25 лет успешной работы!
Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Новости логистики

Авиаперевозки в 2016 г.

Авиаперевозки в 2016 г.
Фото: РЖД-Партнер
Несмотря на то, что авиакомпании не упускают возможности заработать, все-таки основной профиль российских воздушных перевозчиков – это транспортировка пассажиров, а не грузов, и говорить о том, что рынок вышел из зоны турбулентности, пока рано.
23 декабря 2016 г.

Авиаотрасль сегодня переживает не лучшие времена. В 2015 году впервые с кризисного 2009-го произошло рекордное падение количества авиапассажиров. Девальвация рубля и снижение реальных доходов россиян больнее всего ударили по сегменту международных перевозок и даже несмотря на то, что по РФ пассажиры стали больше путешествовать, выровнять ситуацию удалось только в октябре 2016 года. Именно тогда, впервые с февраля текущего года российские авиакомпании увеличили пассажиропоток. Можно ли говорить о том, что тяжелые времена для авиаперевозчиков закончились?

За октябрь 2016-го количество перевезенных пассажиров впервые за долгое время увеличилось по сравнению с октябрем 2015 года на 4%. По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), положительного показателя удалось добиться за счет развития перевозок во внутреннем сообщении на 8,2%. Однако и международные снизились незначительно – на 0,8%. Если же говорить об объемах перевозок с начала года, то показатели выглядят не столь оптимистично. За 10 месяцев 2016-го российские авиакомпании перевезли на 6,8% меньше пассажиров, чем за аналогичный период 2015-го. С начала года их услугами воспользовалось 75,3 млн пассажиров, а год назад – 80,9 млн человек. При этом в международном сообщении было перевезено 27,3 млн пассажиров, что на 23,1% ниже аналогичного показателя прошлого года, а во внутреннем – 48,1 млн пассажиров (+5,8%). Несмотря на то, что наибольшее падение объемов продолжает демонстрировать международное направление, можно отметить, что темпы отрицательной динамики несколько замедлились. По итогам января – августа падение составило 26,5% по сравнению с январем – августом 2015-го. Эксперты связывают это с тем, что теплый сезон на российских курортах закончился и пассажиры частично переключились на зарубежные направления. 

Кроме того, в сентябре был снят запрет на полеты в Турцию. Однако положительную динамику сдерживает продолжающийся запрет на полеты в Египет и на Украину.

Надо отметить, что авиакомпании долгое время старались держать цены на одном уровне и даже снижать на некоторых направлениях, несмотря на рост стоимости на топливо в среднем на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Однако накануне праздников стоимость авиабилетов традиционно начала увеличиваться. Хотя по России в целом по сравнению с прошлым годом заметно снижение средних цен на авиабилеты как минимум на 15%.

Авиасубсидирование

Сдержать падение показателей и рост цен на авиабилеты по России удалось во многом за счет мер государственной поддержки. Правительство субсидирует авиакомпаниям перевозки пассажиров по некоторым социально значимым направлениям. В списке Росавиации более 100 направлений. Для привлечения средств из региональных бюджетов авиакомпании заключили соглашения с 23 субъектами РФ. На круглогодичной основе перевозки выполняют 23 авиакомпании. В список льготников в основном входят пенсионеры и студенты. В России параллельно действует пять программ субсидирования региональных и местных авиаперевозок – на Дальнем Востоке, в Калининградской области, Поволжье, Сибири и Крыму. В перечень включено 136 направлений, из них 72 софинансируемых. Программа субсидирования действовала до 31 октября 2016 года. На ее реализацию из федерального бюджета выделено 3,25 млрд руб.

Однако на этом поддержка авиаотрасли не заканчивается. В октябре текущего года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу и другим ведомствам представить предложения о продлении срока действия программы субсидирования региональных воздушных перевозок пассажиров до 1 июня 2017 года. Кроме того, председатель правительства поручил принять ряд дополнительных мер по повышению экономической эффективности и развитию сети регулярных региональных воздушных перевозок пассажиров.

