверждения нормативных актов ГТК России.

8.8. Если проект нормативного акта не соответствует требованиям Положения, либо не согласован с заинтересованными подразделениями, либо к проекту не приложены документы, указанные в п. 8.6 Положения, Правовое управление ГТК России возвращает проект ответственному сотруднику на доработку.

8.9. В случае несоответствия проекта действующему законодательству или обнаружения в нем иных существенных недостатков правового характера Правовое управление ГТК России вправе самостоятельно внести необходимые поправки в проект, согласовав их с начальником (руководителем) подразделения - исполнителя, или же возвратить проект для доработки. Свои замечания и предложения Правовое управление ГТК России излагает устно, а по требованию начальника (руководителя) подразделения - исполнителя - письменно. Если начальник (руководитель) подразделения - исполнителя не согласен с замечаниями и предложениями Правового управления ГТК России, то Правовое управление, визируя проект и ставя отметку "ПРОТИВ", готовит мотивированное заключение по существу вопроса, которое представляется вместе с проектом нормативного акта руководителю ГТК России, к компетенции которого относится издание нормативного акта.

Иные замечания Правового управления ГТК России представляются и разрешаются в соответствии с п. 8.4 Положения.

8.10. Если в процессе визирования в проект нормативного акта вносятся существенные изменения, он подлежит повторному визированию. Повторного визирования проекта нормативного акта не требуется, если при доработке в проект внесены уточнения, не меняющие его сути.

8.11. При визировании проекта нормативного акта Правовое управление ГТК России помечает внизу оборотную сторону каждого листа первого экземпляра проекта, за исключением листа, на котором производится визирование, специальным штампом.

 

9. Согласование проекта нормативного акта
с другими федеральными органами исполнительной власти
либо его совместное издание

 

9.1. Нормативный акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

9.2. Нормативный акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций).

9.3. Официальному согласованию подлежат проекты нормативных актов:

- если в соответствии с законодательством Российской Федерации согласование такого акта является обязательным;

- если в нем содержатся положения, нормы и поручения, затрагивающие компетенцию других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций;

- вносящие изменения и дополнения либо отменяющие акты, изданные по согласованию с другими органами, если эти изменения, дополнения или отмена касаются вопросов, входящих в компетенцию этих органов на момент издания нового нормативного акта.

9.4. Предварительное согласование основных положений нормативного акта с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций) осуществляет подразделение - исполнитель.

9.5. При возникновении затруднений в согласовании к работе на этом этапе подготовки нормативного акта подключаются подразделения - соисполнители, а также сотрудники Правового управления, если затруднение связано с вопросами применения законодательства Российской Федерации или международных договоров Российской Федерации.

9.6. Официальное согласование проводится после визирования проекта нормативного акта всеми заместителями председателя ГТК России, чьи визы необходимы, по решению заместителя председателя ГТК России, курирующего работу подразделения - исполнителя.

9.7. Проект нормативного акта направляется на официальное согласование только при условии наличия визы начальника Правового управления ГТК России.

9.8. Работу по проведению официального согласования организует заместитель председателя ГТК России, курирующий работу подразделения - исполнителя.

9.9. Согласование нормативного акта оформляется визами.

Виза включает в себя наименование должности руководителя либо заместителя руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти, иного органа или организации и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.

Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного акта.

9.10. В случае издания совместного нормативного акта организация работы по подготовке проекта нормативного акта осуществляется ГТК России, если ГТК России является инициатором разработки такого акта или обозначен первым в нормативном правовом акте Российской Федерации либо в поручении вышестоящего органа.

Если подготовка проекта нормативного акта поручена комиссии или рабочей группе, ГТК России организует работу по подготовке проекта в случае, когда председателем (руководителем) комиссии (рабочей группы) является представитель ГТК России.

9.11. Если ГТК России участвует в подготовке совместного нормативного акта в ином качестве, нежели то, которое указано в п. 9.10 Положения, ГТК России обеспечивает выделение специалистов для участия в подготовке проекта такого акта, представляет предложения, документы, справки и другие материалы.

9.12. При инициативной подготовке проекта совместного нормативного акта руководство ГТК России согласовывает с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок и сроки подготовки нормативного акта.

9.13. Подготовка проекта совместного нормативного акта внутри ГТК России осуществляется в общем порядке, установленном Положением, с изъятиями, вытекающими из совместного характера издаваемого акта.

