25 лет успешной работы!
Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Новости логистики

Российским зерновым трейдерам перекрыт доступ к портам Прибалтики

Российским зерновым трейдерам перекрыт доступ к портам Прибалтики
Фото: thesaint.ru
Ситуация с Прибалтикой может повлиять на рынок, но в новом сезоне на рынке будет рекордное количество зерна, не исключена паническая распродажа. Нагрузка на порты существенно возрастет, цены на портовые услуги подскочат. 
29 мая 2017 г.

Российский зерновой союз попросил президента РЖД Олега Белозерова помочь обеспечить железнодорожные экспортные перевозки российского зерна в направлении зарубежных портов Балтийского моря, в том числе Латвии, говорится в письме, с которым ознакомились «Ведомости». Союз действительно обращался с таким письмом, подтвердил «Ведомостям» президент союза Аркадий Злочевский. 

23 мая Reuters сообщило, что РЖД отказывает в большинстве запросов на перевозку грузов (нефтепродукты, удобрения, уголь, металлы) из России в порты Латвии. С зерном РЖД отказывает трейдерам в 100% случаев, говорят А. Злочевский и топ-менеджер одной из компаний, работающих на зерновом рынке. 

Несколько собеседников Reuters и один латвийский чиновник высказали подозрение, что Россия таким образом давит на Латвию за ее критику проекта трубопровода «Северный поток – 2».

Того же мнения и два менеджера российских зерновых компаний: дорогу можно закрыть, якобы там ремонт, а потом открыть. Представитель РЖД не стал комментировать переписку, но заверил, что ограничений РЖД не вводила. Представитель Минтранса не ответил на вопросы.

Экспортеры в сложной ситуации, говорит А. Злочевский, у России рекордный экспортный потенциал – около 40 млн т зерна, но из-за укрепления рубля оно плохо продается, запасы выросли и на конец сезона 2016/17 г. могут составить более 21 млн т, в 1,9 раза больше, чем в прошлом сезоне.

Ситуация еще усугубилась, так как крупнейшие импортеры российского зерна, Турция и Египет, то и дело вводят разнообразные ограничения, а экспорт в Причерноморском регионе сократился в преддверии нового урожая.

Новый урожай в России также ожидается высокий – 110 млн т, что грозит резким падением внутренних цен. Велики риски значительных потерь зерна, находящегося на хранении, констатирует А. Злочевский: весь план развития зернового комплекса России под угрозой. Поэтому зерновая отрасль крайне заинтересована в скорейшем поиске импортеров, готовых в кратчайшие сроки заместить традиционных покупателей российского зерна, в том числе Турцию.

Традиционная зерновая логистика (на 70% это автотранспорт) ориентирована на порты Азово-Черноморского бассейна с перевалкой на суда для Египта, Турции, Саудовской Аравии, Иордании и проч., существенно сократилась. Страны Южной и Центральной Америки, Западной Африки, Северной Европы, которые могли бы стать альтернативой традиционным импортерам, логистически тяготеют к портам Балтийского моря, в частности Латвии, традиционно переваливающим российские зерновые грузы. Через балтийские порты можно доставить до 3 млн т зерна, это 7% всего экспорта, говорит менеджер компании-экспортера: балтийские порты – хорошая логистика для зерна из Центрального Черноземья. Если зерно не попадет в Прибалтику, то поедет в Новороссийск и подорожает.

Российские порты Балтийского моря, потенциально способные к перевалке зерновых грузов, либо не имеют такой технической возможности, либо не могут обеспечить приемлемое для стран-импортеров качество и условия погрузки, сетует А. Злочевский.

Перевалка зерна через порт в Усть-Луге или через Большой порт Санкт-Петербург возможна только прямым способом и обойдется дороже – дополнительно по $5 на каждую тонну, констатирует А. Злочевский.

Эта надбавка ложится не на экспортера – он пытается договориться о меньшей цене с производителем, продолжает А. Злочевский, а если это не получается, то он просто отказывается от поставки.

Среди российских портов на Балтийском море только один оборудован зерновым терминалом – Калининградский, но он всегда работал параллельно с портами Прибалтики и не может их заменить, говорит А. Злочевский.

У калининградского порта свои покупатели – страны Европы, некоторые страны Африки и Латинской Америки. А прибалтийские порты работают на традиционные для России рынки – страны Южной, Северной и Восточной Африки, Египет и страны Ближнего Востока.

Калининградский терминал принадлежит компании «Содружество» и экспортеры должны договариваться с компанией, чтобы сделать перевалку, говорит человек, участвовавший в подобных сделках, а кроме того, транзитный тариф для железнодорожных грузов в Латвии выше, чем внутренний. Порт в Усть-Луге мелководный, там нет зернового терминала, как и в Большом порту Санкт-Петербург, поэтому Латвия – оптимальный вариант для экспорта российского зерна на севере, резюмирует собеседник «Ведомостей».

Врио вице-губернатора Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков сообщил, что регион готов использовать ситуацию, чтобы привлечь независимых инвесторов и построить зерновой терминал: в области много участков с железнодорожной веткой и доступом к большой воде.

Ситуация с Прибалтикой может повлиять на рынок, но в новом сезоне, говорит директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов: на рынке будет рекордное количество зерна, не исключена паническая распродажа. Нагрузка на порты существенно возрастет, цены на портовые услуги подскочат. 

Дополнительные мощности прибалтийских портов как раз и могли бы разгрузить российские порты, заключает он.

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!