Перемена мест

Кризис привел и к изменению расклада сил на рынке авиаперевозок: в частности, с него ушла компания «Трансаэро», ранее являвшаяся вторым по величине игроком, а также ряд европейских лоукостеров (Air Berlin, EasyJet, Fly Niki и Estonian Air). При этом объемы перевозок сократили крупные международные компании - Lufthansa, Finnair, Czech Airlines, Wizzair, Aigle Azur, Emirates, Etihad, EL AL. В связи с этим на рынке усиливается консолидация рынка авиаперевозок. Рыночная доля 15 крупнейших перевозчиков в первые 10 месяцев года составила 90%, доля пяти основных игроков рынка («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии») выросла на 18,3 п. п. и составила 67,1% (50,5 млн пассажиров). Таким образом, можно констатировать, что консолидация рынка авиаперевозок и увеличение доли авиакомпаний-лидеров продолжаются. К тому же в конце 2015 года «Аэрофлот» решил присоединить к «России» две своих дочки – «Донавиа» и « Оренбургские авиалинии», создав на их базе нового перевозчика, который занял нишу в среднем ценовом сегменте.

Развитие грузового сегмента

По данным Росавиации, по итогам 10 месяцев грузооборот российских авиакомпаний вырос на 17,6%. Объем перевозок грузов и почты остался, можно сказать, на уровне аналогичного периода прошлого года и составил 778,4 тыс. т, что на лишь на 0,4% больше, чем за 10 месяцев 2015-го.

По словам представителя группы «Аэрофлот», замечено изменение структуры перевозок в сторону роста объемов транспортировки по России. «Основу перевозок на внутренних линиях составляют перевозки в/из пунктов Дальнего Востока. Именно на дальних маршрутах особенно проявляется преимущество и социальная значимость гражданской авиации, максимально используются возможности наших современных дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров «Боинг-777», А330 и клиенты по достоинству оценивают сервис «Аэрофлота», – уточняет перевозчик. При это нельзя не отметить, что в России практически не производится то, что выгодно перевозить авиатранспортом, то есть дорогостоящая электроника, рыба, медикаменты и т. д. Зато новым сегментом, который фактически появился за последние 2 года, стали авиаперевозки в Крым. 

С полуострова в Центральную Россию поставляются, в частности, фрукты и овощи, которые традиционно перевозятся авиационным транспортом. «Динамика спроса на услуги авиаперевозчиков зависит от агрессивности ценовой политики, предлагаемых ими сервисов и развития маршрутных сеток. Авиафрахт остается востребованным для доставки дорогостоящих и мелкопартионных грузов на большие расстояния. Воздушным транспортом по-прежнему перевозятся в основном дорогостоящие грузы (сегмент Luxury), дорогостоящая электроника (смартфоны, планшеты и т. д.), оборудование и запчасти (особенно если простой оборудования будет стоить дороже, чем авиафрахт) и тому подобные грузы», – отмечает руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша.

На статистику уже давно и довольно существенно влияет транзит, осуществляемый отечественными перевозчиками. «Российские компании берут на борт груз за границей в интересах зарубежных грузоотправителей для зарубежных же грузополучателей. В России они делают лишь промежуточную посадку, но при этом объемы засчитываются в российскую статистику. Эта тенденция сейчас усилилась – в связи с тем, что привлекательность отечественных авиакомпаний в некоторый момент после девальвации национальной валюты возросла», – поясняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Кроме того, по наблюдениям главы Infomost Бориса Рыбака, большой объем генеральных грузов перетянули на себя пассажирские компании. «В составе их флота есть широкофюзеляжные самолеты. В силу своей конфигурации они имеют большие грузовые отсеки, которые, конечно же, багажом пассажиров не заполняются. Избыточная провозная мощность позволяет разместить как генеральные грузы, так и контейнеры, палеты и т. д. В итоге цены на грузовые авиаперевозки значительно упали, так как для пассажирской компании они условно ничего не стоят, это просто попутный груз», – комментирует он.

Несмотря на то, что авиакомпании не упускают возможности заработать, все-таки основной профиль российских воздушных перевозчиков – это транспортировка пассажиров, а не грузов, и говорить о том, что рынок вышел из зоны турбулентности, пока рано.

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!