Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Внешнеэкономические новости

В 2019 году обязательная маркировка коснется целого перечня товаров

В 2019 году обязательная маркировка коснется целого перечня товаров
Всю работу по прослеживаемости товаров планируется сделать универсальной. До 2024 года должна начать функционировать единая система маркировки товаров.
6 сентября 2018 г.

Первый эксперимент по маркировке, введенной в отношении меховых изделий, признан успешным, что дало властям возможность для расширения перечня товаров, подлежащих идентификации. Пока в Евразийском экономическом союзе такая перспектива только прорабатывается, российские власти уже приступили к распространению системы идентификации товаров на новые категории на основе государственно-частного партнерства (ЧГП). В 2019 году обязательная маркировка коснется целого перечня товаров. С 1 марта станет обязательной маркировка табака, с 1 июля — обуви, а с 1 декабря средствами идентификации будут оснащать, в частности, духи, шины, фотоаппараты, постельное белье, блузки и верхнюю одежду. С 2024 года должна начать работу единая система маркировки товаров.

О планах по широкому использованию маркировки в Евразийском экономической союзе (ЕАЭС) заявляли еще осенью 2015 года, однако на уровне союза система идентификации меховых изделий стартовала только 12 августа 2016 года:-- запуск несколько затянулся из-за проволочек с ратификацией необходимых соглашений в самих странах «пятерки». Для отработки механизма идентификации в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) специально искали достаточно узкую категорию товаров — с не самым большим количеством участников и не затрагивающую широкие слои потребителей. Рынок меховых изделий с учетом таких критериев был признан идеальным: на нем, по данным ЕЭК, 85% контрафакта (как товары, ввезенные без уплаты таможенных пошлин, так и пошитые на подпольных фабриках без уплаты налогов). Фискальные поступления в странах ЕАЭС, по подсчетам комиссии, в результате введения маркировки должны возрасти на $500 млн в год.

Эксперимент по маркировке меховых изделий был признан успешным, что дало властям возможность начать работу над расширением маркируемых товаров.  В феврале текущего года страны «пятерки» подписали соглашение об общих правилах маркировки товаров в рамках ЕАЭС, которое предусматривает технологическую совместимость средств идентификации и считывающих систем маркировки членов союза), в России документ ратифицирован в августе. Кроме того, в июле совет ЕЭК поручил России и Казахстану провести пилотный проект маркировки табака и табачных изделий на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС.

В России расширение применения средств идентификации товаров уже началось: в конце апреля правительство своим постановлением утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке: табачная продукция, духи, шины, обувь, фотокамеры (и лампы-вспышки), а также пять групп изделий легкой промышленности. Перечень товаров сформирован «с учетом особенностей рыночной конъюнктуры и условий товарооборота на соответствующих рынках», утверждается в пояснительной записке к документу, а его целью является снижение оборота контрафактной продукции в России.

Начинаться маркировка товаров из утвержденной правительством десятки должна постепенно: первой будет маркироваться табачная продукция. Цифровая маркировка сигарет стартовала в январе, а в апреле они же продавались в магазинах. С 1 марта 2019 года механизм маркировки табака уже заработает в полную силу: она будет использоваться для учета производства изделий, их перевозки через таможенную границу ЕАЭС (или РФ), оптовой и розничной торговли.

Следующий этап расширения системы идентификации товаров будет касаться обуви: в обязательном порядке ее начнут маркировать с 1 июля 2019 года. В экспериментальном режиме эта работа по решению правительства ведется с 1 июня нынешнего года — в течение этого времени власти должны испытать механизмы маркировки на предмет достаточности и полноты для борьбы с контрабандой и контрафактом, а также повышения собираемости таможенных и налоговых платежей. Также исследуется целесообразность введения обязательной маркировки обуви — с этой идеей выступил сам обувной рынок. Сейчас участие производителей, импортеров и магазинов в эксперименте добровольное. С ноября планируется массовое подключение обувных компаний к «пилоту».

Для остальных групп товаров (духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки) система прослеживаемости будет введена с 1 декабря 2019 года. В ЦРПТ считают, что внедрение маркировки позволит «добросовестному бизнесу увеличить долю на рынке за счет вытеснения с него контрафакта, повысить производительность и усовершенствовать логистические схемы».

Помимо этого перечня система идентификации уже внедряется и на рынке лекарственных препаратов: с 1 февраля 2017 года действует пилотный проект, предполагающий маркировку на добровольной основе ограниченного набора препаратов. Как ранее сообщали в Росздравнадзоре, на начальном этапе объем маркируемых товаров должен охватить 10% рынка (в стоимостном выражении). Эксперимент планировалось завершить 31 декабря текущего года, однако правительство продлило его на весь 2019 год. Таким образом, для этой категории товаров система идентификации станет обязательной с 2020 года, охватив 100% рынка: по данным Росздравнадзора, будет отслеживаться около 6 млрд упаковок в год. Ожидается, что маркировка позволит решить проблемы «повторного вброса» лекарств, нелегального ввоза, контрафакта и фальсификата. Кроме того, государство сможет оперативно управлять поставками и быстро выводить из оборота недоброкачественные партии.

На этом планы по расширению категорий маркируемых товаров не ограничиваются: также готовится запуск пилотного проекта по маркировке пива, минеральной воды, чая, а также готовой молочной продукции. Отметим, за эксперимент по маркировке последней выступал, в частности, Минпромторг: ведомство предлагало средства идентификации наносить на молоко (кроме сырого), сливки, сливочное масло, сыры, творог, кисломолочные продукты (включая йогурты и кефир). Предполагается, что для идентификации будет использоваться такой же цифровой код, как и для маркировки сигарет,— Data Matrix, который будет наноситься на упаковку. Это унифицированное и наиболее удобное для бизнеса решение. Минпромторг предлагал начать эксперимент с 1 сентября, однако его сроки до сих пор не определены. Также рассматривается возможность включить в систему маркировки и лесопромышленную продукцию: премьер-министр Дмитрий Медведев поручил подготовить такие предложения к 25 сентября.

Отметим, всю работу по прослеживаемости товаров планируется сделать универсальной. До 2024 года должна начать функционировать единая система маркировки товаров. Предполагается, что как новые, так и уже маркируемые товары должны будут войти в единый каталог, который также создает ЦРПТ в рамках ЧГП: в информационной системе будет храниться вся информация, генерируемая участниками проекта по маркировке. Для этого центр создает единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров — «Честный ЗНАК». Формирование единого реестра средств идентификации предусматривается и на уровне ЕАЭС: он будет включать в себя описание используемых для маркировки товаров в союзе средств идентификации и их характеристик. Для беспрепятственного движения товаров в границах ЕАЭС центр помимо единой системы в России создает и наднациональную цифровую платформу для всех стран союза.

 

 

Важные новости

Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!

Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.