Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Внешнеэкономические новости

О технических регламентах

Разработка технических регламентов сильно задерживается
г.

Уже больше двух лет действует закон "О техническом регулировании", согласно которому государство должно отвечать только за безопасность производимой продукции, а качество определят сами производители. Однако до сих пор продукция выпускается по старым ГОСТам, так как разработка технических регламентов, гарантирующих безопасность товаров, сильно задерживается. О том, почему не действует вступивший в силу закон и как по нему будут работать производители, корреспонденту "Бизнеса" Татьяне Алешкиной рассказал руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин.
- Закон о техническом регулировании действует уже два года. Почему задерживается разработка техрегламентов? - Это непростой процесс. Мы же кардинально перестраиваем систему технического регулирования, и такие документы, как техрегламенты, разрабатываются в первый раз.
Сложно перейти от директивной системы регулирования к системе регулирования, которая во многом основывается на ответственности производителя и на принципах саморегулирования. Например, Китай, который недавно принял решение о реформировании своей системы технического регулирования, выделил на эти преобразования 15 лет.
Я думаю, что сейчас мы находимся на том этапе, на котором происходит ускорение принятия регламентов.
- Сколько технических регламентов готово на сегодняшний день? - По нашим данным, около 50 технических регламентов уже готовы и в этом году будут внесены в правительство. Это примерное количество, так как существует очень много инициативных разработок.
- Согласно закону, регламенты разрабатываются с участием бизнеса. На ваш взгляд, бизнес активно участвует в этом процессе? - Я бы сказал, что недостаточно активно. Отдельные группы принимают участие, но в целом бизнес пока остается в стороне от подготовки регламентов. Активны те группы, которые ведут разработку,- это различные профессиональные союзы. Остальные достаточно пассивно наблюдают за этим процессом. Внимание бизнеса должно быть приковано даже не к самому процессу разработки, хотя реформа это предусматривает. Существует стадия публичного обсуждения, и бизнесу нужно обязательно в нее включиться, потому что в результате пассивного отношения он может получить нормы еще более реакционные, чем они были раньше.
- Как можно включить бизнес в этот процесс? - Мерами популяризации того, что сейчас происходит, доведением этой информации до предпринимателей, и тут других путей нет. Но я думаю, что когда начнут появляться первые техрегламенты, активность бизнеса резко повысится. Сейчас производители думают, что техрегламенты находятся в далеком будущем, что до их принятия может много всего произойти. Когда станет ясно, что нормы уже устанавливаются и затрагивают интересы всех производителей, бизнес активизируется.
- Некоторые регламенты должны соответствовать европейским нормам. Отечественные производители опасаются, что приведение их продукции в соответствие с этими нормами приведет к ее удорожанию… - Во-первых, мы должны устанавливать минимально необходимый уровень норм, которые должны обеспечить безопасность нашей жизни и здоровья. Приведу в пример проблему, с которой мы столкнулись нескольких лет назад. Мы долго игнорировали европейские нормы, касающиеся авиапромышленности, хотя прекрасно понимали, что в этом случае наши самолеты не смогут летать во многие страны. В результате опасения оправдались. Это говорит о том, что в некоторых случаях действительно имеет смысл защитить свои интересы установлением более низких норм для того, чтобы не навредить нашей промышленности или не увеличить реальную стоимость изделий.
Но есть ситуации, при которых мы должны защитить нашу промышленность и защитить нашего потребителя, устанавливая более высокие нормы. И, как показывает практика, года через два они дают позитивный эффект.
- При этом повышается качество продукции? - Безусловно. Ведь если мы все время будем устанавливать нормы, исходя только из того, что в России наблюдается спрос на недорогую продукцию невысокого качества, то тогда нельзя будет говорить о том, что мы стремимся выйти на мировой рынок, стремимся торговать еще чем-то, кроме нефти и газа.
- По закону,кроме техрегламента, гарантирующего безопасность продукции, производитель может получить сертификат соответствия, повышающий конкурентоспособность его товара. Для этого ему необходимо пройти испытания в органе сертификации. От чего будет зависеть стоимость прохождения контроля и получения сертификата качества? - Основная составляющая стоимости сертификации - это стоимость испытания. Понятно, что один вид продукции можно испытать очень просто, например, по двум показателям. А есть продукция, требующая проверки по 102 показателям. Но дело в том, что производитель может пойти по другому пути, который избавит его от обращения в органы сертификации. Ведь сертификация - это некая форма контроля, причем с разных сторон.
Закон о техрегулировании говорит, что в обязательном порядке продукция может быть подвержена либо сертификации, либо декларированию соответствия. При сертификации между производителем и покупателем существует орган по сертификации, который тоже берет на себя часть ответственности. При декларировании производитель несет полную ответственность за то, что он выпускает продукцию с теми характеристиками, которые изложены в декларации. И в случае если то, что заявлено в декларации, не будет соответствовать действительности, ответственен за это будет производитель. Кстати, этот механизм очень широко используется в развитых странах.
- То есть производитель сам будет выбирать, сертифицировать ему товар или декларировать? - Нет. Форму подтверждения соответствия устанавливает технический регламент, а до его появления это решает правительство, которое утверждает список продукции, переводимой из-под сертификации под декларирование. Так что список обязательной сертификации уменьшается: часть продукции переводится из обязательной сертификации в декларирование.
- Какая продукция входит в список? - Это достаточно широкий перечень. В него входит продукция, реализация которой связана с рисками причинения вреда. В первую очередь это пищевая продукция. Государство должно тратить средства на повышенный контроль в том случае, если риски будут высоки, и по результатам оценки применять те или иные меры.
- Вы не думаете, что механизм оценки несколько субъективен? - Он всегда был субъективен, но постепенно появляются методики оценки рисков. На первом этапе будет использоваться опыт других стран, а также наш опыт, ведь в принципе российский рынок тоже был неплохо защищен.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 570
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha