В разгар сезона замены летней резины зимней в России вступил в силу закон об обязательной маркировке автомобильных шин и покрышек. Опрошенные РБК производители и дистрибьюторы шин усомнились в эффективности такой меры и предупредили о возможных проблемах с поставками.
Теперь, в соответствии с законом, компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством, хранением и продажей шин и покрышек, не смогут их реализовывать без нанесения специальной маркировки. Для нее используют двухмерный штриховой код Data Matrix — последовательность из 75 букв и цифр.
С 1 ноября производители и импортеры обязаны маркировать всю новую продукцию, оптовики — передавать сведения о перемещении и продаже товара в ГИС, а представители розницы — фиксировать продажи в системе «Честный знак». Немаркированные покрышки, которые попадут в оборот, могут конфисковать (статья 15.12 КоАП РФ). Также за нарушение закона о маркировке предусмотрены штрафы.
Предполагается, что наличие маркировки обезопасит рынок от нелегальной продукции, а государство получит контроль над передвижением товаров.
Технические проблемы и опасения дефицита
В пресс-службе компании «Кордиант» сообщили РБК, что к 1 ноября, по их оценке, около 70% участников оптово-розничной цепи не будут готовы к работе с маркировкой из-за отсутствия необходимой ИТ-инфраструктуры. Оптовики и магазины на протяжении 2020 года готовились к внедрению маркировки и установке необходимого оборудования, однако все сроки сорвала эпидемия коронавируса.
В компании отметили, что есть ряд факторов, которые дополнительно осложняют введение маркировки. Например, от 20 до 50% наклеек отваливаются от шины даже при маркировке на производстве, при ее нанесении в розничных точках ситуация еще хуже. «Проблема с отсутствием адгезии между клеевым слоем на наклейке и шиной на текущий момент не решена ни у кого на рынке: изыскания ведутся с начала эксперимента в 2018 году. Наклейки не держатся на шине из-за оклейки остатков в холодное время года на складах без отопления, что влечет за собой потерю индивидуального кода во время перевозки или отгрузки между участниками. При этом единой работающей системы восстановления наклеек просто не существует», — указывают в компании.
Большие трудности есть и с переводом торговли шинами на электронный документооборот (ЭДО). Существующую систему в «Кордианте» назвали несовершенной. По данным компании, из 13 тыс. участников всей цепочки, через которую проходят шины от производителя до покупателя, лишь небольшой процент готовы к ведению продаж через ЭДО — и в первую очередь это крупные оптовые поставщики.