25 лет успешной работы!
Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Новости логистики

Грузоотправители выступают за переход портовых тарифов на рубли

Грузоотправители выступают за переход портовых тарифов на рубли
Фото: Известия
Представители Минтранса России в ходе мероприятия заявили, что двигаться к рублям нужно осознанно и с отлагательным периодом.
24 мая 2017 г.

Крупные компании, которые пользуются услугами перевалки в портах («Роснефть», «Русал», «Русснефть», «Металлоинвест» и другие), выступили за то, чтобы тарифы на эти услуги были переведены в рубли. Об этом они заявили на совещании на площадке РСПП на прошлой неделе. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ранее неоднократно заявляла, что необходимо выполнить соответствующее поручение Президента и уйти от валютного ценообразования, однако на этом совещании представители ведомства не присутствовали. Представители Минтранса в ходе мероприятия заявили, что двигаться к рублям нужно осознанно и с отлагательным периодом.

Сейчас тарифы стивидорных компаний (осуществляют погрузку, разгрузку и хранение грузов в портах) устанавливаются свободно. Несколько лет назад ФАС отменила ценовое регулирование в этой области. Однако в последние годы из-за номинации в валюте тарифы значительно возросли, в связи с чем ФАС по подозрению в установлении монопольно высоких цен уже выдала несколько предупреждений и предписаний.

— Люди шли в этот бизнес, как в валютный, и инвестировали в него именно так. Когда человек оценивал риски, он понимал, что они нивелируются, что здесь нет так называемой курсовой разницы, которая возможна при изменении курсов рубля и доллара, — заявил на совещании замглавы Минтранса Виктор Олерский.

По его словам, многие стивидоры имеют долги в валюте и не смогут мгновенно все перекредитоваться в банках, а это значит, что невозможно будет одномоментно перевести тарифы в рубли.

— Все экспортеры в основном строят свои планы и инвестпрограммы в долларах, так как получают выручку в долларах, — добавил Виктор Олерский.

Замминистра отметил, что ФАС выдала свои предупреждения и предписания стивидорам, не до конца разобравшись в предмете.

— Чтобы сделать какие-то выводы, нужно погрузиться в предмет. Тут столько деталей и нюансов, можно таких дров нарубить, что я больше ничего не могу ФАС посоветовать, — заключил чиновник.

На этом совещании представители ФАС не присутствовали, хотя были приглашены. От комментариев «Известиям» в ведомстве отказались. Тем не менее министерство выслушало все позиции стивидоров и грузоотправителей — крупных компаний, которые пользуются услугами перевалки в портах.

— На самом деле позиция компании «Роснефть» всем известна. Ключевой вопрос — альтернатива. У нас нет альтернативы по перевалке в Приморске, Усть-Луге, Новороссийске, — рассказал генеральный директор «Роснефтефлота» Олег Терещенко.

По мнению грузоотправителей, для установления справедливых цен на услуги нужна конкуренция. Об этом, в частности, говорила и директор по транспорту и логистике «Русала» Мария Никитина.

— Конкуренции мы не видим, — заявила она.

Олег Терещенко отметил, что «несправедливо выросла ставка (на портовые услуги) в рублевом эквиваленте», тарифы в долларах выросли, но несущественно. По его словам, всё это привело к тому, что рентабельность стивидоров достигла как минимум 60%.

— Ограничить слишком быстрый рост расходов (на перевалку). Эту цель мы и преследовали. Мы поддерживаем позицию ФАС по установлению границ рынка, — также заявил вице-президент по коммерции «Русснефти» Магомед-Али Евлоев.

Установление границ рынка, как подчеркнул Виктор Олерский, поможет выявить, кто действительно является монополистом в принадлежащем ему порту, а кто нет.

Представитель «Металлоинвеста» также пожаловался на значительный рост тарифов.

— «Металлоинвест» продает 65–70% своего производства руды внутри России за рубли. И после девальвации мы не смогли цены увеличить в два раза. Руда не стала стоить в два раза больше. А ставка на перевалку увеличилась в два раза, — посетовал коммерческий директор «Металлоинвеста» Назим Эфендиев.

В ходе совещания было проведено голосование, чтобы выявить, кто выступает за переход тарифов в рубли, а кто против. Все грузоотправители проголосовали за, а против — «МРП-Танкер», «Северо-Западное пароходство», Ассоциация морских торговых портов, Российская палата судоходства, НМТП, FESCO, «Первая грузовая компания», «Сахатранс» и «Росморпорт».

Виктор Олерский подвел итог, отметив, что в исполнение поручения президента Владимира Путина нужно постепенно переводить ставки перевалки из валюты в рубли с учетом конкретных обязательств компаний.

— Есть поручение Президента РФ, которое никто не отменял, и его надо выполнять, — заявил он.

Если компаниям не нравится привязка к условным единицам, можно привязываться к чему-то другому, например, к цене продукции, а она, как правило, отражает валютный курс, добавил замминистра. Кроме того, участникам рынка нужно дать возможность локально выбирать, как переходить на рубли.

Экспортеры, особенно нефтяные, безусловно, располагают более мощным административным ресурсом, чем стивидоры, отмечает эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

— Наиболее влиятельные и вовсе имеют личный выход на самый верх. Но я не думаю, что этот ресурс будет в данном случае задействован в полной мере. Иными словами, вряд ли решение будет принимать непосредственно президент, не его это уровень, — считает эксперт.

В антимонопольном ведомстве прекрасно разбираются в этих раскладах и в состоянии самостоятельно выработать решение и представить его на утверждение Правительству, добавил он.

По мнению эксперта, в качестве компромисса тарифы на услуги стивидоров могут быть переведены в рубли по курсу, чуть более выгодному для клиентов по сравнению с действующим, и утверждены в качестве базовых.

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!