Ленинградская область заявила о себе на международном рынке как производитель чая. А компания из Самарской области отвоевала свою нишу среди косметических фирм.
По оценке Российского экспортного центра, несырьевой экспорт в 2020 году превысил 160 миллиардов долларов, а его доля в общем объеме российского экспорта впервые достигла 48 процентов. Основные драйверы - агропромышленный комплекс и драгметаллы.
Однако пандемия подтолкнула рост поставок лекарств и продовольствия, бумажной и пластиковой упаковки, защитных средств и медоборудования. Достичь таких высот удалось благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт».
В Ленинградской области чай из Копорья поставляют в Германию совладельцы компании «Копорский чай» Махмаюнус Каримов и Лилия Егорова.
В дореволюционной России чай из кипрея (иван-чая) был популярной заменой настоящему китайскому. Он дешевле и дает противовоспалительный эффект, обладает кровоостанавливающим и ранозаживляющим, а также слабым снотворным действием.
Создание нового производства в Кингисеппском районе заняло у друзей около пяти лет. Первые продажи были не слишком удачными. Партнеры пошли учиться. Сначала - в областной школе бизнес-акселерации, а затем участвовали в программе German Business, разработанной специально для малого и среднего бизнеса Ленинградской области. Теперь «Копорский чай» продается в Германии, в магазинах с органической продукцией.
Интерес к копорскому чаю проявляют и другие европейские фирмы, но им отказывают. Немецкие партнеры получили полные права дистрибьютора в Европе. А вот с компаниями из США и Японии переговоры ведутся. Инвестиции в полномасштабное развертывание бизнеса Махмаюнус оценивает в 200 миллионов рублей.
В Самарской области компания «М9 Фарм» - резидент ТОСЭР «Тольятти» уже три года экспортирует товары в Объединенные Арабские Эмираты. Основной компонент в составе ее косметической продукции - наночастицы, покрытые активными веществами. В линейке фирмы 15 уникальных продуктов. Они продаются и в России. За год производство компании выросло в десять раз.
Сейчас она с помощью Центра поддержки экспорта Самарской области регистрирует марку в Китае и в Европе. Впереди - сертификация. К концу года компания выйдет на зарубежные маркетплейсы. Пока планирует продавать за рубежом только онлайн. Но не исключены и офлайн-продажи.
Неплохо обстоят дела у экспортеров, которые продают уникальную продукцию. Дыхательный тренажер на экспорт поставляет самарская компания «Самоздрав» - в пять стран Европы, Турцию, США, Канаду, Южно-Африканскую Республику.
Тренажер применяют для профилактики и лечения заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, реабилитации после инсульта, инфаркта. За рубеж поставляется до 10 процентов произведенных тренажеров.