Эксперимент по применению навигационных пломб проводится в отношении лесоматериалов и продуктов деревообработки, помещенных под таможенную процедуру экспорта в Республике Беларусь и убывающих с территории Российской Федерации.
Евразийская экономическая комиссия оказывает необходимое оперативное содействие сторонам по проблемным вопросам, возникающим при организации эксперимента.
Навигационные пломбы накладываются на грузовые отсеки автомобилей в Беларуси при помещении товаров под процедуру экспорта. Деактивировать или снять навигационные пломбы при выезде грузовых транспортных средств могут должностные лица Ространснадзора на контрольных пунктах на российско-белорусском участке госграницы или ФТС России в установленных автомобильных пунктах пропуска.
Условиями эксперимента определен перечень контрольных пунктов (Красное, Рудня, Красный Камень), через которые в Россию въезжают грузовики с лесоматериалами и продукцией деревообработки, а также перечень автомобильных пунктов пропуска (Яраг-Казмаляр, Маштаково, Бугристое, Петухово), в которых осуществляется снятие навигационных пломб с грузовых транспортных средств и их выезд из России.
Проведение эксперимента инициировала белорусская сторона, чтобы обеспечить вывоз из России лесоматериалов, помещенных под таможенную процедуру экспорта, через пункты пропуска, не указанные в постановлениях Правительства России от 15 июля 2010 года № 521 и от 30 декабря 2022 года № 2552, а также протестировать применение навигационных пломб при перевозках товаров по территориям двух и более стран Евразийского экономического союза.
Первый грузовой автомобиль отправился в Россию из Беларуси в ночь с 13 на 14 февраля этого года. В частности, машина из белорусского Могилева доехала до российско-казахстанского участка государственной границы (контрольный пункт Маштаково – место убытия с территории Союза) менее чем за двое суток. Примененная навигационная пломба снята в месте убытия в штатном режиме. К утру 17 февраля в пути еще 7 автомобилей с указанной продукцией, осуществляемых с использованием навигационных пломб.
Эксперимент будет проводиться до 1 июня 2023 года, после чего участники оценят его эффективность.
Применение навигационных пломб позволит оптимизировать логистику посредством минимизации мер госконтроля при одновременном обеспечении абсолютной «прозрачности» и «бесшовности» перевозок на всем пространстве Союза и, соответственно, упростить и ускорить процедуру доставки грузов получателю.
Полученный практический опыт будет учитываться при подготовке нормативных актов Комиссии, работа над которыми сейчас ведется совместно со сторонами.
В апреле этого года стартует другой эксперимент, предусмотренный Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 21 октября 2022 № 25. Он будет проводиться в отношении товаров взаимной торговли, перевозимых железнодорожным и (или) автомобильным видами транспорта. В новом проекте примут участие Казахстан, Кыргызстан и Россия.
Справка
Одним из возможных путей устранения препятствий, возникающих при перемещении товаров между странами ЕАЭС, является практическая реализация Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок, подписанного 19 апреля 2022 года. Сейчас ратификация Соглашения завершается. Это Соглашение направлено на минимизацию мер госконтроля при перевозках товаров (при транзите, экспорте и в рамках взаимной торговли).
Для подготовки сторон и участников ВЭД к практической реализации Соглашения приняты Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 21 октября 2022 года № 25 и Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 17 октября 2022 года № 29, предусматривающие проведение экспериментов по применению навигационных пломб в отношении товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли, и отдельных категорий товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта.
Результаты экспериментов Комиссия должна получить не позднее 30 июня 2023 года.