Всего на путях общего пользования сейчас стоит 134 тыс. вагонов — вдвое больше, чем год назад. Но ОАО РЖД полагает, что так делать нельзя: при отмене платы на инфраструктуру хлынет свыше 300 тыс. вагонов, и кризис лишь углубится. Также операторы просят поддержать предложение ФАС об увеличении скидок на перевозку до 99% — оно также не устраивает ОАО РЖД, которое предлагает самим операторам давать большие скидки, а также отменить госрегулирование тарифов в некоторых сегментах. По мнению аналитиков, позиции обеих сторон вполне оправданны.
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) 9 апреля попросил ОАО РЖД в качестве антикризисной меры ввести до конца 2020 года мораторий на взимание платы за отстой вагонов на инфраструктуре общего пользования или установить ее «на символическом уровне». Как объясняется в письме председателя президиума СОЖТ Игоря Ромашова от 9 апреля, в условиях кризиса операторы оптимизируют парк и направляют избыток в отстой. Но «мероприятия логистического характера не могут нивелировать падение погрузки и грузооборота», и невостребованным становится парк, уже следующий на площадку погрузки или даже прибывший на станцию назначения. «Профицит вагонов в одночасье образовался даже в стабильно работающих сегментах рынка»,— констатирует он. Сейчас плата за добровольный отстой (по договору) на путях общего пользования — 118–227 руб. за вагон в сутки, она уменьшается при простое свыше 60 суток. Плата за отстой на станциях выгрузки и перемещения — 152–291 руб. в сутки, причем на станциях выгрузки через трое суток она увеличивается впятеро.
Также операторы просят поддержать предложение ФАС, по которому ОАО РЖД сможет давать скидки до 99% к тарифу. Сейчас максимальная скидка в зависимости от класса груза составляет 12,8–50% (см. «Ъ» от 24 марта).