9.14. Если совместный нормативный акт подлежит государственной регистрации в Минюсте России, то ГТК России представляет такой акт на регистрацию в случае, когда ГТК России указан первым в числе государственных органов, подписавших (утвердивших) такой акт.

Справка, прилагаемая к совместному нормативному акту, направляемому на государственную регистрацию, подписывается руководителями юридических служб всех федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), издавших такой акт.

 

10. Подписание (утверждение) нормативного акта

 

10.1. Нормативные акты подписываются (утверждаются) председателем ГТК России или лицом, исполняющим его обязанности.

10.2. Проекты нормативных актов передаются для подписания (на утверждение) через службу делопроизводства ГТК России.

10.3. К проекту нормативного акта прилагается справка, в которой кратко обосновывается необходимость издания нормативного акта, указываются цели и основные положения, а также прогноз последствий действия акта после вступления его в силу. При согласовании с другими федеральными органами исполнительной власти указывается на результаты согласования. Также констатируется отсутствие разногласий среди подразделений ГТК России, чья компетенция затрагивается проектом, либо докладывается о результатах разрешения этих разногласий с указанием на наличие (и приложением к справке) письменных замечаний и мотивированных возражений против них. Справка подписывается заместителем председателя ГТК России, курирующим работу подразделения - исполнителя.

10.4. Все приложения к нормативным актам ГТК России удостоверяются визой руководителя подразделения - исполнителя.

10.5. Подписанный (утвержденный) нормативный акт должен иметь следующие реквизиты:

- наименование органа (органов), издавшего акт;

- наименование вида акта и его название;

- дату подписания (утверждения) акта и его номер;

- наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт.

 

11. Регистрация нормативного акта в ГТК России

 

11.1. Подписанные (утвержденные) нормативные акты передаются в службу делопроизводства ГТК России для регистрации.

11.2. Регистрация включает присвоение регистрационного номера и даты подписания (утверждения) нормативному акту. Дату подписания (утверждения) вправе поставить лицо, подписавшее (утверждающее) нормативный акт.

11.3. До регистрации нормативного акта в ГТК России ответственный сотрудник прилагает к нормативному акту его копию на магнитном носителе (дискета 3,5) в форматах MS DOS или MS WORD 6.0 / 7.0.

Служба делопроизводства осуществляет контроль за предоставлением дискеты и после регистрации нормативного акта передает магнитный носитель в Правовое управление через делопроизводителя; документ на бумажном носителе рассылается в установленном порядке. Без приложения магнитного носителя регистрация нормативного акта откладывается, о чем ставится незамедлительно в известность начальник (руководитель) подразделения ГТК России, внесший проект нормативного акта на подписание (утверждение).

Исполнитель несет ответственность за идентичность текста на бумажном и магнитном носителе в последней редакции, а в сопроводительном листе к дискете указывает номер и дату документа, структурное подразделение аппарата ГТК России, ф.и.о. исполнителя, служебный телефон.

Правовое управление (отдел анализа, систематизации и кодификации законодательства) копирует информацию с дискеты для ведения ведомственной полнотекстовой базы данных и возвращает ее исполнителю.

11.4. После регистрации копия нормативного акта на бумажном и магнитном носителях передается службой делопроизводства в Правовое управление ГТК России (отдел анализа, систематизации и кодификации законодательства).

 

12. Отмена, изменение или дополнение ранее изданных
нормативных актов ГТК России

 

12.1. При подготовке проекта нормативного акта ответственным сотрудником обязательно выясняется вопрос о том, издавались ли ранее ГТК России, центральным таможенным ведомством бывшего Союза ССР или другим каким-либо органом нормативные акты по этой же теме.

12.2. Если ранее изданные акты существуют, то одновременно с подготовкой проекта нормативного акта подготавливаются предложения об отмене, изменении или дополнении ранее изданных по тому же вопросу нормативных актов.

12.3. При подготовке отмены, изменения или дополнения ранее изданных нормативных актов используется картотека систематизированного учета и контрольные экземпляры нормативных актов, которые ведутся в Правовом управлении ГТК России (отдел анализа, систематизации и кодификации законодательства).

12.4. При наличии ранее изданных нормативных актов подразделение - исполнитель (при необходимости с участием Правового управления) определяет, можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее изданный акт либо следует подготовить новый нормативный акт.

