Пока речь идет только о конкуренции с трубопроводом по нефтепродуктам. При реализации такой инициативы компания сможет устанавливать тарифы на перевозку без привязки к тарифному прейскуранту и не будет ограничена в размере предоставляемых скидок, что позволит ей привлечь дополнительный груз. Но аналитики сходятся в том, что дерегулирование должно быть сначала протестировано на небольшом количестве направлений, чтобы проанализировать как экономическую целесообразность этой модели, так и ее воздействие на конкуренцию.
ОАО РЖД предлагает дерегулировать тарифы на тех участках, где существует конкуренция с другими видами транспорта. «Компанию иногда упрекают, что наши ставки на перевозки грузов выше, чем на других видах транспорта, — сообщил «Интерфаксу» глава монополии Олег Белозеров.— Наш ответ очень простой: «Если нас дерегулируют на конкурентных участках, мы готовы побороться с теми, кто на них работает»».
Монополия таким образом хочет привлечь на сеть дополнительные объемы грузов. Ситуация с погрузкой непростая: 2019 год монополия закончила с падением перевозок на 0,9%, январь — со спадом на 4,9%, но пока планирует закончить этот год с ростом на 2,9% (подробнее см. «Ъ» от 15 и 31 января).