Обновленная и развивающаяся транспортная инфраструктура внутренних водных путей будет способствовать созданию отечественной экономики будущего, заявил помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.
«Россия в целях обеспечения экономической независимости предпринимает конкретные шаги по адаптации своей транспортно-логистической системы к новым вызовам, по ликвидации инфраструктурных и логистических ограничений. В современных условиях возрастает роль международных транспортных коридоров, призванных обеспечить устойчивость экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, проходящих через территорию нашей страны, на наиболее перспективных направлениях», - сказал Н. Патрушев в Тольятти на совещании по вопросу развития мультимодальных логистических центров.
К таким перспективным направлениям относится международный транспортный коридор (МТК) Север - Юг, который должен обеспечить России новый выход на рынки стран глобального Юга, отметил помощник главы государства. По международному транспортному коридору перевозят в том числе, зерно, уголь, черные металлы, а объемы грузопотока растут по всем направлениям и видам транспорта, добавил Н. Патрушев.
«По планам правительства Российской Федерации, провозная способность транспортного коридора Север - Юг должна составить 30 млн тонн в 2030 году и 35 млн тонн в 2035 году», - отметил Н. Патрушев.
По его словам, для ликвидации инфраструктурных барьеров на маршрутах коридора реализуются проекты строительства, реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры. «Обновление и наращивание провозной способности транспортной инфраструктуры внутренних водных путей - это не только повышение связанности и транспортной доступности регионов России, но и основа для развития нашей промышленности, сельского хозяйства, энергетики и национальной экономики в целом. Это шаг к созданию экономики будущего: гибкой, устойчивой и инклюзивной», - подчеркнул помощник Президента РФ.
В январе 2025 года Минтранс России принял план комплексного развития внутренних водных путей до 2030 года, который увязан с Транспортной стратегией и предусматривает обновление судоходного флота и инфраструктуры, развитие мультимодальных логистических центров, увеличение объема и скорости перемещения грузов и пассажиров, а также интеграцию внутреннего водного транспорта с железнодорожным и автомобильным, напомнил Патрушев. «Такой подход сейчас активно реализуется на дальневосточных направлениях, где логистические операторы пытаются справиться с возросшими грузопотоками, задействовав разные виды транспорта», - добавил он.
Мультимодальная логистика
На совещании обсуждались вопросы развития мультимодальных логистических центров, в том числе в Самарской области. Подчеркивалось, что инфраструктура региона позволяет обеспечить транспортную связь со странами Каспийского бассейна, а создание портово-логистического хаба «Самарский» позволит разгрузить Транссибирскую железнодорожную магистраль и крупные федеральные автотрассы.
Кроме того, были выработаны дополнительные меры, направленные на повышение транспортной доступности грузовых перевозок по МТК Север.
- Юг с использованием единой глубоководной системы европейской части России с выходом в Каспийский, Азово-Черноморский, Балтийский бассейны и на Арктический транспортный коридор, включая Северный морской путь. Также отмечена значимость развития интермодальных смешанных перевозок грузов внутренним водным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Для этого сейчас рассматриваются девять речных портов, интегрированных с железнодорожной инфраструктурой, расположенных на Единой глубоководной системе европейской части РФ, один из которых - речной порт Тольятти. Помимо этого, на совещании затрагивались вопросы развития перегрузочных комплексов в речных портах Якутии, Татарстана, Пермского края, а также Амурской, Иркутской, Омской, Саратовской и Московской областей.
В совещании, проводившемся по поручению Президента РФ Владимира Путина, приняли участие полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров, губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев, представители региональных и федеральных органов власти.