12.5. Новый нормативный акт ГТК России издается в случае, если:

- имеется в виду принципиально новое решение важного вопроса;

- ранее принятый нормативный акт в значительной мере устарел;

- ранее принятый акт противоречит либо в значительной мере не соответствует новому законодательству Российской Федерации или позднее изданным нормативным актам ГТК России;

- в ранее принятый акт вносились неоднократные изменения и дополнения;

- требуется внести изменения или дополнения во многие составные части ранее принятого нормативного акта;

- ранее принятый нормативный акт был издан до 15 мая 1992 года и не прошел государственную регистрацию в Минюсте России;

- ранее принятый нормативный акт был издан в формах, не предусмотренных п. 2.1 Положения;

- существует несколько однородных, конкретизирующих и дополняющих друг друга нормативных актов, которые целесообразно объединить.

12.6. Внесение изменений или дополнений в нормативные акты центрального таможенного ведомства или иных органов бывшего Союза ССР не допускается.

В случае необходимости изменения правового регулирования отношений, на которые распространяется действие актов центрального таможенного ведомства или иных органов бывшего Союза ССР, издается нормативный акт ГТК России с указанием в нем, что соответствующие предписания актов указанных ведомств или иных органов на территории Российской Федерации не применяются либо применяются с перечисляемыми особенностями.

12.7. Если необходимо по тем или иным причинам сохранить ранее изданный нормативный акт ГТК России, в который вносились в последующем различными нормативными актами (ориентировочно - свыше 5 - 8 единиц) и / или предлагается внести значительное количество изменений или дополнений, либо если ранее изданный нормативный акт был отменен по формуле "в части", подготавливается новая редакция нормативного акта. Все ранее изданные нормативные акты, за исключением первого, подлежат отмене.

Указанное правило распространяется преимущественно на положения, правила и инструкции, в которые вносились изменения или дополнения приказами, разъяснениями или указаниями неопределенного срока действия.

12.8. Если изменения или дополнения касаются лишь отдельной составной части нормативного акта, то подготавливается новая редакция этой составной части.

12.9. При подготовке новой редакции нормативного акта (или его части) унифицируется и заменяется устаревшая терминология, исключаются противоречащие нормы, предписания индивидуального характера, нормы временного характера.

12.10. При значительном количестве нормативных актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению (более 10 единиц или если перечень отменяемых актов либо изменений или дополнений занимает более чем половину страницы), перечень отменяемых актов либо изменений или дополнений дается в приложении к нормативному акту, о чем в этом акте прямо указывается.

Акты, подлежащие отмене, изменению или дополнению, приводятся в хронологическом порядке.

Нормативные акты, изданные ГТК России совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу совместно или по согласованию с этими органами.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в данной сфере полностью перешли к ГТК России, то отмена, изменение или дополнение нормативного акта производится ГТК России самостоятельно и без согласования.

12.11. Отмена ранее изданных по таможенному делу нормативных актов производится путем признания их утратившими силу либо не подлежащими применению на территории Российской Федерации.

Нормативные акты центрального таможенного ведомства или иных органов бывшего Союза ССР, а также нормативные правовые акты государственных органов Российской Федерации, чьи полномочия по изданию таких актов перешли к ГТК России, признаются не подлежащими применению на территории Российской Федерации. Иные акты признаются утратившими силу.

12.12. Отмене подлежат акты, противоречащие предписаниям подготавливаемого нормативного акта либо воспроизводимые в этих предписаниях. Также подлежат отмене акты, фактически утратившие свое значение, но формально не отмененные.

12.13. Если в отменяемом нормативном акте содержится пункт о признании утратившими силу или не подлежащими применению на территории Российской Федерации ранее изданных нормативных актов, действие этих актов не восстанавливается, за исключением случаев, когда иное будет особо оговорено.

12.14. Если составная часть нормативного акта, подлежащая отмене, содержит указание на приложение, то вместе с отменой этой составной части автоматически отменяется и приложение, что особо не оговаривается.

12.15. С отменой основного нормативного акта автоматически отменяются дополнительные акты, распространяющие действие основного нормативного акта на дополнительный круг лиц или вопросов.

12.16. Наряду с изложением новой редакции внесение изменений и дополнений может производиться путем исключения, дополнения или замены отдельных слов и выражений в тексте ранее изданного ГТК России акта. Например:

а) в пункте 1.5 исключить слова "........";

б) пункт 1.5 после слов "......." дополнить словами "......";

в) пункт 1.10 дополнить подпунктами "а" и "б" следующего содержания:

"а) ...............;

б) ...............";

г) в пункте 1.5 слова "........" заменить словами "........";

д) в пункте 1.5 исключить цифру "6".

12.17. Не допускается вместо внесения конкретного изменения или дополнения в текст ранее изданного нормативного акта издание нового нормативного акта по формулам "во изменение" и "в дополнение".

12.18. Отмена нормативных актов, внесение в них изменений и дополнений производится вышестоящим или равным по статусу нормативным актом.

12.19. Временные нормативные акты и составные части нормативных актов временного характера по истечении указанного в них периода действия либо наступления оговоренного в них условия автоматически утрачивают силу и не нуждаются в особом признании в качестве отмененных. Такое признание может производиться исключительно в целях упорядочения нормативной основы таможенного дела.

 

13. Вступление в силу
нормативных актов ГТК России

 

13.1. Нормативные акты ГТК России вступают в силу через 30 дней после их опубликования, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем разделе.

13.2. Нормативные акты, подлежащие государственной регистрации, опубликовываются в "Российской газете" или в "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации".

13.3. Нормативные акты ГТК России, не подлежащие государственной регистрации, опубликовываются в официальных источниках ГТК России.

Пресс - служба ГТК России обеспечивает своевременное опубликование нормативных актов ГТК России.

13.4. Если нормативные акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют, такие акты вступают в силу в сроки, установленные в них, но не ранее дня их официального опубликования.

13.5. Если федеральные законы Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обязывают ГТК России ввести нормативные акты по таможенному делу в действие в более короткие сроки, дата вступления в силу нормативных актов ГТК России определяется в каждом случае, исходя из содержания положений указанных нормативных актов.

 

14. Распространение нормативных актов ГТК России
на регулируемые правоотношения

 

14.1. Нормативные акты ГТК России распространяются на правоотношения, возникающие после вступления акта в силу, за исключением случая, указанного в п. 14.2 настоящего Положения.

14.2. Если нормативный акт ГТК России издается во исполнение акта законодательства Российской Федерации, в котором уже излагаются конкретные нормативные предписания, а ГТК России поручается разработать лишь порядок либо процедуру реализации этих предписаний, то такой нормативный акт ГТК России распространяется на правоотношения, возникшие с момента вступления в силу акта законодательства Российской Федерации.

14.3. Положения законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, имеющие характер норм прямого действия (т.е. непосредственно и самодостаточно регулирующих правоотношения, а не обязывающих либо делегирующих

полномочия ГТК России или иному государственному органу урегулировать вопрос), применяются таможенными органами вне зависимости от наличия или отсутствия нормативного акта ГТК России.

14.4. В случае, если федеральный закон, указ или распоряжение Президента Российской Федерации, постановление или распоряжение Правительства Российской Федерации устанавливают нормы, которым ведомственный нормативный акт или отдельная его составная часть перестает соответствовать, то такой нормативный акт или его составная часть таможенными органами не применяются.

14.5. При наличии нескольких нормативных актов, содержащих различные предписания по одному и тому же вопросу, применяются предписания, изложенные в последнем по дате издания нормативном акте.

 

15. Заключительные положения

 

15.1. Подразделения ГТК России должны учитывать, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

15.2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" не допускается направление на исполнение нормативных актов ГТК России, подлежащих государственной регистрации и опубликованию в установленном порядке, до их регистрации и официального опубликования.

При нарушении указанных требований нормативные акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.

15.3. После государственной регистрации нормативные акты ГТК России направляются таможенным органам Российской Федерации для изучения и осуществления необходимых подготовительных мероприятий для обеспечения исполнения после официального опубликования и вступления в силу.

Такое направление обеспечивает подразделение - исполнитель.

15.4. В день опубликования нормативного акта ГТК России или на следующий рабочий день после опубликования нормативного акта ГТК России заместитель председателя ГТК России, курирующий Правовое управление, либо начальник Правового управления уведомляет таможенные органы Российской Федерации о дате и источнике опубликования и о дате вступления нормативного акта ГТК России в силу письмом или телетайпограммой.

 

  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha